Якутские орнаменты Работа по ИЗО Ученицы 6 класса Мальцевой Евгении МКОУ СОШ 10 Поселка Лебединый. — презентация


Якутский орнамент, появившийся много лет назад, тесно переплелся с повседневным укладом жителей. Якутские узоры стали частью духовного наследия и играют огромную роль для истории развития нации. Долгое время якутскому творчеству не предавали должного значения и не было попыток его изучить.

Первым привлек внимание исследователей и этнографов к данному виду искусства, в 1936 году, якутский художник М.М. Носов. Именно благодаря ему орнамент стали разделять на квалификации по ряду выделенных признаков. Рисунками украшались практически все предметы быта, различными методами (чеканка, ковка, вышивка, гравировка и т.п.) В результате множества исследований в орнаментах стали выделять элементы доисторического времени, религиозного направления, общественного значения.

Многие этнологи сошлись во мнении, что якутские узоры довольно запутанные и трудно-читаемые. Достаточно часто образы животных плотно связанны с узорами растительного или геометрического направления.

Растительный орнамент

Массовое развитие растительный орнамент приобрел в 19 веке и стал не заменимой частью якутского национального творчества. От узоров других народов его отличает неимение цветов и плодов, одни плети и листья, подчеркивающие образ роста и процветания. Его можно с легкостью рассмотреть на различных серебряных предметах, на посуде, седлах, одежде и обуви. Узор всегда связан с формой вещи и не содержит элементов плетения.

Лировидный узор считается главной темой растительного направления, он носит значение древа жизни, плодородие и рост. В нанесении лировидного орнамента является его необходимая симметричность и прямое размещение. Наполнением лиры часто становятся иные растительные мотивы.

Якутский орнамент в образе листьев обозначает чистоту, а форма дерева силу духа. Растительный рисунок не имел большого распространения и наносился для украшений небольших шкатулок и сундучков.

Ребристое изображение травы называют гребенчатым орнаментом. Он символично состоит из кротких линий, чередующихся с квадратными промежутками, ассоциируется с плодородием и благосостоянием. Многие поддоны, кумысные кубки украшены подобными рисунками.

Цветочный орнамент в виде елочки, лотоса, трилистника носит профильный характер и встречается в 19-20 века на сундуках и небольших изделиях из дерева. Он тесно сплетен с якутскими образами мифологии, древних богинь и цветущих земель.

Узор изображающий малиновые ягоды и обрезки ногтей, относится к разряду «арочных элементов», очень популярный при украшении посуды, а чуть позже стал появляться на крышках коробов. В древние времена наносился простым нажатием ногтя на мокром изделии.

Бурятские узоры: песня степи

Бурятский орнамент, как и росписи всех монголоязычных представителей, в основе своей состоит из немудреных геометрических фигур:

  • ломаных линий;
  • зигзагов;
  • кругов;
  • ромбов;
  • других фигур.

Если рука хоть немного натренирована на самых простых рисунках, можно взяться за бурятский орнамент и монгольские рисунки. Вот некоторые из них. В них легко разглядеть и буддийские мотивы и башкирский стиль.

Геометрический орнамент

Якутский узор имитирующий геометрический вид рисунка один из самых древних и часто встречающихся в народном искусстве. Он состоит из расставленных в особой последовательности фигур, умело сочетающихся различными линиями, которые придают графическую четкость и подчеркивают форму. Для его нанесения используется дерево, береста, ткань, кости и серебро. Часто его можно найти на гравированных вещах обшитых бисером, оружии и при резьбе по дереву.

Линейный орнамент часто встречается на предметах домашней увари, вещах из бересты, дерева, металла и одежды. Длинна рисунка начинается от 1 мм и может достигать 30 мм., так как он прост в нанесении, то встречается повсеместно. Для формирования узора применяют пилы, ножи, стамески и напильники.

Косые линии часто встречаются в орнаменте одежды, посуды и на деревянных изделиях. Узоры в виде ломанных линий чаще всего встречается в предметах обихода 18 века. Он имеет длинную историю и является основным орнаментом для изделий из дерева.

Изображения из ломанных линий несет большую пред историю и изображено в различных вариациях народа Сибири. Чаще всего встречается на предметах 18 века и является основным рисунком для украшения деревянных изделий.

Орнамент в виде сети считается одним из самых популярных у якутских народов, встречается на стыках берестяных изделий, разделяется на многочисленные виды и имеет разные названия.

Узор в виде солнца очень популярный у якутского народа. Несложные изображения кругов и точек относится к божественным оберегам от негативных проявлений природы и нечисти, и считается обозначением огненной силы и связью с окружающей средой. Такие орнаменты встречаются на различных предметах из серебра, бересты, кожи, глины, дерева и различных деталях одежды.

Сердцевидный орнамент является символом любви и взаимопонимания. Чаще всего встречается в 19-20 веке в виде украшения воронки кумыса, также используется в орнаменте набедренных повязок, рукавиц, кычымов и подстилках.

Изображение равно-конечного креста, довольно часто вписанного в квадрат и расположенного под уклоном чаше всего располагают на деревянных изделиях из слоновой кости и дерева. Крест считается знаком света, летнего тепла и наносился на переднюю часть одеяний для оберегающих функций.

Якутский орнамент в виде зигзага или арочный мотив считался представлением трех миров и применялся как оберег, от сглаза и невезения. Он широко встречается в интерьере на дверных проемах, при маскировке стыков, швов и на различных украшениях и предметах домашнего обихода.

В изделиях из керамики, дерева, при вышивке бисером встречаются элементы «небесного узора», часто переплетенные с дополнениями в виде крестов, точек и ромбов. Елочные элементы присутствуют на нарядных ритуальных одеждах и символизируются с девяти-ярусным небом.

Украшение в форме завитков имеет одно начало с лировидным орнаментом. Довольно часто встречается в 19 веке на различных предметах домашнего обихода и является популярным узором на женских украшениях.

Виды талисманов

Якутские обереги можно условно разделить на 4 группы:

  • детские;
  • женские;
  • мужские;
  • свадебные.

Все они отличаются не только внешним видом, но и материалом, из которого производятся.

Обереги для детей

Особое внимание уделялось защите детей, ведь у них слабое биополе, которое очень уязвимо перед воздействием злых сил. Пока малыш в утробе — он в безопасности, но после рождения может пострадать от дурного глаза.

Якуты начинали оберегать детей еще до их появления на свет. Делали это следующим образом:

  1. Над кроватью будущей матери вешали тотемную фигуру из шкуры зайца. В уши куклы вставляли серьги, а через глазницы продевали бусы. Оберег щедро умасливали во избежание проблем со здоровьем матери и дитя.
  2. Над постелью развешивали удила, кнут и серьги. Это помогало облегчить боль.
  3. Во время родов женщине давали в руки палку. Если рождался мальчик, в палку вонзали нож, если девочка — ножницы.
  4. Вокруг колыбели вешали череп соболя, топорик, кож в ножнах, огниво, медвежью лапу. Эти обереги защищали новорожденного от пожирателей душ.
  5. Чтобы ребенок спал крепко и спокойно в подушку вшивали заячью лапу.
  6. Когда малыш начинал ходить, к его одежде привязывали колокольчик, а к одеялу множество мелких металлических пластин и монет. Раздающийся звук отпугивал злых духов.

Для детей старшего возраста существовали специальные амулеты. Для мальчиков изготавливали лук и стрелы, а для девочек — серьги с сакральным рисунком и нашитыми бусинами.

Справка. Каждый якут в течение всей жизни должен был носить с собой маленькую сумку из кожи тайменя (Ого кута). В ней хранились 10 узелков из пуповины и волос владельца. Такой предмет считался источником силы.

Женские амулеты

Такие обереги служили для сохранения семья и здоровья ее членов. Выглядели они следующим образом:

  1. Каждая новоиспеченная мама должна была иметь гладкий камень с отверстием в центре. Через дырку сцеживалось молоко для кормления младенца.
  2. Девушки надевали большое количество украшений одновременно — серьги, кольца и браслеты. При ходьбе они издавали металлический звон, отпугивающий нечисть.
  3. Если женщине предстоял долгий путь, создавался защитный амулет из медвежьей шерсти. Внешне он был похож на кисточку. Украшение крепили на плотный шнурок и повязывали на шею лошади. Оберег очищал путь от злых духов и помогал найти дорогу домой в случае необходимости.
  4. Женские шляпы украшали серебряной плашкой, которая отражала солнечный свет и отгоняла злобных духов.
  5. Будущие невесты плели ивовый кнут. Украшали его серебряными и костяными фигурками. На кончик вешали колокольчик. После рождения ребенка кнут вешали над колыбелькой.

Мужские амулеты

Мужчины практически не носили амулеты, поскольку были охотниками, и лишние звуки, которые издавали украшения, мешали им. Особенности оберегов заключались в следующем:

  1. Талисман из животного помогал охотнику легче обнаружить зверя.
  2. Шерсть волка и медведя защищала от сглаза, порчи и болезней.
  3. Носы мелких зверьков (соболей, песцов, лисиц) нанизывали на веревку и носили с собой. Такое ожерелье приносило удачу и отгоняло нечисть.

Справка. Самый сильный мужской оберег — камень сата. Внешне его форма напоминает голову человека, где различимы глаза, нос, рот, уши. Найти такой камень очень сложно, появляется он там, где молния била в землю, а также в организме некоторых животных (быка, медведя, волка, лошади, собаки). Предмет считается живым пока его не коснется женщина. Хранят оберег завернутым в шерсть животного.

Якуты верят, что вместе с оберегом мужчине передается смелость, сила и выносливость поверженного им зверя. Каждый охотник выбирает для себя тотемное животное, которое служит незримым защитником. Мужчина ассоциирует себя с этим зверем, повторяет его повадки и поведение во время охоты.

Свадебные обереги

Свадьба для якутов не просто праздник. Такому событию уделялось особое внимание. Считалось, что в день свадьбы и в первую брачную ночь невесты очень уязвимы перед нечестью. Для защиты использовались разные обереги, больше походившие на рыцарскую броню. В свадебный наряд входили следующие атрибуты:

  • шляпка, внешне напоминающая шлем древних воинов;
  • крупные серьги и кольца, нагрудные и наспинные подвески;
  • металлический корсет;
  • браслеты для рук, ног из металла.

Отзыв о денежном амулете от Светланы Башаровой:
КАК Я РАЗБОГАТЕЛА БЛАГОДАРЯ ПРОСТОЙ БЕЗДЕЛУШКЕ? Добрый день, дорогие друзья! Сегодня я хочу поделиться с Вами очень необычной историей которая недавно произошла со мной. Два месяца назад я работала обыкновенным кассиром в строительном магазине. Как-то раз одна весьма приятная женщина стояла в очереди на мою кассу. Покупала она какие-то мелкие принадлежности в дом. Эта женщина прямо сияла прекрасным настроением. Когда наступил момент расплачиваться, она протянула мне 5 тысяч рублей и сказала: «Спасибо, сдачи не надо». Сумма покупок была у нее на 809 рублей, что меня очень сильно удивило… Читать дальше»

Общий вес этих вещей мог достигать 50 кг. Собирать их родители начинали уже с рождения дочери. По одной вещи каждый год. Таким образом набиралось по 15-25 предметов.

На мужской наряд делали нашивку из пяти ромбов, символизирующих предметов. пять стихий. Также украшался пояс, в центре каждого элемента имелся круг, как женский знак. Данный атрибут также предназначался для защиты жениха от злых духов.

Зооморфный орнамент

Население Якутии хорошо относилось к окружающей природе, некоторые птицы и звери считались покровителями рода. Зооморфный орнамент структурно сложнее и включает в себя группу узоров изображений птиц, животных и их следов, слывшими сильными оберегами и защитой. Во многих окружающих предметах хорошо различается имитация отпечатка следов различных животных, что часто привязывается к народным легендам про охотничью магию.

Изображения различных птиц сильно геометризировались и часто тяжело различаются в общем контексте. Можно встретить изображение птицы в отделке верхней одежды. Птица символизирует радость, свободу и устранение преград. Самыми популярными считаются рисунки орла, ворона и лебедя.

Якутский узор в виде бараньих рогов у народа не имеет своего названия, но тем не менее довольно часто использовался для украшения золотых и деревянных изделий в 19 веке. Это изображение не встречается на посуде для кумыса и молочных изделий.

Орнамент изображающий коня символизирует возрождение, движение и обновление. Подобный мотив встречается в интерьере различных сооружений и на украшениях из серебра.

Якутский узор изображающий корову с 17 века широко встречается на изделиях из дерева и внешним видом напоминает детскую игрушку. Изображение муравья не имело широкого распространения, и появлялось иногда в элементах одежды и посуды.

Современные обереги

Даже сегодня жители Якутии продолжают держать у себя дома 1 или несколько оберегов для защиты семьи и дома от негативной энергетики, но большая часть традиционных амулетов этого народа уже ушла в прошлое. Чаще встречаются такие предметы:

  • рисунки животных на стенах или отдельных элементах интерьера;
  • вышивка орнаментов на национальной одежде;
  • домашняя утварь, посуда с различными символиками;
  • лапы медведей;
  • драгоценные изделия, статуэтки.

Если хочется купить настоящий оберег якутов, нужно учитывать один нюанс. Рынки заполнены огромным количеством китайских подделок, которые не представляют какой-либо магической или духовной ценности. Поэтому лучше заказать талисман у настоящего мастера из Якутии. Придется заплатить больше, немного подождать, но результат будет оправдан.

Антропоморфный орнамент

Религия якутских жителей не допускала нанесение изображения человека. Только после появления русских стали появляться упрощенное описание очертаний в отделке коробок и седел. Единственное исключение — это очень стилизованное очертания женщины, означающее начало жизни и изобилие. Довольно часто орнамент плотно переплетен с зооморфным узором и встречается на серьгах, в декоре игрушек и вышивок.

При подробном изучении истоков якутского национального творчества хорошо просматривается широкое многообразие орнаментики, что указывает на наличие личного стиля и богатого исторического наследия, которые со временем обогащались и осложнялись, но поддерживали направления установленной культуры.

Свадебный наряд

Наряд невесты являлся особым видом одежды. Невеста — символ продолжения рода, хранительница домашнего очага и здоровья потомства. В свадебном уборе каждый символ или узор имеет значение: одни защищают от зла, дурного глаза, другие наносятся для укрепления детородной функции.

Свадебный наряд состоит из:

  • браслетов;
  • наспинного и нагрудного гарнитура;
  • серёжек;
  • головного убора.

Родители приданное готовили с первого дня рождения девочки. Один аксессуар убранства в год, и к совершеннолетию собирался весь свадебный набор.

Шаблоны и трафареты

Ниже представлены шаблоны и трафареты якутских узоров и орнаментов. Вы можете их использовать для украшения зимней и летней якутской одежды, сумок и обуви.

Якутские мужские и женские обереги Харысхал: значение, виды узоров

У каждого народа имеются магические предметы, задачей которых является как защита владельца от злых духов, порчи, зависти, сглаза, так и привлечение везения, достатка и здоровья. Примером могут послужить якутские обереги. Якуты чтят традиции, сохраняют и передают их своим детям. Харыскал (якутские талисманы) являются неотъемлемой частью культуры. Обрядовые орнаменты можно увидеть на одежде, головных уборах и предметах быта, а также как отдельные амулеты.

Для женщин

Женские магические атрибуты создавались для сохранения здоровья, укрепления семейных отношений и развития интуиции.

Девушка, которой предстояла дорога, самостоятельно делал себе амулет из медвежьей шерсти. Называли такой харысхал — мооньох, Вешался он на шею лошади, чтобы расчищать дорогу от потусторонних сил.

Будущие невесты изготовляли из ветвей ивы кнут. Украшали серебряными и костяными фигурками. На кончик прутика крепился колокольчик. После появления на свет младенца кнут вешался над колыбелью.

Туосахта представляет собой бляшку из серебра, которая пришивалась на шапки. Она символизирует солнце, а ещё как защита от оспы.

Обруч или головной убор бастынга в том числе украшался бляхами, которые располагались в уязвимых местах, в области лба и висков.

Молодым женщинам полагалось носить серьги, кольца, браслеты. Во время передвижения украшения должны обязательно издавать позвякивание. Считалось, что звон убранства отгоняет зло.

Защита для детей

Рождение младенца является важным событием в семье. Плод, находясь в утробе матери, может подвергаться негативному влиянию из вне, поэтому роженицу с новорождённым было принято ограждать множеством амулетов.

Айыысыт — покровительница плодородия, которая защищала будущую мать. Её символом была шкурка зайца. В уши одевались серьги, а в глазницы продевались нити бисера.

Над постелью женщины для снижения болевого синдрома и благополучных родов вешались:

Вокруг кровати обводили круг, за черту которого не мог переступить ни один представитель потустороннего мира. Считалось, что в берёзе находится дух хозяйки местности.

После появления на свет малыша в палку, за которую держалась роженица втыкали нож, если родился мальчик либо ножницы, если рождалась девочка.

Малыши не умеют противостоять злым духам самостоятельно в первый год жизни, поэтому пожирателей душ (абаасыта) отгоняли развешанными на бортах кровати:

  • ножом в ножнах;
  • огнивом;
  • медвежьей лапой;
  • черепом соболя;
  • топориком.

Звенящие предметы, кольца и металлические пластины, пришивались на детское одеяльце. Малышу, который уже начал самостоятельно передвигаться, на спину прикрепляли колокольчик. С помощью звона очищалось помещение от плохой энергетики и отпугивал демонов, а также взрослым сообщал, где находится малыш.

Чтобы у детей был крепкий сон, в подушечку вшивали заячью лапку.

Детям постарше надевали подвески, серьги, бляхи с рисунками и бусинками. Для мальчиков оберегом служил лук и стрелы, который символизировал мужское начало, нравственные и физические качества представителя сильного пола.

Для мужчин

Представители сильного пола практически не носили украшений. Зачастую в виде харысхал служила вышивка и части животных:

Якуты верили, что сила убитого животного передаётся охотнику. В том числе избиралось тотемное животное, с которым ассоциировал себя человек, стараясь имитировать его повадки.

Амулеты помогали во время охоты поймать добычу и защитить владельца от ранений.

Волчий и медвежий мех был магической защитой от дурного глаза и хворей.

Нередко с собой мужчины носили коготь медведя как оберег, чтобы обладать такой же силой как и этот зверь.

Украшение из носов делалось для привлечения удачи. Считалось, что в данном органе была душа зверя. Якуты делали связки из носов мелких зверушек.

Мощным талисманом считался камень Сата, который находили в местах удара молнии. Ещё он мог возникнуть внутри домашнего животного, например, коня, собаки, быка, а также в крупных диких зверях — в медведе или в волке. Он отличался от других камней по виду. Похож на маленькую человеческую голову с хорошо различимыми глазами, ртом, ушами и носом.

Камень Сата живой, и чтобы он не умер, его ограждали от прикосновений девушек и чужих людей. Этот амулет не должен быть голым, поэтому зачастую его хранили вдали от дома завёрнутым в шерсть убитого зверя.

Существует поверье, что с помощью Сата якуты могут менять погоду.

Сата привязывали к лошади, если предстояло долгое путешествие. Это делалось для того, чтобы животное не потело и его не кусали оводы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]