Мара Богиня смерти и зимы в славянской мифологии: образ, легенды, символы


За окном метель лютует. Холод до костей пробирает, и несчастен тот, кто в час столь поздний не нашёл тёплый очаг. Зима не пощадит никого, кто в лапы ей попадётся, и старец, и молодец уснут сном беспробудным. Видать гневается в дворце своём хрустальном, Тёмная Мара, и гнев её всеми ветрами северными свистит в трещинах стен деревянных изб. Жмутся в темноте к своим матерям дети напуганные, словно спасти их это может. Мужчины точат ножи да топоры свои, и хмурятся. Страшно всем, ибо перед владычицей зимней не устоять никому, коль решила она кого извести со света белого. Молчат смертные только, да в душе всем богам молятся, чтобы они гнев Мары уняли и уберегли людей от холодов её. А Мара, знай сидит в дворце своём, что прозрачен как лёд, и усмехается думам своим тяжёлым. Не ведают смертные, что нынче метель и вьюга, что подруги неразлучные, по просторам гуляют без её ведома. Коль


судьбой предписано кому сгинуть в снегах белых, даже воля её не спасёт бедолагу, ибо смерть неумолима в праве своём, как и жизнь. А люди её тёмной да злой кличут, а весной прогоняют, словно гостью незваную и чучело её сжигают. И ведь не ведают глупцы, что Мара покрывалом своим белым Матушку Землю, как дитя малое, кутает бережно до самой весны, чтобы не погибла она и всё что в ней произрастает. Не ведают многие, что вьюга — это колыбель Мары, чтобы спали леса и горы сном безмятежным. Не ведают люди, что смерть, которую они Маре в подруги вечные навязывают, это не конец, а начало, и весной вместо одного замёрзшего в лесу охотника, в деревне родится двое, а то и трое крепких мальчуганов. Не ведают, не любят и бранят попусту, и не видят, как плачет украдкой богиня. Только одна отрада у Мары-дети, что непохожими на других растут. Они видят и ведают сокрытое от остальных, улыбаются ей, стоит им только увидеть её сквозь пушистые еловые ветви. И дети эти растут ей на радость, любят они её и не страшатся, сами тянутся к ней душами своими. И кто из них вырастет великим воеводой, кто знахарем, а кто и ведуньей. И пути у всех детей таких, самой Марой благословлён, и не берёт таких ни одна хворь, и зима не холодит, потому что они любовью богини согреты. И кто любит её в ответ, тот не предан будет ею вовек.

В славянской мифологии

Мара (Морена, Марена, Моржана или Морана) у славянина считалась богиней зимы, царицей смерти и ночи. Под ее влиянием находился мир нави и подземные обитатели. Правила Мара не одна. С ней всегда был рядом верный помощник – Кощей или Чернобог. Они оба стоят на страже миров яви и нави, помогают душам умерших перейти в иное измерение. Встречают усопших на калиновом мосту у реки Смородины и провожают в дальний путь.

Важность обращения к божественному образу владычицы возникала в периоды долгой и снежной зимы. Тексты северных заговоров до сих пор хранят в себе силу слов, в которых зашифрованы обращения, молитвы, просьбы и уговоры. С их помощью можно было не только смиловить бога, чтобы укоротить зимнюю стужу, но даже исцелить от хвори славянина. Считалось, что Марена – богиня зимы и смерти, прогоняла все ненастья со двора, если к ней обратиться через заговор.

Дхьяна

Дхьяна-мара встречается в пяти совокупностях, то есть дьянах:

  • форма;
  • чувства;
  • понимание;
  • воля;
  • разум.

Демон выражается в негативном аспекте всех дхьян, которые омрачаются беспокойными эмоциями и изменчивостью явлений. Они ограничивают человеческие тело и разум и мешают постичь просветление.

Образ богини Мары и этимология имени

Существует несколько описаний этого божества. В некоторых источниках можно встретить образ девушки с длинными черными локонами, которые свисают по плечам. Одета она в белое бархатное одеяние с множеством драгоценных камней.

Образ легкий и воздушный. В других источниках богиня Мара представлена величественной королевой с грозным видом. Можно встретить также описание седой старухи, на которой одето темные подранные платья. В руках у нее коса или серп, а рядом витают души жертвенников, которых она забирает в мир нави.

СПРАВКА! С именем этой богини созвучны такие слова, как «мор», «мрак», «морок» и «смерть». Тем не менее, славяне уважали образ Морены, так как она обладала властью над ненастной погодой.

В польской мифологии богиню Мару называли Моржаной или Мармуриена. В Чехии – Смертка, что дословно переводилось как бог смерти. Вариаций имени богини Марены много, но все они идут из одного корня – Mǒr. Родственным к нему можно причислить древнерусское «морь», болгарское «рорът» или украинское «мор». Смысл всех корней един.

Они означают умерщвление, угасание, увядание. Второй корень имени имеет родство с литовским «mãras» или «marakas». В переводе на русский первое слово означает «чума и мор», второе с древнеиндийского переводится как «смерть».

Расшифровка имени показывает тесную связь с образом смерти, мором, чумой. Именно богиня Мара породила такие слова, как марево, морок, морочить, марить, маракосить. Смысловое их содержание выражается в таких понятиях, как истязание, мучения, ввод в заблуждение.

В поверьях славянина богиня Марена имела в подчинении злых духов, которые, в отличии от добрых домовых, наоборот все крушили и наводили беспорядок в доме. Мара выступала темным богом, живущим в ледяных чертогах неимоверных размеров. С наступлением первых заморозков, когда осень только воцарялась на дворе, образ злой женщины не был столь суровым.

Вам будет интересно: Сварог славянский бог огня и справедливости: Мифология, символы, легенды о боге кузнеце

Мара обретала образ славной девицы, которая никак не ассоциировалась со злом или смертью. Но при наступлении зимних холодов богиня облачалась в коварную женщину с неимоверной силой и властью. Ей нужно было как можно дольше продержаться в образе несокрушимой, чтобы при первых признаках весны удержать власть перед светлыми богинями Ладой, Лелей и Живой.

Внешний вид

Образ богини не внушает того ужаса и трепета, которое характерно для изображения славянских богов.

В умах людей она имеет такие характеристики внешнего вида:

  1. Стройная молодая дева.
  2. Значительно выше любой смертной девушки.
  3. У нее длинные черные волосы с серебреными прядями.
  4. Кожа бледная, покрытая инеем.
  5. Глаза у нее невероятного цвета — насыщенно-голубые.
  6. Одета она в богатые платья, а сверху накинута меховая накидка.
  7. Изображают ее верхом на белоснежной кобыле.
  8. В руках она держит серебряный серп, которым обрывает нити жизни, а за спиной находится такая же серебреная коса.

Главные характеристики образа Мары в основном относятся к ее ауре и энергетике. Хоть она и не выглядит угрожающе, но вокруг нее весит ореол уверенности и непоколебимости. Ее рука без дрожи обрывает нить жизни тех, чей час пришел.

Легенды и мифы о славянской богине Морене

Мара – принципиальная и непоколебимая в своем решении. Она не прощает измены и предательства. Тем, кто обращается к ней за помощью и не сдерживает слово, немедленно будет наказан. Марена принадлежит к первому поколению богов, поэтому ее образ олицетворяется с силой, властью и могуществом.

Вокруг образа Мары кружат множество легенд:

  1. Превращение богини в чудовище. Некие силы не только смогли сделать из девушки страшное создание, но и затянули в свои игры светлых ее сестер – Лелю и Живу. Последние быстро смогли снять чары и воплотиться в свои прежние образы, а вот Маре пришлось приложить немало сил, для того чтобы расколдоваться.
  2. Во многих источниках можно встретить странный образ божественного создания, который никак не ассоциируется с ликом смерти и стужей. Мара представляется девицей, с чрезвычайно броской внешностью, притягательными глазами и нежной улыбкой. Также есть и иное описание образа, совершенно противоположного с первым. Богиня имеет строгую внешность и властный взгляд. Ее кожа бела, как снег, а волосы темны, как сажа.
  3. Захват власти величественной богиней. Источники повествуют о том, что Мара мечтала о вечной власти над всеми мирами и временами года. Жажда царствования была настолько сильна, что практически захватить мир богине удалось. Но в ее планы вмешались добрые сестры, которые сумели растопить жестокое сердце Марены.

Богиня зимы собрала вокруг своего образа немало мифов. Большинство из них основываются на ее родословной, а именно:

  • Мара — дочь Кощея Бессмертного;
  • Марена – дочь Сварога и обожаемая сестра бога Перуна;
  • Мара – вечная тьма, из которой была рождена вселенная.

Никто точно не может определить, что на самом деле является правдой, а что вымысел. Но известно точно одно, что сила богини смерти была неимоверная. Она управляла всеми процессами, связанными с холодом, зноем, страхами, хворью.

Внешность

Считалось, что Мара ничуть не уступала в красоте Ладе и Живе, которые слыли невероятными красавицами. Но внешность ее заметно отличалась от внешности сестер. Принято считать, что Мара – это черноокая красавица, обладающая густыми, длинными смоляными волосами, ниспадающих по ее плечам. Она была высокого роста и обладала на редкость белоснежной, и даже «прозрачной» кожей.

Кстати, вполне вероятно, что образ снежной королевы пошел именно от славянских легенд. Во многом они похожи, и даже среда их обитания имеет невероятные сходства, не говоря уже о привычках и силе.

Нередко Мару называли воплощением льда и достоинства. Богиня всегда была красиво одета в шикарные платья лазурного цвета, украшенного росписями и белоснежными кружевами. Обитала Мара в дворце, созданного из небесного льда, а во время своей власти – спускалась в мир живых. В русских народных сказках даже есть упоминания о «красавице Маринке», которая морочила голову Добрыне Никитичу.

Известно, что Мара считалась подругой Ягини и Велеса. Вместе они практиковали изучение стихий и магии. Считалось, что Мара особенно преуспела во власти над водой и тьмой, но также знала она и добрую магию.

А самое интересное – считалось, что в своем красивом облике Мара оставалась очень малое время. Дело в том, что к наступлению весны Мара превращалась в ужасную ворчливую старуху, которая ни за что не хотела отдавать правление сестрам – Ладе и Живе.

Родословная богини Мары и ее мужья

У Марены были две родные сестры, которые олицетворяли жизненные циклы на этой земле:

  1. Леля. Богиня юности, расцвета. Молодая, светящаяся и облаченная в зеленые одеяния.
  2. Лада. Богиня зрелости, сулящая скорое увядание.

ВАЖНО! Сама Мара олицетворяла старость. Ее задача также состояла в покровительстве старикам, которым необходимо было совершить переход в мир нави. В древних источниках содержатся рецепты снадобий из дикорастущих трав, которые помогали побороть хворь и облегчить боль.

Насчитывают несколько мужей у богини Мары: Даждьбог, Велес, и Чернобог (Кащей). Славянинский Даждьбог выступает одним из древних покровителей солнечного света и всего мира. Он щедро делится силой и энергией для процветания жизни на земле. От первого мужа у богини Мары родилось двое детей: дочь Сурица – владыка веселья и радости, и Богумир – бог прародитель таких славянских племен, как руссы, северяне, поляне, кривичи и дреговичи.

Вам будет интересно: Симаргл-Славянский Бог огня, мифология, легенды, символы Огнебога

Второй раз богиня смерти была замужем за Велесом, старейшим богом славянского пантеона. Его заслугами является движение мира, чередование сезонов и смена мерностей (жизни и смерти). От этого брака было рождено пятеро детей:

  1. Сон. Бог сновидений охранял покой славянина, а в случае греховной жизни посылал кошмары во время сна.
  2. Мороз. Бог стуж и холодов.
  3. Соня. Богиня благостных снов.
  4. Карна. Повелительница слез. Во время смерти воинов первая оплакивала умерших, разделяя сочувствие с его близкими и родными.

От третьего брака с Чернобогом, владыкой нави, тьмы и подземного царства, у Мары также родилось пятеро детей: Мста – богиня мести, Мор – божество смерти, Морок – владыка обмана, лжи, и Лихоманки – две сестры, которые предвещали болезни и управляли темными силами.

Чествования божества

Как и для любого другого божества славян, существовали специальные праздники, когда чтили Мару. В такие дни люди приносили ей дары и проводили священные ритуалы.

Места поклонения

Марена не требовала постоянных святилищ. Только в специальные дни люди возводили временные места для поклонения, а после завершения церемоний сжигали их.

Такие святилища оборудовали следующими деталями:

  1. На холме оборудовали место, где устанавливали изображение богини, сделанное из дерева или соломы.
  2. Его наряжали в настоящую одежду, вешали на него бусы из сушеных ягод и фруктов, украшали лентами.
  3. В ногах у идола устанавливали каменную плиту, куда складывали подношения.
  4. После проведения всех ритуалов место поклонения убиралось, а изображение богини сжигалось или топилось в реке.

Священные дни

Можно выделить несколько главных праздников, посвященных Морене.

  1. 23 сентября — день осеннего равноденствия. Считалось, что в этот час Мара пересекает Смородиновую реку и приходит в мир Яви.
  2. 22–24 ноября — священные дни богини, встреча первых холодов и морозов. Необходимо было поднести дары, чтобы зима была мягкая.
  3. 15 февраля — эта дата считалась переломным моментом во владычестве Мары в мире Яви, день, когда она достигала наибольшего могущества. В самые суровые зимы и при серьезных эпидемиях в этот день ей приносили подарки, чтобы добиться ее расположения.
  4. 1 марта — праздник прощание с Зимой перед ее уходом.
  5. 20–22 марта — день, когда на земли людей приходила Леля-Весна, а Морена-Зима отправлялась обратно в мир Нави.

Идол богини Мары

Подношения

В дары божеству подносили цветы, различные плоды, колосья злаков. Иногда, ее алтари окропляли жертвенной кровью домашних животных. Происходило это тогда, когда на людей обрушивались болезни или суровые метели.

На праздник приветствия также дарили мед, хлеб и разные готовые блюда. Люди пытались задобрить богиню подношениями, чтобы отвести от себя ее гнев и получить защиту от других темных сил.

Матери с маленькими детьми отдавали в дар ленты и вышитые оберегами рушники. Они просили у богини милости к своим детям, чтобы не забрала она их души с собой.

Ритуалы

Во время праздников недостаточно просто преподнести дары. Необходимо провести соответствующие ритуалы, чтобы донести свои молитвы до богини.

Все обряды имеют некоторые схожие черты:

  1. После определения с местом проведения, изображение богини носили по всему селу или деревне, собирая народ.
  2. В процессе торжественного шествия люди пели песни, в которых славили Морену и разбрасывали вокруг ягоды рябины.
  3. После того как идол был пронесен по всем дворам, его устанавливали на заранее подготовленное место, и начиналось гуляние.
  4. Во время праздника незамужние девушки водили хороводы вокруг изображения богини, пели и танцевали.
  5. Считалось, что хорошие хозяйки должны угощать всех желающих хлебом, пирогами или другими блюдами, которые готовились в ночь на праздник. Это сулило счастье и благополучие их дому.
  6. После проведения всех мероприятий, святилище разбиралось, а изображение богини сжигалось.
  7. Пепел развеивали над садами и огородами с пожеланиями плодородия на следующий год.

Кому покровительствует

У ведающих славянинов Мара покровительница тайн мироздания. К ней обращаются за защитой в мире нави. Помогает богиня в первую очередь целеустремленным, предприимчивым людям, которые стремятся к познаниям тайн, верят в чудеса и в собственные силы.

Тем же, кто не верит в силу жизни и смерти, посылается горе, которое воплощается в плохих сновидениях и напастях на жизненном пути. Никто не должен сомневаться в силе и могуществе темных сил, только тогда даруется спокойная мирская жизнь, и будет осуществлен бережный переход в мир нави.

ВНИМАНИЕ! Морена помогала древним славянинам распознавать свои ошибки, делать выводы на их основе и не допускать повторения промахов. Сама она была наделена гордостью, и с трудом могла перевоплощаться в светлый образ из-за черного колдовства, которое произвели на нее злые духи.

Сила Морены

Богине причисляются множество сильных сторон. Под покровительством Чернобога у нее появляются и темные и светлые аспекты. В зависимости от ее решения направляются силы на поддержание силы и света. Именно она распоряжается длительностью зимнего периода, суровостью климата. Чем светлее образ славянина, тем меньше бед выпадает на его долю, тем мягче осуществится переход в иное измерение.

Богиня смерти обладает огромной властью и силой над многими процессами мира:

  • сдвигает временные рамки не только в одном измерении, но и в глобальном масштабе;
  • забирает жизни у смертных существ и у тех, кто наделен от природы бессмертием;
  • дарует новую жизнь;
  • предупреждает о кончине славянина через тайные знаки и сновидения;
  • дает время на подготовку к переходу в иной мир, облегчая состояние;
  • дарует бессмертие тем, кто достойно прожил жизнь;
  • обладает магическими способностями, которые позволяют властвовать в мирах яви, прави и нави.

Атрибуты Мары

Символ Мары – это все атрибуты, связанные со смертью славянина. Считалось, что, увидев предзнаменования скорой кончины, необходимо просить о пощаде, обращаясь к богу. Атрибутами смерти считаются:

  • черная луна;
  • ворон;
  • серп;
  • черный лебедь;
  • грифон.

Также близкими к сущности богини Мары считаются атрибуты козы, сосны, ели и можжевельника. Эта символика смягчала образ смерти, даровала прощение бога. При виде этих атрибутов человек понимал, что Морана сжалилась над ним, и теперь в загробном мире его ожидает вечная молодость.

Имя бога Велеса

Корень имени «Велес»

во многих языках индоевропейской языковой группы имеет схожее значение и отождествляется с иномирьем, запредельным пространством, потусторонним миром.

Имя «Велес» имеет однозначное родство с такими словами, как «поВЕЛевать»

,
«власть»
,
«ВЕЛикий»
,
«ВЕЛикан»
,
«ВЕЛьможа»
и, если принимать во внимание чередование в корне гласных «о»-«е», то и со словами:
«воля»
,
«волшебство»
,
«волхв»
,
«волосы»
,
«вол»
,
«волот9»
(гигант, великан),
«волость»
. Кстати, в Рязанской губернии «велесом» величали указчика, распорядителя. Также приставка «веле» применяется в значении «весьма», «сверх», «очень», например, в таких словах, как: «велемудрый» (мудрейший), «веледушие» (великодушие). В России множество селений, в названиях своих имя Велеса хранящих, как например: Волосово, Волотово.

Кстати, скопление семи ярчайших звёзд — Плеяды, в созвездии Тельца10, в народе именуется «Стожары», «Волосожары», а также «Волосыни» — мифологический образ дочерей бога Велеса, в Черногории Плеяды носят название «Влашичи», велесовы звёзды.

Оберег Мары и значение ее символов

Совместно с третьим мужем Чернобогом, богиня Морана олицетворяет равновесие в мире и во вселенной. Несмотря на столь негативный образ, совместный тандем нельзя назвать прямым злом. Каждому воздается по его заслугам. Чем праведнее будет жизнь славянина, тем меньше зла и боли ему предстоит выстрадать.

СПРАВКА! Основополагающим символом богини Мары является волна, точнее несколько волн, соединенных в бесконечность. Это некий мост между настоящим и загробным миром. Символизм волн до сих пор присутствует в обрядах магов и колдунов, которые прокладывают легкий путь из жизни в смерть.

Однако оберег волн работает только с сильными личностями. Тем славянинам, кто не верит в загробный мир, этот символ использовать не рекомендуется. Он не только не сработает на фоне не веры, но может причинить и существенный вред. Легкий переход может превратиться в самый настоящий кошмар.

Вам будет интересно: Леля славянская Богиня весны и любви: Мифы и легенды, символы и руна

Еще один немаловажный знак Мары – это символ двух треугольников, которые направлены друг к другу вершинами. Славянин истолковывал этот знак в качестве сбора информации о фатальности бытия, неизбежности смерти и перехода в мир иной.

Типы

Во многих направлениях буддизма Мара рассматривается как несколько воплощений, каждое из которых имеет свое название:

  • мритью – олицетворение смерти, круговорота сансары;
  • клеша – воплощение негативных чувств, страданий, отчаяния;
  • скандха – воплощение взаимосвязанных совокупностей, известных нам пяти скандх;
  • девапура – божье дитя, существо, рожденное богом.

Иногда также выделяют камма-мару как воплощение желаний на уровне чувств. Поздние палийские литературные труды называют кроме этого Мару, который состоит из пяти частей – панча-мару.

Что это такое? Предлагаем разобраться более подробно.

Защитные свойства амулета Мары

Великим олицетворением сущности и бытия богини Мары считается амулет, представляющий собой крест с равными сторонами. На вершине каждого креста располагается мини крест. Амулет расшифровывает сущность бытия, которая проистекает в гармонии и равновесии. нарушение покоя не допустимо.

Крест запечатляет 4 стороны света, 4 стихии и 4 времени года. При перекосе одного из окончаний происходит сдвиг в негатив. В мире начинаются катаклизмы, жизнь начинает преподносить неприятности.

Оберег в виде креста помогает сохранить его обладателю жизненные силы, не позволяет растрачивать их на пустяки. Также амулет способен сгладить гипертрофированные черты характера, что соответствует канонам сохранения энергии и равновесия.

Шестое небо

Мара считается владыкой шестого неба – Паранирмитавасаварти. Это небо страстей, где обитают боги.

Сложное название состоит из нескольких санскритских корней:

  • пара – иной;
  • нирмита – созданный;
  • васа – желания;
  • варти – исполнять.

Собрав перевод слов воедино, мы понимаем, что Мара – существо, созданное для исполнения желаний других. Действительно, на шестом небе живут могущественные боги с огромными заслугами. Заслуги божеств трансформируются в исполнение любых желаний, поэтому эти небеса называют миром страстей.

Мара также исполняет прихоти других существ, не только богов, но за это начинает властвовать над ними. Согласно буддийскому мировоззрению, нельзя миновать колесо сансары и попасть на небеса выше Паранирмитавасаварти, не почувствовав на себе соблазны демона.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]