Огонь как древний символ — что означают костер, очаг, свеча


Основные соответствия

  • Древнееврейское название стихии
    : Аш (אש)
  • Древнееврейское название стороны света
    : Даром — דרום (юг) или Мицрах — מזרח (восток)
  • Божественное имя
    : Йод Хе Вав Хе — יהוה (Хокма), Элохим Гибор — אלהים גבור (Гебура), YHVH Цебаот — יהוה צבאות (Нецах)
  • Сефирот Древа Жизни
    : Хокма, Гебура, Нецах
  • Керуб
    : Арие — אריה (др.-евр. «лев»)
  • Архангел
    : Михаэль — מיכאל
  • Ангел
    : Ариэль
  • Стихийные духи
    : саламандры
  • Король саламандр
    : Джин или Сераф.
  • Магическое орудие
    : жезл и меч
  • Благовоние
    : ладан
  • Цвет
    : красный
  • Знаки зодиака
    : Овен, Лев, Стрелец.

Стихия Огня занимает важное место в истории человеческой культуры и религии. Из всех четырех стихий Огонь чаще всего используется для олицетворения высших божественных сил. Огонь, как и Бог, бесконечен. От Огня можно зажечь множество светильников, но его количество не убудет. Человеческая цивилизация началась с того, что люди научились использовать огонь. Благодаря «огненному» Солнцу, на нашей планете существует жизнь. Однако Огонь — и наиболее опасная из стихий, несущая смерть и разрушение. Это пожары, войны, орудие казни и кремация усопших. Примечательно, что мифы разных народов приписывают создание огня как небесным, так и хтоническим силам.

Как пишет французский философ и искусствовед Гастон Башляр

(1884 — Париж),

Огонь — это нечто глубоко личное и универсальное. Он живет в сердце. Он живет в небесах. Он вырывается из глубин вещества наружу, как дар любви. Он прячется в недрах материи, тлея под спудом, как затаенная ненависть и жажда мести. Из всех явлений он один столь очевидно наделен свойством принимать противоположные значения — добра и зла. Огонь — это сияние Рая и пекло Преисподней, ласка и пытка. Он доставляет радость ребенку, смирно сидящему у печи; но он же наказывает за непослушание того, кто затеет с ним слишком дерзкую игру. Он дает блаженство и требует почтительности. Это божество охраняющее и устрашающее, щедрое и свирепое. Огонь противоречив, и потому это одно из универсальных начал объяснения мира[1].

Гелиос мчится по небу на огненной четверке коней под золотым ярмом (изображение на сосуде)
Огонь — мужская стихия, обновляющая, возбуждающая и преображающая. Ему присущи тепло, сухость, яркость и подвижность. Огонь можно соотнести с двумя сторонами света — с жарким югом или с востоком, где встает Солнце.

Согласно магическим воззрениям, Огонь символизирует активную и деятельную часть человеческой психики. Это стихия страсти, творчества, очищения, соединения с божественным миром, но она же олицетворяет и Божий гнев — будь то испепеляющий огонь Иеговы или молнии Зевса.

…так говорит Господь Бог Саваоф: за то,что вы говорите такие слова, вот, Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а этот народ — дровами, и этот огонь пожрет их[2].

Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (535–475 гг. до н.э.) считал огонь первоначалом сущего, самым важным из стихийных элементов, который породил три остальные. По мнению Гераклита, наша душа состоит из огня (благородного элемента) и воды (неблагородного элемента). Цель человека — избавиться от того, что делает нашу душу «влажной» (мирских удовольствий), чтобы она стала чистой и божественной. Он учил, что огонь породил мир, а в конце времен космос будет уничтожен мировым пожаром, чтобы возродиться вновь.

Этот миропорядок [космос], один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерами возгорающийся и мерами угасающий [3].

Знич (Бог Огня). Картина Сергея Панасенко
С древних времен люди поклонялись огню в форме стихии или в образе Солнца, видя в нем одного из главных богов пантеона или образ единого всемогущего Бога. Например, в религии зороастрийцев огонь считался основой всех творений, а Бог почитался в виде солнечного света, на который молились, и воплощающего этот свет священного огня, который поддерживался неугасимым в центре храмов, называвшихся «дома огня». Согласно учению древних стоиков, огонь — основная стихия мироздания, теплое дыхание (пневма) вселенной и ее душа. Мир погибает в огне и возрождается в огне, и процесс этот бесконечен. Символом огненного обновления в античной традиции была мифическая птица феникс, которая сжигала себя в огне, чтобы возродиться для новой жизни.

Библия многократно описывает явления Господа именно в виде стихии огня. Бог явился Моисею «в пламени огня из среды тернового куста» [4]; «в огне» Он сошел на гору Синай [5], где получил заповеди Моисей. Согласно Библии, огненную природу имеют все явления, относящиеся к Божественному миру. Престол Господа — «как пламя огня», колеса — «пылающий огонь» [6]. Его ангельские служители — «пламенеющий огонь» [7]. В каббалистическом трактате «Сефер Йецира» говорится, что «небо создано из огня». Стоит пояснить, что небо здесь понимается как место нахождения божественного Престола и самого Господа. «Бог наш есть огнь поядающий»

[8], — говорится в новозаветном Послании апостола Павла к евреям.

Огонь как древний символ очищения

Огонь символизирует трансформацию, очищение, дающую жизнь, производящую силу Солнца, обновление жизни, оплодотворение, силу, мощь, энергию, невидимую энергию в процессе осуществления, сексуальную силу, защиту, оборону, видимость, разрушение, слияние, страсть, мольбы, перемену одного состояния на другое, либо переход в него, способ передачи сообщений или приношений Небесам.

Огонь имеет созидательную и разрушительную функции. На Востоке разрушительное действие было одним из проявлений Бога, в христианстве огонь может быть не только Божественным, но и адским.

Пламя

Пламя олицетворяет духовную силу, трансцендентность и озарение, свидетельствует о наличии божества или души, вздоха жизни; воодушевление и просвещение.

Пламя на голове или вокруг нее, подобно нимбу, свидетельствует о божественной силе, потенции души или гении, поскольку голова рассматривается как место нашей жизненной души.

Пламя покидает тело в момент смерти. Пламя можно разделить на два взаимодополняющих аспекта: свет и жар, изображаемые, соответственно прямыми и волнистыми линиями.

Свет и жар могут означать интеллект и эмоции, блеск несущей благодатный дождь молнии, тепло очага, то есть либо огонь уютный, либо внушающий почтительный страх.

Разжигание огня равносильно рождению, воскресению. Обычай носить факелы по случаю помолвки и во время исполнения обрядов плодородия указывает на воспроизводящую функцию огня.

Огонь и пламя — типичные символы сердца. Они двуедины: с одной стороны, они божественные и творческие, с другой — демонические и разрушительные: огонь пожирает все созданное и возвращает его к первоначальному единству.

Огонь и пламя олицетворяют истину и знание, поглощающие ложь, невежество, иллюзии и смерть и выжигающие нечистоту.

Крещение огнем восстанавливает первоначальную чистоту, сжигая окалину, что ассоциируется с проходом через огонь для обретения рая, который с тех пор, как был покинут, окружен огненной стеной и охраняется стражами с мечами огненными, олицетворяя невозможность прохода для людей невежественных и непросвещенных.

Огонь и вода являются двумя великими, активным и пассивным, принципами вселенной; они-Отец Небо и Мать Земля, все противоположности в мире элементов.

Огонь и вода находятся в постоянном конфликте, но в виде жара и влаги они необходимы для всякой жизни.

Огонь домашнего очага-центр дома и является женским аспектом огня. Символами огня являются треугольник, опирающийся на свое основание; свастика; львиная грива; волосы; острое оружие; ель; азалия.

В христианстве огонь олицетворяет религиозное рвение и мученичество. «Языки огня» означают пришествие Святого Духа, глас Божий, божественное откровение; эмблема святого Антония Падуанского.

У славян Огонь — символ творческого мужского начала, которое в союзе с водой и светом создало все на земле. Считался живой, вечно голодной и очистительной силой.

Костер

Означает усиление силы Солнца, особенно во время солнцестояния, тем самым ободряя силы света и добра. Символ подвластного человеку огня-огня, вызванного к жизни и питаемого человеком.

Костер — символ тепла среди ночи, круга света. Символ магического единства сидящих (танцующих) у костра. Символ волеизъявления.

Костер раскладывают для принесения жертвы, для кремации покойного, для уничтожения греховного, еретического (костер инквизиции).

Функции и символика огня

Голубоватые, желтые и почти белые языки пламени.
Важнейшая функция огненной стихии — ее способность совершать трансформацию. Любой материальный предмет, вступивший во взаимодействие с этой стихией быстро меняется (сгорает или по крайней мере — накаляется). При этом огню свойственны стремительность и быстрота. Пламя быстро растет и меняется. Из всех стихий Огонь наиболее близок к «живому» миру: он зарождается, существует и умирает.

В народных представлениях огонь предстает как одушевленная опасная субстанция, обладающая мстительным характером. В славянских фразеологизмах огонь «родится» и «живет» <�…> «смеется», «пожирает», «умирает»[9].

Пророк Илия на огненной колеснице..«Смерть Геракла», Франсиско де Сурбаран, 1634 г.
Огонь — самая яркая стихия. Обычно ему приписывается красный цвет, но пламя может быть также желтым, белым и синим. Его цвет зависит от температуры горения и от горючего материала.

Об Огне как стихии, преображающей человека и соединяющей его с Богом, говорится и в Библии (пророк Илия был вознесен на небо в огненной колеснице), и в античных мифах (Геракл взошел на погребальный костер живым, после чего был обожествлен). Античный маг и философ Эмпедокл бросился в огненный кратер вулкана Этна, чтобы, как полагали древние авторы, укрепить молву, будто он сделался богом. Огнем освящается и открывается для божественных энергий магический храм.

В алхимии огонь считается главным элементом. Обычно он отождествляется с серой, чей алхимический знак совпадает с графическим символом Огня. Также в качестве символа огня в алхимии часто использовался образ дракона. Именно с помощью огня очищаются («исцеляются») и преображаются различные вещества и элементы. Древняя алхимическая мудрость гласит: Igne Natura Renovatur Integra

, то есть, Огнем природа обновляется вся.
Знаки зодиака стихии огня.
В астрологии Огню соответствуют зодиакальные знаки Овна, Льва и Стрельца, которые определяют такие качества, как активность, властность, творчество и честолюбие.

Негативное, клипотическое обличье стихии Огня — это пожары и, как говорится в различных ересиологических источниках, «темное горение, похожее на мрак» [10], это безудержные страсти, мешающие постижению нашей Истинной Воли. Так, в буддизме нирвана описывается как погашение тройственного Огня Желания, Отвращения и Иллюзии.

Маг и философ XVI века Корнелий Агриппа в своей «Оккультной философии» указывал, что со стихией Огня связаны камни, которые произошли из огня или при помощи которых его получают, — например, кремень или асбест. Согласно этим же принципам, из металлов Огню близки железо и золото. В составе растений с Огнем соотносятся семена, обладающие силой прорастания и трансформации. Из животных к огненной стихии Агриппа относил тех, кто живет в огне (огненные цикады, или саламандры) или же имеет огненную природу (свирепый лев, голубь как птица любви). В целом, в живых существах стихии Огня соответствуют жизненный дух, зрение и все действия, в которых проявляется вспыльчивая натура и которые совершаются стремительно и поспешно [11].

Snapchat смайла Огонь

Огонь Эмодж — это

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]