Якутские обереги – виды и особенности

Якутские обереги (Харысхал) — красивые и необычные. Они защищают семьи и дома от порчи, сглаза, темной энергетики. Якуты живут в гармонии с природой и чтят ее законы. Поэтому большинство талисманов делают из натурального сырья. Сакральные орнаменты можно встретить на одежде, головных уборах, украшениях, предметах быта и в интерьере.

ВНИМАНИЕ! Если человек носит имперский амулет на себе, он никогда не будет беден. У него закрываются долги и наступает полоса везения, которая выносит его в безбедную жизнь. С имперским амулетом деньги придут в избытке — их будет гораздо больше, чем вы ожидаете… Читать дальше»

Как сделать харысхал своими руками

Издавна якуты считают природу высшей силой. Её нельзя изменить, только наблюдать и пытаться договориться. Для этого во все изделия и узоры вкладывают особое значение, напрямую связанное с природой.

Якутский народ ценит всё живое: траву, цветы, деревья, скот и даже насекомых. Верит, что изображение природы на одежде, броне или оружии приносит удачу и оберегает от бед. Символы наносят разными способами: гравировка, чеканка, ковка по металлу, вышивка или бисероплетение.

Разновидностей национальных орнаментов и оберегов великое множество, каждый из них имеет своё уникальное значение. Изучить их полностью практически невозможно, так как нигде нет чётко прописанных правил или законов. Кстати, по-якутски «орнамент» звучит как «Киэргэл ойуу», а «оберег» – «Харысхал».

В этой статье я поделюсь тем, что узнала от своей бабушки.

Самовнушение и внутренняя вера — вещи сильные. Вдруг вам тоже захочется поверить в амулеты, приносящие удачу.

Шаблоны и трафареты

Ниже представлены шаблоны и трафареты якутских узоров и орнаментов. Вы можете их использовать для украшения зимней и летней якутской одежды, сумок и обуви.

Типы орнаментов

Есть четыре основные группы узоров: растительный, геометрический, зооморфный и антропоморфный.

Растительный тип орнамента включает в себя траву, листья и бутоны. Встречается в ювелирных украшениях и национальных нарядах. Бабушка говорит, что изображение вьющегося стебелька означает постоянное развитие, нескончаемый рост, стремление ввысь.

Вот так выглядит орнамент с листьями и ростками:

Геометрические узоры: линии, зигзаги, круги и ромбы служат защитой и связью между человеком и высшей силой. Символ солнца означает внутреннюю силу человека, вечный жизненный цикл и храбрость. Такой орнамент часто наносили на охотничье оружие или посуду, использовали в одежде и шаманских атрибутах.

Так выглядит геометрический узор, символизирующий летнее жилище — урасу:

Зооморфный тип орнамента несёт в себе знаки благополучия и достатка, ведь раньше было просто не выжить без разведения скота, охоты и рыбалки. Чтобы в добыче еды сопутствовала удача, а скот был здоровым и плодородным, якуты изображали рога, когти диких животных, стилизованный образ коров, птиц и даже насекомых. Они верили, что это приносило удачу в охоте и выживании в суровых условиях вечной мерзлоты.

Так, например, выглядят коровьи рога:

Очень важно выражать благодарность духу охоты и с уважением относиться ко всему живому. Бабушка всегда говорила: «Забирая — отдавай». И прежде чем собирать ягоды или грибы, мы кормили лес. Еда, оставленная на земле, накормит лисицу, зайца или муравьёв. Якуты верят, что это сохраняет баланс в природе.

Антропоморфный тип орнамента несёт в себе стилизованное изображение человека. В основном якуты олицетворяли женщину, в знак любви и почитания божества-матери. Эти узоры означают плодородие, новую жизнь, гармонию.

Такой лировидный орнамент символизирует женское начало:

Обереги

Приведу примеры своих любимых оберегов, которые повлияли на моё мировоззрение. Некоторые из них предназначены только для мужчин, другие только для женщин, а есть и исключительно детские. Каждый оберег несёт в себе свой, особенный смысл, поэтому их нельзя смешивать между собой.

Кроличья лапка — чисто детский оберег. Считается, что ребёнок наиболее восприимчив к влиянию злых духов, а потому его следует защищать. Такие обереги носили как подвески.

Кроличьи лапки вшивали в подушку, чтобы ребёнок крепко спал и его не мучили кошмары.

Серьги — женский атрибут, который девушки и женщины надевают на торжественные мероприятия или носят в качестве амулета. Считается, что звон серебра отпугивает злых духов.

Виды талисманов у якутов

Якуты называют свои защитные символы харысхал. Это слово буквально означает «тот, кто защищает». В каждой семье имелся свой харысхал. Якутские амулеты, талисманы и обереги отличаются очень большим разнообразием. С их помощью можно защитить на только членов семьи, на дом и скотину.

Практически все талисманы, которые используют якуты, относятся к природным. Этот народ очень почитает силы природы, уважает ее. Все, что люди находят во время охоты или собирательства, используют в качестве защиты. Самые распространенные якутские амулеты:

  • части добытых животных — клыки и когти, часто встречались обереги в виде шкур;
  • камни необычной формы или цвета;
  • деревянные фигурки;
  • амулеты из драгоценных металлов — серебра или золота.

Узоры для оберегов

Женщины часто создавали обереги дома, вышивая на ткани бисером или нитями. По преданиям, все, что женщина сделала своими руками, считалось оберегом для дома. Это касалось и вышивки. Все предметы, обладающие магическими свойствами, могли отражать негатив, защищать семью от порчи и сглаза.

Особенности амулетов

Якуты — народ, который живет в полной гармонии с природой, ценит каждое растение, зверя. Поскольку они очень зависят от стихии, большинство заговоров, амулетов связаны с этими силами.

Классический якутский талисман может изготавливаться из разных природных материалов:

  • клыков, шкуры, костей животных;
  • природных минералов;
  • серебра;
  • разных пород дерева;
  • нитей, бисера.

Природная стихия наделяла якутские амулеты огромной мощью. Они надежно защищали владельца от воздействия темной энергетики, сглазов, порчи, даровали ему силу предков.

Еще одна особенность якутских оберегов заключается в их расположении. Их подшивали в национальные костюмы в районах главных чакр:

  • сердце, пояс;
  • верхняя часть ног;
  • позвоночник;
  • лобная часть головы;
  • солнечное сплетение.

В этих местах находятся основные источники жизненной энергии человека.

Защита энергетики

Очень распространенный орнаментом-оберегом среди якут был символ, который напоминает восточный Инь-Ян. Единственное отличие между этими знаками было в том, что обереги имели 3 деления вместо привычных 2-х. Они имели свои значения:

  • земля — основа и твердыня;
  • воздух — легкость и перемены;
  • мать — самая важная женщина в жизни каждого.

Защитный якутский оберег Пятиглазый

У народа Якутии очень почиталось учение про чакры и распределение энергии. В организме человека есть специальные места, в которых концентрируются энергетические потоки. Они располагаются на голове, в области сердца и солнечного сплетения, на пояснице. На каждую зону было принято вешать особый амулет, который был призван защищать эти потоки.

  1. Для области сердца, как наиболее значимой, использовали изображение небольшого хищного зверька. Считалось, что он не пускал плохую энергетику к сердцу.
  2. На чакру лба помещали небольшую пластину из обычного или драгоценного металла. По ней можно было судить о достатке человека. Чем более дорогой металл был выбран и чем более точный и детальный рисунок нанесен, тем больше вероятность того, что этот человек очень влиятельный. Якуты верили: чем богаче украшена налобная пластина, тем лучше была защита его от злых духов.

Якутские обереги из серебра

В древние времена все обереги могли делать из любого металла, который только можно было найти. Но в последние столетия более не изготавливают обереги, что не имеют в себе хотя бы примеси золота или серебра. Более предпочтительнее для якут серебро. По их преданиям, оно обладает более мощным влиянием на организм человека, может отгонять нечисть.

Харысхал – ытык мал

Оҕолргутугар анаан харысхалла оҥоруҥ

Биир быыстапкаҕа сылдьан, интэриэһинэй оҥоһуктарга хараҕым хатаммыта. Бу оҥоһуктар аҥардас ураннык оҥоһуллубут туттар мал буолбатах этилэр. Киэҥ, дириҥ суолталаах уонна умнуллубуту сөргүтэн, күннээҕи олоххо туттуллар, күүстээх дьайыылаах оҥоһуктар этэ.

Онон, харысхаллары оҥоруунан дьарыктанар норуот маастара Ульяна Михайлованы-Маай кыыһын кытары билсибитим. Кини Амма улууһун Болугуругар “Колосок” уһуйааҥҥа иитээччинэн үлэлиир. Урут оҕуруонан синньэлиир (быысыбайдыыр) эбит. Оҕуруо киэргэллээх сиэдэрэй маллаах иһиттэри, паннолары оҥортуур.

2008 сыллаахха “Симэх” галерея ырыаһыт Анастасия Варламова 60 сааһыгар аналлаах “Биһик – дьиэ кэргэн дьоло” диэн биһик ырыатыгар, харысхаллары оҥорууга күрэс тэрийбитэ. Ульяна Майродовна интэриэһиргээн, аан бастаан манна кыттарга санаммыта. Арай өйдөөбүтэ – аныгы олоххо сахалыы харысхаллар өйдөбүллэрэ умнулла быһыытыйбыттар, туттуллубат буолбуттар. Онон, бастатан туран, хасыһан үөрэппитинэн киирэн барбыт. Аныгы олоххо бу харысхаллары хайдах сөп түбэһиннэриэххэ уонна салгыы сайыннарыахха сөбүн туһунан элбэхтик толкуйдаабыт.

Бу күрэскэ кини “Оҕо ымыыта” диэн харысхалынан бастаабыт. Онтон эр ылан, салгыы сайыннаран киирэн барбыт. Оҕото кытта интэриэһиргээн, чинчийэн, Казань куоракка “Инникигэ хардыы” форумҥа баран ситиһиилээхтик кыттан кэлбит.

Харысхал суолтата

—Мин ийэ буоларым быһыытынан уонна оҕону иитии эйгэтигэр үлэлиирбинэн, идэм хайысхатынан «Оҕо саас харыстабыла» диэн өйдөбүлү кураанах тыл быһыытынан ылыммаппын, — диэн кэпсиир кини. — Оҕо диэн ыал дьоло, ымыыта, норуот эрэлэ, инники кэскилэ. Оҕоттон ураты орто дойдуга сүрэҕи сылаанньытар минньигэс, сүргэни көтөҕөр үрдүк дьол суох.

Сахаҕа харыстабыл култуурата Айыы киһитин майгытынан бэриллэр. Ол да иһин «Күн киһитэ көмүскэс, Айыы киһитэ аһыныгас» диэн этэн эрдэхтэрэ. Саха – олус оҕомсох омук. Былыр да, аны да оҕолонууну үрдүк дьолунан, кэрээбэт кэскилинэн ааҕаллара. Саха саныырынан, элбэх ыччат – таҥара маанылаабыт күндү бэлэҕэ. Ол иһинбылыр-былыргыттан кэнчээри ыччатын харыстаан Үрдүк Айыыларга сүгүрүйэр аналлаах, алгыс тылын күүһүрдэр, дьайы үргүтэр, куһаҕан тыынтан сэрэтэр, араҥаччылыыр харысхал бэлиэлэри, ымыылары туһанара (дьайаалар, тыатааҕы баппаҕайа, саһыл тумса, кыыл-көтөр тыҥыраҕа уо.д.а.)

Ульяна Майродовна оҕо ымыыларын, харысхалларын сүрүннээн айылҕа матырыйаалларыттан, оҕуруонан тиһэн оҥорон барбыт. Саха ойуута-оhуора – алгыс тыыннаах, харыстыыр, араҥаччылыыр сэhэннээх-кэпсээннээх диэн санааттан оҕолоругар, аймахтарын сиэннэригэр анаан харысхал суолталаан туттар малы-тэрили, таҥаhы-сабы айан-тутан оҥорор, иистэнэр буолбут.

Кини этэринэн, оҕо иитиитигэр ымыылары, харысхал бэлиэлэрин, өйдөбүллэрин киэҥник туттуохпутун наада. Тоҕо?

—Билиҥҥи глобализация үйэтигэр омук быһыытынан суураллар, симэлийэр куттал баар. Тылбытын, ураты култуурабытын, фольклорбутун харахпыт харатын курдук харыстыахтаахпыт. Хас биирдии ыалга саха философиятыгар, норуот педагогикатыгар олоҕурбут төрүт өйдөбүллэр киириэхтэрин наада, ол иһигэр ымыы, харысхал бэлиэлэрбит эмиэ. Бастатан туран, бэйэбит киэнэ. Элбэх ыалы, киһини хаба сатыахтаахпыт.

Оччоҕуна оҕо “төрөппүттэрим миигин таптыыллар, харыстыыллар” диэн билинэ, тапталга, үтүө сыһыаҥҥа сууланан улаатар. Өбүгэ үгэһин, сиэрин-туомун кыра сааһыттан иҥэринэр.

Иккис суолтата — итэҕэли, санааны күүһүрдүү. Өбүгэлэрбит айылҕаҕа чугас, олохторо-дьаһахтара айылҕаттан тутулуктаах буолан, итэҕэллэрэ күүстээх этэ. Айыыларга, иччилэргэ итэҕэйэн, кинилэргэ сүгүрүйэн, көрдөһөн-ааттаһан санааларын бөҕөргөтөллөрө, этэҥҥэ олороллоро.

Билиҥҥи киһи итэҕэйдин-итэҕэйбэтин – биллибэт күүстэр, атын, чараас эйгэ син биир баар. Биһиги – итэҕэлэ суох иитиллибит көлүөнэбит. Киһи итэҕэлгэ араас суолунан кэлэр. Кыһалҕаҕа ыктаран, барар сирэ баҕана үүтэ буолан… Эбэтэр итэҕэли киһи элбэҕи ааҕан, хасыһан иҥэриниэн эмиэ сөп. Ол эрээри, итэҕэл оҕо эрдэхтэн, ийэ үүтүн кытта иҥэриллэрэ ордук. Кимиэхэ, туохха эрэ итэҕэйэн, эрэнэн эрэ эн үтүөнү ыралыыгын, бэйэҕэр тардаҕын. Оҕом харысхаллаах диэн санааҕын күүһүрдэҕин, бөҕөргөтөҕүн. Ол санааҥ оҕоҕор бэриллэр.

Сахаҕа ойуу-мандар, оһуор суолтата олус киэҥ. Кини аҥардас киэргэл эрэ буолбакка, омукпут өйүн-санаатын, философиятын бүтүннүү илдьэ сылдьар култуурабыт биир сүрүн көрүҥэ буолар. Ойууга-бичиккэ биһиги өбүгэлэрбит кэнэҕэски ыччаттарын алҕаабыт эбиттэр: кэхтибэт кэскиллээх, кэтит олохтоох кэрэ дьон буолуҥ, үүнэ-сайда туруҥ, төрөөҥ-ууһааҥ, иллээхтик олоруҥ диэн.

Ульяна Майродовна этэринэн, төрөппүт оҕотугар анаан, үтүөнү санаан тикпитэ-уһаммыта барыта араҥаччылыыр, алгыстаах, суолталаах буолар. Ол оҥоһуга сахалыы ойуулаах-оһуордаах буоллаҕына, ис хоһооно дириҥиир, харыстыыр дьайыыта күүһүрэр, ымыыга кубулуйар. Онон норуот маастара оҕоҕутугар анаан бэйэҕит харысхалы оҥороргутугар ыҥырар. Кини оҥоһуктарын үтүктэллэрин утарбат – төһөнөн элбэх киһи туһанар да, соччонон үчүгэй. “Мин ылбыт билиибин баттаан сыппакка, дьоҥҥо тарҕатыахтаахпын”, — диир кини.

Харысхаллар көрүҥнэрэ:

Алаадьы курдук хаптаҕай тааһы булан, оҕо биһигэр угаллара. Оҕо кута чараас, туохтан эрэ соһуйан кута ыстамматын диэн оннук дьаһаналлара.

Үүттээх таас – бу хамсаабат харах. Атын омуктарга эмиэ бу өйдөбүл баар. Дойдутугар өр сылдьыбатах киһи үүттээх тааһы илдьэ барыахтаах. Ынах эмиийэ бааһырдаҕына, маннык таас дьөлөҕөһүнэн тыктаран ыатахха, үтүөрэр.

Биэс харах — Үрүҥ Айыы Тойон оҕотун орто туруу дойду айанын суолугар оһол-моһол манаабатын, кэлэр суолугар кэтээбэтин, бу ийэ ууһун уһун олоҕун куһаҕан тыын буулаабатын, уоттаах харах уоран көрбөтүн диэн «биэс харахтаах» харысхал ойууну анньаллар.

Сыахай — таҥас сыыһыттан, өрбөхтөн оҕолор сыахай (куукула) оҥостон оонньууллара. Нуучча норуотугар «кукла-оберег» диэн оҕо ымыыта баар. Бу өрбөх куукулаларга сирэйдэрэ уруһуйдаммат, оччоҕо оонньууртан харысхалга кубулуйар. Маннык сыахайы оҕо биһигэр ыйыыллара, куһаҕан тыыны үтэйэр.

Оҕуруоттан оҥоһуллар ымыылар — былыр оҕуруону күүстээх харысхал быһыытынан ылыналлара. Киһи кута оҕуруо дьөлөҕөһүгэр киирэн саһыан сөп диэн саныыллара. Сахалар оҕуруону таҥаска тигэн, харыстыыр оһуордары тиһэн, суолтатын дириҥэтэллэрэ. Ону тэҥэ симэх тыаһа эмиэ ыраастыыр, арчылыыр суолталааҕа.

Күбэйэ – сымыыт (төрөөһүн), сүрэх (таптал), хааппыла (уу – олох төрдө), ураһа (алаһа дьиэ) бэлиэлэрдээх. Үөскэх тапталга сууланан улаатыахтаах диэн өйдөбүллээх.

Ангелина ВАСИЛЬЕВА

3

1

Свадебные талисманы

Очень большое внимание в Якутии уделяли такому обряду, как свадьба. Считалось, что невеста в этот день, до законного бракосочетания и первой брачной ночи, очень уязвима для любого воздействия извне, поэтому якуты придумали специальные свадебные обереги, которые должны были защитить девушку. По традициям, она должна быть сильной и выносливой — на ней после свадьбы были все обязанности хозяйки дома. Она должна была и за домом присмотреть, и детей вырастить. Чтобы придать ей для этого сил, изготавливались якутские костюмы.

Это было похоже на рыцарскую броню. В свадебный наряд входили такие детали:

  • некое подобие шляпы — это могло напоминать шлем древних воинов;
  • обязательно должны были присутствовать элементы бижутерии — массивные кольца и серьги;
  • металлический корсет;
  • браслеты на руки и ноги.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]