Кельтский крест – история возникновения символа
Точной версии происхождения культового символа не существует. В настоящее время ходит множество легенд, связанных с этническим наследием кельтов. Первые изображения креста фиксируются на Британских островах еще в 500-600 гг. до н.э. Но традиционная версия ученых гласит, что культовое изображение стало значимым для друидов лишь в 500-х гг. н.э.
Исследователи выдвигают такие гипотезы возникновения кельтского креста:
- Символ возник после обращения кельтов в христианскую веру, что произошло в 4 веке н.э. Ему придают религиозное значение, связанное с распятием Спасителя.
- Крест развился из системы понимания круглой формы, поскольку друиды-язычники поклонялись Солнцу и Луне.
- Существует версия, что при переходе от язычества к христианству, Святой Патрик решил сгладить острые углы этого события, и при этом использовал немного видоизмененные древние символы, обретшие новое значение.
- В честь основателя первого христианского монастыря, проповедника Колумба, введшего монументальный символ веры, знак кельтской христианской церкви Шотландии был назван Крест Колумбы и имел очертания современного кельтского знака.
- Культовый символ появился путем заимствования у древнеегипетского Анкха. Речь идет о коптском кресте, украшенном петлей. Он объединял 2 символа: крест (жизнь) и круг (бесконечность, вечность).
ВАЖНО. Наиболее древние кельтские кресты вырезаны на больших каменных плитах, лежащих плашмя на земле. Более поздние версии имеют вертикальное расположение.
История появления кельтского креста охватывает включает эксплуатацию символики древних народов, для которых подобный символ воплощался в 4 направлениях-лучах или 4 углах Земли. Круг же в свою очередь был знаком Луны. Соединение этих 2 понятий выливалось в символ Солнца. Горизонтальные и вертикальные сечения креста указывали на слияние сил Неба и Земли.
Еще одна распространенная теория, гласящая об истории возникновения кельтского креста, напрямую связана с религиозными коннотациями. Ирландские католики толковали его так: крест в круге – это символ вечности, подчеркнутый бесконечностью любви Бога к своим творениям. Они скрывают в себе тайну распятия и воскресения Исуса Христа.
Вам будет интересно: Молот Тора (Мьельнир) — Значение амулета
Христианский символ неразрывно связан с языческими верованиями. Эту версию появления подтверждает культовое место на острове Льюис, носящее название шотландский Стоунхендж. Каменный круг являлся символом Солнца и Луны.
Вертикально поставленные камни были древним святилищем ночного светила. Они и поныне излучают мощные энергетические волны. Легенда гласит, что ране они были непокорными гигантами, ушедшими в христианство, за что были обращены в камни святым Кираном.
СПРАВКА. История появления необычного креста связана с именем Святого Патрика, который объединил языческие верования кельтов с новой христианской философией. При этом он создал новый знак на базе старых идолов, получив кельтский крест.
Происхождение
О появлении знака спорят даже в настоящее время. Существует четыре основные теории о зарождении, значении символа. Почти все они сходятся в одном – он использовался кельтами задолго до появления христиан.
- Христианские миссионеры, пришедшие к кельтам, посчитали, что кельтский крест состоит из христианских знаков. Они переняли образ, а также придали ему своё значение.
- Символ уже присутствовал в культуре кельтов, но не использовался как амулет и оберёг. Христианство способствовало использованию талисмана более широко.
- Святой Патрик в священном месте увидел камень с нарисованным кругом, он вписал в круг крест, таким образом. появился этот символ. Иногда знак называют крестом Святого Патрика
- Также существует теория, что кельтский крест, значение которого могло произойти от Египетского анкха был прообразом креста Тамплиеров.
- Образ состоит из языческого знака солнца — круга и главного христианского символа — креста.
Считается, что символ использовали жрецы для связи с богами. Знак не являлся амулетом или талисманом для обычных людей.
Значение в древности и современном мире
Эзотерики интерпретируют древний символ как олицетворение 4 времен года или же видят его в качестве знака цикличности всего, что происходит в природе. Предполагается использование в роли защитного талисмана, который будет воздействовать на владельца энергией Солнца.
В древности особый талисман наделяли чрезвычайной силой. Существовало мнение, что он имеет власть над духовной сущностью человека. У древних кельтов крест имел такие значения:
- контролируемые человеческие грехи;
- 4 стихии;
- 4 стороны света;
- достоинства богини Великой Матери – покровительницы всего живого.
ВНИМАНИЕ. В настоящее время кельтский крест обозначает мощь, энергию и даже сексуальную привлекательность.
Выпускаемые в качестве украшений кресты могут быть 2 типов:
- с более длинной верхней частью – знак мужского превосходства над женщиной;
- с удлиненной горизонтальной планкой – символ женственности, материнства, плодородия и мягкости.
Амулет обозначает успех в финансовых вопросах, удачи в преодолении всевозможных трудностей и гармонию в семейной жизни.
Защита и опора: кара за посягательство на слабых
Пожалуй, больше всего с современными представлениями согласуются эпизоды средневековых источников, где святые карают людей за злодеяния против тех, кто значительно слабее преступника. Описания этих случаев пугали даже спустя столетия. Например, в XIX веке издатель жития Геральда Аврилакского (Орильякского) в серии Patrologia Latina не решился включить следующий эпизод в печатный текст — фрагмент увидел свет гораздо позже.
Итак, одна женщина из Лиможа посетила гробницу святого Геральда. На обратном пути ее изнасиловал некий всадник. Хотя любое нападение на паломников осуждалось, его не остановил ни тот факт, что она возвращалась из святого места, ни само имя Геральда. Вскоре — очевидно, по воле святого — у преступника разложились и отвалились гениталии. Даже после этого он не раскаялся в содеянном, хотя составитель жития явно ожидал этого: для средневекового человека такая внезапная болезнь была понятным знаком, требующим покаяния. Однако грешник не признал своей вины, поэтому через несколько дней утонул в реке, а значит, не смог покаяться в грехах даже перед смертью — такой участи страшился любой христианин той эпохи.
Такой тип наказания свыше вполне понятен и сегодня. Но в этом житии немало других примеров пугающе, с нашей точки зрения, жестоких кар, причем за куда меньшие преступления. По воле святого нарушителей норм поражают внезапные болезни, у них отсыхают руки, с их тел в одно мгновение слезает кожа. Парадоксально, но все эти факты не делают Геральда жестоким, с точки зрения составителей его жития.
Напротив, они постоянно подчеркивают, насколько мягким человеком он был. Святой происходил из знатной семьи и мог стать воином, как и поколения его предков. Вместо этого он отказался от светской жизни и брака и основал на своих землях монастырь, где потом и упокоился. В житии упоминается, что приближенные Геральда называли его робким, застенчивым, едва ли не женоподобным. Также агиографы сообщают, что за всю жизнь в миру он не нанес ни единой раны — как и сам не был ранен, хотя участвовал в боях.
В какой-то мере эти описания можно считать общим местом, характерным для житий, — святого необходимо изображать благостным и кротким, не приемлющим насилия. Однако отчасти в этих характеристиках проявился и специфический средневековый взгляд на суровые кары. Исследователь жития Геральда Мэтью Кюфлер пишет:
«…их жестокость была до такой степени встроена в структуру мира и была такой распространенной чертой человеческой жизни, что даже святые могли неистовствовать».
Распространение в христианстве
Развитие христианства внесло свои коррективы в трактовку смысловой нагрузки лучезарного креста. Символ предсказуемо обрел статус важного атрибута веры. Заимствование, осуществленное миссионерами, не являлось чем-то принципиально новым.
Оно помогало максимально безболезненно внедрить христианство на территории Северной Европы. Это был очень важный и разумный шаг, поскольку тамошние народы были сильно привязаны к старым обычаям.
ВАЖНО. Первоначальное изображение креста имело лишь симметричные лучи, но после 563 года модель была усовершенствована, ее нижняя часть удлинилась и преобразовалась в опору.
Следует понимать, что вплоть до 5 века н.э. изображение пересеченных линий не имело никакого отношения к символике христианской веры. А функцию центрального атрибута выполняли монограммы с именем Спасителя. В древние времена крестами принято было обозначать территории церковных земель. Также в 18 веке их использовали в качестве надгробий. Тогда они носили название «ирландских крестов».
За сон и пьянство: кара за непочтение
Еще один тип ситуаций, где святые могли проявить суровый нрав, — случаи, когда человек относился к ним неуважительно. Тогда святые шли на довольно жесткие меры, чтобы указать на ошибку наглецам, а заодно и окружающим. Жития не скупятся на страшные детали, чтобы произвести на читателя впечатление и внушить ему трепет перед образом святого.
Изучая источники, можно заметить, насколько широко их составители понимали непочтение к святым. Например, характерный эпизод мы находим в том же житии Леонтия Ростовского: эти события произошли спустя много лет после его смерти, когда Леонтий уже был канонизирован. Однажды в день его памяти случилось чудо — ночью святой восстал из гробницы, церковь, где он покоился, наполнилась благоуханием, в ней зазвучало ангельское пение. К утру свеча у гробницы, зажженная ангелами, продолжала гореть. После службы один из служителей церкви захотел ее погасить и тут же был наказан: он оглох и онемел, его руки и ноги перестали двигаться. Клирик выздоровел лишь после того, как раскаялся во всех своих грехах.
Впрочем, за непочтение святые не всегда посылали болезнь — иногда достаточно было проигнорировать просьбы человека. Такая судьба ждала хромого мальчика, который посетил гробницу святого Томаса Бекета в надежде исцелиться. Чтобы обратиться к святому, юноша должен был лечь на плиту, накрывающую гробницу, — это был традиционный способ исцеления у могилы святого. Увы, лежа на плите, уставший мальчик вскоре уснул. Томас Бекет явился ему во сне, осыпал больного проклятиями за дерзость, а затем заявил, что отказывается даровать ему здоровье.
Святые карали христиан не только за неуважение лично к ним, но и за нарушение правил, установленных церковью. Например, житие Мартина Турского рассказывает о женщине, которая, вопреки запрету, работала в воскресенье. Ее рука окоченела, и пальцы не отрывались от ладони до тех пор, пока нарушительница не явилась в церковь и не поклялась никогда больше не трудиться в святой день.
Верующие могли пострадать и за небрежное отношение к церковным праздникам. Такой случай описан в Волоколамском патерике, сборнике рассказов о служителях Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря. Однажды компания соседей-мирян собралась как следует отметить день апостолов Петра и Павла. Приятели наварили медовухи, и одному из них в голову пришла идея начать праздновать еще до службы в церкви. Изрядно выпив, он увидел человека с черной бородой и заметной лысиной, «взором страшного». Незнакомец ударил медовара по щеке, да так сильно, что у того вылетели пять зубов и пьяница долго «лежал как мертвый», практически полностью парализованный.
Еле придя в себя, он рассказал о случившемся близким, и те по описанию страшного человека догадались, что это был сам апостол Павел — его принято изображать бородатым и практически лысым. Несчастный пьяница так и не выздоровел, и родные отвезли его в монастырь, где тот умер через год.
Использование кельтского креста как талисмана
Расшифровка христианского значения талисмана оказалась довольно простой задачей для исследователей и эзотериков. Символ жертвенности и любви, заключенные в круг вечности.
Вам будет интересно: Значение много именного амулета Трискелион (Триксель , Трефот)
А вот языческое значение амулета долгое время оставалось загадкой, что ставило под сомнение целесообразность использования кельтского креста в качестве талисмана. В те древние времена его связывали с достоинствами и пороками рода человеческого, с властью стихий и сторонами света.
СПРАВКА. До сих пор достоверно неизвестно, как древние кельты понимали значение символа и использовали его.
В настоящее время гармоничный и красивый культовый объект весьма распространен в ювелирной сфере. Кольца, подвески и кулоны, в которых вылито изображение кельтского креста, считаются популярными украшениями.
Знак имеет далеко не одно толкование, вытекающее из религии. Древний магический символ, в соответствие с поверьями способен даровать человеку мудрость и защищать его от негатива. Также он помогает достичь гармонии и процветания во всех сферах жизни. Крест олицетворяет связь прошлого с настоящим и будущим, поэтому, он способствует развитию интуиции, а также экстрасенсорных навыков.
ВНИМАНИЕ. Талисман – помощник творческих натур.
Что означал кельтский лучезарный крест на Руси?
На Руси значение знаменитого символа не сильно отличалось от общепринятого. Он был символом высшей власти, связи жрецов с богами. Это древний солярный языческий знак, и его использование в христианстве говорит только о том, что христиане не брезговали языческими символами.
На Руси считалось, что этот знак способен защитить от бед, подарит уверенность в своих близких. Если его носили воины, то они могли быть уверены в своем могуществе и бесстрашии. Это был символ крепких отношений в семье и хороших отношений с другими людьми. Помимо этого, амулет кельтский крест был знаком безграничной мудрости (что усмиряет пыл, дает возможность здраво оценить ситуацию) и стабильности.
Так как амулет кельтский крест представляет собой знак, способный соединить воедино прошлое, будущее и прошлое, использовался он и в проведении колдовских ритуалов. Считалось, что именно этот оберег поможет своему хозяину предвидеть будущее, развить телепатию и телекинез. Если Вы творческая натура, то следует обязательно вооружиться этим символом, так как он является надежным спутником всех людей творчества. Помимо этого считалось, что именно этот символ хранит своего хозяина от бед и любого негативного воздействия.
Как выбрать и носить амулет
Кельтский крест чаще всего используют для изготовления разнообразных амулетов и талисманов. При выборе украшения с могущественной символикой необходимо следовать таким правилам:
- Определитесь с материалом. Это может быть металл или дерево. Первый отлично проводит энергетическую информацию, а второй – привлекает позитив в жизнь владельца.
ВАЖНО. Амулет, созданный собственноручно, наполнен энергетикой владельца и лучше подстраивается под личностные нужды и особенности.
- Прислушайтесь к талисману и ощущениям души в момент контакта. Вам должно быть комфортно в этот момент. Волнение и неприятные вибрации дают сигнал о несоответствии.
- Знак должен быть нанесен на вещь круглой формы. Это усилит его солярную энергию.
Носить амулет на теле рекомендуется постоянно. Поэтому выбирайте украшение, с которым будете чувствовать себя комфортно при любых условиях.
Относитесь к нему как к части себя, мысленно общайтесь, просите о помощи. Этим вы обеспечите великолепную энергетическую связь. Относитесь к украшению бережно, старайтесь не потерять и не сломать его, только тогда крест будет работать максимально корректно.
СПРАВКА. Строго запрещается передаривать талисман.
Советы при выборе амулета
Считается, что лучше всего выбирать амулет, который сделан из дерева, меди или серебра. Такие материалы лучше подходят данному талисману и наполняют его большей энергией.
Нельзя принимать в дар или отдавать кому-то свой амулет. Возможно, что удача от прежнего хозяина перейдёт к новому. Кроме того, это может означать повторение судьбы предыдущего носителя.
Важно носить амулет по своему желанию и с добрыми намерениями. Если во время носки человек испытывает неприятные ощущения, дискомфорт или раздражительность, значит, амулет подобран неправильно, и он может навредить. Лучше его не использовать.
Желательно, носить талисман постоянно. Чаще контактировать с ним, рассказывать о своих желаниях и не бояться просить совета. Не стоит забывать, что оберёг это часть души. Необходимо обращаться с ним бережно.
Талисман можно изготовить самому, но при этом стоит понимать, что делать его нужно очень аккуратно. Неправильно или неровно сделанный амулет, в лучшем случае никак не повлияет на жизнь человека, в худшем – может навредить.
Вне зависимости от вида выбранного амулета, лучше всего, чтобы он был изображен в круге. Таким образом, энергия талисмана будет увеличена.
Татуировка с изображением кельтского креста
Закрепить магию амулета, воссоединив ее со своей, можно путем нанесения татуировки на тело. Однако, необходимо четко понимать, что неправильное использование сильнейшего символа чревато серьезными проблемами.
Проблема кроется в том, что далеко не все люди стараются нести в мир созидание. Но кельтский крест в виде татуировки помогает лишь в том случае, когда ее владелец преследует благие намерения. Стремление обрести могущество, которое будет обращено во вред, даст строго противоположный эффект. При этом владелец изображения станет глубоко несчастной личностью.
Вам будет интересно: Значение много именного амулета Трискелион (Триксель , Трефот)
Место расположения тату имеет такую смысловую нагрузку:
- голова – достижение просветления и гармонии, запрещено к нанесению агрессивным и вспыльчивым особам;
- шея – развитие творческих способностей;
- правое плечо и рука – обретение призвания, достижение мудрости, выявление истинных ценностей;
- левое плечо и рука – связь с потусторонним миром, наделение магическими способностями, мощный энергетический барьер;
- грудь – очистка от негатива;
- спина – защита от темных сил.
ВНИМАНИЕ. Наносить татуировку ниже пояса не имеет смысла, поскольку сила знака теряется, а рисунок превращается в обычное украшение.
Важно создать абсолютно ровную, симметричную форму. Иначе искажение символа чревато проблемами или потерей магических качеств.
Значение татуировки для мужчин
Этот символ в качестве татуировки наносят себе мужчины, которые смогли найти свое истинное жизненное призвание. Они выросли духовно и полностью осознают значение и влияние креста. Рекомендуется использовать символику одного народа, обязательно ориентируясь на кельтскую культуру. Лучше всего наносить на руки, спину и предплечья.
ВАЖНО. Татуировка на икрах не только не будет иметь никакой силы, но и расценится как неуважение к древним традициям.
Значение татуировки для женщин
Для женщин эта татуировка подходит просто идеально. Но только если нанести ее в виде витиеватых узоров.
Значение рисунка таково:
- искренняя вера;
- ранимость;
- нежность;
- грациозность;
- утонченность.
СПРАВКА. Девушки носят тату на лопатку или предплечье.
Тюремное значение тату
В тюремной тату-культуре кельтский крест встречается достаточно редко и наделен крайне негативным смыслом. Существует мнение, что его значение сводится к логическому завершению жизненного пути, и наносится людям, постоянно находящимся в опасности и тревоге.
Другими словами, обладателя кельтского креста постигнет мучительная, жестокая смерть. Иная трактовка гласит, что по подобным изображениям распознают преступников, нарушивших закон по идейно-политическим, радикальным мотивам – неофашистов, нацистов и т.д.
Предыдущая
СкандинавскиеЗначение много именного амулета Трискелион (Триксель , Трефот)
Картинки на телефон и компьютер
Символ «Кельтский крест» в виде картинки некоторые граждане не прочь установить на свой телефон или компьютер. Прежде чем сделать это, рекомендуется обдумать следующие обстоятельства.
Такое решение должно приниматься с учетом национальных и религиозных особенностей местности проживания.
В определенных ситуациях символ Кельтский крест может нести оскорбительное значение для некоторых людей, так как он напоминает фашистскую свастику.
Изменив направление «лучей» славянской свастики (по солнышку) на противоположный (против солнца), германские нацисты придали фашисткой символике резко негативную энергетику.
Есть гипотеза, что это стало одной из причин поражения Германии в Великой Отечественной войне, ведь символику с отрицательной энергетикой носили на своей форме в годы войны и солдаты, и генералы.
В нашей стране суровое отношение старшего поколения к нацистской символике сохраняется по сей день.
Члены преступных сообществ, националисты используют Кельтский крест как знак опасной жизни.
Следует также иметь в виду, что флаг с кельтским символом на территории России запрещено распространять из-за связи с нацистской символикой.
В чужой монастырь: святые в борьбе за земли и имущество
Еще одна сфера, которую изо всех сил защищали святые, — это имущество церкви, и в частности монастырей. Яркий пример — «Повесть о житии Михаила Клопского», составленная во второй половине XV века на основе более ранних преданий. Михаил, родственник Дмитрия Донского, принял на себя подвиг юродства, отказался от высокого положения и стал монахом обители поблизости от Новгорода. Еще при жизни он обладал способностью вызывать у своих противников самые разные недуги, а причиной этому были в основном хозяйственные конфликты.
Происходило это так: узнав о проступке, он «предсказывал» нарушителю правил определенное несчастье — и оно немедленно воплощалось в жизнь. Чаще всего оппонентов Михаила разбивал паралич. Так случилось с новгородским посадником Григорием Кирилловичем, который запретил монахам ловить рыбу в ближайшей реке, поскольку та протекала по его землям. Тем, кто не подчинится, он грозил переломать руки и ноги, но, по слову Михаила, конечности отнялись у самого Григория. Здоровье вернулось к посаднику лишь спустя год, когда Михаил допустил его до службы в Клопском монастыре. Кроме того, юродивому были подвластны и болезни сердца, и немота, и потеря памяти.
Судя по тексту «Повести», тяжесть наказания не зависела от масштаба преступления. Объединяет всех пострадавших лишь то, что они пытались посягнуть на имущество Клопского монастыря и церкви в целом. Не имел значения и социальный статус злоумышленников: страдали и простые разбойники, вошедшие в обитель с оружием, и священник-вор, и новгородские бояре, претендовавшие на церковные земли, и даже новгородский архиепископ, который наложил на монахов «налогу», то есть пожелал получить с них деньги.
Историк Александр Медведь замечает:
«У современного читателя жития может складываться ощущение, что Михаил Клопский не всегда действовал от имени Бога — слишком уж часто он использовал свой дар внушения при решении довольно заурядных, как сегодня сказали бы, споров „хозяйствующих субъектов“».
Тем не менее составитель жития явно считал, что высшая справедливость была на стороне Михаила. Едва пришедшему в себя посаднику будущий святой говорит: «Того, кто зачинает рать, — Бог накажет!» — и книжник явно согласен с ним.
Похожие эпизоды есть и в западноевропейских житиях. Например, уже упомянутому Геральду Аврилакскому, также происходившему из влиятельной семьи, пришлось защищать монастырь от собственного племянника. Тот вместе со своими людьми решил ограбить обитель, стоящую на дядиных землях. Святой Геральд явился нечестивцу во сне, ударил его по голове и пригрозил немедленной смертью, если тот не оставит монахов в покое. Позже на монастырскую собственность посягнули еще несколько человек, и все они умерли при страшных обстоятельствах: скажем, с мальчика, укравшего из церкви алтарный покров, полностью слезла кожа.
Мэтью Кюфлер, изучавший житие Геральда, считает, что за конкретными имущественными спорами, пусть даже заурядными, стоит нечто большее. Он пишет, что в этих эпизодах отражается неспокойная обстановка, окружавшая монастыри в Средние века. Их земли и имущество были объектом постоянной «охоты» и со стороны знати, и со стороны разбойников-простолюдинов. Неудивительно, что монахам приходилось защищаться. Сил земных покровителей хватало не всегда, и на помощь приходила репутация беспощадного святого, готового постоять за свою обитель.