Восьмиконечный православный крест: фото, значение, пропорции

В древние времена, когда некто уходил в далекие страны, например с торговым караваном, он оставлял дома особый знак, для того, чтобы домашние cмогли узнать его посыльного. Для этого брали дощечку и разламывали на две половинки. Одна оставалась дома, а другую путешественник брал с собой с тем чтобы, когда потребуются деньги дополнительные или товары получить из дома, он смог бы отправить посыльного с этой дощечкой.

Домашние, совместив неровные края слома и, убедившись, что это действительно родная половинка их дощечки (все зазубринки совпадают), могли доверить посыльному деньги или передать вещи, товары для доставки в дальнюю страну, не сомневаясь, что посыльный пришел от их родного человека. Дощечка эта называлась «символ».

Полезные материалы

Символ по-гречески «σύμβολον» – условный знак, т.е. отражение какого-то смысла, идеи или понятия, обозначение чего-либо, выражение невидимого в видимом. Шифр, пароль – продолжение той же темы, только пароль для двоих, а символ могут знать все и понимать под ним одно и то же.

Символы присутствуют во всех сферах нашей жизни, например, герб и флаг государства. Мы видим определенное изображение и понимаем, какая страна представлена им. Белое подвенечное платье и фата – символ чистоты невесты (и смешно, когда фату надевают, выходя третий раз замуж). То есть, за определенными знаками – символами присутствуют понимаемые всеми смыслы. Так, в понимании каждого Крест символизирует христианство, потому что связан с Христом и Его крестной смертью. Это для всех. Для самих же христиан Крест имеет особое – неземное значение, являясь символом будущего Воскресения.

Крест поклонный XVIII в. Пермская деревянная скульптура 1985: XVII в. Власова О. М. 2003: XVIII в. Пермская деревянная скульптура 2013: Последняя четверть XVIII в. 170.5 × 112 × 8 см Пермская государственная художественная галерея, Пермь, Россия Инв. ДС-5 Из церкви Святой Троицы села Вильгорт Чердынского края.

История почитания в православии

Православная Церковь учит своих чад почитанию Креста, потому что на Кресте совершилась великая Тайна нашего искупления: «грехи наша вознесе на Теле Своем на древо» (1Пет.2:24). Господь Сам избрал его оружием Своей победы над смертью и спасительным знаком для нас:

«Я отдаю жизнь Мою, (…) Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10, 17-18).

Не только о смерти, но и о способе казни знал Господь:

«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин.3:14).

Обо всем этом Он предупреждал своих учеников:

«Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного»(Лк.18:31-34).

Крест киотный «Распятие Христово с предстоящими» Вторая половина XIX в. Медный сплав, литье, серебрение, эмаль. 22.1 × 14.1 × 0.4 см Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия

Даже ученики не сразу постигли совершившееся, дар Духа Святого, полученный ими в Пятидесятницу, просветил их, «наставив на всякую истину» (Ин.16:13). Апостольская проповедь облетела весь мир. Верующие принимали Воскресение и преклонялись перед страшной и необъятной Жертвой принесенной на Кресте Богом за нас.

Проповедь об умершем на Кресте Боге потрясала сердца одних, а другие считали эти слова абсурдом, не вписывающимся в их «логичную» картину мира. Апостол Павел говорил: «

Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор.1:23), «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор.1:18).

Неверующим говорить о Кресте невозможно, объяснить человеческой премудростью Тайну Креста – напрасный труд, говорят отцы Церкви. Язычники смеются над Крестом, иудеи не приняли Христа, умалившего Себя до крестной смерти. Святитель Феофан Затворник (†1894г.) показывает, как притягивает к себе своих слово о Кресте, выбирая из среды погибающих, на простом примере:

«Все одно, как если навесть магнит на частицы из разных металлов, магнит из всех их выберет и к себе притянет железные частицы… кои суть от истины, сами к нему обращаются и прилепляются».

Апостольское слово о Кресте стало магнитом, призвавшим верных на крестный путь следования за Христом:

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»(Мк.8:34).

Уверовав и возлюбив Христа, верные возлюбили и Его Крест.

Начало почитания Креста, как символа Жизни, положили первые христианские общины. По свидетельству раннехристианского писателя Тертуллиана (†220г.) почитание Креста началось с I века, с самого начала существования Церкви. Уже первые христиане в знак почтения носили с собой образ Креста, некоторые даже изображали Крест на лбу, что заставило их первыми пострадать во время гонений.

И все же в начале почитание Креста было по большей мере сокровенным, скрытым от языческого окружения. В римских катакомбах II и III веков были найдены первые потаенные рисунки креста в виде греческой буквы Т «тау» или в виде буквы Х. Иногда на рисунках первые буквы имени Иисуса Христа совмещались (I и X), что составляло особое аллегоричное изображение Креста, бывало, что это изображение дополнительно украшали растительным орнаментом, что как бы притеняло, укрывало Крест и, при этом, было символом процветшего Креста, принесшего благой Плод.

Символичное изображение Креста первые христиане помещали на стенах своих домов, на сводах гробниц, ткали пояса со знаком Креста, чтобы носить на себе. Мы знаем, что первые века были отмечены гонениями христиан, поэтому демонстрировать знак Креста на себе означало быть исповедником. Случаи исповеднического ношения Креста на себе отмечены в мученических актах, это были такие исповедники, как мученик Прокопий(†303), пострадавший при Диоклетиане, открыто носивший крест на шее, или воин мученик Орест (†304).

В полной мере почитание Креста среди христиан открылось после принятия миланского эдикта 313 года. Освобождение христиан от жестоких преследований и новое отношение к Христовой вере в государстве связано с именами святого равноапостольного императора Константина(†337) и его благочестивой матери царицы Елены(†330), которая много потрудилась, чтобы отыскать Животворящий Крест Господний на месте казни Христа в Иерусалиме и обрела его в 326г. За эти труды и ее веру царицу Елену святая Церковь называет, также как и ее сына, равноапостольной.

Открывшаяся свобода вероисповедания Христа повсеместно распространила обычай крестного знамения:

«Да не стыдимся исповедать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою “знамение креста” на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашках, из которых пьем, да изображаем его при выходах; когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он — великое предохранение, данное бедным в дар и слабым — без труда»,

— говорит святитель Кирилл Иерусалимский(†386).

Иоанн Златоустый (†407), архиепископ Константинопольский добавляет:

«Если почувствуешь, что сердце твое раздражается, огради грудь твою крестным знамением». И еще, призывая матерей-христианок не осквернять тела своих чад амулетами, он же говорит: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста!».

То есть к этому времени кресты носят уже все, даже дети.

С середины тридцатых годов IV века в Иерусалиме устанавливается традиция празднования дня Воздвижения Креста Господня. Днем поднятия Святого Креста царицей Еленой считается 14 сентября 326 года. К этому дню было приурочено также освящение двух храмов на месте обретения Креста и на месте Воскресения Христова, и этот общий праздник назывался тогда днем Обновления, и праздновался торжественно.

Ермий Созомен (†450) автор «Церковной истории» писал:

«Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св. мест, многие почти со всей подсолнечной».

В день этого праздника чествования Святого Креста пришла в Иерусалим когда-то египетская девушка Мария и здесь была призвана Господом к покаянию, изменившему всю ее жизнь, и давшему миру святую Марию Египетскую.

Хотя первое время это торжество носило больше местный характер, и все же, приходя на праздник в Иерусалим, паломники разносили традицию празднования Воздвижения Креста и в свои страны. Особенно почиталось Воздвижение Креста в восточных церквях, на западе празднование Кресту начинается со времени возвращения Честного древа Креста Господня из персидского плена в VII веке.

Самое древо Креста Христова почитается христианами как животворящая святыня, потому что на него изливалась Кровь Спасителя. Частицы древа Креста Господня расходятся по церквям в разных частях мира, вкладываются в драгоценные оклады и почитаются верующими как самые драгоценные святыни.

К этому времени повсеместно в церквях совершалась уже особая служба в честь Креста Господня. Церковные историки указывают на древность сохранившихся и используемых до сих пор за богослужением песнопений Воздвижению Креста. Например, тексты тропарей «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи» относят к VI или даже V в.в. Постепенно появляются и другие творения, посвященные Кресту Господню: акафист, молитва Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и другие.

Почитание Креста выражено в церковных богослужениях, в торжественных Праздниках, посвященных Кресту: 27 сентября (нов. ст.) — Праздник Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня, один из двунадесятых великих Праздников Церкви и единственный из них, посвященный событию уже после Евангельской истории.

Крест чествуют и в третью неделю Великого поста, называемую Крестопоклонной, когда на середину всех храмов выносится Крест для поклонения верующих.

Всем известен и любим праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа), в народе его называют Медовый Спас.

7 мая (20 мая нов.ст.) — Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351год).

Кроме этого, каждая среда и пятница в недельном вседневном круге богослужений посвящены Кресту Господню.

Крестами украшены храмы и церкви.

Крест — символ любви к Спасителю Господу Иисусу Христу и веры Ему. Крест христиане надевают в Таинстве Крещения и носят на себе всю жизнь. Для верующих это святыня и защита от древнего врага.

Как говорит святитель Григорий Богослов(†389) :

«Удались, диавол, или низложу тебя крестом, перед которым все трепещет. Я крест ношу в своих членах, крест в моем шествии; крест в моем сердце; крест моя слава».

На Вселенских Соборах были утверждены святые правила почитания Креста Господня как и святых икон. Шестой Вселенский Собор (680г.) в правиле 73 провозгласил:

«Если на земле написан Крест, да изгладится», т.е. заповедал изгладить святое изображение, если Крест начертан на земле, поднять, если положен на пол, чтобы никто, ни животные, ни человек не попирали своими ногами победное оружие Христа. То есть, мы должны относиться к Кресту, как к святыне, где бы и в каком бы виде он не был изображен.

К этому правилу в книге «Камень веры» митрополита Стефана (Яворского) (†1722г.) приводится история из Кормчей:

«Кесарь Тиверий (не тот, который был во времена Христа, тот был идолослужителем, но другой кесарь, благочестивый, после Константина Великого), прохаживаясь некогда по своей царской палате, увидел на земле Крест, выдолбленный в мраморе, и тотчас повелел изъять его, говоря, что если Крест Господень должно изображать на челе и груди, то как же дерзнем попирать его ногами. Когда же изъяли мраморный камень, на котором был начертан Крест, открылось сокровище более ста тысяч златиц, как бы в воздаяние крестолюбивому царю за благочестие».

Крест нательный Центр изготовления: Старица XIV–XVI вв. Медный сплав, литье. 4.2 × 2.5 × 0.4 см Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия

Нательный символ христианской веры

Обычай носить на груди небольшие кресты, сделанные из самых различных материалов, появился лишь в начале IV века. Несмотря на то что главное орудие страстей Христовых являлось объектом почитания у всех его последователей буквально с первых лет установления на земле христианской церкви, вначале было принято носить на шее не кресты, а медальоны с изображением Спасителя.

Имеются также свидетельства, что в период гонений, происходивших с середины I и до начала IV века, находились добровольные мученики, желавшие пострадать за Христа и наносившие изображение креста себе на лоб. По этому знаку их узнавали, а затем предавали мучениям и смерти. После установления христианства в качестве государственной религии ношение нательных крестов вошло в обычай, и в этот же период их начали устанавливать на кровле храмов.

Значение

По словам святого Максима Исповедника (†662г

.) «весь духовный мир таинственно представлен в символических образах в мире чувственном для тех, кто имеет очи, чтобы видеть, и весь чувственный мир заключен в мире духовном».

Символизм Креста имеет историю.

Знание человека о таинственном знаке креста простирается в самые древние времена, он был рядом с человеком всегда. Например, крест в круге известен многим древним культурам, как изображение символизирующее свет или огонь (при помощи сложенных крестом палок добывали огонь).

Крест понимали и как единство времени и пространства – перекрестие вертикали и горизонтали, т.е. соединение всего – как центр жизни. Древний египетский символ – ключ жизни (анх) очень похож на крест. Этот древний символизм креста, как центра или ключа жизни, воплотился полностью в Новом Завете через распятие на Кресте и Воскресение Христово.

Все обнимает Крест, простираясь во все концы, – самую недостижимую небесную высоту и самую глубину страдания, во все пространство мироздания и на все времена, запечатлевается на всем Творении Божием.

«Как четыре конца Креста связываются и соединяются в центре, так Божией силой содержатся и высота, и глубина, и долгота, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь»

, — говорит преподобный Иоанн Дамаскин (†около 780 г.).

Крест был орудием спасения по учению Григория Паламы(†1359г.) еще до Голгофы. Еще в Ветхой истории повсюду присутствуют прообразы Креста: в крестообразном сложении дров на плечах Исаака, восходящего на гору, чтобы стать жертвой (Быт.22), в символичном перекрещивании рук при благословении Иаковом сыновей Иосифа (Быт. 48). Моисей начертал его на водах Чермного моря своим жезлом, чтоб перевести народ, сначала разделив, а потом соединив воду (Исх.14). Прообраз Креста Христова и дерево, усладившее горькие воды Мерры (Исх.15), и вознесенный на древе змей (Чис.21) и многие другие образы Ветхого Завета.

Распятие на Кресте устрашало иудеев и неверующих. Они видели в нем только страшное орудие жестокой и позорной казни, не применявшейся у иудеев. Они помнили, что в Законе было сказано «проклят всяк, висящий на древе» (Втор.21:23).

Но не все из них захотели услышать апостола: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою»(Гал.3:13). Потому что «не всякий висящий на древе проклят пред Богом, но тот, кто согрешил грехом, достойным смерти», — говорит всем блаженный Иероним(†420г.).

Закон предписывал наказывать грех, но ведь Бог безгрешен. И святой Иоанн Златоуст(†407г.) подтверждает:

«Желающий разрушить клятву сам должен быть свободен от клятвы, должен принять на себя клятву незаслуженную — вместо оной заслуженной: такую клятву и принял на Себя Христос и ею уничтожил заслуженную».

Безгрешный, умерев за грешных, освобождает их от смерти. В духовной слепоте люди забыли и пророчество великого вождя Моисея: «жизнь твоя будет висеть пред тобою» (Втор. 28, 66).

Да и сейчас неверующие не могут понять, как это христиане носят на себе орудие казни. Как-то на предложение перекреститься, входя в храм, один «захожанин» ответил мне: «Я на себе крест ставить не собираюсь». Кого же так страшит Крест? Кирилл, Иерусалимский святитель(†386), объясняет:

«Ибо это благодать Божия; знамение для верных и страх для злых духов. Потому что посредством Креста победил Он их, властно подвергнув их позору (Кол 2:15). Когда увидят они Крест, то вспоминают Распятого. Они боятся сокрушившего главы дракона. Не пренебрегай этим знамением по той причине, что оно даром дано тебе, но за это тем более почитай Благодетеля».

Велика сила Креста, верующий опытно убеждается в ней и учится подкреплять свою жизнь всегда крестным знамением, ношением и почитанием Креста Господня.

«Крест — трофей против бесов, оружие против греха, меч, которым Христос пронзил змия»,

— говорит Иоанн Златоуст († 407г.) и сравнивает Крест со светильником всему миру.

Главный символизм Креста для каждого христианина должен заключаться в подвиге следования за Христом и несении своего креста. Без смирения перед Ним в своих немощах, без усвоения Его жертвенной любви, без умаления себя ради Христа и ближнего, без подражания Ему в кротости и любви к людям, без распятия своих страстей, без отречения от гордого самонадеяния, без терпения в скорбях и болезнях, без исполнения Его воли – невозможно быть Его учеником. Но как легок крест с Ним:

«Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии, и азъ упокою вы: возмите иго мое на себе и научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим: иго бо мое благо, и бремя мое легко есть»(Мф.11:28-30).

Два вида нательных крестов в Древней Руси

На Руси символы христовой веры появились в 988 году, одновременно с её крещением. Любопытно отметить, что нашими предками были унаследованы от византийцев два вида нательных крестов. Один из них принято было носить на груди, под одеждой. Такие кресты назывались тельниками.

Наряду с ними появились и так называемые энколпионы – также кресты, но несколько большего размера и надевавшиеся поверх одежды. Своё происхождение они ведут от традиции носить на себе ковчежцы с мощами, которые украшались изображением креста. Со временем энколпионы трансформировались в наперсные кресты священников и митрополитов.

Формы

Известны и всегда использовались христианами разные формы креста:

  • Т (тау), или т.н. египетский крест (анх).
  • Форма якоря – как символ устремления к желаемой гавани – Вечной Жизни.
  • Монограммный – соединение первых букв имени Иисуса Христа – I и X. Эта форма развита в монограмму Константина с соединением I и Р – тот крест, который видел он на небе со словами «сим побеждай!». Буква Р означает «Царь», по-римски «Rex». Вид этой монограммы разнообразился введением центральной буквы в виде посоха – т.н. пастырский, или изменения ее в трезубец, как орудие рыбака-апостола – «ловца человеков».
  • «Виноградная лоза» — расцветающий крест «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин.15:5).
  • Крест греческий четырехконечный, т.н. «корсунчик».
  • Крест-накупольник с полумесяцем.

Форма с полумесяцем смущает некоторых, почему, мол, православный символ расположен над символом ислама. Но здесь нет связи с исламом. Полумесяц здесь превращает крест в якорь – символ надежды, о чем уже говорилось или может быть представлен так: спасение – Крест Иисуса исходит от

«Жены, облеченной в Солнце, под ногами Которой Луна и на главе Которой венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1).

Христос есть Солнце Правды, растворяющий нашу ночь и побеждающий темноту греха и невежества. Первоначально Крест был просто крестом, без Распятия, которое стало распространяться в церквях только с VII века. Первые известные формы креста были четырехконечными, отличающимися только по пропорции:

  • обе поперечины одинаковые — «латинский»,
  • вертикальная длинней горизонтальной — «греческий».

О четырехконечном Голгофском Кресте свидетельствуют святой Ириней Лионский(†202 г.) и блаженный Августин (†430г.).

Многообразие форм Креста Церковью допускалось, святые считали, что благодатная сила Креста не зависит от формы, только от нашей веры.

«Крест всякой формы есть истинный крест», — говорил преп. Феодор Студит(† 826г.). «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился», – говорит святитель Дмитрий Ростовский (†1709г.), и добавляет: «проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».

Однако в разных Церквях усвоены и традиционно используются свои формы. Русский православный крест это шести — или восьмиконечная форма креста. Восьмиконечный – распятие с подножием и дополнительной верхней планкой – табличкой, установленной Пилатом с указанием вины:

«Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19).

Написано это было для всех — по-еврейски, по-гречески, по-римски. Таким образом, на верхней планке православного креста изображаются буквы: «IHЦI» — «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Православная восьмиконечная форма Креста сохраняет историческую точность. Кроме того, эта форма явилась вероучительной: нижняя перекладина – подножие — изображается скошенным, один конец выше другого, как символ того, что один распятый рядом с Иисусом разбойник, искренне раскаявшийся и просивший о милости Христа, был спасен, а другой, хуливший Его погиб.

Закон построения православного креста

На основе золотого сечения построен и восьмиконечный православный крест. Значение его концов было объяснено выше, теперь обратимся к правилам, лежащим в основе построения этого главного христианского символа. Они не были установлены искусственно, но вылились из гармонии самой жизни и получили своё математическое обоснование.

Восьмиконечный православный крест, начертанный в полном соответствии с традицией, всегда вписывается в прямоугольник, соотношение сторон которого соответствует золотому сечению. Проще говоря, разделив его высоту на ширину, получим 1,618.

Крест святого Лазаря (как сказано выше, это другое название восьмиконечного православного креста) в своём построении имеет ещё одну особенность, связанную с пропорциями нашего тела. Общеизвестно, что ширина размаха рук человека равна его росту и фигура с разведёнными в стороны руками идеально вписывается в квадрат. По этой причине длина средней перекладины, соответствующая размаху рук Христа, равна расстоянию от неё до наклонного подножья, то есть его росту. Эти нехитрые, на первый взгляд, правила должен учитывать каждый человек, перед которым стоит вопрос о том, как нарисовать восьмиконечный православный крест.

Особенности изображения Распятия

Появившееся значительно позже изображение Распятия стало результатом развития богословской традиции — воплотившийся и ставший человеком Бог мог быть изображен. Но в этом изображении выразилась особенность богословских взглядов Востока и Запада.

«Крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен добычи, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже самую смерть, уготован путь к первоначальному блаженству, отверсты врата райские, воссело естество наше одесную Бога, и мы сделались чадами и наследниками Божиими. Все сие совершено Крестом»

, — говорил о радости победы Иоанн Дамаскин (†около780 г.).

Это торжество требовало от христианского искусства изобразить Победу на Кресте. До IX века Христос изображался на Кресте живым и даже торжествующим. Для изображения торжества использовались драгоценные металлы, золото, каменья.

Умершего Христа стали изображать только с X века. В католических церквях стали использовать Распятия, изображавшие страдания и мучения Спасителя, применяли натуралистическую технику изображения с напряжением мышц, отражением страданий на лице. По этому натурализму можно отличить католическое распятие от православного. Православное Распятие всегда иконное изображение, т.е. изображение духовного мира, лишенное плотских характеристик и натуральности.

Кроме того, на востоке с древности на Кресте-распятии Христос изображался с ногами, прибитыми каждая отдельным гвоздем. Изображать Спасителя со скрещенными ногами, прибитыми одним гвоздем, стали на западе с XIII века. В нашей Церкви сохранилась традиция изображать Христа Воскресшим и обнимающим весь мир.

Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления – Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания». Иеромонах Адриан (Пашин).

Еще одна форма креста — схематичное, без Распятия, изображение — Схимнический Крест, который имеет множество буквенных символов. Это также восьмиконечный крест, возвышающийся над символом горы Голгофы, под которой расположен череп – голова Адама, т.к. из предания известно, что распятие совершилось на том месте, где с древности покоились кости древнего Адама. После Распятия Кровь Нового Адама упала на них, смывая древний грех человека. Крест дополнен изображением орудий казни – трость (Т) и копие (К).

Таким образом, изображение Схимнического креста сопровождается первыми буквами (сокровенно) слов: Царь Славы, Сын Божий, Иисус Христос, Победитель (на греческом), ГГ – гора Голгофа, ГА – глава Адама, МЛРБ – «место лобное распят бысть».

В православных церквях после службы раздают просфоры, на которых также изображен крест (бывают и богородичные с символом Божией Матери). «Просфорный крест» — особая форма креста, имеющая также и буквенные знаки: греческие буквы «IC.XP» и «NIKA», что означает имя Спасителя – заглавные буквы имени Иисус Христос и «NIKA» — по-гречески означает Победа или Победитель. Эта просфорная печать означает выкуп грешников из пленения греху и смерти за великую цену.

Крест Голгофа

Существует и особый, сугубо монашеский восьмиконечный православный крест, фото которого представлено в статье. Он называется «крест Голгофа». Это начертание обычного православного креста, о котором рассказывалось выше, помещённое над символическим изображением горы Голгофы. Она обычно бывает представлена в виде ступеней, под которыми помещаются кости и череп. Слева и справа от креста могут быть изображены трость с губкой и копьё.

Каждый из перечисленных предметов имеет глубокий религиозный смысл. Например, череп и кости. Согласно Священному Преданию, жертвенная кровь Спасителя, пролитая им на кресте, упав на вершину Голгофы, просочилась в её недра, где покоились останки прародителя нашего Адама, и смыла с них проклятие первородного греха. Таким образом, изображение черепа и костей подчёркивает связь жертвы Христовой с преступлением Адама и Евы, а также Нового завета — с Ветхим.

Суеверия и мифы, связанные с нательным крестиком

Говоря о крестике, многие считают, что если человек исповедует православную веру, то ни коем образом ему нельзя надевать католический крестик. Многие священники считают этот вопрос спорным и однозначного ответа не дают.

Но все — таки большинство людей убежденны, что крест несет в себе символ, а католический крест не имеет никакой символики. Но утверждать, что надеть на себя крестик другой веры это грех – также никто не берется.

Но вопреки всем убеждениям и спорам, все священники без исключения твердят, что крестик должен быть на верующем человеке всегда. Даже, несмотря на некоторые суеверия. Такие, например как, его потемнение. Также есть и другие вопросы, которые могут возникать насчет крестика. А именно:

  • Крестик нужно носить только на веревочке или ленточке, но не на цепочке. На самом деле это далеко не так. В святых писаниях нигде не сказано, на чем должен быть крестик. Поэтому это скорее вопрос комфорта и привычек.
  • Носить крестик нужно только под одеждой на голое тело. Это утверждение является верным. Дело в том, что крестик считается символом веры и защиты. Скрывая крестик человек, показывает всю чистоту и искренность своей веры. В случае, когда его носят поверх одежды – он выполняет роль украшения. В таких случаях он не несет в себе силу защиты.
  • Запрещено дарить крестик. Это все предрассудки. Крестик является прекрасным подарком для родных и близких. Тем более если он будет освященным в церкви.
  • Нельзя дарить свой крестик. Если крестик вам достался от родителя или от близкого человека, то почему бы и не носить его. Тем более если у вас его нет. Многие люди утверждают, что отдавая крестик, вы отдаете частичку своей судьбы. На самом деле такого поверья в православной вере нет.

Лучшая статья для Вас, переходите: Можно ли православным есть конину

Так что дарите крестики родным и близким, деткам и взрослым и будьте счастливы.

Господь всегда с Вами!

Смотрите так же видео о значении православного креста:

Даненброг

По легенде, датчане обрели свое красное знамя с белым крестом Даненброг в битве с эстами, которая состоялась недалеко от Ревеля в 1219 г. В критический момент сражения датскому королю Вальдемару II с неба упало знамя, которое помогло одержать победу.


Флаг Дании


Г. А. Лоренцен. Обретение флага с Даненброгом

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]