Мальтийский крест: история и свойства символа

От Эпохи средневековья нас отделяют несколько сотен лет. Одно из самых значительных явлений в средневековье — система рыцарства, вобравшая в себя всю суть древних традиций. Итак, читайте первую часть статьи «Рыцари в Европе».

Статью «Рыцари в Европе. Часть 2» можно прочитать здесь. Статью «Витязи на Руси» можно прочитать здесь.

Рыцари. История зарождения

Рыцарь — средневековый дворянский почётный титул в Европе. Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов.

Рыцарство — братство, привилегированное военно-землевладельческое сословие в Западной Европе в средние века. Посвящение в рыцари расценивалось как королевская награда за государственную службу. В средние века в Европе братства рыцарей делились на религиозные и светские.

К первому классу можно отнести рыцарей, принявших религиозный обет, например, членов ордена тамплиеров и рыцарей Св. Иоанна (госпитальеры), рыцарские ордены, воевавшие против сарацинов (арабов) и других нехристиан.

Второй класс возник из рыцарей, бывших на королевской службе или служивших высокой знати. Рыцарство происходит из средневековой Франции и Испании. Впоследствии рыцарство распространилось на всю Европу и достигло наибольшего расцвета в XII-XIII веках.

Также рыцарство можно рассматривать, как кодекс поведения и чести, соблюдение которого предписывалось средневековым рыцарям. Фактически этот кодекс соблюдался редко, но благодаря литературе в массовом сознании сформировался романтический образ галантного рыцаря, а само слово «рыцарь» со временем стало синонимом человека благородных нравов.

Другие использования мальтийского креста

В 1807 году российским императором Александром I, в качестве награды был учрежден Георгиевский крест, по образцу Мальтийского креста. Он был предназначен для награждения нижних чинов армии и флота за подвиги и храбрость в военное время. В наши дни мальтийский крест используется в Британии санитарными бригадами Иоанна. Мальтийский крест также является первым почтовым штемпелем. Этой осенью Гатчина отметила очередной славный юбилей. В октябре стукнуло 215 лет с того дня, как император Павел I личным указом даровал своей мызе статус города.

Звание это дорогого стоило, и императорский указ явился отправной точкой расцвета нашей Гатчины. Городу, разумеется, положен герб. Император и об этом позаботился и 13 декабря в 1800 году утвердил гатчинский герб, пожалуй, самый необычный среди гербов российских городов, в котором отразилась и любовь Павла к Гатчине, и его устремления к высоким целям, и почти незримый, но глубокий сакральный смысл.

Орден с мальтийским крестом.

В описании герба сказано: «Щит разделен пополам. В верхней, золотой половине Государственный двуглавый орел, увенчанный тремя Императорскими коронами, имеющий на груди червленый щиток с вензелевым изображением имени императора Павла I; за щитком крест Державного ордена Св. Иоанна Иерусалимского, покрытый Мальтийскою короною. В нижней, лазоревой части литера G».

Герб насыщен символами, чёрный имперский двуглавый орёл подчёркивает особый статус Гатчины среди других городов. Отсюда, по замыслу Павла, должна была начаться новая Россия — единая, справедливая, мудрая, духовная. Здесь в течение 13 лет затворничества, будущий император разрабатывал реформы и создавал новые модели управления армией и страной.

Необычность гатчинского герба не сразу бросается в глаза. Во-первых, на нём расположены четыре короны — большая императорская, две — поменьше, венчающие головы грозной величественной птицы, означающие западное и восточное царства, и ещё одна — на груди орла. Это корона мальтийских рыцарей — рыцарей справедливости, орден которых в течение нескольких лет возглавлял наш император. Он, кстати, единственный из Великих Магистров ордена, который носил эту корону на голове, остальные лишь возлагали на неё руку при церемониях и ритуалах.

Орден Иоана Иерусалимского.

Но мы сегодня поговорим о другом символе — мальтийском кресте. Он хотя и располагается в центре герба, на груди Российского орла, почему-то мало заметен. Этот крест или звезду, как считают многие историки, называют мальтийским, потому что когда-то, почти тысячу лет назад, его сделали своим символом рыцари-госпитальеры. И если у кого-то возникает вопрос, что означает этот странный крест, то рыцареведы уверенно отвечают, дескать, восемь лучей креста символизируют восемь райских блаженств, которые ждут рыцарей на небесах, или же восемь рыцарских добродетелей, или же восемь языков (народов), образующих орден монахов-воинов.

Однако, не всё так просто. Странный крест появился за тысячи лет до создания ордена госпитальеров, и подлинное его значение было доступно лишь нескольким посвящённым рыцарям. Некоторые исследователи полагают, что мальтийский крест означает единение четырёх древних аштарских богов, так сказать, святая четвёрка. Другие утверждают, что он образован двумя свастиками — солнечной и лунной, которые соприкасаются концами. Раньше иногда свастики изображались с чуть загнутыми концами (у нацистов была принята лунная тёмная свастика и даже вообще не свастика, а Hakenkreuz — символ изменения мира и сознания). Таким образом, мальтийский крест символизирует единство света и тьмы, добра и зла, прошлого и будущего.

Мальтийские крест на цепочке.

Какая же из древних цивилизаций подарила нам этот магический символ, сказать трудно. Этот крест обрёл широкую известность лишь с появлением ордена госпитальеров. Христиане очень многое заимствовали у других религий, в том числе и символику. Что же привлекло древних монахов в мальтийском кресте? В некоторых малоизвестных у нас источниках утверждается, что госпитальеры унаследовали духовное учение кумраитов — религиозной общины, которую возглавлял Иоанн Предтеча (кстати, его отец Захарий долгое время заведовал госпиталем в Иерусалиме). Странный символ пришёл тоже вроде бы от них, а откуда его взяли кумраиты, неизвестно. Его следы теряются в тысячелетней истории человечества.

Но посвящённые считали, что мальтийский крест обладает магической силой и наделяет его обладателя особым могуществом, ибо этот знак определяет сущность нашего мира и предназначение человека на земле. Думаю, многие из нас задавались вопросом — а для чего я живу? в чём моё предназначение? Сейчас попробуем узнать.

Во-первых, мальтийский крест объясняет сущность мира материального, состоящего из единства и равновесия четырёх стихий огня, воды, воздуха и земли (четыре состояния вещества).

Во-вторых, сущность мира нематериального, так называемого небытия, известного в древности под названием мэон. Наш нематериальный мир образуют пространство, время, энергия и информация.

Материал по теме: Как правильно носить Египетский крест Анкх

Ну, и самое интересное — человек. Представьте, что вы в центре креста. Верхний его луч играет роль воронки, через которую на вас нисходит божественная истина. Через левый и правый лучи вы отдаёте в этот мир любовь и силу (благодеяния), из нижнего луча исходит мудрость. Предназначение человека — быть проводником истины и следовать ей. Таким образом, мальтийский крест означает гармонию — гармонию этого мира, гармонию нашей души, где всё уравновешено.

Знал ли об этом Павел? Конечно, знал, ведь наш славный император был посвящённым. В пользу этой гипотезы говорит то, что так называемые донаты — члены ордена, не посвящённые в рыцари, но зарекомендовавшие себя благими делами, имели особый знак — мальтийский крест, в котором верхний луч либо отсутствует, либо имеет другой цвет, то есть путь к истине ещё закрыт. Возрождая в России рыцарский орден с его традициями, гуманными устремлениями Павел надеялся дать своей стране самое главное — национальную идею, в которой каждый бы нашёл своё предназначение, которая смогла бы всех объединить. А мальтийский крест должен был стать символом новой эпохи. Символы действительно способны объединять совершенно разных людей для великих свершений, вспомним свастику в Германии или звезду в Советском Союзе.

Мальтийские крест на цепочке.

Удивительно и то, что история мальтийского креста неразрывно связана с госпиталями (госпиталем изначально называли приют для странников, гостеприимный дом). И вот сейчас мальтийский крест венчает парадную лестницу в здании администрации города Гатчины — бывшего императорского госпиталя, построенного Павлом. Герб города, созданный замечательным гатчинским скульптором Валерием Шевченко, великолепен и удивителен. Им стоит полюбоваться. Так удивительно слились вместе два символа — госпиталь и крест — человеколюбие и гармония.

Можно предполагать, что герб Гатчины содержит некий код Павла I, его благословение потомкам и грядущим поколениям. А загадочный мальтийский крест призван хранить и оберегать наш город. Вот только могущество и силу он дарует лишь тем, кто стремится к гармонии и ищет своё предназначение.

Кто такие рыцари

Военное дело представляло собой главную социальную функцию рыцарства. Так же рыцарство влияло и на политические процессы эпохи. Принципиальными ценностями рыцарства были: вера, честь, доблесть, благородство, целомудрие и верность. В то время общество было разделено по ранжиру на сословия. Каждое из них выполняло свою функцию. Духовенству надлежало обеспечивать всем общение с Богом. Крестьяне должны были работать на всех. Рыцарство — за всех воевать и всем править.

Рыцари были натренированными всадниками. Они играли важную роль в крестовых походах и других средневековых войнах. За военную служба рыцари получали в награду земельные наделы, власть и должны были иметь крепких лошадей, доспехи и слуг.

Детство рыцарей продолжалось примерно до 7 — 8 лет. Пока мальчик не становился пажом рыцаря, после начиналось обучение и подготовка к военной службе. В 14 лет юноша уже становился слугой для господина, помогал ему облачится в доспехи и сопровождал его в бою. Около 21 года, если юноша хорошо справлялся с обязанностями оруженосца, его посвящали в рыцари, после чего он считался совершеннолетним.

Девизом всех рыцарей было: «Бог, женщина, король». Этот девиз сиял на роскошных празднествах рыцарей, воинских играх и на великолепных турнирах. Ложь и вероломство считались у рыцарей самыми ужасными поступками, их за это презирали. А вот блестящими подвигами они заслуживали самые почетные звания. Им давали разные титулы, и рыцари имели право восседать за одним столом с королем.

Рыцарей узнавали издалека по его вооружению. Признательность и энтузиазм воодушевляли храбрых воинов, и они смело шли наказывать тех, кто грабил и занимался разбоем, сеял всюду бедствие и несчастья, проливал кровь невинных. Духовные лица, видя в рыцарях защитников веры и покровительства несчастных и обездоленных, смотрели на них, как на воинов, достойных небесной награды в будущей загробной жизни.


Статуэтки рыцарей

Значение тату для мужчин

Подобную татуировку молодые люди наносят для выражения таких качеств, как храбрость, смелость и решительность. Обладатели татуировки являются мужественными людьми, способными справляться с трудными жизненными ситуациями, быть надежной опорой и поддержкой.

Мужчины с татуировкой рыцаря сообщают о своих высоких моральных принципах и верности идеалам. Воин в сверкающих доспехах для парней символизирует победу и несокрушимость. Зачастую подобную тату наносят мужчины, являющиеся по жизни лидерами. Это амбициозные, решительные и целеустремленные люди.

Рыцарские идеалы и девизы

  • Мужество — это означало, что он готов поступать правильно и способен сражаться даже против превосходящих сил врага.
  • Защита церкви, лордов, их семей, а также сирот и вдов.
  • Вера в Бога, которая поможет избежать искушений и вынести жертвы.
  • Смирение — признания силы и героизма других, но не хвастовство своими подвигами.
  • Справедливость.
  • Щедрость, которая позволила бы ему быть милостивым к врагу и противостоять слабости и жадности.
  • Умеренность, что означало делать все в меру, даже при наличии у него богатства.
  • Благородство, которое является принципом вежливости. Рыцари должны быть вежливыми, честными, щедрыми и быть образцом для подражания.

Важным атрибутом рыцаря был его девиз. Это краткое изречение, выражающее важную сторону характера рыцаря, его жизненные принципы и устремления. Часто девизы изображались на гербах рыцарей, их печатях, доспехах. Многие рыцари имели девизы, подчеркивавшие их смелость, решительность и особенно полную самодостаточность и независимость от кого бы то ни было.

Примерный перевод рыцарских девизов:

Служу Отечеству, отвечаю Богу. Достоинство и благородство. Совесть и дисциплина. Быть, а не казаться. Честь, но не почести. Честь дороже жизни. Честная смерть, но не позорная жизнь. Побеждаю, но не мщу. Скуп в потребностях, щедр на отдачу. Великодушие и справедливость. Учтивость и миролюбие. Блаженство в верности. Достоинство в служении. Служить, но не прислуживаться. Должен — значит можешь. Соперничаю, но не завидую. Любовью ведом, добротой очищаюсь. Злу — возмездие, добру — награда. Слово крепче камня. Ударом на удар. Победа или смерть. Верой и правдой. Биться шумно, говорить тихо. Один за всех, все за одного. Слово — серебро, молчание – золото.

Характерными рыцарскими девизами были следующие: «Иду своей дорогой», «Другим не стану», «Вспоминай меня часто», «Я осилю», «Я не король и не князь, я граф де Бусси».

Рыцарь с мечом

Татуировка рыцаря с мечом означает, что человек готов к отражению вражеских ударов, защите и нападению. Тату символизирует праведный гнев, правосудие и справедливость. Обладатели такой тату находятся в постоянной борьбе со злом. Такие люди уверены в себе и духовно развиты. Свою физическую силу они используют только для усмирения врага, и никогда не нападут первыми.

Ритуалы посвящения в рыцари


Шлем, кольчуга и топор
Молодой юноша должен искупаться в ванне. Потом на него надевают кольчугу и шлем. Рыцарь (иногда отец посвящаемого), но чаще, кормивший его господин, надевает на пояс юноши меч. С этой минуты юноша будет носить его постоянно. После этого рыцарь ударяет ладонью по шее юношу. Затем новый рыцарь садится на коня, ему дают копьё, и он на всем скаку должен поразить заранее приготовленное чучело. Такова процедура посвящения в рыцари в XII веке.

Позже духовенство ввело свои обряды на посвящение в рыцари. Например, такой: Молодой человек после поста проводил ночь перед посвящением в молитве. Утром он присутствовал при обедне. Шпагу клали на алтарь, священник благословлял ее, говоря: «Услышь Господи, молитвы мои и благослови всемогущей десницей этот меч, которым хочет препоясаться раб твой». Затем священник читал проповедь, в которой обращался к рыцарю, говоря о том, чтобы тот не забывал об обязанностях по отношению к церкви, вдовам и сиротам.


Посвящение в рыцари

Для церемонии обычно выбирали дни, когда были большие праздники: Пасха или Троица, церемония бракосочетания или крещение принца, а также во время сражений.

Значение тату для женщин

Татуировку с рыцарем могут наносить девушки, которые еще не нашли свою вторую половинку. С помощью такой тату они сообщают окружающему миру о том, какими качествами должен обладать будущий возлюбленный. Как правило, такие женщины ждут надежного, сильного и отважного мужчину, на которого можно положиться.

Иногда девушки наносят изображение рыцаря с надписью имени любимого человека. Такие девушки гордятся своим возлюбленным, с помощью тату они выражают восхищение, любовь и преданность. Татуировка для женщины может выступать в качестве оберега, символизирующего защиту и безопасность.

Рыцарские ордены

Возникновение рыцарских монашеских орденов относят ко времени первых крестовых походов. Было создано несколько десяток различных орденов. Одними из первых появились три ордена, со временем, ставшие самыми могущественными: госпитальеры (иоанниты), тамплиеры и тевтонский орден.


Рыцари пешие и конные

У истоков появления братств стояли монахи и безземельные рыцари. В Израиле эти люди образовывали сообщества для помощи раненым солдатам и паломникам. Постепенно эти сообщества и превратились в рыцарские ордена.

Внутри братства была строгая иерархия, которая напоминала одновременно и армию и монастырь. Во главе ордена стоял Верховный магистр. Далее шли командоры и маршалы, которые занимались военным делом и финансами. Следом шли братья воины и капелланы. На самой низкой ступени были неофиты, они не считались полноправными участниками, пока не прошли обряд посвящения.

Орден Госпитальеров (Иоаннитов)

Орден Госпитальеров был создан одним из первых и существует по сей день. Официальное название: «Орден всадника госпиталя святого Иоанна Иерусалимского». Этот орден представлял собой огромную материальную и военную силу на востоке.

Во второй половине XII века, орден превратился в настоящее суверенное государство. Цель ордена заключалась в следующем: забота о малоимущих, больных и раненых. Одевались братья в черные одеяния с вышитым на груди особым белым крестом.

Рыцарь ордена Госпитальеров

По своим боевым качествам и воинской доблести иоанниты по праву считались лучшими воинами Европы. Сейчас подобный крест называют мальтийским.

Орден Тамплиеров (Храмовников)

Орден Тамплиеров считается одним из популярных рыцарских орденов средневековья. Образ храмовников полностью ассоциируют в наше время с образом крестоносцев. Первоначально послушники ухаживали за больными.

Госпитали тамплиеров напоминали постоялые дворы, где усталый путник мог найти себе приют, передохнуть и залечить раны. Так как первая штаб-квартира братства расположилась в замке, возведенном на руинах храма Соломона, то членов ордена называли храмовниками или тамплиерами.

Рыцарь ордена Тамплиеров

Тамплиеры возводили на трон и свергали с трона целые династии, завоевывали целые страны и контролировали солидную часть финансовых потоков. Но, в конце концов, орден был обвинён Церковью в ереси и был уничтожен.

Тевтонский орден

Тевтонский орден берет свое начало из госпиталя Святой Марии Иерусалимской для крестоносцев. Их устав был схож с уставом тамплиеров. Братья носили белые одеяния с вышитыми черными крестами.

Рыцарь Тевтонского ордена

Тевтонцы вели крестовые походы против местных языческих племен. Также сражались с новгородцами. Тевтонцы стали известны в России по битве на Чудском озере против войска Александра Невского.

Их цели: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической Церкви. Закат ордена начался после поражения в Грюнвальдской битве в 1410 г.

Орден Калатравы

Рыцарский орден Калатравы был основан в Испании в 1158 г. монахом Раймондом де Фетеро. Орден получил свое название от завоёванной у арабов крепости Калатрава. Отличительный знак ордена Калатравы — черная и белая одежда с красным крестом. Свое существование орден прекратил в 1873 году.

Рыцарь ордена Калатравы

Орден Сантьяго

Официальное название этого ордена: «Великий орден Меча святого Иакова Компостельского». Основан орден в Испании около 1160 г. Орден Сантьяго участвовал в крестовых походах и в войнах с мусульманами. Рыцарский орден действует по сей день, как гражданский рыцарский орден под покровительством короля Испании.

Рыцарь ордена Сантьяго

Орден Алькантара

Орден Алькантара был основан в 1156 году в Испании. Первоначально это было военное религиозное братство рыцарей под названием «Сан-Хулиана де Перейро». В 1217 г. рыцари ордена Калатравы с разрешения короля передали город Алькантара и все владения ордена Калатравы ордену Сан-Хулиана де Перейро. После чего этот орден был переименован в рыцарский орден Алькантара. Орден Алькантара принимал участие в Реконкисте (отвоевывание земель на Пиренейском полуострове, занятый маврийскими эмиратами). В 1830-х годах орден Алькантара был национализирован и прекратил свое существование.

Рыцарь ордена Алькантара

Ависский орден


Рыцари Ависского ордена
Официальное название ордена: «Орден Святого Беннета Авишского». Орден Ависский был создан в 1147 году для защиты города Эворы, отбитого у мавров. В 1223 году штаб-квартира ордена была перенесена в Португалию в город Авис, подаренный королем. Орден Ависский учавствовал в португальской части Реконкисты и колонизации побережья Африки. В 1910 году орден был распущен, но в 1917 году восстановлен в качестве сугубо гражданского во главе с президентом Португалии.

Орден Меченосцев

Орден меченосцев — немецкий католический рыцарский орден, официально был назван «Братья Христова воинства». Он был создан в 1202 году по инициативе бременского каноника Альберта. Цель ордена меченосцев был захват Восточной Прибалтики, осуществление крестовых походов, против прибалтийского народа. При этом треть захваченных земель закреплялись за орденом. После целого ряда поражений от русских князей и Литвы, остатки ордена были присоединены к Тевтонскому ордену в 1237 году.

Рыцарь ордена Меченосцев

Орден Христа (Томарский)


Рыцарь ордена Христа
Орден Христа — духовно-рыцарский орден. Он правопреемник тамплиеров на территории Португалии. В 1318 году орден был учрежден португальским королем Динишем для продолжения начатой борьбы тамплиеров с мусульманами. Папа Иоан XXII позволил передать ордену Христа все владения тамплиеров, включая замок Томар.

Этот замок в 1347 году стал резиденцией великого магистра. Отсюда и второе название ордена — Томарский. Томарские рыцари принимали активное участие в заморских путешествиях португальских мореплавателей, как их ависские собратья. Орден Христа был распущен в 1910 году и как Ависский был восстановлен в качестве сугубо гражданского во главе с президентом Португалии.

Орден Святого Лазаря

Официальное название этого ордена: «Военный и Госпитальерский орден Святого Лазаря Иерусалимского». Основан крестоносцами в 1098 году на базе больницы для прокаженных, которая существовала под юрисдикцией Греческой патриархии. В то время орден Святого Лазаря принимал в свои ряды рыцарей больных проказой. Символом этого ордена был зелёный крест на белом одеянии. Орден участвовал в боевых действиях, в частности, в Третьем крестовом походе. В битве при Форбии в 1244 году орден Святого Лазаря потерял весь свой состав, и здоровых и прокаженных рыцарей вместе с магистром.

После того, как изгнали крестоносцев из Палестины, орден обосновался во Франции, где стал продолжать свою госпитальную деятельность. Современный орден Святого Лазаря имеет на данный момент отделения в 24 странах по всему миру и продолжает свою благотворительную деятельность.


Рыцари ордена Святого Лазаря

Орден Дракона

Рыцарский Орден Дракона был основан в 1408 году королем Венгрии Сигизмундом I Люксембург для защиты венгерского королевского дома от внутренних и внешних врагов. А так же для того, что бы охранял «Крест Господень» и боролся с язычниками, которыми чаще всего были турки. Главой ордена стал Милос Облич. Кроме него в ордене было ещё 12 рыцарей, отличительной чертой которых было изображения дракона на шлеме. Также они носили на шее подвески и медальоны с изображением дракона.

Одной из главных задач, которые ставили перед собой Орден Дракона — убийства Мурада I, султана Османской империи. В 1389 году состоялась битва в Косово. В этой битве Милос сумел пробраться в лагерь противника и убить султана. Об этом узнал сын султана Баязид I и тут же приказал убить своего брата Якуба, так как брат составлял ему конкуренцию для восхождения на трон. Как только Якуб был убит и Баязид I взошел на трон, то он сразу же приказал казнить Милоса вместе с остальными сербами — пленниками.

Орден продолжал поддерживать свое могущество вплоть до смерти Сигизмунда в 1437 году. Оставшись без сильного покровителя, орден Дракона быстро распался.

Орден Святого Гроба Господня

Рыцарь ордена Святого Гроба Господня
Рыцарский Орден Святого Гроба Господня Иерусалимского был создан в 1099 году. Этот могущественный орден был создан во времени Первого Крестового похода, а также появления Иерусалимского королевства. Его король стоял во главе ордена. Целью ордена была в защита «Гроба Господня» и других святых мест в Палестине.

Долгое время Великими магистрами ордена были Папы Римские и только в 1949 году титул передали членам Курии Ватикана. Орден существует и сегодня. Его членами по всему миру становятся королевские семьи, влиятельные бизнесмены, политическая и научная элита.

ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТА

Речь сегодня будет идти о крестах, поэтому хочется сразу оговориться, что крест никоим образом не является христианской находкой. Приверженцы христианства действительно утвердили его как символ своей веры, но лишь в 6 столетии нашей эры.

А с крестами люди сталкивались задолго до тех времён: вспомнить только греческие, латинские, кельтские кресты, а также знаменитый египетский крест Анкх, сохранившийся со времён правления фараонов. В общем, крест к христианству первоначально отношения не имел, как и многие прочие атрибуты, между прочим.Изначально крест имел значение обережного знака, являясь одновременно мужским фаллическим символом.

При этом каждая из разновидностей крестов имела свои определённые свойства, например:

  • Кельтский крест совместно с Анкхом – олицетворяли собой гармонию и объединение мужской (крест) и женской (круг) энергий. Причём вполне вероятно, что создатели кельтского креста делали его именно по подобию Анха, своего рода британскую вариацию древнего символа.
  • Греческий крест – ассоциировался с богом Солнца, Грецией, Мальтой.

Экипировка и вооружение рыцаря

Ни один рыцарь не мог появиться на поле боя без своих доспехов. Доспехи должны быть сделаны на заказ. Их делали из металла и других негнущихся материалов. Мнение о том, что ношение лат сильно ограничивало движение воина, не соответствует истине. Снаряжение лат было сделано из отдельных элементов для каждой конечности и соединялось заклёпками и кожаными ремнями. Это позволяло воину совершать любые движение.

Доспехи рыцаря Рыцарь в кольчуге и шлеме

Со временем облачение становилось все прочнее. Добавлялись бронированные элементы. Доспехи были тяжёлыми и весили около 50 фунтов (22.7 кг). Качество и мощь брони служила не только для войны в защитных целях, но и выступала символом статуса. Главным условием для того, чтобы стать рыцарем — приобрести вооружение и экипировку за свой счёт.

Голову рыцарей изначально в XI веке защищал «нормандский» шлем, дополненный наносником.

Нормандский шлем с наносником

А затем и полумаской.

Нормандский шлем — полумаска

В XIII веке их заменит закрытый «горшковый» шлем «топфхельм».

Горшковый шлем «топфхельм»

Во второй половине XIV века появится шлем цельнокованый «бацинет».

Цельнокованый шлем «бацинет»

А затем, в первой половине XV века распространились более практичные «слады».

Шлем «слады»

И в конце XVI столетия конные рыцари сменили «слады» на закрытые шлемы «бургиньоты» с подвижным забралом.

Закрытый шлем «бургиньот»

Наступательным оружием у рыцарей был меч, широкий и короткий, с плоской рукояткой

и копьё с длинным и тонким древком из ясеня, с железным наконечником в виде ромба.

До конца IX столетия рыцарь был одет в броню, тунику из кожи или материи, покрытой металлическими бляхами или кольцами. Позже броню вытеснит кольчуга — рубашка из металлических колец с рукавицами и капюшоном.

Рубашка из металлических колец с рукавицами и капюшоном

Вначале кольчуга доходила до ступней. Позже ее укоротили и ноги для защиты стали закрывать чулками из колец. Что бы отражать удары рыцарь носил щит из дерева и кожи, обитый металлическими полосами и украшенный бляхой. Сначала был круглый щит, потом продолговатый и удлиненный, чтобы закрывать рыцаря от плеч до пят. Рыцари вешали его на шею на широком ремне.

Щиты рыцарей

Азбука герба

Гербы составлялись согласно строгим правилам. Количество цветов на гербах — финифтей ограничили пятью: червлень, лазурь, изумруд (зелень), пурпур, чернь. В дополнение к ним использовали металлы — золото и серебро и орнаменты, обозначающие горностаевый и беличий меха. Финифти, металлы и меха — это тинктуры, ими заполняют поля и геральдические фигуры гербов. Поле герба могло делиться только определёнными способами, геральдические фигуры, на гербе, отождествляемые с вооружением и экипировкой рыцаря, разделялись на почётные, жалованные за отличия, и простые. На гербе также помещали изображения животных, людей, растений, предметов, имеющих символическое прочтение.

Основной закон

Некоторые сочетания цветов плохо видны издали, например, лазуревое неразличимо на чёрном. Из-за этих свойств цветов, известных и в Средние века, возник основной закон геральдики — «не помещать финифть на финифть, а металл на металл». Это значило, что элементы в гербе, заполненные металлами, не должны соприкасаться, между ними должна быть финифть, и наоборот.


На гербе Иерусалима металл положен на металл – золотой крест на серебряном поле. Это одно из очень редких исключений, вызванное желанием подчеркнуть особое значение этого города

Деление герба

Считается, что чем проще герб, тем он древнее: есть древние гербы, представляющие поле одного цвета. Новые гербы составлялись разделением поля определёнными способами, и на каждой из полученных частей мог размещаться свой символ. Есть гербы, составленные из пустых разделённых полей разных тинктур. Линии деления чаще были прямыми, но были и волнистыми, зазубренными, зубчатыми и т. д.


Примеры деления герба

Геральдические фигуры

Геометрические узоры, отождествляющиеся с экипировкой рыцаря, называются геральдическими фигурами. Они делились на почётные и простые геральдические фигуры и помещались поверх элементов герба, перекрывая их. Почётные фигуры могли быть пожалованы за отличия, простые часто употреблялись для обозначений: например, каймой помечают щит младшей ветви рода.


Примеры почётных геральдических фигур

Геральдические животные

Фигуры геральдических животных на гербах заполнялись тинктурами, и их цвет мог не совпадать с естественным (зелёный лев), а символика соответствовала представлениям о характерах реальных животных. Геральдическими были некоторые растения и предметы. Иные фигуры естественных цветов назывались негеральдическими.


Примеры геральдических животных

Аугментация и счетверение

Со временем герб рода мог меняться и дополняться. Дополнение — аугментацию — в герб вассал мог получить от своего сюзерена в дар или в награду. Аугментацией мог быть символ из герба сюзерена, вставленный в герб его вассала как обозначение вассальной связи двух семей. Сюзерен мог в качестве аугментации подарить вассалу и весь свой герб, и тогда он вставлялся в герб в виде четверти: 1-ю и 4-ю четверти занимал «подарок», а две другие — изначальный герб. Такой, по сути уже новый, герб называли счетверённым.


Герб Леона и Кастилии на витраже собора в Толедо. XVI в.


Герб Великобритании. Две главных четверти занимает герб Англии с тремя львами, две другие четверти – герб Шотландии (красный лев) и герб Ирландии (лира)

Счетверение герба происходит и при объединении земель, имевших собственные гербы. Например, счетверённый герб возник при объединении Леона с Кастилией в XIII в. Счетверённый герб Великобритании появился в 1603 г. при объединении Англии, Шотландии и Ирландии.

Дополнение «чести»

Аугментация могла быть дарована за подвиг или услугу и называлась дополнением «чести». Такую «честь» в герб получил полковник Карелес, который в 1651 г. помог бежать из плена королю Англии Карлу II и вместе с ним прятался от преследования в ветвях дуба. С тех пор дуб, пересечённый поясом с коронами, красуется на гербе Карелесов, наряду с их родовым гербом. В середине XV в. дополнение «чести» было даровано французским королём Людовиком XI члену его Совета Пьетро Медичи: верхнюю таблетку герба Медичи заменил лазоревый круг, обременённый тремя лилиями. Были примеры и противоположные дополнению: Людовик Святой велел «отрезать» когти и язык льву на гербе своего вассала, оскорбившего мать.

О гербах и браках

Такое событие, как брак, отражалось в брачном гербе — семейном гербе, которым пользовались оба супруга. Потомки наследовали только герб отца. Первый брачный герб появился в 1299 г.: Маргарита Французская, дочь Филиппа III Смелого, выйдя замуж за английского короля Эдуарда I, поместила на правую половину герба французских королей трёх английских львов.


Брачный герб Маргариты Французской. 1299 г.

Если род по мужской линии пресекался, то его герб наследовала женщина, становясь геральдической наследницей. Она получала право добавить щиток со своим гербом в центр герба мужа. Этот щиток притязаний показывал, что супруг геральдической наследницы притязает на роль главы семьи, оставшейся без наследника мужского пола. Потомки такой пары получали счетверённый герб, совмещающий гербы семей отца и матери. Если носитель счетверённого герба также заключал брак с геральдической наследницей, то герб его наследников снова разделялся. Так герб рассказывал историю слияния родов. Дробление герба могло длиться до бесконечности и иногда доходило до абсурда.

Дела семейные

Если род разделялся на ветви, то младшая ветвь вносила в родовой герб изменения, например, добавляла кайму или ламбель (титло), понижающие ранг герба. Ламбель с тремя выступами помещали на герб старшего сына при живом отце, при живом деде ставили ламбель с пятью выступами. Наследуя родовой герб после смерти отца, старший сын передавал ламбель семье брата как знак младшей ветви рода, и младший брат передавал своим наследникам уже герб с ламбелем. Представители Анжуйского дома, младшей ветви династии Капетингов, пользовались французским гербом с красным трёхчастным ламбелем во главе. Герб Орлеанского дома, другой ветви Капетингов, отмечен серебряным ламбелем.


Герб Анжуйского дома. Червлёный ламбель поверх старофранцузского герба


«Абсурдный» герб герцогов Бэкингема и Чэндоса с 719 счетверениями

Блазонирование

Вышеназванные геральдические термины свидетельствуют о существовании особого геральдического языка. Каждая фигура на этом языке имеет своё название. Этим языком принято и описывать гербы, причём по такому описанию, даже не видя герба, его можно с точностью изобразить. Правильное описание герба называется блазонирование (от фр. jargon du blazon — язык геральдики). Герб блазонируют в определённом порядке:

  1. описание поля (простого или разделённого);
  2. описание (при наличии) почётных геральдических фигур и их линий (если они не прямые);
  3. описание (при наличии) простых геральдических фигур;
  4. описание (при наличии) малых фигур (животных или предметов). Блазонирование животных подразумевает описание геральдическим языком их поз (лев восстающий и обернувшийся назад);
  5. описание (при наличии) фигур, помещённых на почётную геральдическую фигуру.

Поделиться ссылкой

Экипировка лошадей

Рыцарский конь — не просто сильная лошадь, способная везти всадника в полной амуниции. Это была боевая единица, которая давила врага и не отступала в бою. Впервые лошади были использованы на войне свыше 5000 лет тому назад. Тип используемых лошадей зависел от способа ведения военных действий.


Быстрая лошадь

Например, рыцари приезжали на поле битвы на выносливых и быстрых лошадях, а потом для участия в сражении пересаживались на более тяжелых, способных выдержать вес рыцаря в доспехах.


Тяжелая лошадь

Главной задачей была подготовка лошадей к бою. Преодоления естественного инстинкта лошадей обратится в бегство от шума сражения и запаха крови. Кроме того, лошадей обучали не пугаться резких движений вооруженного человека, избегать оружия, кусаться, отбиваться крупом и копытами.

Броня коня состояла из:

  • Шанфрон — защита морды.
  • Критнет — защита шеи.
  • Пейтраль — защита груди.
  • Круппер — защита крупа.
  • Фланшард — защита боков.


Лошадь в доспехах
Броню для лошадей использовали далеко не все. В первую очередь нужно было обеспечить амуницией рыцаря и только потом, если позволяли финансы, можно было прикрыть и коня. Но поскольку размеры коня были велики, то в основном прикрывали только переднюю часть.

1 источник: 2 источник: 3 источник:

Значение символа

Не тайна множество других мнений касательно того, как возник символ. В среднем, по утверждению ряда исследователей, появление мальтийского креста приходится маловыгодный на время существования ордена госпитальеров, а на несколько тысячелетий прежде. Якобы, крест символизировал собой единение четырёх аштарских богов. Уписывать и ещё одна теория, что крест сочетают в себе два свастичных символа – месячный и солнечный, обозначая соединение добра и зла.

В общем, до сегодняшнего дня воспрещено говорить со 100% ответственностью, кто конкретно создал мальтийский вышивка. Причём различаются не только версии о его появлении, но и о значении.

К примеру, теорийка исследователей-мистиков и эзотериков наделяет знак магической силой. Считается, подобно как он несёт в себе разъяснение сути земной человеческой жизни и станется пролить свет на многие тайны мироздания:

  • Заранее всего, – поведает об истинной сути материального мира, представленной в единении четырёх стихийных элементов (северный рейн-вестфалия, воздух, вода и огонь);
  • Во-вторых, рассказывает о тайном смысле нематериального бытия, образованного временем, пространством, информацией и насильственно.

Ювелирное украшение в виде мальтийского креста.

Если же вообразить, что в центральной части фигуры находится героев, то тогда другие части приобретают следующее значение:

  • хребет – олицетворяется с волей Всевышнего;
  • низ – с мудростью;
  • лево и право – с энергией любви, излучаемой человеком умереть и не встать Вселенную.

Исходя из подобной трактовки, каждый из нас как придерживаться воли Бога. А мальтийский знак тогда символизирует собой гармонию людей и окружающего таблица. Кроме того, говорят, что мистический крест подарит своему владельцу все на свете своё великое могущество. Якобы, император Павел I обрёл данную силу, в таком случае именно при его правлении символ попадает на российский чернобыльский бройлер.

Материал в тему: все об обереге Перунов цвет.

Да и нужно учесть, что правитель при жизни заслужил титул Великого Магистра ордена госпитальеров (об этом свидетельствуют официальные документы). А до сих пор он активно заботился о поддержании славы ордена. Гвардейцам было приличествует носить знамена, на которых изображался мальтийский символ. И даже более – 23 июня 1798 года вводится обязательной дата празднования памяти Святого Иоанна Крестителя – покровителя ордена.

Все-таки, многие историки относятся к подобным пристрастиям Павла со скептицизмом, находя их абсолютным театральным зрелищем, коренным образом бессмысленным. Сменивший его на престоле Александр I при своём правлении отказывается ото титула Магистра, чем полностью разрушает все связи Российской империи и старинного ордена. А в 1817 году в России и ни на маковое зерно вводится официальный запрет на использование символики мальтийского креста в своей одежде. Он был обусловлен прекращением своего существования ветви ордена Мальты.

Военный мальтийский крест.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]