Славянский пояс – обязательный предмет одежды и оберег

«Лети листокъ на восток на грудь белу ему кто дорог приятенъ сердцу моему на память дарю» — нитки красная, белая, синяя свиваются, сплетаются, перекручиваются, на узком ярком полотне проступают эти нехитрые, однако безмерной надежды слова…

Плетёт девушка пояс. Заплетает для милого-дорогого, приговаривает: «Как плетешок этот плетётся, так милый мой пусть за мной ведётся – не отстаёт, не потеряется: из следу в след, из шагу в шаг, из избы во двор, со двора в поле, с поля домой, и в порожний и в будний дён…».

Знает она: нет заговора крепче, чем сплетённый «на любовь» поясок: повяжет его разлюбезный — станет любить её крепче жизни.

Распоясанный — что голый

Славянский народный костюм начинается поясом — им и завершается. Рождался ребёнок — надевали на него поясок — тонкий, нательный, который полагалось носить всю жизнь, как позже, по принятии христианства, — крестик. Так и носили их вместе, обращаясь за помощью к языческим богам и Иисусу Христу.

Тельную опояску — тельник — надевали под русский сарафан, под косоворотку, не расставались с ним даже в бане, где человек особенно беззащитен перед чарами.

Но большинство людей тельник берегли: второго такого не будет. Потому использовали его в особые моменты: при болезни, важном, опасном деле, уходя на войну. Знали: охранит он владельца от пули, сглаза, смертельного недуга.

Плетёный шнурок повязывали на шею, пришивали к нему ладанку с образком, переписанной молитвой.

От сакральных знаний о родильном/крестильном тельнике почти ничего не досталось — одна ниточка.

Этот славянский пояс сделан в технике древнейшего браного ткачества. Знаете такое?

Браное – не потому — что такое сложное плетение, что остается только браниться. Название происходит от слова «брать» — при создании узора нити основы «пробираются» при помощи дощечки — бральницы. Остающиеся над дощечкой нити остаются видны, а те, что внизу закрываются цветными.

Браное ткачество одна из древнейших техник орнаментации тканей, декоративного оформления бытовых и обрядовых изделий из ткани. Название произошло от способа создания узора (слова «брать»), когда нити основы «пробираются» при помощи специальной дощечки — бральницы. Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого цвета. Так, при сочетании нитей различного цвета получаются северные браные узоры. Теперь представьте, что на станке по ширине одного пояса 40 основных нитей и поразитесь тому, что каждый ряд поперечных цветных ниток продергивается в определенном порядке через множество ниток основы. В одном сантиметре пояса не меньше двенадцати продольных рядов.

А теперь несложно представить весь этот невообразимый труд – один продольный ряд, когда браницей продергивается узор через 40 нитей, лежащих поразительно близко друг к другу, каждый ряд подбивается челноком, и делается это опытным мастером всего за 30 секунд. Так что три дня непрерывной работы – это только у опытного мастера.

И все же это так красиво, так орнаментально, сочно и поразительно, что и раньше трудов не жалели. Браными узорами украшали не только одежду, но и полотенца со скатертями. Издавна по берегам Пинеги мастерицы ткали красные узоры по белой «земле

» (фону). Хранит наша память имена Анны Ивановны Черемной, Марии Алексеевны Щеголихиной, Анастасии Ивановны Беляевой, что смогли передать нынешнему поколению потомственные приемы северного волшебного узорного ткачества.

Достойными восхищениями является двухуточная браная техника, когда мастер работает не одним утком, а двумя. Просто голова кружится, когда смотришь на фантастическую ловкость и безошибочность движений мастера. Внимание, терпение и усидчивость позволяет, тем не менее, выполнять самые сложные по замыслу узоры.

И вот, это чудо можно подержать в трепетных руках — плотный, крепкий, и гибкий одновременно, сверкающий переливами цветов, подобно северному сиянию, теплый от энергии добрых человеческих рук, славянский пояс

. Он практически не тянется, сохраняя форму, и таким приятным контрастом оказываются на ощупь мягкие шерстяные ниточки бахромы на кончиках этого произведения мастера.

Нить на запястье, что выплелась из древней нательной опояски

Возможно, кто-то пользовался необычным способом лечения «развязавшейся» руки, когда — боль в запястье, невозможно сжать какой-либо предмет.

Берут красную шерстяную нить, чем толще — тем лучше, обвивают запястье, связывают концы узлом. Через некоторое время боль, слабость уйдут.

Почти то же самое можно делать при больных суставах, спине. Берут хлопчатую, лучше — шерстяную багряную ткань, делают широкую ленту, обвязывают больное место кругом.

Эффект разной выраженности проявляется у всех — кто верит и не верит. Объяснить его современными знаниями невозможно, но когда-то такое знание было, ведь огненного цвета нить, полоса ткани — упрощённый вариант древнего шнурка нательного. Немного силы осталось в простом обвивании, однако она — впечатляет.

Виды поясов

Виды поясов и кушаков напрямую связаны со способом их изготовления.

  • Тканые на вилке пояса, распространенные как деталь женского костюма в XVIII веке, а в некоторых регионах и до XX века.


Тканые на вилке пояса

  • Пояса, тканые на дощечках/топках с поворотами, перебросами пояса, получившие наибольшую популярность у староверов Урала и Сибири. Зачастую в этой технике могли ткать тексты, например: «Кого люблю, тому дарю», «Носить — не терять, меня не забывать», либо же строчки из девичьих народных песен. Но могли быть и вполне глубокие тексты: фрагменты псалмов (иногда даже полные тексты!), светильны или популярные молитвы. А также философско-религиозные тексты: «Наслаждайся приятностию сего века, но Бога не забывай и храни его закон», «Три вещи устрашают меня: не помню, как родился, не слышу, как расту и не знаю, когда умру». Зачастую такие пояса ткали в скитах либо дома. Однако скитские пояса были образцами искусства и, соответственно, очень дорогими.


Топковый пояс со светильном кресту


Топковый пояс

  • Пояса в технике закладного ткачества. Они были довольно дорогими, и к XX веку их изготовление сосредоточилось в руках артельщиков-ткачей.


Закладной пояс


Закладной пояс

  • Браные пояса, которые ткали на ткацком станке простым способом 1 к 1 или же «выбирая» узор (отсюда и название). Изготовлять их могли и на более компактной замене ткацкого стана — сволочке или берде. Такие пояса в большинстве случаев ткали дома, они получили большую популярность у семейских староверов и староверов Восточной Сибири. Отголоском этой любви к браным поясам является то, что американские староверы подпоясывают ими свои рубахи.


Браный пояс
Все эти виды изготовления поясов довольно древние и в разном соотношении существовали параллельно разным эпохам.

Пояс могли оставить как есть, с конечными нитками, однако есть и образцы поясных «украс» — это кисти из толстых шерстяных ниток, либо же валяные кисти, бисерные кисти, узелки из металлических нитей, иногда даже целые золотошвейные наконечники!


Бисерные украсы пояса


Украсы пояса. Слева направо: золотошвейные концы; узлы и валяные кисти; узел на конце пояса

Пояс закрывает и открывает

Представить русский костюм — мужской, женский — распоясанным невозможно. До ХХ века в областях, где соблюдали традиции, показаться кому-то без пояса было равносильно тому, как замужней женщине предстать простоволосой. Даже муж и жена видели друг друга только опоясанными.

Зачастую поясов на человеке одновременно было несколько. Постепенно возник целый комплекс — под разные нужды:

  • нательный, сетка, — надевали на голое тело как оберег;
  • наживотник — узкая лента, тесьма для исподней рубахи;
  • кушак — для верхней одежды, широкий, нарядный.

Это основные виды, а были ещё столбунец — широкая поперечнополосатая тканая опояска; чересел — кошелёк-«кишка» для тайного хранения денег — им опоясывались по голому телу; гулунец, плетешок, суконник, словесный (с надписями — «словесами»), множество прочих.

Для усиления обережной силы кушаки украшали специальными изображениями — вытканными, вышитыми коловратами, громовыми знаками, огнивцами, трикселями, крестами разных видов. О смысле, символах орнаментов я расскажу вам в другой статье — «Символика славянской вышивки».

Поздние традиции, которые скорее — русский стиль, чем славянский, допускали ношение сарафана распоясанным. Такой стилизованный русский сарафан, отвечающий главным канонам национального платья, можно купить на нашем сайте.

Однако славянские традиции живы — благодаря увлечённым людям, влюблённым в красоту, родную историю. Купить славянское платье, русскую рубаху (косоворотку) классического кроя с обережным поясом можно в славянском магазине одежды «Иванка»

Другой способ изготовить славянский пояс — бердо

«Бердо» — тонкая дощечка шириною чуть больше ладони. Чем длиннее бердечко, тем шире будущий поясок. Поперек бердечка делались тонкие узкие параллельные друг другу пропилы. В каждой перегородке сверлились дырочки. Нечетная нить пропускалась в пропил бердечка, четная — в дырочку. Бердечко попеременно поднимали или опускали, и каждый раз в образовавшийся зев пропускали нить утка и подбивали челноком. Этот прием повторялся многократно и в результате образовывался тканый пояс.

«Поясъ — развяжись, земле — расступись!»

Моментов, когда народная одежда оказывалась распоясанной, немного, и все они — чрезвычайные.

Сговор с потусторонней силой

Замыкаясь вокруг живота (жизни) человека, тельник охранял от всякого зла — исходящего от людей, стихий, потусторонних сил. Но были такие случаи, когда человек по своей воле снимал оберег, открывался.

  • Распоясанной русская рубашка оказывалась, когда хозяин отправлялся искать клад, добывать цвет папороти в Купальскую ночь — по-другому клады не открывались, папоротник цветка не показывал.
  • Девушка, желая узнать суженого, снимала наживотник, клала на ночь под подушку, приговаривая: «Пояс мой, пояс, покажи жениха да поезд».
  • В некоторых губерниях верили, что вытканный за «един день» из остатков льна кушак, который нужно надеть один поверх одежды, позволяет увидать на Радуницу (Родительский день, вторник Фоминой недели) всех умерших родных.
  • Молодая, входя после венчания и пира в комнату для первой брачной ночи, снимает венчальный пояс и бросает его на печь (по другой версии это делает муж) — так она вверяет себя хозяину дома, домовому, и мужу, признавая последнего полным хозяином над её животом (жизнью).

В обычной жизни только колдуны, оборотни, ведьмы не опоясывались, чтобы не поймать самим себя в ловушку и не потерять силу.

Роды, беременность

Народные платья не предполагали частой перемены: рожала баба в чём была и где была — в поле, на покосе, скотном дворе, в избе. Нередко роды были тяжёлыми, тогда развязывали на роженице кушак и нательник, расплетали косы. Так же поступали и женщины, находившиеся при родах и помогавшие повитухе.

Случается, что и сейчас, отправляя дочь или внучку на роды, наказывают ей распустить волосы, расстегнуть пуговицы, развязать завязки, если окажутся на одежде.

А в далёких сибирских деревнях до сих пор некоторые бабки-лекарки лечат от бесплодия тем, что заставляют мальчика завязать на женщине кушачок. Носить его нужно постоянно: говорят — помогает.

Однако делать такие поясочки — на беременность, к рождению ребёнка, лучше самой женщине. Потому далее мы расскажем, как сплести шнурок самым простым способом — дёрганьем.

Значение пояса

Пояс был предметом не только престижным, но и охранительным. Ходить без пояса было грешно, как и без креста. Более того, во многих староверческих согласиях сохранилась традиция носить тельный пояс-ниточку. Такой пояс дается ребенку при крещении и заменяется по мере его изнашивания.

Считалось особенно большим грехом быть без пояса на молитве, а также обедать и спать неподпоясанным. Многие снимали пояса только в бане. Пояс считался неким оберегом даже от нечистой силы. По представлениям староверов Урала, нечисть, стремящаяся отвлечь человека от молитвы или толкнуть на грех, заигрывается кистями пояса (либо пересчитывает его нити), забывая о том, зачем приступила к человеку.

Кроме апотропейного смысла, имелось и социальное значение. Например, в разных общинах мужчины и женщины носили концы пояса на разные стороны. В староверческом селе Нижнеиргинское Красноуфимского района Свердловской области мужчины носили пояса справа, а женщины — слева, а вот староверы в Шалинском районе — наоборот. Есть общины, где представители обоих полов носили пояс на одну сторону. Главное, обсуждая этот вопрос, помнить о вариативности.


Староверы с разных поселков Урала. Частный архив

Также в зависимости от обычая разные пояса предпочитали мужчины и женщины. Например, у семейских женские кушаки шире мужских, а вот в Свердловской области и в Пермском крае наоборот.

Аналогично разные узлы могли обозначать и социальный статус владельца и его семейное положение.

Повязанные через плечо пояса служили отметкой свадебных чинов. Пояс нередко прикреплялся к дуге свадебной повозки. Поясом нередко невеста одаривала участников свадьбы. По описаниям свадеб в Чердынском уезде Пермской губернии за свадьбу могло быть раздарено до 140 поясов.

Пояс, по традиционным представлениям, увеличивал силу мужчины. Англичанин Коллинз, посетивший Московию в 1659-1666 годах, отмечал, что по воззрениям русских пояс, надетый на одежду, придает человеку физические силы.

В этой связи очень интересным становится тот факт, что в Зауралье и старожильческих районах Свердловской области была чрезвычайно популярна борьба «на опоясках», где пояса играли роль своеобразного кимоно — за него осуществлялся фиксированный захват. Большую роль в этом виде народной борьбы играла именно физическая сила. Надо сказать, что эта борьба была популярна в староверческих селах и деревнях. Возможно, это было связано с тем, что на Ирюмском соборе 1723 года были запрещены кулачные бои.

Плетём тонкий поясок — нательный, на русский сарафан или косоворотку — на пальцах

Техника дёрганья — самая простая и самая древняя из всего множества, что сейчас известны.

  • Чтобы сплести прочный шнур, берут 5 ниток одинаковой толщины, одного цвета или разноцветных, в 2 раза длиннее, чем будущее изделие.
  • Нитки складывают пополам, свободные концы собирают пучком, надёжно закрепляют на чём-либо на уровне груди, петли надевают на пальцы — указательный, средний, безымянный правой руки; средний и указательный — левой (рисунок А).
  • Свободным рабочим пальцем оказывается левый безымянный. Им захватывают петлю с указательного правой, протягивают через другие петли на правой руке (рисунок Б).
  • Теперь справа — 2 петли. Их перекидывают на указательный и средний, освобождая безымянный, который становится рабочим и проделывает те же манипуляции, что безымянный палец левой руки — зеркально.

Далее движения повторяют столько раз, сколько длины требуется, не забывая осаживать полотно после каждой протяжки.

…Рассказывать о поясах можно много: как их завязывали, ткали-плели, украшали, сколько полагалось сделать девушке до замужества, какой — к свадебному костюму, как с их помощью уберечь скот и дом. Если эти истории покажутся вам интересны, мы к ним обязательно вернёмся.

Хочется добавить одно: изучая архитектуру и эстетику народного костюма, самых мелких его деталей, убеждаешься в необыкновенной мудрости наших предков, в явном обладании удивительными знаниями, которые нам только предстоит возродить и усвоить.

Сколько времени плетется славянский пояс?

Знаете, сколько времени нужно, чтобы сплести на берде такой русский народный пояс? 6 минут на один сантиметр. Немного? А двадцать один час на один пояс уже солидно? Три дня непрерывной работы, требующей вдохновения, тонких движений пальцами и напряженной внимательности. Ошибки не допускаются. В результате мы получаем возможность опоясать свой стан таким восхитительным тканым поясом ручной работы – и призадуматься, стоит ли он таких усилий? И таких денег?

Все очень просто. Вы сами можете оценить, насколько важно для Вас иметь вещь, впитавшую в себя всю мудрость веков. Судите сами.

Магический орнамент


Фрагмент полотенца «Богиня с птицами». Середина XIX века. Архангелогородская губерния. Фотография: ru-sled.ru

Крестьяне верили в магическую силу вышивки на рубахах и юбках, поясах и головных уборах. А рукоделие не требовало сложных приспособлений и дорогих материалов — холст, нитки и иглы хранились в каждой избе. Мастерицы в селениях вышивали праздничные и повседневные рубахи, юбки, платки, полотенца и скатерти. Вещи берегли и передавали по наследству. В вышивке часто использовали геометрические орнаменты. Этот вид узора возник в глубокой древности: простыми фигурами украшали одежду на протяжении многих веков. Этнографы соотносят прямые линии в орнаментах с землей, волнистые с водой, крест с огнем, а ромб, круг или квадрат — с солнцем.

В орнамент вплетали изображения животных, растений и людей. Одним из главных символов-оберегов считалось пышное дерево с птицами. Его связывали с древом жизни, от которого зависело процветание или гибель земледельцев. Силы природы имели свои изображения: солнце вышивали в форме коня, мать-землю — в виде женской фигуры с птицами-стихиями в руках, «ёлочки» на рукавах и поясах символизировали жизнь и добро.

Знаки-обереги вышивали как заклинание: орнамент на рубахах и юбках располагался в строго определенных местах. Им украшали кайму на подоле юбки, пояс, ворот, грудь и рукава рубахи — изначально целиком, а потом только оплечье и запястье. Крестьяне верили, что магические символы на руке придают ловкость и силу, а, значит, любая работа будет легкой и успешной.

Орнаментом-оберегом украшали все швы на свадебных рубахах, чтобы нечистый дух не смог добраться до молодоженов и навредить им. Одеяния шили с длинными рукавами — невеста для приличия брала жениха за руку через ткань. Еще рукава называли «плакательными»: во время свадебного ритуала девушка вытирала ими слезы, оплакивая утраченную свободу.

Вышивкой украшали и повседневные вещи: это был оберег, который не мешал свободно двигаться во время работы. Украшенные рубахи входили в приданое каждой женщины, на Севере их полагалось иметь не меньше 10, а в зажиточных крестьянских семьях число доходило до 50. Самые нарядные из них готовили на сенокос, жатву и свадьбу.

Защитные бусы и ожерелья


Древнерусские привески и амулеты XI–XIII веков. Фотография: historicaldis.ru

Славяне верили в магическую силу украшений из-за их особой формы, цвета и материала. Например, бусы из раковин и янтаря считали оберегами из-за их «потустороннего», подводного происхождения. На одном ожерелье могли соседствовать разные амулеты — рядом с христианскими крестами подвешивали зубы и кости животных.

Обережная одежда русского крестьянина


Обрядовый костюм старообрядки. Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Нижний Новгород. Фотография: samstar.ucoz.ru
Для защиты от нечисти и дурного глаза крестьяне совершали обряды и использовали обереги — одежду и украшения. Русский костюм сложился к XIII веку, до начала XVIII столетия он был распространен во всех сословиях: в царской семье и среди купцов, у крестьян и ремесленников. После того как Петр I ввел в обиход платье европейского образца, традиционную одежду стали носить в основном в сельской местности.

Основу женского и мужского наряда составляла длинная нижняя рубаха из льняной или конопляной ткани. Женщины в южных регионах Руси одевались в костюм с поневой — украшенной шерстяной юбкой. На Севере носили сарафан с рубахой, душегреей и кокошником. Подолы подшивали холстом и втыкали в них иголки — такой оберег, по поверьям, защищал женщину от нежелательного внимания мужчин. В повседневной жизни крестьяне носили амулеты: считалось, что они охраняют от укусов животных и сглаза.

Кроме праздничной и повседневной, в сундуках хранилась обрядовая одежда для особых случаев. Такой костюм отличался цветом, богатым орнаментом и украшениями: женщины вышивали на рубахах обережные знаки и узоры. Эту одежду надевали к началу важного дела — севу, жатве, строительству дома.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]