Что означают лапоть, башмак, валенок как обереги для дома


В этой статье Ведагор отвечает на вопрос «Лапти что означают как оберег?».

Крестьяне на Руси ходили босыми в теплое время года. Хотя лапти, самодельная обувь из бересты, были у многих, их берегли. А когда лапти снашивались, становились непригодными к дальнейшей носке, их ни в коем случае не выбрасывали. Старые лапти развешивали на заборе, на столбе возле крыльца, над скотными дворами – считалось, что они защитят от сглаза и порчи.

Сжигать можно было только те лапти, которые совсем прогнили. Их аккуратно снимали с забора или со столба – говорили, что примета уронить лапти на пол дурная, повлечет за собой болезни хозяев дома или скотины.

Помимо лаптей для членов семьи, обязательно плелись лапти для домового. Они были небольшими по размеру, их подвешивали в теплом уголке, возле печки. Внутрь клали гостинцы – хлебную горбушку, сладости. Так можно было задобрить хозяина дома, а он за это помогал с домашними делами, присматривал за скотиной, чтобы не захворала и не отощала, отводил от дома беду.

Когда применяют магический талисман?

Изготовить или приобрести славянский оберег рекомендуется в следующих ситуациях:

  • частые ссоры в семье;
  • охлаждение отношений;
  • подозрение на порчу или проклятие;
  • появление малыша;
  • завистливое окружение;
  • найденный в квартире подклад;
  • появление недоброжелателей или врагов;
  • крупные приобретения;
  • появление разлучницы;
  • частые поломки техники и вещей в квартире;
  • общая тяжелая атмосфера дома.

Вернуться к оглавлению

Хлеб да соль

Сильнейшая защита от сглаза. Принято рассыпать соль параллельно входу под ковриком. Соль в сочетании с хлебом называется подарком дому, символизирует достаток в семье. Вообще хлеб в старину считался щедрым даром матушки земли. Олицетворяет плодородие. Выпечка каравая была ритуальным обрядом, длившимся сутки.

В эпоху древних славян соль использовали для защиты жилища и очищения души человека. Брали её как составляющую разнообразных ритуалов, так как это вещество имеет огромную взаимосвязь с землей, а также хорошо растворяется в воде. Благодаря наличию в своей структуре кристаллической решетки отлично проводит энергию.

Предлагаем ознакомиться Как подготовить карты к гаданию игральные

Соль как оберег, особенно четверговая, является одним из самых сильных хранителей дома. Чтобы ее приготовить, обряд нужно провести в Чистый Четверг, в преддверии Пасхи. Как сделать это правильно? Раскаляете соль на сковороде до серого цвета, а после несете освятить в Церковь. Такой вариант имеет чудодейственный эффект на организм и очищает тело и душу.

От чего поможет:

  • Положенная в мешочке в карман, будет охранять вас от покушения и нападения, создавая защитную оболочку вокруг.
  • Отличное средство от бессонницы и кошмаров. Ее кладут у изголовья и меняют каждые три дня.
  • Сможет уберечь водителей от попадания в аварии и поломок автомобиля.
  • Посоленная еда прочистит и обновит энергетику, а также откроет вам второе дыхание.
  • Храня вместе с драгоценностями — вы приумножите капитал семьи.

Для привлечения денег – растворите соль в воде и поместите туда монетку. Читайте над водой молитвы каждый день утром, пока она не выпарится. Затем следует положить монетку в красный мешочек и в кошелек. Больше вы никогда не почувствуете проблем с деньгами.

Чок-чок, каблучок

Говорят, что Ева соблазнила Адама, встав на высокие корни дерева, как на каблуки. В каблучках прятали склянки с духами и любовные записки, выражение «быть под серебряным каблучком у дамы» означало не что иное, как «влюбиться по уши». Это исключительно дамский оберег.

Вы скажете, что туфель на высоких каблуках у каждой дамы видимо-невидимо! Что же, все они обереги? Да, они защищают покой семьи и красоту владелицы. Просто обереги иной раз так тесно вплетены в нашу жизнь, что мы абсолютно не замечаем их присутствия.

По морозу босиком

Такая старинная вещь, как валенки, сейчас очень популярна, особенно в городе. Еще со времен стародавних валенки считались талисманом удачи, и до сих пор сохранилась традиция к празднику дарить валенок со сладостями.

Валенки приносят удачу в семейной жизни, помогают рождению здоровых детей, особенно если висят рядом с печкой. Знахари древности говорили, что отсутствие валенок приводит к болезням. Не забудьте купить маленькие валенки-сувенир и, наполнив их конфетами, подарить на Рождество. Это не только знак внимания, но и пожелание здоровья.

Оберег лапти своими руками

Если вам не нравится то, что есть в продаже, можно сделать такой оберег своими руками. Более того, такая вещь будет иметь гораздо большую силу, чем сошедшая с конвейера тиражом в сотни тысяч экземпляров.

Проще всего связать лапти из пеньковой веревки при помощи крючка. Можно найти и пошаговые инструкции относительно того, как их сплести из бересты или ивовой лозы. Поскольку они нужны не для носки, подойдет любой материал, с которым вам будет комфортно работать. Технология плетения несложная, найти схемы можно в Интернете.

Далее необходимо придать оберегу нужную направленность. Если вы хотите, чтобы в доме был достаток, положите в лапоть монетки и хлебные зерна. А для того, чтобы привлечь на свою сторону домового, регулярно подкладывайте сладкие гостинцы. Повесть лапти можно над входной дверью (снаружи), а также на любое видное место в доме.

Что собой представляют

Лапти в Древней Руси умели делать в каждой семье. Создавали их из древесного лыка. Легкая и гигиеничная обувь предназначалась для повседневного использования. Носилась она вместе с портянками (онучами). Для удержания тепла, повышения прочности и придания привлекательности внешнему виду лапти проплетались дважды. Для этих же целей использовалась кожаная подметка. В морозную погоду изделия служили до 10 дней, летом стаптывались примерно за 4 дня.
Конструкция лаптей состоит из пяточной зоны, мыска (головки или головяшки), дна (подошвы). По краям располагались бока (бочки или берцы). Для продевания шнурков (оборок) в боковинах оставлялись специальные отверстия – проушины.

Сегодня сложно представить, как носили лапти наши далекие предки. Между тем благодаря специальным лыковым шнуркам изделия надежно фиксировались на ногах, подобно древнегреческим сандалиям. Крепления присоединялись за говенник обуви, располагались вокруг щиколоток и предотвращали разматывание онучи.

Изготовление

Кочедык для плетения лаптей.

Для изготовления одного лаптя требуется семь лык длиной по два метра каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и впоследствии сам плёл лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Нередко после суммарной потери коры, пригодной для плетения, дерево стояло с голым «ободранным» стволом. Это нашло отражение в русском языке в виде образного выражения «ободрать как липку» в значении «отобрать все имеющиеся у кого-либо или у чего-либо полезные ресурсы».

Лапти плелись не во всех областях России, но употреблялись в большем количестве областей, чем изготавливались. То есть они были товаром или предметом меновой торговли. Как правило, не плелись лапти в деревнях, где население большей частью занималось не земледелием, а ремёслами, например, гончарным или кузнечным ремеслом. Для плетения лаптя требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру мужской или женской ноги. Можно сказать, что примерные размеры, вроде современных S, M, L, XL, XXL и XXXL употреблялись русским крестьянством уже в древние времена. Кроме колодки ещё был необходим нож для подрезания лыка и особенный инструмент кочедык, представляющий собой нечто вроде отвёртки с деревянной ручкой и с металлическим стержнем, имеющим плоское, горизонтальное окончание, но, самое главное, искривлённым в вертикальной плоскости и имеющим форму части круга с диаметром 1,5 — 2 дюйма. Назначение этого инструмента — приподнимать одну из петель уже сплетённой части лаптя для того, чтобы просунуть в неё свободный конец лыка.

Лапоть начинают плести с пятки. Для начала используется только пять лык. Плетение простое, при котором одно лыко попеременно сначала прижимает своей плоскостью соседнее, оставаясь сверху, но далее само прижимается последующим лыком и располагается под ним и так по всей своей длине. Когда все лыки переплетутся и достигнут края своими концами, то они перегибаются назад и переплетаются дальше, продолжая длину образующейся при этом плоскости.

Урок по плетению лаптей

Пятку начинают плести, перегнув лыки пополам через «говенник» — ссучёное в шнур лыко. Говенник должен представлять собой связанный в виде круга лыковый шнурок, образующий край проёма будущего лаптя, в который просовывается нога. После того как пятка будет сплетена и «утянута» по колодке, то тогда с обеих сторон (также будучи перегнутыми посередине, сначала одной, а потом и другой половинами) вплетаются последние два лыка и продолжают плестись сначала подошва, а потом и «голова» лаптя. Когда длины подошвы хватает для того, чтобы загнуть её наверх и закрыть пальцы стопы до подъёма (образовать «голову» лаптя), то подошва огибается через говенник (теперь уже с передней стороны лаптя), а оставшиеся концы лык продолжают плестись сверху в обратном направлении по длине подошвы, образуя тем самым второй, внешний, слой лаптя. Именно на этой стадии плетения и начинает применяться кочедык. Им приподнимаются уже сплетённые петли для просовывания в них концов лык. Ручкой кочедыка приподнятая петля прибивается назад. Дойдя до краёв подошвы, некоторые из лык, симметрично с правой и с левой сторон, также огибаются через говенник, притягивая подошву к нему и придавая бокам лаптя вертикальное положение, а самому лаптю форму, похожую на туфлю. Став «двуслойным», лапоть приобретает большую прочность. После того как внешний слой лаптя износится до такой степени, что носить лапоть становится неудобно, лапоть можно на некоторое время починить. Это в крестьянской среде называлось «подковырнуть». Значит вместо изношенных лык внешнего слоя, при помощи кочедыка, всунуть обрезки новых лык. Но считалось, что к такой операции «подковырки» прибегали только бедняки, не имевшие возможности приобрести даже новые лапти. В классической русской литературе это нашло отражение, например, у Н. А. Некрасова в стихотворении «Калистрат»:

А хозяйка занимается На нагих детишек стиркою. Пуще мужа наряжается, Носит лапти с подковыркою.

Использование

Лапти носились с портянками (онучами). От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шёл лыковый шнурок, который внизу крепился за говенник лаптя и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.

Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками.

Новые, только что сплетённые лапти были сделаны по одной колодке и в паре не отличались левый от правого.

Мужчине пары лаптей хватало на неделю, не более. Отсюда поговорка: «В дорогу идти — пятеры лапти сплести!».

Академик Петербургской академии наук И. Лепёхин в конце XVIII века писал, что для изготовления одной пары лаптей требовалось два толстых или три-четыре мелких лутошка (липовых ствола), при этом зимой мужчина изнашивал пару лаптей за 10 дней, а летом, бывало, и за 4 дня. В год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей. По расчётам историка Л. Милова, на семью в 4 человека иногда требовалось до 150 пар лаптей (на сумму около 1,5—2,5 руб.). Крестьяне шли на такие трудозатраты, так как необходимая денежная сумма на покупку кожаной обуви была слишком велика. Чтобы купить себе сапоги, крестьянин должен был продать собранного хлеба, а для жены и детей — ещё две четверти.

История обуви

Самые давние упоминания о плетеной обуви, датируемые концом Х века, можно найти в «Повести временных лет». История появления лаптей связана с экономическим состоянием, которое вынуждало людей использовать подручные средства для изготовления обуви. Территория, где они активно использовались, совпадала с районами сильнейшего крепостнического гнета. Широкое распространение лапти на Руси получили в связи с обнищанием крестьянства, крайней бедностью. Даже самые зажиточные жители села не могли позволить себе кожаные сапоги. В деревне их носили в любое время года, по праздникам и будням, в них венчали молодоженов, хоронили мертвых.

Сплести лапти мог каждый крестьянин, но работа считалась исключительно мужской. Древнейшие модели делали из лыка – самого распространенного и дешевого сырья.

Первые лапти состояли из одной подошвы, затем мастера стали оплетать верх изделий, создавать задник и носок, придавая форму башмака. Свободные края лыковых полос загибались внутрь и фиксировались для получения ровной поверхности, которая не натирала ноги. По краям оставлялись отверстия для размещения фиксирующих ремешков.

До начала ХХ века Россию называли не иначе как «страной лапотной», вкладывая в это выражение оттенок отсталости и примитивизма. Плетеная обувь была олицетворением самых бедных слоев населения. Возможной причиной отказа от подобных моделей стала их недолговечность.

Не все знают о значении слова лапти. Вероятно, оно появилось от названия «лапа», так наши далекие предки называли ступни и ладони.

Примечания

  1. Лапа : Лапоть // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  2. Лапти // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. 12
    Белорусская СССР: Краткая энциклопедия. В 5-ти т. / Редкол. И. П. Шамякин (гл. редактор) и др. — Мн.: БелСэ им. П. Бровки, 1981. — Т. 4. — 712 с. — 50 000 экз.
  4. Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. С. 329.
  5. Л. Пантелеев, Г. Белых. Рассказ «Лапти».
  6. СРНГ:16, 1980, с. 266.
  7. Ионова Ю.В. Характерные черты одежды корейцев и некоторые вопросы её развития
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]