Саламандра — огненный элементаль и легендарная ящерка


саламандра — греч
. — /// —
лат
. — salarnandra ————

Маленькое земноводное существо, напоминающее ЯЩЕРИЦУ, которое, согласно средневековым бестиариям, не только не сгорало в огне, но даже имело силу гасить пламя — поверье, отмеченное ранее и Аристотелем, и Плинием.

Изображается обычно в виде маленькой бескрылой ящерицы или дракончика, иногда похожего на собаку, выпрыгивающего из пламени.

Легендарная ящерица, природное существо, способное жить в огне, делающее эту стихию обитаемой и защищенной.

Обычно изображается как маленький бескрылый дракон или ящерица, выпрыгивающая из пламени. Иногда похожа на собаку. Элемент огня.

Любопытно, что одно и то же античное представление отражено в александрийском «Физиологе» и в книге о животных Тимофея из Газы, тогда как обычно описания животных в этих сочинениях взаимно противостоят. Кажется, на этот раз античный сюжет вполне устроил христианского интерпретатора. Все дело в том, что фантастическое свойство саламандры идеально соответствует толкованию. В этом же ряду стоит и позднее свидетельство, возможно, связанное с «Физиологом», однако, что важно, античная традиция не прерывается.

В «Физиологе» подчеркивается способность саламандры тушить своим естеством огненную и банную печи. Считалось, что эта ящерица обладает особой охлаждающей силой. Можно предположить, что за этим фантастическим представлением стоит свойство реальной ящерицы (Salamandra salamandra) выпускать в случае опасности кожные выделения. Выделения кожных желез, которые саламандры могут выпускать произвольно, имеют обыкновенно молочно-белый цвет и обладают ядовитыми свойствами, служа таким образом для животного средством защиты от врагов. Вместе с тем они предохраняют его кожу от высыхания, что имеет большое значение при сильно развитом кожном дыхании у саламандр. В древности было распространено преувеличенное мнение о степени ядовитости саламандр. Связь же саламандры с огненной печью могла появиться вследствие практики древних фармацевтов, сжигавших ящериц для получения золы, что подтверждается сведениями ал-Бируни. Плиний описал наиболее распространенный вид — пятнистую или огненную саламандру (Salamandra maculosa), достигающую 18-23 см длины и отличающуюся яркими золотисто-желтыми пятнами на черном фоне, расположенными двумя продольными рядами вдоль всего тела; такие же пятна находятся на ногах и по бокам тела животного.

Основные значения:

  • противостояния враждебной среде и т. п.
  • эмблемой стихии огня
  • целомудрия, поскольку считалась бесполой.

Античность

Согласно античной традиции, саламандра не живет в огне, а тушит его своим естеством. Иными словами, там, где можно увидеть саламандру, нет места огню. Плиний не без иронии предлагал спасать с ее помощью Рим от пожаров.

Плиний писал о поверье, будто саламандра выживала в огне, так как гасила его своим холодным телом — сообщение, возможно, основанное на описании влаголюбивых земноводных, называемых огненными саламандрами из-за их яркой черно-желтой окраски.

Он также заявляет (История, кн.10), что саламандра столь холодна, что от соприкосновение с нею гаснет огонь.

В 21 книге он снова повторяет это, скептически замечая, что будь у нее и впрямь такое свойство, приписываемое ей колдунами, им бы пользовались для тушения пожаров.

В 11 книге упоминается о крылатом четвероногом животном «пираусте», живущей в пламени кипрских плавилен; стоит ей очутиться на воздухе и хоть чуточку пролететь, она падает замертво. Миф об этом забытом существе влился в более поздний миф о саламандре.

Вопреки утверждению св. Августина, исследователи природы животных не писали о саламандре, живущей в огне. Например, Аристотель сообщает о загадочных крылатых зверьках, возникающих в пламени печей. Вот они-то, в отличие от саламандры, не могут жить без огня.

«На Кипре, где пережигают [медную руду], камень халкит, если он будет заложен [в печь] на несколько дней, в огне возникают зверьки, по величине немногим крупнее, чем большие мухи. Эти [зверьки] крылаты, прыгают и ходят по огню. Как эти [зверьки], так и [упомянутые снеговые] черви умирают, если их отделить: первых от огня, вторых от снега. А что некоторым животным по их прочному составу возможно не сгорать в огне, это с очевидностью показывает саламандра: она, как утверждают, проходя по огню, гасит его[1].

Рассказ Аристотеля о крылатых зверьках получил неожиданное развитие. Апулей в своем сочинении «О божестве Сократа» пишет:

«Хорошо известно, что элементов четыре и природа поэтому как бы распределена по четырем обширным областям. Есть особые одушевленные существа — земные, [водные], огненные; утверждает же Аристотель, что в пылающих печах есть какие-то маленькие существа, способные на крылышках летать и весь свой век проводить в пламени, вместе с ним возникая и с ним вместе погибая».

В XI книге «Естественной истории» Плиния говорится о крылатом четвероногом животном «пираусте», живущей в пламени кипрских плавилен; стоит ей очутиться на воздухе и немного пролететь, она падает замертво.

По мысли X. Л. Борхеса, миф об этом забытом существе влился в более поздний вариант мифа о саламандре. Предположение Борхеса позволяет объяснить появление крылатой саламандры на западных средневековых миниатюрах. Справедливость его гипотезы подтверждают сведения из византийского сборника «Геопоники» (VI в.), где наглядно представлена путаница относительно саламандры и маленьких зверьков Аристотеля:

«Амиант сильнее огня и не сгорает, если даже долгое время остается в огне. Точно так же и саламандра — крохотное животное, рожденное огнем, — живет в огне, и пламя ее не обжигает[2].

Salamandra, animal lacertae figura, stellatum, nunquam nisi magnis imbribus proveniens et serenitate desinens. huic tantus rigor, ut ignem tactu restingual поп alio modo quam glades Саламандра; животное из рода ящериц, усеянное звездами, никогда, кроме как в сильный ливень не появляющееся, а в ясную погоду прячущееся; у нее такая холодность, что подобно льду, огонь она гасит прикосновением[3].

Далее Плиний замечает, «слизь вытекает у нее изо рта и уничтожает волосы на человеческом теле. Если помазать кожу на теле, то в этом месте образуется темное пятно. Саламандра — самое зловредное из всех ядовитых животных. Другие животные приносят вред только отдельным людям, но саламандра может уничтожить целый народ, если только ее не остерегутся. Когда она влезет на дерево, то отравляет все плоды, и кто их поест — умирает, как будто бы от сильного холода. Если даже саламандра дотронется лапой до стола, на котором месят хлеб, то последний будет отравлен; если упадет в колодец, то вся вода сделается ядовитой. Однако некоторые животные в состоянии пожирать это зловредное существо, как, например, свиньи, и, вероятно, мясо этих животных может служить противоядием яду саламандр. Если бы было справедливо то, что говорят маги, то есть что это единственное животное, которое тушит огонь, и что даже некоторые части его тела представляют прекрасное средство против пожара, то Рим давно бы произвел подобный опыт».

Образ жизни

Огненная саламандра в защитной позиции

Видео — саламандра в движении

Огненная саламандра предпочитает лиственные или смешанные леса, предгорные и горные местности, берега рек. В горной местности встречается на высоте до 2 км над уровнем моря. У огненных саламандр замечена достаточно сильная привязанность к определённому постоянному месту обитания.

Ведёт преимущественно ночной и сумеречный образ жизни. Плохо переносит высокие температуры. Избегает солнечных лучей, днём прячется под упавшими деревьями, камнями, в трухлявых пнях, заброшенных норах, во влажных укромных местах. Хотя её конечности не приспособлены к роющим действиям, иногда саламандра самостоятельно роет норы в мягком грунте. В дождливые дни при высокой влажности воздуха (около 90 % и более) может проявлять обычную активность, за что жители украинских Карпат иногда называют её «дождевой ящерицей».

Огненная саламандра — животное малоподвижное, передвигается по земле медленно, её тело при этом слегка изгибается, а хвост свободно волочится. Плавает плохо (может даже утонуть в глубокой воде), поэтому к водоёмам подходит только в период размножения. Питается различными беспозвоночными: гусеницами бабочек, личинками двукрылых, пауками, слизнями, дождевыми червями, также может употреблять в пищу мелких тритонов и молодых лягушек. Свою добычу саламандра ловит резко бросившись вперёд всем телом, а затем пытается проглотить целиком.

С октября-ноября обычно уходит на зимовку до марта. Зиму проводят спрятавшись под корнями деревьев, под толстым слоем опавших листьев, часто большими группами от двадцати до нескольких сотен экземпляров.

Естественными врагами в природе для саламандр являются змеи (обыкновенный и водяной уж), хищные рыбы, птицы и кабаны.

Христианство

Раннехристианский «Физиологус» саламандру называет «ящерицей», которая, однако, не живет в огне, а по своей природной склонности может тушить его.

Даже если она (саламандра) попадает в печь для отопления купальни, эта печь гаснет

«Физиологус» также содержит не имеющее прикладного значения курьезное предание, согласно которому саламандра — холодная птица («более холодная, чем все другие птицы»), живущая в вулкане Этна и несгорающая. Может быть, это предание связано с превратным толкованием легенды о мифическом Фениксе.

Богословы приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти, а саламандру — как пример того, что живые тела могут существовать в огне.

В книге XXI «Града Божия» святого Августина есть глава с названием «Могут ли тела существовать в огне», и начинается она так:

К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не для того, чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие их продолжается среди мук вечного огня? Поскольку неверующим недостаточно того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем им ответить, что действительно существуют животные, создания тленные, ибо они смертны, которые тем не менее обитают в огне.

При таком толковании, подкрепленном рассуждениями Аристотеля, которое сохранил Цицерон в книге «De natura deorum» [«О природе богов» (лат.)], становится понятно, почему люди были склонны верить в саламандру.

В середине XII века в странах Европы распространилось подложное послание, якобы адресованное Протопресвитером Иоанном, Царем Царей, византийскому императору. В послании этом, представляющем собой перечень чудес, говорится о чудо-муравьях, добывающих из земли золото, и некой Реке из Камней, и о Море из Песка с живыми рыбами, и о гигантском зеркале, показывающем все, что происходит в королевстве, и о скипетре, выточенном из цельного изумруда, и о камешках, делающих невидимым или светящихся в темноте. В одном из абзацев сказано:

В наших краях водится червь, называемый «саламандра». Саламандры живут в огне и делают коконы, которые придворные дамы затем разматывают и ткут из нитей ткани и одежды. Чтобы эти ткани очистить, их бросают в огонь.

О несгораемых тканях, которые очищаются огнем, есть упоминание у Плиния (XIX, 4) и у Марко Поло (XXXIX). Поло поясняет: Саламандра — не животное, а субстанция. Однако ему вначале никто не верил: ткани, изготовленные из асбеста, продавали под видом саламандровой кожи, и они были неоспоримым свидетельством того, что саламандры существуют.

Прикладное использование этого мифического животного символа христианами призвано служить подтверждением того, что история о «трех отроках в огненной пещи», рассказанная в библейской Книге Даниила, истинна, так как покровительство Божие являет собой не меньшую силу, чем природная склонность животного, в соответствии со словами из Книги Исаии:

Пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя (43:2).

Саламандра также была христианским символом безупречног о верующего, сопротивляющегося огню искушения; иногда — символом целомудрия.

КНИГИ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

саламандр называют также «вулканическими», и это означает, что от них происходят и менее чистые, смешанные существа, именуемые «поджигатели», «воспламенители».

Для неосведомленных: саламандра — это лишь огнеупорный драгоценный камень. По мнению натуралистов, есть такое животное, однако оно не наделено способностью жить в огне, но, благодаря своей хладнокровной природе и выделяемой влаге, может некоторое время находиться в огне.

Парацельс (1493—1541) считал, что эти огненные создания по самой своей природе не могут общаться с людьми, в отличие от водяных существ (ундины, мелузины), которые весьма расположены к ним.

Леонардо да Винчи полагал, что саламандра питается огнем и огонь помогает ей менять кожу.

На одной из страниц своей «Жизни» Бенвенуто Челлини рассказывает, что пятилетним мальчиком видел, как в огне резвилось существо, похожее на ящерицу. Он рассказал об этом отцу. Тот ответил, что это саламандра, и отколотил его, чтобы удивительное видение, столь редко доступное людям, запечатлелось в его памяти.

Богословы приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти, а ящерицу саламандру — как пример того, что живые тела могут существовать в огне.

О саламандре. Физиолог говорит о ней, что, когда влезает она в огненную печь, угасает вся печь, а когда влезает в банную печь, то угашает банную печь. И если ящерица саламандра гасит огонь своим естеством, то как до сих пор не верят некоторые, что три отрока, ввергнутые в печь, ничуть не пострадали, но, напротив, остудили печь? Ведь написано, что «если через огонь пойдешь, пламя не опалит тебя». Хорошо говорит Физиолог о саламандре[4].

«Саламандра похожа на ящерицу; проходя сквозь огонь, она охлаждает и гасит его[5]».

«Некоторым животным по их прочному составу возможно не сгорать в огне, это с очевидностью показывает саламандра: она, как утверждают, проходя по огню, гасит его[6].

Согласно армянской географии VII в., в Эфиопии к востоку от Лунных гор встречается «саламандра, похожая на ящерицу, которая, проходя через огонь, гасит его[7]».

Подобно тому как составитель «Физиолога» привлек в качестве иллюстрации к легенде о трех отроках, ввергнутых в печь, занимательную историю вечно ледяной саламандры, и св. Августин прибегнул к аналогичной аргументации. Однако у св. Августина происходит любопытное смещение темы: саламандра из существа, которое тушит огонь, превращается в существо, вечно живущее в пламени. Тем самым задается новая перспектива, определившая образ несгораемой саламандры в средневековых бестиариях То, на что не решился автор «Физиолога», было сделано другим христианским писателем. В новом культурном пространстве с саламандрой происходит неизбежное превращение: из животного, обладающего удивительным свойством, она становится знаком. В книге XXI «О граде Божием» св. Августина есть глава с названием «Могут ли тела гореть вечно в огне», и начинается она так:

«На что же мне указать, чтобы неверующие могли убедиться, что одушевленные и живые человеческие тела не только могут не разрушаться смертью, но и выдерживать мучения вечного огня? Они ведь не хотят, чтобы мы в этом случае ссылались на могущество Всемогущего, а требуют, чтобы убеждали их каким-нибудь примером. Мы им ответим, что есть животные, которые, как смертные, подвержены разрушению и, однако же, живут в обыкновенном огне. […] Если саламандра живет в огне, как пишут более любознательные исследователи природы животных, если некоторые всем известные горы в Сицилии, такое продолжительное время с самой древности и до нас непрерывно дышущие пламенем и остающиеся целыми, непререкаемо свидетельствуют, что не все то гибнет, что горит[8]»

Тактика Править

Элементали Огня обладают довольно посредственными характеристиками для своего уровня, однако это компенсируется их весьма высоким приростом. Впрочем, в полной мере воспользоваться этим преимуществом и собрать большой и эффективный в бою отряд этих юнитов смогут разве что стрелок или друид, используя элементалей из Портала в Заповеднике, поскольку прирост элементалей в Огненном портале

, который, к тому же, ещё нужно найти, существенно ниже.

Также, в случае срочной необходимости, огненные элементали могут быть призваны непосредственно на поле боя одноимённым заклинанием 3-го круга магии Природы, что может пригодиться на ранней и средней стадиях игры. Элементалей данного типа выгоднее всего призывать в том случае, если необходим дополнительный дальнобойный отряд войск.

Как и все прочие элементали, элементали Огня невосприимчивы к определённым заклинаниям (например, к «Руке смерти

» и «
Лечению
«) и способностям юнитов (например, к «Яду» ядовитых тварей). С другой стороны, на них действуют все эффекты, связанные с боевым духом, и такие заклинания как «
Рой ос
«, «
Усталость
» и «
Ослепление
«.

Ислам

Огненные зверьки Аристотеля, заблудившись в лабиринтах других культур и приняв иное обличие, вновь появляются на страницах персидской космографии XIII века:

«Аристотель говорит, что на земле Магриба есть местность […], там день и ночь постоянно пылает огонь. Из огня рождается животное, похожее на мышь. Оно, как огонь, красного цвета, стоит на двух ногах. Когда ветер обдует животное, оно становится белым. Если вновь войдет в огонь, как огонь, станет красным. Местонахождение этого животного — в огне[9].

Согласно Ибн Сине, саламандра — „это пресмыкающееся, похожее на ящерицу аза’а, с четырьмя ногами и коротким хвостом. Утверждают, будто она не горит, и что если бросить ее в печь, она загасит огонь. У того, кого она укусит, возникают сильная боль, огненное пыланье в теле и горячая опухоль на языке, и язык коснеет и [человек] заикается. [Ее укус] вызывает онемение и дрожь; часто на укушенном органе возникает почернение круглой формы, и он отпадает[10]“.

Ал-Бируни известна легенда о саламандре, но он ее отвергает:

Саламандира. Диоскорид: это — разновидность саам абраса*. Некоторые люди [говорят] о ней неправду, что она не горит в огне, и это потому, что она обладает охлаждающей силой. Диоскорид и Ибн Мандавайх: [саламандра] — животное, похожее на ‘азайа [вид ящерицы], с четырьмя конечностями и коротким хвостом. Думают, что она не горит в огне, а, наоборот, тушит печь. Другой [автор]: ‘азайа двигается медленно и имеет различные окраски. Я думаю, что это гавик,. Павел: [саламандра] — это животное, которое сжигают, и золу его примешивают к лекарствам, вызывающим гниение, поэтому оно пригодно для [лечения] чесотки и бараса**’. Заменителем саламандры является зеленый ‘азайа» (ал-Бируни. Книга о лечебных веществах. 523). * Саам абраса — ящерица геккон. Ср.: Ибн Сина. Канон П. 510. **r Барас — чешуйчатый лишай; подробнее см.: Ибн Сана Канон. IV. С. 543.

Общая характеристика саламандр

Хотя по внешнему виду наша героиня похожа на ящерицу, эти животные причислены к совершенно разным классам: ящерицы представляют класс пресмыкающихся, а саламандры — класс земноводных (амфибий). Ближайшими родственниками саламандр являются тритоны.

Сегодня насчитывается более двухсот видов саламандр, которые делятся на два семейства: настоящие (Salamandridae) и безлегочные саламандры (Plethodontidae).

Строение всех видов похоже: вытянутое тело плавно переходит в хвост, голова маленькая, а лапки короткие. Безлегочные виды отличаются более удлиненными телом и хвостом; зачастую эти виды почти змеевидной формы. Настоящие же саламандры более короткие и кургузые. Глаза снабжены подвижными веками. Язык короткий, челюсти слабые, зубы мелкие. Тело покрыто тонкой, постоянно влажной кожей.

Окраска бывает двух типов: 1) темная и невзрачная; 2) яркая — красная, оранжевая, желтая — с пятнистым или крапчатым рисунком. Яркая окраска предостерегает хищников: «не тронь, я ядовитая!»

Алхимия

В алхимической символике саламандры — духи стихии огня. Рождаясь в огне, они — распространенный символ (в алхимической практике) очищающего свойства огня и серы.

Сицилийский врач Эмпедокл из Агригента сформулировал теорию четырех «корней всего сущего», разъединения и соединения коих, причиняемые Враждою и Любовью, образуют историю вселенной. Смерти нет, есть лишь частицы «корней», которые римляне позднее назовут «элементами», они-то и разъединяются. Эти «корни» — огонь, земля, воздух и вода. Они — несотворенные, и ни один из них не сильнее другого. Согласно этому учению, требовалось равенство всех четырех стихий. Коль есть животные на земле и в воде, должны существовать животные, обитающие в огне. Для престижа науки требовалось, чтобы существовали саламандры.

У четырех стихий, которые составляют и поддерживают жизнь мироздания и еще продолжают жить в поэзии и народной фантазии, — долгая и славная история , — писал Теодор Гомперц.

Точно так же и саламандра сохраняет свое тело от пожирающего пламени тем, что извергает соки из своего тела.

Индия и Иран

Атар – пылающий, несущий в себе космические силы огня, это духовный, божественный огонь. В Иране он считается божественным существом, имеющим тело, полное огненной энергии. Всегда есть опасность, что духовная энергия данного существа погаснет, она смертна и постоянно подвержена угрозам со стороны сил тьмы и зла. Его задача не погаснуть, пока силы зла не побеждены.

Агни («огонь» – санскрит) – имеет триединую природы, его изображают с тремя головами и тремя языками, считалось, что он также имеет три жизни. Говорят, что он рожден от самого себя, что вкладывает особый смысл в его образ, подчеркивает независимость и первозданной жизненной силы огня.

Асура Агни

Агни – дух-пламя с неистовым и страшным характером, это мужской огонь, изначально представляет собой стихию, которая не знает золотой середины, она или безудержно добрая или бешено злая. Но этом уровне Агни – асур, бог изначальный, и именно он создатель бога войны Сканды, наделивший его глазами и душой. От него же богиня Кали получает свое копьё.

Однако, далее в «Ригведе» огонь Агни представлен как «обладатель всех сил», «бог, которому известны все дороги» и добрая, укрощенная стихия, которая уже символизирует духовный свет, горящий внутри человека, как божественного творения. В этом аспекте известно другое имя бога Агни – Вайшванара, эта та его ипостась что сокрыта внутри каждого человека.

Кали – разрушительный аспект Шивы и темная Шакти, связана с Агни, богом огня и войны. Сама считается божеством и символом разрушения, многорукая богиня.

Богиня Кали в огне

Маруты – сыновья бога грозы Рудры, представляют собой огненных юношей, одновременно прекрасных и ужасных. Во время грозы они вооруженные носятся по небу в колесницах, и наводят страх на людей, гнут деревья, сотрясают крепости. С ними ассоциируются грозовые тучи.

Геральдика

В геральдике саламандра обычно обозначает храбрость и мужество, которым не может повредить огонь бедствий.

В гербе Франка I Французского она символизировала покровительство доброму и уничтожение плохого.

Саламандра с девизом «Nutrisco et extingo» [лат. — «Питаю и гашу»] или «Notrisco al buono, stingo el reo» [итал. — «Я питаю хорошее .и уничтожаю плохое»] была эмблемой (impresa) Франциска 1 (1494—1547), короля Франции и покровителя искусств и литературы, и может изображаться в декоре французских королевских дворцов того периода.

Согласно народным поверьям, это не демоны, а призванные Богом хранители стихии.

Одно из самых таинственных существ — саламандра. По средневековым поверьям, это животное способно жить в пламени. Так появился латинский девиз: «Flagror non consutor», то есть горит, но не сгорает. Согласно мемуарам Бенвенуто Челлини, в раннем детстве он увидел в огне очага саламандру, что говорило о необычной судьбе мальчика. И отец будущего великого скульптора отпустил сыну затрещину, чтобы это мгновение запомнилось ему (прим. переводчика).

Феникс

Феникс (от латинского phoenix) — птица, упоминающаяся в мифах многих народов, способная сжигать сама себя, после чего возрождаться. В большинстве преданий феникса часто относят к культу солнца. Как правило, изображался в виде орла в огненно-красном оперении с вкраплением золота. Чувствуя приближение смерти, птица сжигает себя, прилетая в родное гнездо, а из образовавшегося пепла возникает птенец. В некоторых интерпретациях сказаний из пепла восстаёт взрослый феникс. Как правило, в мифах упоминалось, что эта птица — единственная представительница своего вида. Если рассматривать феникса как метафору, он является символом бессмертия, обновления, подчиняющегося определённому циклу.

В христианстве эта птица символизирует воскрешение, победу бессмертной жизни, непоколебимую веру и неизменность. Птица — символ Иисуса Христа. Один из ранних периодов христианства окрашен частым изображением феникса на могильных плитах, где он выступал в качестве триумфа жизни над смертью, воскрешения из мёртвых. У древних русичей имелись свои аналоги феникса, духи огня: финист и Жар-птица.

Эмблематика

является атрибутом персонифицированного Огня (одного из ЧЕТЫРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ).

Саламандра в огне Я уничтожаю то, что могло бы уничтожить меня. олицетворение доброго христианина, «который данной ему Божией Благодатью силою, может усмирять и разрушать пылающие греховные страсти, которые, в противном случае, погубили бы его самого». [EMSI 46-4,с.302]

Саламандра в огне(посреди пламени) То, что уничтожает других, мне не вредит. Символ нравственности и невиновности как защиты в печалях и бедствиях.

Огонь беды съедает наш порок И возрождает к жизни добродетель.

[EMSI; табл.8-10, с.138]

Саламандра Моя невиновность сохранит меня здесь. Символ добродетели и невинности, позволяющих безболезненно пережить самые жестокие испытания.

Вооруженные добродетелью и невинностью, Мы пройдем через испытание огнем без всякого вреда.

[EMSI; табл.17-12, с.175]

Саламандра

Саламандры — в преданиях Средневековья духи огня, оберегающие стихию и являющиеся её олицетворением. Проживают в открытом пламени, в любом из его проявлений. Обычно изображаются как небольшие ящерицы. Находились люди, считавшие саламандру не просто духом, но и некой необычной субстанцией огня.

Легенды рассказывают, что, несмотря на природу духа, его тело всегда остаётся холодным, что позволяет ему иной раз погасить огонь. Если в доме появилась саламандра (обычно такое происходит в пламени камина или печи) это не означает ничего нехорошего. Впрочем, и удачи ожидать не стоит. Если некоторые существа открыто воздействуют на судьбу человека, заталкивая его в водоворот неудач или одаривая благом, то саламандра считается нейтральным духом. Иногда её называют алхимическим духом огня.

Искусство

К образам саламандры и Феникса прибегают и поэты — как к поэтическому преувеличению. Например, Кеведо в сонетах четвертой книги «Испанского Парнаса», где «воспеваются подвиги любви и красоты»:

Я, точно Феникс, яростным объят Огнем и, в нем сгорая, возрождаюсь, И в силе мужеской его я убеждаюсь, Что он отец, родивший многих чад. И саламандры пресловутый хлад Его не гасит, честью в том ручаюсь. Жар сердца моего, в котором маюсь, Ей не почем, хоть мне он сущий ад.

Духи огня в африканской традиции



Аганжу. Повелевает подземным огнем и вулканами. Он является посланником Богов, донося их гнев до смертных в виде извержений и землетрясений.

Шанго. Дух грома и молний, огня исходящего с небес. Его функция также карательная, особенно этого духа стоит опасаться убийцам и ворам. В то же время, эта сущность несет справедливость и наделяет наиболее безупречных духом магов сильнейшими талисманами, камнями, образующимися от удара молнии в песок. Шанго также считается хранителем всего огня на земле, именно он дал людям ту искру, с помощью которой они разожгли свой первый костер.

Дух земного огня. Сущность, повелевающая кострами, огнем домашнего и промышленного использования, а также различными пожарами.

Ору – дух Солнца, дающий тепло и поддерживающий жизнь. Благодаря огромному количеству людей, поклонявшихся ему во все времена, этот дух стал настоящим божеством.

Черновые материалы

Загадке о двух разных печах, гасимых саламандрой, можно предложить следующее объяснение. Раскаленная печь, куда помещают саламандру, — это печь алхимиков, тогда как в банных печах использовалась какая-то трава, чье свойство охлаждать печь было приписано саламандре. Ср. со сведениями из персидской космографии:

Есть трава, которую по-гречески называют ф.рха. Если кто-нибудь сорвет ее, смешает с соком свежего кишнеца и разотрет [смесь] в руке, а затем возьмет в руки огонь, рука у него не обгорит. Если же взять [эту смесь] с собой в баню, баня станет холодной[11].

Трудно отказаться от впечатления, что эффект, достигаемый смесью трав, аналогичен свойству мифической саламандры охлаждать банную печь.

Китай и Япония

Хо-син – «звезда огня» китайской мифологии, изображается свирепым трехглазым воином с шестью руками, в каждой из которых держит оружие. Кроме того, у него два лица – то, что впереди имеет огненный, красный цвет, оно пылает огнем, когда Хо-син ведет себя неистово на поле битвы.

Второе его лицо расположено на затылке, это тайное лицо красиво и благодушно, с ним он выступает как добрый дух, способный предотвращать пожары.

Чжу-жун – «огненная змея», китайский бог огня, является помощником Янь-ди бога Солнца. Считался управителем юга, как огненной стороны света.

Се-тяньцзюнь – «небесный правитель Се», бог планеты Марс, обладает магической силой огня. Изображается трехруким и трехголовым.

Кагацути – японский бог огня и кузнечного дела, когда рождался, убил собственную мать, сжег её лоно. За что был разрублен своим отцом на 8 частей, из которых возникли 8 вулканов. А из его крови, которая капала с меча отца, возникло много других богов. С моментом его рождения завершается конец Эры сотворения Мира и начинается смерть всего живого.

В древности японцы молились Кагуцути с целью смилостивить его и получить защиту от пожаров.

Литература

  • Одноимённая статья в MNME
  • AUAF
  • Аристотель. История животных. V. 19. 106 < AUAF
  • Плиний. Естественная история. X. 67. 86; XXIX. 4. 23 < AUAF
  • Солин. Собрание достопамятных вещей. 148. 17 < AUAF
  • «Физиолог», с. 143—144 < AUAF
  • Августин. О граде Божием. XXI. 2, 4 < AUAF
  • Тимофей из Газы. О животных. 53а, 2 < AUAF
  • Исидор Севильский. Этимологии. XII. 4. 5, 36 < AUAF
  • Армянская география, с. 25 < AUAF
  • Геопоники. XV. 1. 34 < AUAF
  • Dicta Chrisostomi, л. 53 об. < AUAF
  • Английский бестиарий, л. 85 об. < AUAF
  • De bestiis et aliis rebus. II. 16 < AUAF
  • Гийом Нормандский. Бестиарий. 2737—2822 < AUAF
  • Пьер из Бовэ. Бестиарий любви. III. 271 < AUAF
  • Альберт Великий. О животных. XXV. 2. 46 < AUAF
  • ал-Бируни. Книга о лечебных веществах. 523; 603 < AUAF
  • Ибн Сина. Канон. IV. 6. 2. 9; IV. 6. 5. 25 < AUAF
  • «Чудеса мира». 171 < AUAF
  • «Сказание об Индийском царстве», с. 469 < AUAF
  • Марко Поло. LX, с. 82 < AUAF
  • «Книга чудес», fol. 24г < AUAF
  • Азбуковник. 1060, 1845 < AUAF
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]