Образ медведя в славянской мифологии
Мировоззрение славянских народов сформировалось на основе верований и представлений многих поколений, живших на территории современных Украины, России, Белоруссии и принадлежавших к разным племенам и археологическим культурам. Именно они, древние собиратели, охотники, рыболовы, скотоводы, земледельцы, ремесленники — славяне оставили отражение своих верований в том многогранном комплексе, который сегодня мы с вами называем нашей традиционной славянской культурой. Большая часть их представлений о жизни выражена в сюжетах мифов, обрядах и устном народном творчестве. Животным в мифологиях многих стран отводится огромная роль и сегодня это объясняется тем, что на ранних стадиях своего развития люди не пытались выделить себя из рядов живых существ, не противопоставляли себя природе. Славяне не были исключением – у них широкого распространения получили магические представления о животных, как о родоначальниках человеческой нации, или о животных, как об особой сущности человека.
Одним из самых могущественных и таинственных животных славянских мифов, безусловно, является медведь, роль которого мы сейчас с вами и рассмотрим.
Известно, что у южных народов царем зверей всегда был лев, в то время, как у наших предков в зверином мире царствовал медведь. Он — славянский хозяин леса, покровитель охоты и рыбалки. Особенность медведей впадать в зимнюю спячку (на Воздвижение) и пробуждаться весной (Масленица или Благовещенье) стало ключевым фактом в представлении о медведе, как об аналоге Дажьбога, который замыкает зиму и отмыкает весну.
Медведь в поверьях славян на разных отрезках времени считался родственником человеку (из-за умения ходить на задних лапах, лазить по деревьям, питаться той же едой, что и человек, а так же схожести лап медведя с человеческими ступнями и пальцами); его прародителем и, наоборот, потомком; духом – защитником и олицетворением бога Велеса ( часто изображался рядом с ним или носил его знак).
Настоящее имя медведя было запрещено: сегодняшнее название «медведь» это своеобразный заменитель его настоящего имени и означает он: медом ведающий, знающий где мед, к меду ведущий, в украинском варианте (добывающий мед). Таких имен — заменителей у медведя было несколько десятков, среди них самые распространенные: «сам», «хозяин», «черный зверь», «мохнатый», «косолапый», «бортник», «старик», «лесной человек», «дедусь»… Истинное же название медведя, постоянно встречающееся на древнеславянских рунах, настенных и бытовых надписях и изображениях звучит как bеr или bar (производное от названия берлоги – логово медведя).
Как до принятия христианства, так и после него на Руси существовала богатая брачная медвежья символика. Тотальное изменением идеологии, произошедшее в 20 веке, привело к утере множества народных традиций праздников, народных игр и примет. Свадебные обряды и гуляния, имевшие древнеславянские корни, были вытеснены новыми традициями — регистрацией брака в ЗАГСе, застолья с одним ведущим, словесных тостов и бытовых подарков гостей. Последнее двадцатилетие наша культура все больше впитывает традиции Запада: мальчишники и девичники полностью утратили свое первоначальное предназначение, появился ритуал прохождение к свадебной арке, бросание букета незамужним подругам и др. Если же вернуться к истокам, мы увидим, что отношение к свадьбе у славянского народа было ответственным и священным — жениться один раз и на всю жизнь. Поэтому свадебный обряд был не только красив, но и наполнен различными знаками, символами и ритуалами. И медведь, надо заметить, играл здесь одну из ведущих ролей.
На некоторых территориях славянского ареала существовали игровые обряды ряжения в медведя во время сватовства. До наших дней дошли сведения о двух ритуальных играх «Охота на медведя» и «Медвежья песня». Обряд «Охота на медведя » отображал сюжет героизма жениха, завоевание возлюбленной своим смелым подвигом: ряженый в медвежий тулуп, с измазанным сажей лицом молодой мужчина «медведь» изображал ходившего по лесу хищника, желавшего схватить себе в поживу корову (одну из гулявших на поляне девушек). Девушки весело убегали от медведя, приговаривая: «отдай свою силу, лесной хозяин, отдай ее моему суженому». В этот же момент играли трембиты и появлялись «разбуженные» криками охотники – молодые юноши (жених и его друзья), они совершали обрядовый боевой танец и, наконец, один из них, самый сильный и смелый, (жених) убивал медведя. В ритуале «Медвежья песня» центром обряда становился медведь, символизирующий сильного, умного мужчину, который добивается любви избранной девушки. Здесь «Медведь» пытался привлечь и удивить возлюбленную своими несказанными умениями: вырвать дерево с корнем, словить руками рыбу, принести на одном плече бочку с медом… При этом остальные действующие лица обряда подбрасывали ему те или иные задания, с которыми силачу нужно было справиться, задания могли быть комическими – станцевать, повторяя движения настоящего медведя, сыграть на музыкальном инструменте или спеть, настоящими хозяйскими задачами – перевезти груженую телегу, перенести мешки с зерном. Если герой справлялся со всеми трудностями, он превращался в юношу (с него снималась медвежья шкура) и заходил в дом невесты свататься.
Еще одна подготовительная предсвадебная традиция, тесно связанная с медведем – девичник. Девичник всегда считался очень важным элементом приготовления и прощания невесты с родным домом. У невесты собирались подруги: «шитницы» и «девишницы», вместе они шили до поздней ночи, пели прощальные песни, приговаривали причитания. Вечером невесту обязательно навещал жених со своими друзьями, он привозил девушкам сундук с угощениями ( пряниками, орехами, конфетами) и украшениями (румянами, гребнем, мылом, зеркальцем, иногда колечками ). В ответ невеста так же угощала чаем жениха и его друзей и дарила будущему мужу фигурку медведя «Тихона», которую делала сама перед свадьбой. По оберегу судили — чем больше, интересней и детальней была фигурка, тем большее уважения и почитания в душе невесты к суженому.
Во время свадебного обряда образ медведя так же занимал центральное место. Здесь ключевым было народное поверье, согласно которому медведь, как чистое животное, защищает людей от нечисти и зло не может принять его облик. Ряженая в шкуру медведя старшая женщина выполняла защитную функцию, оберегая жениха и невесту от происков зла.
Мать встречала новобрачных после венчания в вывернутом мехом наружу медвежьем тулупе (шкуре), что символизировало установку на богатство и плодовитость.
Еще одна малоизвестная древнерусская свадебная традиция времен язычества — дарить молодоженам фигурку медведя с обязательно вырезанным именем “Тихий” ( позже“Тихон”) как мощный оберег счастья и благосостояния в браке. Во времена Киевской Руси медведь считался хранителем домашнего очага, а его изображения, фигурки и изваяния приносили семье благополучие, достаток, спокойствие и удачу.
Позже, когда образ медведя стал шире и приобрел символику плодовитости, его обереги были направлены на усиление одной из главных целей брака — рождение детей. Здесь медведь уже защищал и умножал плодовитость, деторождение, появление на свет здоровых детей мужского пола, помогая семье укреплять род.
В некоторых регионах существовало довольно мощное поверье, что женщина может навсегда излечиться от бесплодия, если ее переступит медведь. Вероятнее всего, оно уходило корнями в легенду о женщине, которая не могла родить ребенка. Женщина уходила в лес, где находилось капище языческих богов, и пела свои печальные песни, прося в них о материнстве. В один из таких дней на поляну вышел медведь, слушал ее, не приближаясь. Так было до тех пор, пока он вдруг не побежал на нее. Женщина легла на землю, желая умереть от своего горя, но медведь лишь с ревом переступил ее и убежал прочь. Сказание, завершается песней о богатой и счастливой матери, благословленной медведем, имеющей девять сыновей: богатыря, теслу, купца, кузнеца, скобаря, скорняка, гончара, корабела и лукодела ( прародители основных славянских ремесел).
Образ медведя встречается не только в любовной, но и в лечебной магии, и в народном соннике. Если девушке приснится медведь – пусть ждет жениха, если во сне кушают медвежатину – к свадьбе, медведь гонится, преследует – к пополнению семейства. В одном из сводов – лечебников, найденном в дальних пещерах Киево – Печерской лавры упоминается о том, что в давние времена куревом медвежьей шерсти лечили от испуга, лихорадки; медвежьим салом натирали при обморожении, радикулите и ломоте в суставах. Так же считалось, что писарь и чтец должен натирать жиром медведя виски и лоб, тогда он будет запоминать все до последнего слова. Практически во всех приговорах от порчи именно медведь на своем хребте относит хворь в « темные леса да топкие болота». Фигурки, когти и лапы медведя использовались как мощный оберег от несчастий, травм, болезней и сглаза.
Еще один источник (древняя рукопись, найденная на раскопках на Харьковщине) открывает перед нами необычную языческую легенду о том, что медведь произошел от человека.
Тут уже прослеживается некая схожесть верований славянских народов с легендами далеких жителей Сибири и североамериканских индейских племен, где практически в точности описывается история про «старика», который делает мужчину медведем, после чего у медведя рождаются медвежата и он уходит в лес, далеко от людей. Изредка возвращается он к людям, чтобы помогать некоторым из них. У разных народов эта история видоизменяется: мужчина, не превращен кем-то в медведя, он — могущественный шаман, который во время обрядов сам может превращаться в дикое животное. Ему так нравилось быть в теле зверя, что, в конце концов, он им и остался и ушел от людей, ставши прародителем медведей. Периодически, покидая свое дикое жилище, он приходил к людям и лечил заболевших, особенно детей, мальчиков. Лечил не всех, только избранных, тех, которым предстояло стать воинами или лекарями. Написано, что многие из излеченных им впоследствии действительно приходили к власти или так же оказывались наделенными магической силой и умели принимать медвежье обличие.
Раскопки одного из славянских могильников ведают нам о представлениях восточных славян про медведей – оборотней. В злых оборотней по своей воле превращаются ведуны, чтобы творить зло. В добрых оборотней превращаются мужчины — жертвы, заколдованные ведьмами или колдунами, в наказание за некий проступок. Всем известны истории о медведях – спасателях, которые внезапно появлялись из леса в момент нападения на стадо или на людей волков. Они отгоняли хищников, спасая скот и пастухов, после чего просто исчезали в лесу. Именно таким медведям – спасителям и приписывались черты «заколдованного человека », который, чаще всего, до конца своей жизни всячески помогал людям и пользовался огромным уважением у скотоводов, считаясь хранителем домашних животных. Таких медведей охотники обязательно «метили». В последствии, когти, лапы и голова меченого медведя служили мощными оберегами, которые цеплялись у входа в стойла, хлев, служа залогом здоровья, безопасности, плодовитости скота, его шерстью обкуривали постройки, где жил домашний скот, считалось, что туда никогда не зайдет лиса или другой хищник. Если мужчина не был охотником или же на его долю не выпадала удача найти такого медведя, он заказывал подобные амулеты у местных мольфаров, которые изготавливали их в определенные ночи из дерева с тканью (обереги — мотанки), реже , из бурой глины или воска. Обереги, изображающие Медведя – охотника (со стрелами) делались только для мужчин, их задачей было покровительство во время охоты, приумножение в мужчине смелости, решительности и отваги. Обереги, где Медведь изображался с хлебом, служили защитой для детей, больше мальчиков, особенно если ребенок был слабый и болезненный.
Таким образом, медведь для наших предков был магическим животным, чей образ присутствовал в свадебных обрядах, устном творчестве, подарках. Это оберег семейного счастья и благоденствия. Подарок фигурки-оберега медведя жениху, молодоженам, детям был одной из многочисленных добрых традиций, которые оказались забытыми, но сегодня постепенно возрождаются. От себя добавлю — это так захватывающе, искать утерянные и забытые факты, узнавать новое о наших давних традициях. Новые факты вдохновили меня на создание фигурки Медведя — охотника, по мотивам традиционных народных оберегов. Спасибо за ваше внимание!
С уважением к Вам, Наталья.
Змея
Аналогичного отношения к себе удостоилась и змея. Это животное также полностью справедливо казалось древнему человеку очень опасным и коварным противником. Оно представлялось предкам абсолютным злом, спрятавшимся в высокой траве. И это немудрено – один укус этого создания мог прервать даже самую цветущую жизнь.
Этимологический словарь Успенского дает этому языковому феномену такое пояснение: «Русский язык позаимствовал это слово в виде «змий» из старославянского. Оно было родственно слову «земь» — «земля» и означало буквально «ползающий по земле». Легко заметить, что перед нами типичный результат запрета, табу: прямое и тем самым опасное древнейшее имя ползучей гадины было заменено описательным «ложным» именем. Именно потому старое название исчезло и не дошло до нас».
Темный сох (1960, 1976, 1992, 2008)
Открывает тотемный славянский гороскоп Темный сох, или по-другому — Лось. Люди, рожденные под его влиянием, обладают сильным, волевым характером, стремительные и гордые, яркие, активные, отличаются лидерскими качествами. Человек-Лось постоянно чем-то недоволен, и эта неудовлетворенность толкает его на преодоление новых вершин. При этом он очень уверен в себе и способен заряжать этим чувством других. Лоси всегда учатся чему-то новому, их тотем советует меньше сомневаться и больше действовать. Темный сох способствует быстрому продвижению по карьерной лестнице и достижению поставленных целей. Окружению трудно понять людей, рожденных под влиянием этого животного, но они прекрасно чувствуют себя как в компании, так и в одиночестве.
Огненная векша — Белка (1947, 1963, 1979, 1995, 2011)
Следующее тотемное животное у славян — Белка. Славяне верили, что люди, рожденные в год Белки, находятся под защитой высших сил. Их отличает ловкость, подвижность, способность быстро схватывать нужную информацию. Нет такого положения, из которого они не смогли бы выбраться. Однако Белки очень эмоциональны и часто впадают в депрессию. Они рано создают свою семью и рано устраиваются на работу, нуждаются в постоянном обучении. Это позитивные, творческие люди, умеющие быть организованными. Для достижения большего успеха им необходимо держать свои эмоции под строгим контролем.
Христианские запреты
С сохранением таких же логических установок возник запрет на упоминание вслух имен нечисти из христианства. Нежелательным является лишний раз помянуть Черта, Сатану, Дьявола и иных бесов. Однако у этой же закономерности существует и иная крайность – не стоит без повода упоминать Бога и его святых (т.е. упоминать их имена всуе). Тут, правда, речь идет не о нежелательности контакта, а об искреннем уважении, которое испытывали набожные люди по отношению к жителям небесных сфер. Фактически, это проявление той же модели мышления, которая предписывала славянам древности не называть по сокровенному и тайному личному имени медведя. Которого, очевидно, боялись и которому также весьма вероятно и поклонялись.
Связь тотемизма и обычаев
Как же использовались тотемы в обычаях славян? Медвежья лапа по поверьям защищала дом от зла, колдовских сил и бед. Если человек дал клятву именем Медведя и нарушил ее, считалось, что он обречен на верную смерть в лесу. Лес для славян не просто дом, он — природный храм, место, где живут боги.
Волка почитали и боялись настолько, что под запретом было даже его имя. Племена, считавшие себя потомками этого животного, называли себя «лютичами», а самого волка — Лютым. Когда наступало зимнее солнцестояние, мужчины, принадлежавшие к племени лютичей, надевали на себя шкуры волков в знак символического превращения в них. Так они просили животное придать им сил и мудрости. Волк — защитник и пожиратель духов зла. Жрецы во время проведения обрядов также надевали на тело шкуры животных.
Среди травоядных животных почтением пользовалась олениха. Ее чтили как богиню плодородия, небес и солнечного света. Ее изображали рогатой, в отличие от живых зверей. Рога оленихи выступали символом солнечного света.
Среди домашних зверей большим почтением пользовался золотой конь. До сих пор сохранилось поверье, по которому символ подковы приносит счастье в дом и оберегает от зла.
Дикий вепрь — Кабан (1950, 1966, 1982, 1998, 2014)
Люди, рожденные под влиянием Вепря — бесстрашные, выносливые и целеустремленные. В любимом деле они всегда стремятся быть первыми. Такие люди медлительны, неповоротливы, долго собираются, прежде чем что-то сделать. Но если Кабан четко определил свою цель, он ее добьется, несмотря ни на что, в этом ему поможет невероятное упрямство. После получения желаемого им требуется передышка, которая, правда, может перерасти в апатию. Это славянский тотем успеха и материального благополучия. Его главное качество — умение идти вперед к своим мечтам и найти призвание.
Жалящий шершень — Оса (1945, 1961, 1977, 1993, 2009)
Шершней отличает активность, трудолюбие и бережливость, хорошая память и природная интуиция. Это очень целеустремленные люди, достигающие поставленных целей любыми средствами, даже если другим их методы кажутся аморальными. Осы — собственники по натуре и чрезвычайно ревнивы. Славянский тотем дает им природное красноречие и коммуникабельность, а также способность управлять людьми. За суетливостью и шумностью прячется пунктуальная личность с яркими организаторскими способностями, хороший хозяин, который грамотно распоряжается материальными накоплениями. Лидерские качества сочетаются в Осах со сложным характером. Они могут поставить другого человека на место в очень жесткой словесной форме. Шершней не интересует чужое мнение, и они не умеют уступать.
Определение тотема
Каждый человек интуитивно представляет себе, что это такое. Прежде чем рассказывать о славянских тотемах, разберемся, что подразумевается под этим словом. Тотем — энергетическая информационная матрица, обладающая набором определенных характеристик, способная влиять на какую-либо часть человеческой жизни. Это не просто магические игрушки из сказок, в них заключена реальная сила, способная помогать и наделять человека нужными качествами. Часто амулетами служат когти, клыки животного и все то, что вызывает его образ.
Разберемся, славянский тотем — что это — в более современном понимании. Согласитесь, сегодня странно будет носить на шее клык животного или коготь. Тотемом может служить амулет-подвеска или кольцо. Обычно он содержит в себе образ животного-хранителя или определенный символ, принятый в конкретной культуре. Например, очень популярны денежные жабы или фигурки бога Ганеши, притягивающие материальное благополучие. Если говорить о славянских тотемах, то можно найти образ животного-хранителя или талисман со славянскими рунами.
Для человека, занимающегося вопросом чистого сознания и эзотерики, вешать на себя части тела убитого животного неприемлемо, поэтому выбирается другой путь: из любого природного материала готовится фигурка животного-хранителя.
Бородатая жаба (1949, 1965, 1981, 1997, 2013)
Отличительные черты этого славянского тотема — мудрость, умение жить в гармонии с собой, скромность, способность довольствоваться малым. Эти люди — прирожденные семьянины и хозяева дома. Они очень гостеприимны, в такой дом хочется вернуться снова. Жабы консервативны по натуре, часто противятся переменам, но все равно идут к намеченной цели. Из них получаются прекрасные педагоги и психологи, они обладают даром убеждения.