Баба Яга в славянской мифологии — от богини к старушке


Тяжёлая поступь, да хруст сухих веток под ногами. Тёмный лес не место для незваных. Здесь иной хозяин, которому не писан закон богов. И коль не люб будет ему чужак, и шага не ступит тот. Вот и стоит гонимый братьями своими Велес, и топчется, что дитя малое и ждёт хозяина лесного, никем не виданного и неслыханного. Тихий лязг, словно монетки медные перестукиваются и никого вокруг. Только видит Велес Отец, как среди ветвей мелькнуло, что-то рыжее, словно пушистый хвост. И что ж за зверь такой, что быстрее луч-стрелы Ярило, да ещё с таким хвостом?! И видит Проклятый, как из тени деревьев-великанов, словно княжна какая-то, чинно выходит дева дивной красоты. Вся в кольчуге серебристой, из мелких чешуек, словно русалки озорные ткали, да в платье простом, сотканным из дымки ночной. И стоит перед ним и глаз не опускает. Не чета такой ни светлая мать Лада, ни тёмная Мара-заклинательница. Эта дева краше, да только красота её не в косах русых и тяжёлых, до пят самих, и не в стане хрупком, словно хрусталь горный. Смотрит она иначе на Велеса-изгнанника. Глаза свои зелёные не прячет и не отводит, смотрит как на равного и друга любимого, с которым разлука долгая была. И видит Великий, как мудрость неизведанная да мощь в теле девичьем, бурной рекой плещется. В руке своей маленькой да беленькой, меч сжимает крепко-накрепко. Защитница она и хозяйка тут. И решил Велес, что не уйдёт он никуда и дом свой построит в мире Навьем, где нет богов его отвергших. И жён чужих он красть больше не будет, потому, как у него теперь своя будет — Ягиня, дочь Вия ужасного. Добрая и с сердцем, словно огонь Вечный.

Велес и Ягиня.

Ягиня дочерью Вия ужасного была, что в Навьем мире без ведома богов Ирийских правил. И мрак и тьма его земли те скрывали от глаз любопытных, ибо обитала там жить и нежить невиданная. А Ягиня хозяйкой границ была, и хранительницей земель Навьих. Без её ведома ни одна душа в Тёмный Лес ступить не могла. И если её воле противились, то мечом и колдовством тёмным выжигала она непослушных, ибо доброте своей вопреки, была она ужасна и могуча в гневе своём. Не мог Вий дочь свою своевольную долго выдать замуж, потому как уговор у него с ней был такой: только тот, кто в бою честном и равном, одолеет богиню молодую, и станет ей мужем любимым. Много кто сватался к прекрасной Ягине, да только сердце девы не лежало ни к кому, словно часа своего она ждала. И дождалась, когда сам Велес в мир отца её спустился. По землям её ступал, да только не силой своей, врата открыть хотел, а как положено — приглашением хозяюшки. И бились они на землях тёмных, да только не насмерть, а на любовь. Потому как, Ягиня всё ведающая, знала что судьбой ей уготовано стать вечной и верной супругой для Велеса Праотца. И поселились в мире Навьем, Велес и Ягиня, и от дома их него тянулись корни всех растений на земле, и текли все реки.

Как представлена у славян

В разных источниках образ Ягини разнится. В одних она изображена молодой красавицей быстрой да сильной. На ногах сапожки золотые. Косы длинные разными украшениями украшены, одежда чистая да светлая.

В других источниках это взрослая женщина, мать.

В более поздних источниках старуха одиноко живущая в лесу непроходимом да детей ворующая на съедение, но это уже сказки советского времени.

Обращались к Йогине за советом, однако помогала она не каждому. Сначала испытания разные устраивала ибо знания большие могут вред принести людям при неправильном использовании. Мудрости лишь достойных учила.

Со всего свету приходили учиться к ней мудрости. А в тяжелые времена, когда раздор и войны были, собирала Яга детей сирот и учила мудрости житейской. Многие из тех сирот волхвами стали да жрецами, а женщины хорошими женами становились, детей рожали, род продолжали.


Современная баба яга отличается от своего первичного прообраза. Изображена одинокой старухой живущей в глухом лесу. Однако силу мудрости сказки сохранили и по сей день.

Поэтому и звали славяне ее Матушкой Ягиней.

Также Ягиня связана с обрядом инициации. Когда юноши проходили испытания перед наречением имени.

Баба Яга и Ягиня — различия и схожесть.


Сложно судить спустя столько веков о подлинности Ягини и её перерождения в Бабу Ягу. Возможно, это совершенно два разных персонажа древней славянской мифологии. Некоторые из учёных предполагают, что так оно и есть, и гипотеза единства этих двух персонажей, основано на вольном аспекте схожести имён. В пользу этой теории, можно сказать, само слово баба, как и мама и папа, относится к именам человеческим. То есть та же Ма-ра — это мать, родившая Ра. А ма-ма, это означает родившая вторую, после божественной, сущность — человеческую. Но как бы там не было, не возможно окончательно отказаться от идеи идентичности Ягини и Бабы Яги. Обе жили в чаще лесной, в заколдованном доме на курьих ножках. Здесь стоит упомянуть, что «курья» — это не курица вовсе, как многие привыкли думать. Курьей называли дымящее, горячее место, которое могло, словно воронка крутиться и затягивать в другой мир существа. Это и считалось вратами в мир иной. Так, получается обе были хранительницами прохода в мир мёртвых. Обе прекрасно понимали язык зверей и растений всяких, и лес в услужении был у обеих. А ещё обе наставляли на путь праведный отважных и сильных духом. Были они суровыми в испытаниях духа и силы воли избранных. Только достойным, они давали совет и преподносили дары волшебные, что героям могли помочь в преодолении преград на их пути. Ягиня и вовсе считалась хранительницей не только междумирья, но и мудрости и колдовства неизведанного. Не зря ведь к ней за помощью всякий раз тёмная Мара приходила. А Баба Яга, вопреки всем сказочным россказням, всех героев в доме своём принимала и почивала, на печь спать укладывала, а по утру в путь отправляла. Верить или нет в единство Яги и Ягини — это выбор каждого. Но это неоднозначно, так как прямых доказательств, опровергающих или наоборот доказывающих подобное, просто нет.

Кто такая Ягиня?

Ягиня – предположительно дочь обычных людей, усыновлённая после их гибели Богиней Макошь. Но есть мифы об её замужестве – Баба Йога была супругой Велеса, Бога Магии, мудрости и Трех Миров. В этом же мифе рассказывают страшную историю — позднее Ягиню извела матушка Велеса – Амелфа, дочь Небесной Коровы Зимун, а Велес, чтобы спасти жизнь Ягуни, добровольно ушёл в Навь.

Славянская Баба Яга полностью должна именоваться – «славянская Баба Йога». То есть – это женщина, владеющая йогическими знаниями, ведающая о движениях сил в Мироздании. Баба Йога стала Богиней, которая помогала людям увидеть свой путь — даже поздние сказки показывают, что Баба Яга давала волшебные предметы путникам и спасала детей.

Читайте книги сказок о славянских Богах!

Подробнее

Вас также может заинтересовать:

  • Велеса Печать медвежья лапа Золото
  • Серьги Ярило. Золото
  • Серьги Четырехлистник с рунами Золото
  • Оберег Символ Велеса
  • Оберег Печать Велеса Медвежья лапа
  • Медвежья Лапа Печать Велеса

5 мыслей о “Баба Яга”

  1. Сергей сказал: Нашёл ответ на свой вопрос!

    20.03.2019 / 17:33

  2. Наталия сказал: Очень интересно. Но хотелось бы по подробнее узнать о Ягине. Узнать как славяне посчитали ее Т звали ли на помощь и как. Что для этого делали.

    30.07.2019 / 20:54

  3. Аноним сказал: какой символ у Ягини?

    06.01.2020 / 14:09

  4. ñ̰ã̰t̰̃ṵ̃s̰̃ỹ̰ сказал: Класс???

    19.01.2020 / 14:00

  5. Аноним сказал: класс

    25.04.2021 / 11:35

Баба Йога — Великая Богиня

Баба Яга, пожалуй, один из наиболее популярных и загадочных персонажей народных сказок. В то же время она воспринимается скорее как персонаж отрицательный по отношению к героям сказки, хотя и может оказать услугу путнику. Вторая отличительная черта Яги, ее отношение к маленьким детям, чаще всего сиротам, которых она жарит в печи и съедает. Именно эта ее черта и послужила прообразом множества рассказов о кровавых обрядах язычников. Насколько же правомерны сии представления, я и попытаюсь разобрать в этой статье. Но, прежде всего, обратимся к истокам образа Бабы Яги. Так М. И. Без-Корнилович в книге «Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся» пишет: «За рекою Полотою в поле находится озерко Воловое: о нем есть предание, будто бы в древности… при оном озере стояли капища Перуна и Бабы Яги»1. Стало быть, Баба Яга была полноправной Богиней и почиталась нашими Предками наравне с таким Богом как Перун. Интересен также сам факт установки кумира Яги рядом с образом Перуна, но об этом я скажу ниже. Другой образ, отождествляемый исследователями с Бабой Ягой, — призрачная и неуловимая Златая Баба, чей кумир пытались отыскать множество исследователей и охотников за сокровищами (ведь культовая статуя, по преданию была отлита из чистого золота), но всегда ей удавалось ускользнуть от чужих глаз.

Следы Златой Бабы встречаются от Поволжья до Урала и Сибири и культ ее, вероятно, идет еще со скифских, а может и арийских времен, когда на этих территориях располагалась Арианам Ваэджа — Земля древних Ариев. Почитали ее и коренные народы Сибири: остяки, вогулы и др., и даже ставили ей святилища в виде «уров» — маленьких избушек «на курьих ножках», т.е. на высоких гладких столбах. Вовнутрь сиих избушек и помещали куклы-иттрамы Златой Бабы, одетые в национальные одежды. Именно сии святилища, по мнению некоторых исследователей, послужили для описания в сказках образа Бабы Яги: «живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу»2, но думается мне, что сей образ все же говорит более о той узости границ, которые были определены Великой Богине народной сказкой в период торжества христианства. Как же получилось, что столь почитаемая Богиня — хранительница кХай — Живой Силы обратилась в страшилку для малых детей?

«Наниче ся годины обратиша». Есть такие слова в «Слове о полку Игореве». А. Андреев, исследователь русской культуры, так расшифровывает эту фразу: «Время понимается в народной культуре как своего рода течение, ток жизни. Хорошая жизнь — это хорошие времена, как только «жирни времена» оказались на дне Каялы-реки, тьма тут же покрыла свет русской жизни. Когда времена обращают ся наничь, целый народ оказывается в изнаночном, зазеркальном мире, где все не так, все наоборот, все противу правил. Попавший в наничье народ теряется и может погибнуть, поскольку наничь вывернута оказывается и вся его культура и система ценностей, которую он создавал тысячелетиями»3. Сии времена в Славянской Традиции именуются Ночью Сварога, когда рушатся все Устои и традиции и «вержеся Дивъ на землю». Див или Дый, как известно, был у Славян олицетворением Неба, таким образом, сия фраза означает, что Небо упало на землю, а значит, происходит нечто, что расценивается автором «Слова» как глобальная катастрофа, подобная гибели Атлантиды. Вот как произошло забвение образа Великой Богини и обращение ее в злобную старуху русских сказок. Но А. Андреев, долгое время проживший у стариков — хранителей Традиции пишет: «Старик, бывший моим первым учителем, подарил мне инструмент для возвращения утерянного времени. Он сказал: если времена вывернулись наизнанку, значит, чем страшнее в сказке чудовище, тем чудеснее, тем значимее было это божество в том Мире». Воспользуемся и мы сиим инструментом, пытаясь выявить исходный образ Бабы Яги. И начнем с определения значения ее имени.

Словарь Фасмера дает следующие слова, родственные имени Бабы Яги: лит. Jega — «сила», вин. п. ед. ч., Jega, nuojega — «состояние», jegti, Jegiu — «мочь, быть в состоянии», лтш. Jega — «смысл, разум». Таким образом, ее имя соотносится как-то с понятием Силы или состояния Силы, да еще и с разумом. Как же увязать все это? Все встанет на свои места, если обратиться к словам хранителей Древнерусской Веры: «простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью, кто Бабушкой Йогой Златой ногой, а кто и совсем попросту — Йогиней-Матушкой»4. Вот оно, именно Баба Йога, так в древности звучало имя Богини. Само же слово йога имеет древнеарийские корни и переводится как «путь единения», а искусство йоги, по сути, является инструментом преобразования сознания, т.е. своеобразным посвящением. Это подтверждает в своем исследовании и А. Платов, пишущий, что Баба Яга, оказывается «напрямую связанной с магией руны Перт (P) — руны посвящений»5. И последнее указание на связь Бабы Яги с посвящением — расположение ее избушки на границе леса, воспринимаемой как грань Яви и Нави.

Теперь рассмотрим связь Бабы Яги с детьми. Как уже говорилось выше, Яга отождествляется исследователями со Златой Бабой, которая по описаниям свидетелей изображалась обычно как женщина с младенцем на руках и ребенком, стоящим подле нее. Весьма странное отождествление, но только на первый взгляд. Дий Владимир в своем труде описывает обряд посвящения детей-сирот жрицами Богини в одном из Капищ: жрицы, которых называли также йогами (ягами) собирали детей-сирот и приводили в Капище Рода, которое было высечено в горе и находилось в лесу у Ирийских гор (Алтай). Там дитя одевали в белые одежды, давали сон-траву и укладывали на помост, называемый — лапата. Лапата находился в специальном углублении в скале — Пещи Ра. Лапата была разделена выступом на две части — внешнюю и внутреннюю. Во внешнюю часть закладывался хворост, затем лапата задвигалась, и в Пещи Ра возжигали огонь. Для наблюдателей со внешней стороны казалось, что детей сжигали в печи. На самом деле, когда помост-лапата задвигался в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты, и отделял углубление с детьми от Огня. Сие обрядовое действо означало смерть детей для внешнего мира и возрождение их как будущих жрецов. Похожую картину посвящения дает и болгаро-помакская «Веда Славян», согласно которой праотца Ория похищает из дома Юда Самовила — Старая Друда, тождественная Бабе Яге (само имя Друда — означает лесная) и уносит его в свою лесную пещеру. Там Орий «сега малу три години; Бога си служба служи», обучаясь и проходя посвящение во друдня (т.е. жреца Вышнего Бога)6. А поскольку в русских сказках, как и в «Веде Славян» сохранились моменты похищения Бабой Ягой детей из семьи, то обряд огненного посвящения должны были пройти не только дети-сироты, но и другие дети, не имеющие Права Крови (т.е. не принадлежащие к жреческому сословию по рождению). Проходя через очистительный огонь, умирая для своих родителей и всего мира, они обретали второе рождение, жизнью доказывая свое право на посвящение. И сие право они получали от хранительницы Путей двух миров — Бабы Яги. Дополнительным указанием на это служит и обращение к Яге — Баба. Бабой на Руси называли вовсе не старуху, а женщину, которая родила дитя. И само слово «Баба» означает — врата новой жизни, открытие врат новой жизни. Также особо следует отметить символизм печи и пещеры — и то, и другое служат архетипом материнской утробы и указывают, по сути, на второе рождение или перерождение человека.

Помимо того, что Баба Яга, как было рассмотрено выше, связана с детьми, она также в сказках помогает герою, но не всякому, а лишь тому, кто достоин. Причем помощь ее в большинстве случаев — указание пути. Таким образом, можно сделать вывод, что Баба Яга связана не только с посвящением детей, но и с инициацией вообще. Триглав посвящения. Еще одна интересная особенность, встречающаяся как в сказках, так и в «Веде Славян» — троичность образа Бабы Яги. В некоторых сказках действуют три Ягинишны — либо три сестры, либо мать и две дочери. В «Веде Славян» с посвящением Ория также связаны три сестры Юды Самовилы. Исходя из этого, можно предположить, что изначален образ трех сестер, являющих собой особый Триглав посвящения. Проследить сей Триглав на Руси довольно трудно. Однако в полном объеме мы находим его в Индии в шиваитском тантризме, где божественная супруга Шивы Дэви, олицетворяющая Шакти (Силу или энергию Шивы) предстает в трех ипостасях: Кали, Дурга и Тара. Раса-вада — учение о трансмутации человеческого Духа говорит о восхождении к Солнечному Истоку посредством реализации основных аспектов Шакти — Лунной Силы Кундалини:

Кали — энергия времени и разрушения, ее лик ужасен, в своих правых руках она держит кинжал и человеческий череп; гирлянды из человеческих голов украшают Ее голову и шею; ожерелье из змей на Ее груди. На ней пояс из рук мертвых тел, ее глаза сияют как утреннее Солнце. Не правда ли, все это очень напоминает образ Бабы Яги — забор вокруг избушки из человеческих костей, черепа на колах, засовы из мертвых рук и черный сморщенный лик. Сходство просто поразительное. Да к тому же еще положение Бабы Яги, как и Кали — меж двух миров, между жизнью и смертью в состоянии глуби (или глубины), что обеспечивает доступ ко всем сокровенным знаниям. И именно к Бабе Яге и Кали идут «добры молодцы» за советом — посвящением, идут во глубь в состояние вне времени, проходя через смерть, чтобы родиться вновь. И вовсе не удивительно, что с приходом христианства на Русь образ Великой Богини, утеряв свое инициатическое значение, остался пугалом для детей.

Дурга — хранительница явного мира. Она предстает в облике грозной воительницы, сражающейся с демонами. В славянском пантеоне нет отчетливого соответствия ей. Но мне думается, что более всего связана Дурга со Златой Бабой. И хотя последняя не обладает чертами воительницы, но в ее образе охранительницы малых детей отчетливо проявляется забота о мире Яви.

Тара — Сила золотистого эмбриона (Хираньягарбха), из которого развивается вселенная. Т.е. Славянский аналог Тары, должен быть Богиней, олицетворяющей изначальную энергию Рода. Человек, восходящий по Златому Пути, проходит полный круг обращения кХай. Приходя в избушку Бабы Яги — Кали, проходит через инициатическую смерть в очистительном огне и трансмутирует свой Дух в зародыш новой Жизни — хранителя как Ярг мира (макрокосма), так и Яр мира (микрокосма — своего тела и Души).

Но прежде чем делать окончательные выводы о сущности Бабы Яги, рассмотрим еще один аспект образа Великой Богини, который поможет нам определить ее происхождение и место в Славянской Традиции. Костяная нога и змеиная натура. Кто же она, таинственная Баба Яга и откуда пришла на Русь? Ответ на сей вопрос скрывается в ноге. В сказках, мифах, легендах Баба Яга предстает неизбежно с одной характерной приметой. Ее нога то костяная, то златая, то деревянная, а в сказке «Иван-Царевич и богатырка Синеглазка» Баба Яга вообще предстает одноногой: «Ах ты, Бабушка-Яга, одна ты нога». Как показали исследователи, все одноногие Боги «так или иначе связаны с образом змеи. Связь эта настолько постоянна, что можно сформулировать правило: если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то «ищите змею»7. Правило сие, по-видимому, верно, так как Кали, которая генетически родственна Яге, определенно связана со змеями, являющимися ее постоянными атрибутами. Но есть и более близкий образ змееногой Богини. Речь идет о легенде, дошедшей до нас в пересказе Геродота о прародительнице Скифов. Согласно ей Геракл в поисках украденной упряжки коней встретил Ору — деву со змеями вместо ног. Она обещала вернуть ему коней, если Геракл станет ей мужем. Отдавая коней, Ора сообщает, что у нее от Геракла родится три сына, и вопрошает, что делать с ними, когда они вырастут. Геракл же завещал отдать сильнейшему землю, лук, пояс и чашу. В Геракле мы видим, очевидно, греческое восприятие прародителя Скифов Таргитая, тождественного расенскому (этрусскому) Херкле (Таг/Тархонт) и славянскому Тарху Даждьбогу (а значит Скифы — сыны Даждьбога!). А Ора — и есть тот образ Великой Богини Матери, что воплотился в Бабе Яге. Одним из важнейших указаний на это можно считать ее связь с водой и пещерой, куда она приводит Геракла. Сия культовая пещера и по наши дни существует на острове Перун на Днепре. Что касается воды, то связь ее с Навью и посвящением очевидна. Во-первых, с водой всегда связано понятие глуби — т.е. сокрытого, сокровенного. Во-вторых, сам архетип реки всегда соотносится с двумя первореками: Смородиной — рекой смерти-мора, отделяющей Явь от Нави, и Ирием — райской рекой, соединяющей землю и Небеса. Что и является классическим образом смерти и возрождения. Да и само имя Ора происходит от древнеарийского Ор — «сила, мощь» и, следовательно, родственно имени Яга.

В пантеоне Расенов непосредственно связана со змеями Верховная Богиня Уни. С ее культом «связывались инициации молодежи»8. Во время одного из таких посвящений девушек вводили в культовую пещеру, посвященную Уни, где они должны были накормить змею.

На Руси символы змеевидной Богини или Бабы Яги в виде оберегов-змеевиков находятся в огромном количестве вплоть до XIX века, что подтверждает значимость ее культа у наших Предков. Пути обретения кХай. В приведенном в начале статьи свидетельстве М.И. Без-Корниловича говорилось, что капище Бабы Яги стояло рядом с капищем Перуна. Сие сведение очень важно, так как обычно Перуну всегда сопутствовал Велес. Эти Боги в паре на Руси являлись хранителями Роты — единого Вселенского Закона, подобно тому, как в Индии пара Митра — Варуна были хранителями Риты9. Причем Велес, как и Варуна, считались покровителями и хранителями тайных знаний и путей посвящения. Замещение Велеса Бабой Ягой прямо указывает на ее связь с обрядами посвящения и обретением тайного знания. Дополнительным указанием на сию связь можно считать и приведенную мной выше аналогию между образом славянской Богини и индуистской Шакти, поскольку Велес по ряду функций сопоставляется также с Шивой.

Итак, первый лик Великой Богини и первая ступень восхождения по Златому Пути — Баба Яга, охранительница знаний двух Миров, дарующая смерть и возрождение через трансмутацию Духа посредством очищающего Огня. Второй лик — Злата Баба, охранительница Явного мира, скорее даже определенного порядка, установленного в нем согласно Роте. В «Веде Славян» она же — Злата Майя, мать Коляды. Она символизирует следующую ступень на Златом Пути — Тропу волхва, служителя и хранителя Яр и Ярг мира. Ведь именно волхвы определяли основы жизни в общине, являясь хранителями Родовых Устоев и Обычая Предков. Известна Злата Баба и под другими именами — Злата Пани и Злата Лада.

В сказке «Гуси-Лебеди» Бабе Яге служит стая лебедей. А между тем Белая Лебедь — священная птица и одно из воплощений Лады. В ведовстве Лада — старшая Роженица, олицетворяющая кХай — Животворную Силу Бога Рода. Она и вторая Роженица — Леля, олицетворяющая материю, в космическом вихре-свиле порождают Вселенную, являясь эманациями Всебога-Рода. Лада также супруга Дыя — верховного Небесного Бога Славян, его Сила в женском ее аспекте. Присущее Славянскому ведовству понимание Лады как Жизненной Силы, пробуждающей мертвую материю, а также ее генетическое родство с описанным выше образом Уни — супруги Небесного Бога Расенов Тина указывает на то, что Лада и есть третий лик Великой Богини и одновременно сама Великая Богиня. Это третья ступень восхождения по Златому Пути, перерождения человека в Аза — Авегу, являющегося, по сути, Богом на Земле. Вот он Славянский Триглав посвящения: Баба Яга, Злата Майя и Лада. А Баба Яга — одно из имен Великой Славянской Богини Лады, воплощающая Силу Матери Земли, и супруга Бога Небес — Дыя, хранительница его мудрости и тайн Путей посвящения.

Список использованной литературы:

1. Без-Корнилович М. И. Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся. СПб., 1855.

2. Захаров А. На неведомых дорожках//Фольклор и Этнография, АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Издательство «Наука», Ленинградское отделение; 1970.

3. Андреев А. Русские боги в Зазеркалье. Баба Яга//Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 3. Под редакцией А.Платова. М.: Менеджер, 1996.

4. Владимиръ, Дiй. Инглiизмъ — Древняя Вера Славянскихъ и Арiйскихъ Народовъ. Омскъ: Изд-е ДИЦПСИ для внутриобщинного пользования, 1949.

5. Платов А. Баба Яга и руна посвящения.// Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 10. Под редакцией А.Платова. М.: «София», ИД «Гелиос», 2002.

6. Веда славянъ. Обрядныя пъсни языческаго времени, сохранившiеся устнымъ преданiемъ у македонскихъ и фракiйскихъ Болгаръ-Помаков. Собралъ и издалъ Стефанъ Ил. Верковичъ. СПб., 1881.

7. Лаушнин К.Д. Баба-Яга и одноногие боги//Фольклор и Этнография, АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Издательство «Наука», Ленинградское отделение; 1970.

8. Наговицин А.Е. Мифология и религия этрусков. М.: «Релф-бук», 2000.

9. Серяков М.Л. «Голубиная книга» — священное сказание русского народа. М.: «Алетейа», 2001.

Атрибутика и символика Ягини

С 10 по 16 февраля Ягиню славянские племена и рода вспоминают вместе с Великим и Мудрым Велесом.

Наши предки представляли матушку Ягиню красивой женщиной, на которой были надеты золотые башмачки-скороходы, светлая и чистая одежда, русые косы, заплетенные и убранные под славянскими украшениями.

Её неизменными атрибутами были не только клубочек, клюка и деревянная ступка, что представлены в поздних русских сказках, но также и яблоко на тарелочке, показывающее все, что творится в округе. Дружба с птицами – филином, совами и животными, что в чаще лесной обитают.

Исследователи славянской мифологии полагают, что Ягуня была прозвана Матушкой именно за безмерную любовь к детям. Наши предки славяне считали, что после очередной великой войны между разными родами осталось много детей-сирот. Наступали тяжкие и темные времена царствования злых сущностей, невежества, морока и вражды. Перед наступлением этой страшной эпохи Яга стремилась забрать в свой Скит (обиталище) как можно больше сирот славянского роду и роду русичей. Там она уже обучала их Ведам и тем знаниям, коими сама и обладала. Богиня делала всё, чтобы её детей не коснулось невежество новой эпохи времен.

Великая Мать

В результате наших раскопок вместо одной Яги мы имеем трёх, исчезнувших в потоке истории: живую покойницу, крадущую и пожирающую детей, уродливую колдунью, стерегущую вход в царство мёртвых, и молодую красавицу, живущую на стыке Нави и Яви… На этом как будто можно и заканчивать исследования, но есть ещё одна версия того, чем является многоликая Баба-Яга. Эта версия переносит нас к временам палеолита и неолита. Именно в культурных слоях, относящихся к VIII-III тысячелетию до н.э., археологи находят множество женских статуэток. Эти находки дают все основания полагать, что в те века женские божества считались доминирующими. Верховное женское божество условно именуется Великой богиней, или Великой матерью. Самая древняя скульптура Великой богини, чей возраст насчитывает 34 тысячи лет, была найдена в Восточной Сибири. Она представляет собой рожающую птичьеголовую женщину. Образ богини-птицы, по-видимому, следует отнести к числу наиболее архаичных воплощений Великой богини. Сторонники неолитической версии полагают, что Баба-Яга и была Великой богиней наших предков, праматерью всего живого. Человекоподобные образы богов постепенно приходили на смену зооморфным, но замещение не всегда было полным. Возможно, «костяная нога» на самом деле птичья, равно как и длинный клювоподобный нос. Жрицы-ведуньи, служащие Великой богине, распоряжались всеми сферами жизни племени, в том числе проводили обряд инициации молодых охотников, включавший в себя похищение и символическую смерть мальчика. Результатом служило вхождение в статус мужчины. По всей видимости, обряд был весьма жесток и опасен, именно поэтому его боялись, а как следствие, чувство страха переносилось на Великую богиню (Бабу-Ягу). Возможно, версия эта спорна, но одним из аргументов в пользу глобальности фигуры Бабы-Яги можно считать необыкновенную живучесть этого персонажа. Не каждый взрослый сможет ответить, кто такие Коляда и Морена, за что причислены к лику святых Косма и Спиридон Тримифунтский, а вот Бабу-Ягу знает любой ребёнок. Пускай масштабные смены культов и культур исказили образ хозяйки жизни и смерти, но память о Бабе-яге жива и остаётся в нашей культуре, невзирая на прошедшие тысячелетия.

Журнал: Загадки истории №40, октябрь 2022 года Рубрика: Религии мира Автор: Виктор Штерн

Метки: Загадки истории, легенда, могила, фольклор, славяне, Баба-Яга, богиня, Велес, Макошь, Явь, Навь, Коляда

  • Назад
  • Вперед

Баба Яга запекает младенцев

Запекание младенцев, описанное во многих сказках — это древний славянский ритуал. Он назывался «припекание младенца».

Причины его возникновения можно найти в Википедии. Обряд проводился с целью излечить больного ребенка, а слабому от рождения малышу вернуть силы для полноценного развития. «Припекание» было широко распространено не только в древности, но и в начале XX века.

Хилых, недоношенных или больных малышей приносили к местной бабке-знахарке. Она обмазывала младенца ржаным тестом, укладывала на лопатку и три раза отправляла в умеренно растопленную печь (не горячую!). После таких манипуляций ребенок быстро шел на поправку, а его родителям давались советы о том, как правильно кормить и воспитывать чадо. Зная об этом ритуале, сказочные события, связанные с запеканием детей в печке, предстают уже в ином свете. Баба Яга у древних славян, помогала детям выздороветь.

Из сказок каждый знает, что избушка колдуньи стоит «на курьих ножках». Словосочетание дополнено изображением жилища: изба имеет две огромные куриные ноги, с помощью которых она имеет возможность поворачиваться «ко мне передом, а к лесу задом». Но как такое возможно?

На самом деле, выражение «курьи ножки» было искажено, так как имелось в виду, что у дома были подпоры куреня. Они напоминали ножки, отчего и пошло всем известное выражение.

Едем дальше — видим лес

Часть исследователей считает, что образ хозяйки лесной чащи, изготовительницы колдовских снадобий, повелительницы зверей и птиц навеян реальными персоналиями ведуний-травниц, живущих собирательством трав и кореньев, способных сварить и лекарство, и ядовитое зелье. Впрочем, погрузившись в старославянский фольклор на несколько столетий глубже, под наслоениями более современных сказок мы можем увидеть по-настоящему страшный образ лесной колдуньи. Здесь Яга представляется в образе горбатого чудовища с нечесаными космами, торчащими изо рта клыками и непомерно длинным крючковатым носом. «Лежит Баба-Яга, костяная нога из угла в угол, нос в потолок врос». Бывает, что костяная нога и нос, свисающий до пола, представляются железными. Иногда в текстах сказок отмечается одноглазость Бабы-Яги, а неизменной особенностью её внешнего облика выставляются гипертрофированные половые признаки. «На печи лежит Баба-Яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны». На охоту за человеческим мясом Яга вылетает в железной ступе, а клюка жуткой старухи способна обратить богатыря в камень. Жилище Бабы-Яги более чем примечательно. Оно представляет собой избушку на курных ножках за тыном из человеческих костей. Со временем произношение термина исказилось и курные ножки, то есть столбы, для лучшей сохранности окуренные дымом, превратились в ножки куриные. Но изначально избушка Бабы-Яги представляла собой не что иное, как «домик мёртвых» — могильное бревенчатое сооружение на столбах, в которое помещали прах покойного. Обычай был весьма распространён у наших предков и в некоторых областях России просуществовал аж до XVIII века. Но для чего кому-то, пусть даже Бабе-яге, жить в могиле? Ответ достаточно прост: существование в «домике мёртвых» наполнено глубокими смыслами, ведь Баба-Яга не просто кошмарная нежить, убивающая путников. Баба-Яга — сторож границы между царством живых и царством мёртвых. Отсюда её страшный облик и нрав, отсюда хитрые трюки с избушкой, попасть в которую можно, лишь развернув «домик мёртвых» задом к лесу и передом к себе. Отсюда же наличие костяной ноги. Ведь страж входа в потусторонье живёт разом в двух пространствах, одной ногой — в мире живых, другой — в мире загробном. И добры молодцы идут к волшебной старухе не за тем, чтоб попариться в бане, а затем, что им до зарезу нужно попасть в Тридевятое царство (по одной из версий, в загробный мир), а впустить туда того, кто не струсит, может только Яга. При этом, в качестве бонуса, она снабжает героя-храбреца полезными приспособлениями и добрыми советами.

Пристрастия Бабы-Яги

Надо заметить, что эта нечистая сила тяготела к каннибализму. Она поедала людей, причём предпочтение отдавала маленьким детям. Сажала карапуза на сковородку и толкала её в печь. Но не брезговала «бабушка» и взрослыми мужчинами и женщинами. Так что заплутавший путник, оказавшись в избе на курьих ножках, вполне мог стать ужином у куратора всех ведуний.

Одевалась она всегда скромно. Одежду любила просторную и практичную. Это, как правило, лапти, платье свободного покроя, штаны, а на голове чаще всего была кика. Это головной убор, напоминающий собой кокошник. Иногда, правда, голова покрывалась платком. Вместо платья могла быть юбка, а вместо лаптей — сапоги.

Таким способом Баба-Яга перемещалась

Перемещалась Баба-Яга на ступе. Это такая большая ёмкость, в которой что-то толкут или измельчают. Для нашей «бабушки» она была самым удобным и комфортным средством передвижения. В руках при этом нечисть всегда держала пест. Им она регулировала скорость. Если же после ступы оставался след на земле, то заметался он помелом. Оно по своим размерам несколько больше и толще метлы. На мётлах только ведьмы летали. Но у них статус-то был пониже.

Иногда наша героиня людей не трогала, а даже и помогала им. Но тут надо было ей сильно понравиться. Если какой-то человек мог затронуть потаённые струны нечестивой души, то возвращался он домой живым и здоровым. К тому же мог получить тайные знания, которые в будущем облегчали жизнь и делали её счастливой. Вот такая противоречивая натура была у «бабушки».

Зловещие атрибуты и противоречия

Защищая свое жилье, она возводит забор из костей, украшенный черепами. Передвигается этот персонаж в ступе, при этом во время полёта использует помело для заметания следов. Ступа внешне похожа на дубовую колоду, а в ней в старые времена хранили мертвецов. Следовательно, Баба-Яга по сути носится по воздуху в гробу, в дубовой ступе. Эта старуха обладает талантом колдуньи, она способна легко навести порчу. Развлекается Яга тем, что хитростью заманивает в свой дом людей, чаще всего молодых мужчин или детей, с целью зажарить их в своей огромной печи и съесть.

Действительно, страшновато. Несмотря на это, если вспомнить русские народные сказки, то вряд ли на ум придёт хоть одна, в которой Баба-Яга осуществила свои угрозы. Наоборот, герои, попадая к старухе в дом, парятся в бане, вкусно едят, сладко спят, а потом ещё и получают наставление, советы и подарки. Им предлагают ценные необыкновенные предметы, к примеру, ковер-самолет, гусли-самогуды, сапоги-скороходы. С их помощью гость Бабы-Яги получает особую силу, становится практически неуязвимым, что помогает ему осуществить свои планы. Баба-Яга словно наделяет главного героя особенными способностями, помогая ему победить зло и достигнуть поставленной цели. Из злобной старухи, похитительницы и хулиганки Яга возвращается в свой первоначальный образ — пусть ворчливой и вздорной, но доброй бабы-берегини.

Если проанализировать народные сказки, то Яга представляется не просто злобной старухой, которая умеет колдовать. Она – это что-то другое, умеющее видоизменять время и пространство, обладающее божественной силой.

Книги и прочее

  • Её легко встретить в любой русской сказке. Причём в некоторых сказках (например в сказке о живой воде) у Яги есть сёстры.
  • В книгах Белянина о тайном сыске Яга — экперт-криминалист лукошкинской милиции. Великолепно разбирается в делах, касающихся магии. Так же упоминается, что она родственница Кощея, а так же имеет трёх дочерей.
  • В цикле о Тане Гроттер
    Ягге — врач в Тибидохсе. Знакома со многими языческими богами.
  • В книге «Вниз по волшебной реке
    «, Яга — тётушка бабушки мальчика Мити и тётя Василисы Премудрой.
  • В комиксах о Хэллбое
    Яга — бабушка Распутина.
  • Упоминается в сатирической сказке «О бедном Кощее замолвите слово
    » .
  • В книге «Марья Бессмертная
    » она следит и заботится о дочери Кощея в человеческом мире.
  • В книгах Дмитрия Мансурова Яга – первый искусственный человек.
  • Появляется в книгах о домовёнке Кузе.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]