- Украшения древних египтян: что носили мужчины и женщины
- Ожерелья Древнего Египта
- Серьги древних египтянок
- Мужские и женские кольца
- Браслеты Древнего Египта
- Ювелирные украшения Древнего Египта: символизм
- Как распределяли украшения в Древнем Египте по статусу?
- Какие материалы использовались для украшений Древнего Египта?
- Влияние культуры Древнего Египта на современность
Еще первобытное общество интересовалось украшениями. За много столетий до н. э. люди мастерили подвески и кольца из подручных средств. Часто изделия определяли принадлежность владельца к тому или иному клану, обществу, племени. Уже в Древнем Египте носили драгоценные украшения. Конечно, позволить их могли далеко не все, но правила, что кому-то нельзя носить драгоценности, как такового не было. В связи с большим спросом ювелирное мастерство именно в Древнем Египте достигло хороших результатов. Этому способствовало несколько аспектов:
- большая популяризация украшений и их сакральное значение;
- наличие объемных месторождений аурума в регионе Древнего Египта.
Золото было доступно не только самым высоким чинам, его могли купить и люди среднего класса. К тому же, в те времена в культуре народа большое значение придавали различным символам. По этим причинам и начала развиваться ювелирная сфера. Мастера изготавливали невероятные массивные украшения с египетскими иероглифами. Некоторые современные ювелиры до сих пор применяют ту технику исполнения и дизайн украшений.
На выставках и в музеях мы можем по достоинству оценить, какие красивые украшения носили египтяне и египтянки, чем дополняли свои одеяния. Это всегда вызывает интерес и восхищение к культуре того времени.
Украшения древних египтян: что носили мужчины и женщины
Ускх — всем известное египетское ожерелье-воротник. Оно достаточно массивное, яркое, в полной мере характеризует египетскую культуру того времени. Человечество знало об этом древнем украшении Египта еще до того, как археологи его нашли во время раскопок — ожерелье часто изображали на фресках. Это не единственное известное украшение Древнего Египта. Египтяне носили и другие виды изделий, о которых рассказываем ниже.
Ожерелья Древнего Египта
Для большинства украшений того региона и времени использовали золото. Его могли дополнить костьми, подвесками, бисером и другим декором. Интересно, что уже в той цивилизации ювелиры умели создавать настоящие произведения искусства с выверенной геометрией.
Все изделия Древнего Египта характеризуются массивностью. Но простые люди не могли позволить себе увесистые украшения, поэтому они зачастую были не такими большими, как у знатных людей и фараонов, внутри полыми. Фараоны могли носить на шее драгоценности весом в 1-2 килограмма. Также такие украшения преподносились в качестве благодарности известным людям и тем, кто внес существенный вклад в развитие культуры, науки и различных отраслей.
Серьги древних египтянок
В основном серьги носили женщины. Согласно исследованиям, они предпочитали яркие и массивные серьги. Тяжелые украшения выглядели красиво и статусно, но зачастую под их весом деформировались мочки ушей. Что касается формы, то чаще это были массивные широкие конго с многочисленными подвесками.
Еще одно любимое украшение древних египтянок — моносерьга. Как и все аксессуары, модели моносерег были вычурными, из литого золота и достаточно тяжелыми. Второе ухо ничем не украшали, создавая таким образом некую асимметрию.
Мужские и женские кольца
Кольца Древнего Египта по своему дизайну выходят далеко за рамки примитивного искусства. Моделей гладких колец практически не было, зато были популярны ажурные ободки, усеянные драгоценными камнями. Такой дизайн был актуален не только для женщин. Мужчины, особенно которые входили в высшие слои населения, также предпочитали массивные, яркие и привлекающие внимание кольца. Фараоны носили золотые печатки с выгравированной египетской символикой.
Браслеты Древнего Египта
Браслеты носили не только на привычном нам, современным людям, месте — запястье, но и на предплечьях и ногах. Форма браслета была вольной. Некоторые предпочитали браслеты в виде змеи, другие носили женские цепочки на ноге с множеством подвесок-колокольчиков. Из-за них девушки двигались более грациозно и привлекали внимание окружающих к своей особе.
Новое в блогах
Египет до сих пор скрывает в себе огромное количество тайн. Исторические артефакты несут в себе невероятное количество информации, которая дает пищу для ума, вносит сумятицу в устоявшуюся картину мира, поражает своей красотой и загадочностью. Назначения многих символов и предметов до сих пор являются предметами множества научных споров. И все равно это невероятно красиво и удивительно.
Уже многие века созидательная мощь Египта поражает нас своей загадочностью и тайнами о происхождении тех или иных предметов и верований.
Не зря в переводе с греческого слово «Египет» означает: «таинственное, загадочное место, центр или родина мистерий».
По мнению многих ученых цивилизация Египта развивалась по своему, очень удивительному и непонятному пути — перескочив сразу с примитивного уровня до великой цивилизации. Египет и его развитое общество существовало уже тогда, когда в Европе еще рисовали наскальные рисунки и ходили в шкурах
Древние народы, а египтяне в особенности, чувствовали, что драгоценности непосредственно связаны с силами природы и поклонялись им, как богам, придавая значение и особую силу каждому металлу и камню.
Скарабей на золотом браслете с мумии египетского фараона
С древних времен люди создавали украшения из золота, серебра, драгоценных камней, как способ обезопасить себя от смертей, болезней и прочих неурядиц, взывая к тем самым силам природы, которые дали им эти материалы и назначая их главными талисманами и хранителями жизни.
Ножной браслет Тутанхомона, Каирский музей.
Красивые браслеты из драгоценных камней, родовые печати — кольца, изысканные короны служили не только показателями состоятельности их владельца, но и социального статуса и даже наличия определенных привилегий государственного служащего.
Золотая маска фараона Тутанхамона. Каирский музей
Египет через тысячелетия пронес свою религиозную культуру, ведь в их украшениях, в основном, использовались божественные образы тех, кому поклонялись, кого считали святыми. До сегодняшнего дня ученые бьются над классификацией египетских божеств и их изображений на найденных предметах.
Золотое кольцо Тутанхамона со скарабеем
22 египетских скарабея — украшение знати
Нагрудное украшение из бирюзы
Египтяне были уверены, что сердце — главнее всего в организме человека, главнее его мозга и остальных частей тела. Именно оно являлось источником жизни. И потому грудь была особым, священным местом, куда непременно надевали соответствующие случаю изделия, несущие в себе защиту для самого сокровенного и важного — сердца. Одной из самых известных святых защит был жук скарабей — символ жизненной силы, воскрешения, символ движения вперед. К тому же у скарабея надкрылки скрывают крылья и мало кто может поверить, что он умеет летать, но тем не менее полет скарабея, а главное его крылья, по мнению египтян — это крылья духовности, крылья силы, которые могут нас удивить, расправившись и обретя свободу.
Бирюзовый скарабей
Редкое древнее египетское фаянсовое фигурное кольцо; темно-зеленое синее кольцо фаянса, Новое королевство, династия 18-19-го года, стол, смоделированный крупным сидячим котом (Bastet), окруженный маленькими кошками, замысловато детализированный
Золотые амулеты и браслет знати
Подвеска царевны Сат-Хатхор-Иунит Около 1870 до н. э.
Изображение святой птицы- сокола. Золото, ляпис-глазурь, сердолик, бирюза
Диадема царевны Сат-Хатхор-Иунит Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III) Золото, лазурит, сердолик, зеленый фаянс
Еще одна точка, к которой у египтян было особое отношение — точка в середине лба, так называемый «третий глаз», отношение к которому у египтян было особое. Они старались всячески прикрыть это место. Особенно часто они использовали образ змеи Буто (Урей), которую носили фараоны.
Египтяне очень обильно украшали свои запястья и плечи на которые надевали красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора. В индийской традиции есть места, называемые чакрами, представляющие из себя некие круги, колеса, считающиеся особыми нематериальными, эфирными органами человека, управляющие нашей психической или духовной жизнью и это как раз те самые места, которые украшали и египтяне, стараясь защитить их от невзгод.
Деталь одежды
Ритуалы египтян, касательно ювелирных изделий очень разнообразны. Чего стоит только один ритуал — погребение, которому уделяли особое внимание, ведь путешествие в Аменти — священную землю, рай — последний пусть человеческой души. Amen-Ti означает «земля Амона, или Амена». Ti — это магический квадрат, Amen — это бог Амен (Амон), который иногда соединяется с богом Ра в Амон-Ра (изображаясь в виде солнечного диска с крыльями).
Парик царицы Египта Клеопары
Египтяне верили, что камни и металлы связаны с определенными звездами и потому часто использовали в своих изделиях золото, серебро и электрум. Электрум — самый сложный сплав, это соединение золота, серебра и других металлов (в настоящее время его практически невозможно получить), которое похоже на серебро, но блеском напоминает платину. Серебро для древних египтян имело ценность даже большую, нежели золото, потому что было связано с Исидой, с практическими мистериями, то есть с таинствами и магией; серебро использовалось в сочетании с золотом и камнями, которым египтяне приписывали священную силу.
Символ анх является одним из самых известных и любимых символов в мире, классический и простой по своей форме. Анх сохранилась и по сей день как мощный символ жизни. И сама форма и вневременное значение имеют широкое обращение, и анх часто носили как утверждение самой жизни. Картуш — символ божественной роялти (царский). Древние египтяне верили, что их правители, фараоны, были потомками богов.
Золотая диадема с изображением грифа и кобры, инкрустирована стеклом, обсидианом, сердоликом, малахитом, халцедоном и лазуритом. Восемнадцатая династия, правление Тутанхамона (1332—1323 годы до н. э.). Фивы, Долина царей, гробница Тутанхамона
Египтяне часто использовали ляпис-лазурь, которая была одним из магических камней. Также они применяли сердолик, минерал красного цвета, горный хрусталь, стекло.
Браслет царицы Аххотеп Около 1530 до н. э. Золото, лазурит, сердолик, бирюза
Одной из технических загадок Египта относится к обработке самого твердого камня Диорита. Диорит, камень из западной пустыни, черный с тонкими прожилками, иногда беловатыми, имеет показатель твердости, равный девяти — а это всего на единицу меньше, чем алмаз. Но египтяне резали его как масло, создавая из него поистине великолепные вещи — сосуды канопы для внутренностей умерших. Ученые, изучавшие искусство обработки этого камня, выяснили, что твердость сверла для подобной обработки должна быть на 14 пунктов выше твердости алмаза. Однако алмаз не применялся, т.к. после многочисленных опытов ученые выяснили, что при трении в точке сверления произошла бы деформация камня, но ее не обнаружили ни на одном сосуде. Что за материал применялся при обработке диорита до сих пор остается загадкой.
Это ожерелье с тремя подвесками в виде мух было подарено царице Яххотеп ее двумя сыновьями Камосом и Яхмосом I в благодарность за ее поддержку в борьбе за освобождение от владычества гиксосов.
Таким типом ювелирных украшений награждались военачальники за мужество на поле боя.
Золотое кольцо в виде извивающихся змей с большим гранатом. Египет. 3 век до н.э.
В своем ювелирном искусстве египтяне уделяли внимание каждой мелочи. Так, например, доподлинно известно, что внутренность изделия должна была быть такого же цвета, как и ее наружность. мы не придаем особого значения тому, какое, например, кресло изнутри — главное цвет снаружи. Но у египтян были иные мысли на сей счет и их изделия всегда в точности повторяли наружный и внутренний цвет.
Браслет. Золото, лазурит, сердолик, бирюза
Брошь «Гранат»
Следует отметить, что вся древнеегипетская цивилизация, все направление развития египетской культуры было крайне доброжелательным, было наполнено любовью, молитвой, верой в Бога и все разговоры о проклятиях фараонов и их гробниц, не более, чем выдумки.
× Кольца — с крокодилом и сфинском
Конечно, это лишь малая часть из имеющихся сегодня в музеях мира драгоценностей Древнего Египта. Это поистине удивительные и поразительные вещи, каждая из которых имеет свое сакральное значение.
Ювелирные украшения Древнего Египта: символизм
В те времена каждый человек верил в магические силу, египетских богов и был глубоко суеверным. Именно поэтому каждое украшение имело свое значение, большую часть драгоценностей носили как оберег, определенный символ или талисман:
- Око Ра. Браслеты, серьга в хрящ, ожерелья и другие украшения с изображением глаза выступали мощным оберегом от злых духов, напастей, невзгод. Око Ра — один из центральных символов в Древнем Египте, который олицетворял не только некоторые аспекты жизни человека, но и мироздание в принципе.
- Анкх — крест с кругом. Во многих домах присутствовал этот символ восходящего солнца как оберег. Но его также изображали в дизайне ювелирных украшений. Символ Анкха можно было встретить в качестве кулона на цепочке или подвесок на серьгах.
- Изображение Исиды. Лик богини плодородия часто встречался на браслетах и кулонах древних египтянок. Он символизировал скорое прибавление в семье, а также защиту детей.
Духовное значение
Египтяне глубоко верили в духовное значение украшений. Их носили, чтобы отгонять злых духов, защищать здоровье, а также для удачи. Определенные цвета, рисунки и материалы ассоциировались со сверхъестественными силами и божествами. Например, сердолик – это оранжево-красный камень, который цветом напоминал кровь, – он наполнял украшение силой и энергией. Египетские ювелиры следовали очень строгим правилам в отношении мистических аспектов своих ювелирных творений.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте www.gemrockauctions.com
Как распределяли украшения в Древнем Египте по статусу?
Чтобы подчеркнуть свой социальный статус, египтяне часто украшали волосы, собирая их в красивые прически, носили множество украшений:
- простолюдины редко могли позволить себе золотые изделия, чаще они изощрялись в аксессуарах со стеклом и красиво расписанной керамикой;
- люди среднего и высшего сословия могли позволить себе золотые украшения с инкрустациями драгоценных камней — им придавали разнообразную форму и вплетали в волосы;
- приближенные к власти люди носили украшения из горного хрусталя — тогда этот материал высоко ценился;
- у фараонов были свои украшения, одно из самых известных — Урей — золотой головной убор со змеей посередине.
Поскольку фантазия мастеров была безграничной, люди часто носили затейливые медальоны, расписанные красками. На них изображали портреты людей, изображения богов и различные миниатюры.
Среднее царство (XXI—XIX вв. до н.э.)
Почва, которую подготовили ремесленники додинастического и древнего царства, достигла своего наивысшего расцвета в следующий период среднего царства, когда ювелиры отработали и усовершенствовали техники инкрустации, литья, филиграни. Археологами обнаружено множество ювелирных изделий, среди которых: нагрудные украшения, диадемы, кольца, браслеты и, конечно же, пекторали.
Диадема Сит-Хатхор
Диадема Сит-Хатхор яркий пример ювелирного искусства периода среднего царства. Золотая диадема высотой около 44 см, изготовлена из пластины в виде обруча, украшена 15 декоративными розетками. Декоративные розетки выполнены в технике перегородчатой эмали и инкрустированы сердоликом. Диадему также украшает Урей, символ царской принадлежности и золотые перья, символами богини Исиды. Диадему дополняют симметрично расположенные полосы, из тонкого золота ниспадающие по сторонам. Кроме сердолика диадема украшена лазуритом и зеленым фаянсом. По композиционному построению в диадеме прослеживается период изменений от статики, главенствующей в предыдущие периоды, к индивидуальности, разнообразию и динамичности украшений.
Украшения принцессы Хнумит
К периоду Среднего царства относятся украшения, найденные в гробнице в Дашхуре, в том числе и украшения принцессы Хнумит. В гробнице было найдено большое количество украшений в том числе и необычная по своему исполнению диадема. Несмотря на то, что диадема выполнена в традиционной технике перегородчатой эмали, ее форма очень нетрадиционна. Обруч выполнен из цельных жестких элементов, в которых розетки соединены с цветами колоколообразной формы. Розетки соединены с центральный элементом в форме дерева, выполненном из тонкой золотой трубки с подвижными элементами и декоративными цветами. Кроме фаянсовой пасты диадема инкрустирована полудрагоценными камнями сердоликом, бирюзой и ляпис-лазуритом.
В погребальном захоронении Хнумит было найдено множество украшений, в том числе ожерелья, выполненные из золотых бусин и полудрагоценных камней. На концах шейных украшений располагались ястребы как символы небесного божества, а также души и сердца. Одно из широких ожерелий состоит из двух рядов бусин, между которыми располагаются ряды искусно инкрустированных цветной эмалью и полудрагоценными камнями амулетов, среди которых подвески представляющие символы жизни, стабильности, защиты и несокрушимости.
Говоря о ювелирном искусстве Среднего царства, нужно подчеркнуть, что данный уровень был достигнут увеличением роли городского населения, при котором усиленными темпами развивались местные ремесленнические центры. Религиозные изменения способствовали раскрепощению и появлению относительной свободы в декоративном оформлении. А возросшие захватнические походы – стабильным притоком золота, полудрагоценных камней и ценных пород дерева.
Популярные статьи Экран на батарею
Какие материалы использовались для украшений Древнего Египта
Золото во времена Древнего Египта ценилось куда меньше, чем сейчас. Обычное железо по причине редкости на территории Древнего Египта ценилось выше. Его использовали для различных украшений для волос: гребней, заколок. С помощью различных добавок меняли цвет металла. Археологи нашли в гробницах ажурные украшения и гребни, которыми пользовались египтяне. Большая часть найденных изделий обладала религиозными символами, но также часто присутствовали растительные и животные мотивы.
В качестве инкрустаций использовались гранаты, лазуриты и аметисты. Часто в украшениях присутствовали сочетания серебра и золота. Если в аксессуарах использовался обычный металл, то ювелиры покрывали его яркими цветами. На смуглой коже египтян невероятно красиво смотрелись украшения глубокого синего, зеленого или бирюзового оттенка.
Общая характеристика
Украшения в египетском стиле до сих пор влекут к себе непреодолимой силой модниц с хорошим вкусом. Многие современные критики в вопросах стиля и моды восхищаются совершенством и простотой египетских нарядов вкупе с обрамлением из изысканных декоративных элементов. Одежда египтян Древнего Египта продумана до мелочей – она безупречна, в ней отсутствуют лишние детали. Наряды этого времени отличаются не только практичностью, но и красотой.
Состоящие из различных прямых линий и геометрических фигур изделия зачастую дополнялись аксессуарами, которые являлись определяющими в жизни египтян: материал, качество отделки и изображенный символ на египетском украшении служили своеобразным паспортом своего владельца. Существовал целый регламент, согласно которому можно было определить принадлежность человека к тому или иному классу.
Трендовые модели
По-прежнему в моде остаются браслеты Ка, символизирующие жизненную природу человека. На таких аксессуарах изображают цветок лотоса и инкрустируют ониксом, бирюзой или лазуритом.
На пике моды всегда остается скарабей. Египетские украшения с данным символом представлены широким разнообразием. Тут и кольца, и кулоны, и браслеты, и сережки. Выбор просто огромен, так что любительницам данной тематики предоставлен широкий спектр аксессуаров под различные наряды.
Современные трендовые модели выполняются в основном из золота или серебра. Вот только с золотом возникает загвоздка – при изготовлении мастера зачастую используют благородный металл низкой пробы с инородными примесями
Поэтому, выбирая оригинальный подарок себе или своим близким, обращайте внимание на образцы с большей стоимостью
Серебро, хоть и встречается реже, пользуется тем не менее большой популярностью среди туристов.
Издревле жители Египта выполняли изделия из малахита: этот камень вставляли целиком или использовали для получения порошка для покраски.
Эпоха неолита привнесла в египетский «марафет» использование нового материала – бирюзы. Из нее делались браслеты, бусы и скарабеи.
Перед покупкой настоящих египетских украшений следует проконсультироваться у профессионального ювелира. Совет специалиста поможет вам лучше ориентироваться в выборе изделий. Так вы сможете заочно застраховать себя от подделок.