Почему носили лавровые венки. Лавр в истории и мифах


Откуда взялся лавровый венок

Сладкий вкус победы, оглушительные овации, мировая слава и восторженные возгласы почитателей в честь завоеванных вершин и новых открытых горизонтов. Все это неразрывно связано в нашем сознании с такими устойчивыми выражениями, как «одержать пальму первенства», «быть поцелованным Фортуной» и «надеть на голову лавровый венок». Все это стало для нас настолько привычным и обыденным, что мало кто вообще задумывается о смысле перечисленных слов и уж тем более не углубляется в историю их появления. Тем не менее именно осознание простейших истин зачастую оказывается одной из самых сложных задач, а потому очень важно порой разобраться в сути таковых.

Обращение к флоре

Как и многие другие реалии нашей современной жизни, такое понятие, как «лавровый венок», берет свое начало еще в Древней Греции, в самых истоках наших культурных традиций, верований и взглядов на искусство и мир в целом. Не нужно быть специалистом в области биологии для того, чтобы понять, с чем, собственно, сопряжено данное выражение.

Название данного предмета вполне очевидно связано с одним из древнейших символов, заимствованных из мира флоры, – лавровым деревом, распространенным на территории Средиземноморья. Тем не менее история возникновения данного символа куда более сложна и романтична. Для того чтобы разобраться в сути значения, следует обратиться к греческой мифологии.

Мотив архитектурно-декоративного искусства

Решетка Александровского сада
Лавровый венок — распространенный мотив в архитектура, мебель, и текстиль.[8] Лавровый венок вырезан на камне и в декоративной штукатурке. Роберт Адам, И в Федеральный, Регентство, Дирекция, и Beaux-Arts периоды архитектуры. В декоративном искусстве, особенно в период Период Империилавровый венок соткан на ткани, инкрустирован маркетри и нанесен на мебель в виде позолоченных латунных оправ. Альфа-Ромео добавили лавровый венок к своим логотип после того, как они выиграли первый автомобильный чемпионат мира в 1925 году с гоночный автомобиль.[нужна цитата

]

Связь со златокудрым богом

Для человека, разбирающегося в Античности, лавровый венок неразрывно связан с именем Аполлона – сына могущественного Зевса и богини Лето. Традиционно данный представитель греческого пантеона изображается в виде прекрасного юноши с луком в руке и арфой за спиной. Благодаря удивительной красоте, грации и мужественности, именно он считается своего рода идеалом мужской стати и внешности в целом. А украшает голову Аполлона знаменитый лавровый венок, появление которого связано с романтичной, но трагической историей любви.

Стрела Эроса

Согласно мифам, прекрасный сын Зевса, помимо меткого глаза и дара предвидения, обладал еще и чрезмерно большим самомнением, за которое впоследствии ему пришлось поплатиться. Эрос, решивший проучить Аполлона, пронзил его сердце волшебной стрелой любви, и юноша воспылал любовью к дочери речного бога Пенея — нимфе Дафне.

Судьба не была благосклонна к прекрасному богу, и девушка не разделила его чувств. Повинуясь терзаниям сердца, Аполлон бросился в погоню за Дафной, однако догнать ее так и не сумел – обессилев, нимфа воззвала к своему отцу, попросив у него помощи и спасения. Пеней ответил на мольбу любимой дочери весьма своеобразно – тонкий стан Дафны покрылся корой, руки обратились в ветви, простертые к небу, а волосы сменились зелеными лавровыми листьями.

Поняв, что с любимой ему быть не суждено, сын Зевса сплел на память о неразделенном чувстве к прекрасной нимфе венок, который впоследствии стал его символом и бессменным атрибутом.

Лавр и другие народы

Глубоким значением и могуществом обладало данное дерево не только для греков и римлян, унаследовавших их традиции. Лавровый венок значение имел и иное. К примеру, у жителей древнего Китая он символизировал вечную жизнь и возрождение.

В христианской традиции данное дерево практически неразрывно связано с поминальной церемонией, поскольку именно лавровые венки использовались, как правило, на похоронах.

Академическое использование

Актриса играет в пьесе. Она носит лавровый венок и стоит перед статуей женщины из Мавзолея в Галикарнасе. Зал 21, Британский музей, Лондон
В некоторых странах лавровый венок используется как символ степень магистра. Вручение венка молодым мастерам в университете. выпускная церемония. Слово «лауреат» в ‘поэт-лауреат’относится к лавровому венку. Средневековый флорентийский поэт и философ Данте Алигьери, член Сицилийская школа[4], часто изображается на картинах и скульптурах с лавровым венком.

В Италия, период, термин лауреат

используется для обозначения любого выпускника. Сразу после выпуска, или
Laurea
на итальянском: студент получает лавровый венок, который можно носить до конца дня. Эта традиция зародилась в Университет Падуи[
нужна цитата
] и распространился за последние два столетия на все итальянские университеты.
Овидий с лавровым венком, обычное у поэтов
В Коннектикут Колледж в Соединенных Штатах члены младшего класса несут лавровый лист цепь, через которые пожилые люди проходят во время открытия. Он олицетворяет природу и продолжение жизни из года в год. Сразу после начала, младшие девочки записывают лаврами свой год в классе, символизируя, что они официально стали старшеклассниками, и этот период повторится следующей весной.[5]

В Колледж Mount Holyoke в Саут-Хэдли, Массачусетс, США, лавр был неотъемлемой частью начало традиции с 1900 года, когда выпускники несли или носили лавровые венки. В 1902 году цепочка горный лавр был представлен; с тех пор для пожилых людей стало традицией устраивать шествия по кампусу, неся и связанные цепью. Горный лавр представляет собой лавровый используется Римляне в венках и почетных венках.[6]

В Рид Колледж в Портланд, штат Орегон, США, члены старшего класса получают лавровые венки после подачи их старшего Тезис в мае. Традиция восходит к использованию лавровых венков на спортивных соревнованиях; старшие, так сказать, «пересекли финишную черту».[7]

В Школа Святого Марка в Саутборо, Массачусетс, студенты, успешно окончившие три курса одного классического языка и два — другого, получают диплом по классике и честь носить лавровый венок в День приза.[нужна цитата

]

В Швеция, получившие докторскую степень или почетный доктор на факультете философии (имеется в виду философия, языки, искусства, история и социальные науки) получить лавровый венок во время церемонии вручения ученой степени.[нужна цитата

]

В Финляндия, в Университет Хельсинки во время церемонии вручения дипломов магистра вручают лавровый венок. Врачи носят особый вид Докторская шляпа.[нужна цитата

]

Преобразование значения

Не секрет, что древние греки, а затем и римляне огромное внимание уделяли спорту, устраивая многочисленные игры и грандиозные состязания. Украшение головы лавровым венком в качестве награды было в те времена доступно только выдающимся борцам или, к примеру, метателям копий.

Тем не менее времена меняются, и традиции меняются вместе с ними – в современном мире не только спортсмены, но и выдающиеся деятели культуры, искусства, науки и даже журналистики то и дело удостаиваются привилегии увенчать свою голову венком из лавровых листьев.

Наибольшая же разница состоит в том, что сегодня это стало, скорее, расхожим фигуральным выражением, нежели действительным материальным воплощением одержанной победы. Тем не менее медали, кубки и грамоты, украшенные данным растительным орнаментом, сегодня совершенно нельзя назвать редкостью. Символ победы, возникший в далекие времена Античности, дошел до наших дней, преобразовавшись во времени, но не утратив своего величия.

Рекомендации

  1. Лидделл, Генри Джордж; Скотт, Роберт (1843). Греко-английский лексикон
    (1-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-864226-8 . Получено 13 февраля 2022. κότι ^ νος
  2. «почитать лавры». Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Получено 13 ноября, 2012.
  3. ^ абc
    Полсон, Рональд; Эйзенман, Питер (2007).
    Грех и зло: моральные ценности в литературе
    . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300120141 .
  4. Алигьери, Данте (29 октября 2007 г.). «Данте Алигьери». Данте Алигьери
    . Получено 23 августа, 2022.
  5. «Посвященные традиции». Коннектикут Колледж
    . Получено 13 февраля 2022.
  6. Лумер, Дженнифер. «Традиции: Лавровый парад». Исторический атлас горы Холиок: традиции колледжа горы Холиок
    . Колледж Mount Holyoke. Получено 28 февраля 2012.
  7. Эрнадес, Ромель. «Поворот диссертации». Reed Magazine
    . Рид Колледж. Получено 2013-05-07.
  8. Браун, Ричард (1841). Домашняя архитектура: содержит историю науки и принципы проектирования общественных зданий, частных жилых домов.
    . Г. Добродетель. п.200.
  9. «Геральдические значения». Американский колледж геральдики
    . Получено 13 февраля 2022.
  10. ^ абcdеж
    Барон, Брюс. «Венок».
    Словарь
    . Мистхольм. Получено 2019-09-17.
  11. «История комиссарской службы». Совет Золотой Империи. Получено 9 июн 2006.

Лавр (лавровый венок, лавровая ветвь)

В древнегреческой культуре лавр олицетворял победу и мир и был посвящен Аполлону и Дионису. Согласно мифу, Аполлон преследовал нимфу Дафну, давшую слово сохранить целомудрие. Дафна взмолилась о помощи, и боги превратили ее в лавровое дерево, которое тщетно обнимал Аполлон. Отныне лавр стал его священным растением. Вот почему в Греции музыкантов, поэтов, танцоров, покровителем которых был Аполлон, награждали именно лавровыми венками, в то время как спортсменов, атлетов увенчивали оливковыми или сельдерейными венками. Лавровые рощи росли на вершине Парнаса, обители муз, и окружали храмы Аполлона. Из лавровых листьев плели праздничные гирлянды и венки, на празднествах в честь Аполлона зрители носили лавровые венки. Лавру приписывалась не только целительная сила, но и сила очищения от душевного осквернения. Лавровые листья ритуально очищали от пролитой крови, Аполлон очистил ими себя после умерщвления Пифона. Богиня победы Нике изображалась с лавровым венком в руках, который она возлагает на головы героев-победителей.

В Древнем Риме лавровый венок становится высшим знаком воинской и императорской славы. Он символизировал мир, наступающий после победы над врагом. Послания о победе и победоносное оружие обвивались лавром и складывались перед изображением Юпитера. Лавровые венки и ветки изображались на монетах и геммах как атрибуты Юпитера и Аполлона. Первые римские императоры не носили короны, а украшали свои головы лавровым венком. В Древнем Риме к обладанию лавровым венком стремились также ораторы и поэты. Кроме того, лавр был посвящен девственницам-весталкам и олицетворял непорочность.

В раннем христианстве вечнозеленые листья лавра считались символом вечной жизни или новой жизни, которая наступит благодаря искупительным деяниям Христа, а венок из лавра символизировал мученичество. Св. Павел противопоставляет нетленный венец, которым коронован христианский подвижник, венцу тленному, который получает победивший на ристалище.

Дальнейшая история символа

Лавровый венок как символ славы, победы переняла у Греции другая античная цивилизация – древнеримская. В противоположность изысканной Элладе, суровый Рим не признает никакой славы и никаких побед, коме военных. Символика лаврового венка меняется: им увенчивают полководца-триумфатора, его поначалу носили римские императоры в качестве знака власти.
Новый смысл увидели в этом символе христиане. Для них лавовый венок стал олицетворением вечной славы мучеников, погибших за веру. Связь лаврового венка с поэтической славой воскресает в эпоху, наследующую античности. В 1341 году один из величайших поэтов итальянского Возрождения – Франческо Петрарка – в зале сенаторского дворца на Капитолии в Риме принял из рук сенатора лавровый венок как признание его поэтических достижений. Это дало поэту повод обыграть имя воспетой им женщины, чье имя тоже происходит от слова «лавр»: Лаура дала ему лавр.

К XVII веку лавровый венок уже прочно утвердился в качестве эмблемы славы вообще, не только поэтической. Его изображают на орденах и наградах за победу в конкурсах. В таком виде и унаследовала этот символ современная цивилизация. К нему восходит не только слово «лауреат», но и название степени бакалавра.

Дерево Аполлона

Такая связь имела реальное основание: эти деревья росли на горе Парнас, которую греки чтили как обитель муз и Аполлона Мусагета. Но было бы странно, если бы мифология не породила легенды, объясняющей связь лавра с богом искусства.

Аполлон, как многие греческие боги, отличался любвеобильностью. Однажды предметом его страсти стала нимфа по имени Дафна, но красавица поклялась остаться целомудренной и не собиралась уступать его домогательствам. Несчастная умоляла богов защитить ее от преследований Аполлона, и боги вняли мольбе: вместо девушки в объятиях Аполлона оказалось лавровое дерево. Бог возложил на свою голову венок из лавровых листьев, чтобы не расставаться с возлюбленной, обращённой в дерево.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]