Молот Тора (Мьёльнир) — скандинавский символ

Древние люди боялись огня, грозы, ураганов. Не понимая природы стихий, они приписывали их деяниям высших сил. Так рождались мифы. Из мифов складывались религии. Мифология каждого народа уникальна, поэтична, многогранна. В каждой из них есть легенда о сотворении мира высшим разумом. Волшебники, чудовища, люди невероятной силы, умений встречаются в народных сказаниях всех культур. Часто у них есть особые предметы магической силы. Наш рассказ об одном из них молот Тора.

Скандинавские мифы о строении мира

В дохристианские времена весь север Европы занимали германские племена, продвинувшиеся к середине первого тысячелетия нашей эры до Дуная и Днепра. Огромный народ создал великую поэтическую культуру из песен, саг, легенд. За пятьсот лет до рождения Христа германцы воспевали творцов земли, неба, загробного царства. Сокровищами народного творчества по праву считаются исландские саги, которые дошли к нам в виде поэтической «Старшей Эдды», авторство приписывается исландскому священнику Сэмунду Мудрому (1056 – 1133), и прозаической «Младшей Эдды», изложенной исландским скальдом Снорри Стурлусоном (1178- 1241). Эпос древних скандинавов, собранный в этих сборниках, раскрывает нам представления древних германцев о сотворении мира.

Согласно верованиям древних скандинавов, вселенная была создана из темной бездны Гиннунгагап, окружённой царством льда Нифльхейм и царством пламени Муспелльхейм. Пламя смешалось со льдом, породив великанов, а затем было создано верховное божество Один с братьями.

Один сотворил три мира: мир неба, Асгард, царство мёртвых Хельхейм, поместил между ними землю Мидгард.

Из ясеня и ольхи Один сотворил первых людей: мужчину и женщину. Затем вдохнул в них жизнь, а братья дали им разум и кровь.

Европейское искусство традиционно использует сюжеты древних германских мифов. Поэтические образы Беовульфа, валькирий, нибелунгов, гномов и великанов вдохновляли Рихарда Вагнера, братьев Гримм, об их приключениях мы узнаем из книг и кино. Эдды стали источником вдохновения для создателей фэнтези.

Устройство вселенной в представлении древних скандинавов было сложным, состояло из девяти миров, расположенных на исполинском ясене Игграсиль. Ветви его венчал Асгард, место обитания богов, корни упирались в Хель, где были только лёд и смерть, в центре же, там, где растут самые красивые листья, лежит Миргард – земля людей.

Скандинавский эпос населён божествами, великанами, чудовищами, полон событий, трагических и прекрасных. Всюду злодеи и герои. Миргард хрупок, всегда под угрозой разрушения. А защищает место жизни людей сын Одина и богини Йорд – рыжеволосый громовержец Тор.

Норвежская мифология

«Третий дар — огромный молот» (1902) Элмера Бойда Смита.

Истоки в Прозаическая Эдда

Рассказ о происхождении Мьёльнира можно найти в Skáldskaparmál

который является второй частью средневекового исландского историка Снорри Стурлусонс
Прозаическая Эдда
. История описывает создание нескольких знаковых объектов, занимающих центральное место в скандинавской мифологии. Согласно этой истории, Локи отрезает волосы Sif, Жена Тора. Узнав об этом, Тор угрожает сломать каждую кость в своем теле. Локи умоляет Тора и клянется, что получит Свартальфар вылепите для Сиф новую шевелюру из золота. Локи способен выполнить свое обещание Тору, как Сыновья Ивальди выковать не только новую шевелюру для Сиф, но и два других чуда: корабль Skíðblanir и копье Гунгнир.

Локи делает ставку с гномом. Brokkr от того, есть ли его брат Синдри может сделать три таких же хороших объекта. Локи предлагает свою голову в пари. Первая работа начинается с того, что Синдри кладет свиную шкуру в кузницу и говорит Брокку, чтобы он работал с мехами без остановки, пока работа не будет завершена. Затем приходит муха и кусает Броккра за руку. Тем не менее, Brokkr продолжает накачивать сильфоны в соответствии с приказом. Когда Синдри возвращается и вытаскивает свое творение из огня, выясняется, что оно кабан с золотой шерстью. Затем Синдри кладет золото в кузницу и отдает Брокку такой же приказ. Муха возвращается и кусает Брокра за шею вдвое сильнее, чем раньше. Броккр, однако, продолжает работать с мехами, несмотря на боль. Когда Синдри возвращается, они вытаскивают золотое кольцо Драупнир.

Наконец, Синдри кладет железо в кузницу и еще раз повторяет свой предыдущий приказ. Муха прилетает в третий раз и кусает Броккра за веки, от укуса до крови. Кровь попадает в глаза Броккру и заставляет его перестать работать с мехами ровно настолько, чтобы вытереть глаза. На этот раз, когда Синдри возвращается, он отмечает, что работа была почти сорвана: у молотка короткая ручка.

Броккр и Локи затем представляют два набора предметов жюри из трех богов, Одина, Тора и Фрейра. Один получает копье Гунгнир и кольцо Драупнир. Фрейр получает корабль Skíðblanir и золотого кабана. Тор получает золотые волосы за Сиф, а также молот:

Затем он отдал молот Тору и сказал, что Тор может бить так сильно, как он хочет, что бы ни было перед ним, и молот не сломается; и если он бросит его во что-нибудь, оно никогда не промахнется и никогда не улетит так далеко, чтобы не вернуться в его руку; и если бы он захотел, он мог бы оставить его в своем сарке, оно было таким маленьким; но на самом деле недостатком молота было то, что передняя рукоять была несколько короткой. Это было их решение: молот был лучшим из всех драгоценных произведений и в нем была величайшая защита от Иней-гигантов; и они приговорили гнома к пари.[6]

Локи утверждает, что, хотя его голова была лишена права, его шея — нет. Затем карлик сшивает губы ремнем.

Церемониальное и ритуальное значение

Хотя Мьёльнир наиболее известен своим использованием в качестве оружия, он играл жизненно важную роль в норвежских религиозных обрядах и ритуалах. Его использование в официальных церемониях благословения браков, рождений и похорон описано в нескольких эпизодах в Прозаическая Эдда.[7]

Историк и язычник. Хильда Эллис Дэвидсон резюмирует и объясняет значение Мьёльнира в этих обрядах, особенно в браке, заявляя:

Существование этого обряда предполагается в рассказе о Торе как трансвестите, где гиганты украли молот Тора, и он пошел, чтобы вернуть его, переодевшись невестой, чтобы выйти замуж за одного из гигантов, зная, что молот будет представлен во время Церемония. Когда его представили, он схватил его и тут же разбил черепа всем присутствующим гигантам. Наскальная резьба бронзового века из Скандинавии, по-видимому, изображает пару, благословляемую более крупной фигурой, держащей молот, что указывает на значительную древность этого представления.

— Хильда Эллис Дэвидсон, Боги и мифы Северной Европы

Историк Габриэль Турвиль-Петре также предполагает, что благословение Мьёльнира было возможным средством наделения пары плодородием. Это основано на ассоциации Тора как с сельским хозяйством, так и с удобрением полей.[4]

Современные язычники подчеркнули роль Мьёльнира в своих религиозных ритуалах и доктринах, хотя его основная функция — публично выражать веру (подобно тому, как христиане носят или вешают распятия).[8] Хотя Мьёльнир по происхождению скандинавский, современное его употребление не ограничивается скандинавскими язычниками и использовалось в голландских языческих браках, американских языческих ритуалах, а также как символическое изображение всего германского язычества.[9]

Продолжение в Поэтической Эдде

Тор обладал грозной колесницей, hreggs váfreiðar или «парящей колесницей бури», которую запряжены двумя козлами, Таннгриснир и Таннгнйостр. Ремень, Megingjör, и железные перчатки, Ярнграйпр, использовались для подъема Мьёльнира. Мьёльнир — это центр некоторых приключений Тора.

Это ясно показано в стихотворении, найденном в Поэтическая Эдда

названный
Rymskvia
. Миф рассказывает, что гигант Þrymr крадет Мьёльнир у Тора, а затем требует от богини Фрейя в обмен. Локи, бог, известный своей двуличностью, вступает в сговор с другим Sir чтобы вернуть Мьёльнира, замаскировав Тора под Фрейю и представив его Эримру как «богиню».

На банкете, который Þrymr устраивает в честь надвигающегося союза, rymr клюет на удочку. Не в силах сдержать страсть к своей новой девушке с длинными светлыми локонами (и широкими плечами), Эрымр приближается к невесте, усаживая Мьёльнира «ей на колени»; Тор срывает его маскировку и уничтожает Эримра и его гигантские когорты.

Мьёльнир

Гномы изготовили для повелителя грома особое оружие в виде молота по имени Мьёльнир (сокрушитель). Но покровитель обмана и хитрости Локи пытался помешать его созданию. В результате молот получилось с очень короткой рукояткой, центр тяжести сместился. Никто не мог с ним справиться, кроме хозяина и его сына Магни. Даже Тор одевал магические рукавицы из железа, чтобы каждый удар был точен. Выполнив свою роль, молот бога тора всякий раз само возвращалось к своему хозяину.

Амулет в виде Мьельнира. Оригинал хранится в Историческом музее Стокгольма

Сила молота столь велика, что от его ударов на земле слышен гром, сверкают молнии. В отличие от нас, германские племена не знали о природе грома, люди приписывали все природные явления действию божественных сил.

Как зарядить и очистить амулет

Молот Тора – это фильтр, который нужно чистить, ведь в нем накапливаются негативная энергия, «грязь». Для того чтобы очистить талисман и зарядить его снова, понадобится несколько часов.

Шаги очищения и заряда оберега громовержца:

  • Первым действием будет помещение предмета в чистую воду, где он будет находиться около 6-7 часов. Взять ее можно исключительно в каком-то источнике или роднике. Вода из-под крана или из фильтра не подойдет;
  • Далее промокните амулет и положите на полотенце/салфетку с солью. Важно полностью погрузить его в соль, чтобы он был покрыт ею со всех сторон. Точного времени нет, поскольку оно зависит от возраста молота и степени «загрязненности»;
  • Промойте талисман от лишней соли. Пройдитесь по нему пламенем, например, пронесите через зажженную свечу;
  • После всех действий можно надеть оберег на шею и продолжать пользоваться им.

Мьельнир не утратит своих свойств, скорее наоборот, станет ближе к владельцу. Так он зарядится энергетикой своего обладателя. Подобную процедуру следует проводить регулярно, чтобы не хранить возле себя негатив и сохранять способности оберега. Периодическое очищение способно активировать в нем новые возможности.

Легенда о Торе и молоте в языке, музыке и литературе

Воздействие германского эпоса и его элементов, в том числе, образ стального молота (Мьёльнира) с короткой рукояткой, на культуру и язык европейских народов, неоценимо. Этот образ слышен в названиях дней недели. В английском языке «четверг» происходит от Thor’s day, а немецкое Donnerstag читается как день грома.

Изображение Мьёльнира очень любимо в скандинавских странах. Считается, что этот образ может защитить человека от невзгод, даже сохранить жизнь. Амулет, со знаком Мьёльнира, принято носить на шее. В первую брачную ночь молодожёнам подсовывали под кровать фигурку с молотом, чтобы у пары было много здоровых потомков. Похоже, так и было, ведь обычай прошёл сквозь века до наших дней.

Современный вариант амулета молота Тора

Нынешнее юное поколение часто обращается к обычаям ушедших веков, возвращая и оживляя старые традиции.

Значение Молота Тора

В наши дни искомый смысл амулета остался прежним, иногда к нему прибавляются новые значения, которые связаны со сменой времени или с особенностями местной культуры. Некоторые функции Мьельнира утратили свою важность, например, помощь в битве, защита от смерти на поле боя. Такая особенность пригодится лишь военным.

Но каждый сможет выделить что-то для себя:

  • Защита семьи от плохих людей;
  • Придание сил;
  • Рождение детей;
  • Защита от бедности и голода;
  • Помощь в достижении целей.


Оберег молот Тора Мьельнир защищает от неприятелей, недугов и злых сил.

Не следует носить подобные атрибуты в качестве аксессуара, поскольку они наделены определенными свойствами и магической силой. Неправильное использование чревато последствиями для их владельца, противоположное влияние от того, что хотел получить хозяин. При бережном и осознанном отношении к талисману возникает крепкая связь между ним и тем, кто им владеет.

Мьельнир в наши дни

Символ молота по-прежнему любим молодёжью. Юноши, призванные защищать девушек, часто наносят на тело татуировки с таким изображением.

Верный спутник громовержца был не просто предметом. Этот магический молот Тора имела свою собственную самостоятельную жизнь. Молот тора летал, а после возвращался по одному ему известным законам. Не раз Тору приходилось возвращать беглеца себе из плена.

Поэтому так часто в сценариях компьютерных игр используется магический молот громовержца Тора. Образ молота есть на эмблемах многих рок – групп, вдохновляемых этим древним символом.

Примечания

  1. «Мьёльнир». Полный словарь Random House Webster
    .
  2. ^ аб
    Нормализованный
    Mjǫllnir
    в редакциях ГКС 2367 4º (
    Codex regius
    , начало 14 века), 298, 9420; изд. Олафур Халльдорссон 1982 г., Финнур Йонссон 1931 г. Словарь древнескандинавской прозы (Копенгагенский университет).
  3. Древнескандинавский мала
    , Готика, староверхненемецкий и старосаксонский
    малан
    , по сравнению с литовским
    малу, мальти
    , Латышский
    Maíu
    , Старославянский
    Melj, млети
    , Староирландский
    Мелим
    , Греческий μύλλω (μυλjω), латиница
    мол
    «молоть»; санскрит
    мришати
    «раздавить, разбить, убить». Гримм,
    Deutsches Wörterbuch
    ; Дерксен (2008),
    Этимологический словарь славянской наследственной лексики
    , п. 307.
  4. ^ абcd
    Турвиль-Петре, E.O.G.
    Миф и религия Севера: религия Древней Скандинавии
    . Лондон: Вайдфельд и Никосон, 1998. стр. 84.
  5. Юлий Покорный, Indogermanisches etymologisches Wörterbuch
    (1959).
  6. Прозаическая Эдда, перевод Бродера
  7. ^ абc
    Эллис Дэвидсон, H.R. (1965).
    Боги и мифы Северной Европы
    , п. 83, ISBN 0140136274
  8. Струтинский, Удо (март 1984 г.). «Выживание индоевропейской мифологии в германских легендах: к междисциплинарной связи». Журнал американского фольклора
    .
    97
    (383): 43–56. Дои:10.2307/540395. JSTOR 540395.
  9. Минкян, Ханнеке (декабрь 2012 г.). «Встреча с Фрейей и Кайляйх, празднование жизни и смерти: обряды перехода за пределы голландского современного языческого сообщества». Гранат
    .
  10. ^ абc
    Э. Вамерс, «Hammer und Kreuz: Typologische Aspekte einer nordeuropäischen Amulettsitte aus der Zeit des Glaubenswechsels», in
    Rom und Byzanz im Norden: Mission und Glaubenswechsel im Ostseeraum während des 8.-14. Jahrhunderts. Internationale Fachkonferenz der Deutschen Forschungsgemeinschaft в Verbindung mit der Akademie der Wissenschaften und der Litertur, Майнц, Киль 18–25. Сентябрь 1994
    , изд. М. Мюллер-Вилле, 2 тт. (Штутгарт: Steiner, 1997), I, 83-107.
  11. «Открытия эпохи викингов Дании». В архиве из оригинала на 2014-08-08. Получено 2013-10-07.
  12. Питер Пентц, ‘Искусство викингов, Снорри Стурлусон и некоторые недавние открытия металлоискателей’, Fornvännen: Журнал шведских антикварных исследований
    , 113 (2018), 17-33 (с. 22).
  13. «23. Религии — собрание Шойена». В архиве из оригинала от 17.07.2007. Получено 2007-12-13. 2011-07-16 на Wayback Machine
  14. Это было истолковано как собственность мастера, «подстраховывающего свои ставки», обслуживая как христианскую, так и языческую клиентуру.


    . из оригинала от 29.06.2007. Получено 2007-12-13.CS1 maint: заархивированная копия как заголовок (связь)

  15. Симек, Рудольф (1993). Словарь северной мифологии
    . Кембридж, Англия: Д.С. Брюэр.
  16. Тор Магнуссон, ‘[timarit.is/view_page_init.jsp?pageId=2052554&issId=140036&lang=da Bátkumlið í Vatnsdal í Patreksfirði]’, Árbók Hins íslenzka fornleifafélags
    , 63 (1966), 5-32 (с. 18).
  17. Хит, Ян (1985). Викинги (Элита)
    . Osprey Publishing: переиздание. ISBN 978-0850455656 .
  18. Популярные скандинавские ювелирные сайты предлагают точные копии, а различные блоги энтузиастов викингов упоминают этот кулон. https://thornews.com/2014/03/17/thors-hammers-disguised-as-crucifixes/; https://www.seiyaku.com/customs/crosses/thor.html.
  19. Хольтгард, Андерс (1998). «Runeninschriften und Runendenkmäler als Quellen der Religionsgeschichte». В Дювеле Клаус; Новак, Шон (ред.). Runeninschriften als Quellen Interdisziplinärer Forschung: Abhandlungen des Vierten Internationalen Symposiums über Runen und Runeninschriften in Göttingen vom 4–9 августа 1995 г.
    . Берлин: Вальтер де Грюйтер. п. 727. ISBN 3110154552 . В архиве из оригинала 10 ноября 2015 г.
  20. Маккиннелл, Джон; Симек, Рудольф; Дювель, Клаус (2004). «Боги и мифологические существа в младшем Футарке». Руны, магия и религия: справочник
    (PDF). Вена: Фассбендер. С. 116–133. ISBN 3900538816 . В архиве (PDF) из оригинала от 18.07.2011.
  21. Турвиль-Петре, E.O.G. Миф и религия Севера: религия Древней Скандинавии
    . Лондон: Вайденфельд и Николсон, 1964. стр. 82–83.
  22. Вернер: «Herkuleskeule und Donar-Amulett». в: Jahrbuch des Römisch-Germanischen Zentralmuseums Mainz
    , № 11, Майнц, 1966 г.
  23. Joh. Адольф Хейл, Volkssagen, Bräuche und Meinungen aus Tirol
    (Brixen: Verlag der Buchhandlung des Kath.-polit. Pressvereins, 1897), стр. 804.
  24. Цветы, Стивен (Сентябрь 1989 г.). Галдрабок: исландский гримуар
    . Йорк-Бич, штат Мэн: Самуэль Вайзер. п. 39. ISBN 087728685X .
  25. МакЛауд, Минди и Бернард Мис (2006). Рунические амулеты и магические предметы
    . п. 252.
  26. Х. Р. Эллис Дэвидсон, Боги и мифы Северной Европы
    (Хармондсворт: Penguin, 1964), стр. 82-83.
  27. Уильям Торнтон Паркер «Свастика: пророческий символ», Открытый суд
    (1907), 539-546 (стр. 543).
  28. Генри Майр-Хартинг, Приход христианства в англосаксонскую Англию В архиве 2016-05-27 в Wayback Machine
    (1991), стр. 26. Ср. п. 3: «На многих кремационных горшках ранних англосаксов нанесен знак свастики, а в некоторых свастиках, кажется, изображена декоративная композиция со змеями или драконами. Это явная ссылка на величайшую из всех битв Тора. , что с Мировым Змеем, который лежал, свернувшись кольцом вокруг земли «.
  29. Кристофер Р. Фи, Дэвид Адамс Лиминг, Боги, герои и короли: битва за мифическую Британию
    (2001), стр. 31.
  30. Ср. Грин, Миранда (1989). Символ и изображение в кельтском религиозном искусстве
    . стр., 154.
  31. Джоан Мундорф и Го-Мин Чен,Транскультурация визуальных знаков: анализ случая свастики’, Исследования межкультурной коммуникации
    , 25.2 (2006), 33-48 (стр. 35).
  32. Линдси Л. Тернбулл,Эволюция свастики: от символа мира к инструменту ненависти(Диплом с отличием, Университет Центральной Флории, 2010 г.), стр. 63.
  33. «Национальная администрация кладбищ: доступные символы веры для размещения на правительственных надгробиях и маркерах». Департамент США по делам ветеранов. Получено 12 мая 2013. 55 — Молот Тора
  34. Элизия. «Молот Тора теперь ВА признан символом веры». Ллевеллин. В архиве из оригинала 12 июня 2013 г.. Получено 12 мая 2013.
  35. Браунли, Джон (9 июля 2013 г.). «Как молот Тора попал на солдатские надгробия: молот Тора, Мьёльнир, является оружием чести и добродетели, что делает его привлекательным символом для американских солдат. Но его путь к тому, чтобы стать приемлемым символом надгробия, был далеко не легким».. www.fastcodesign.com. В архиве из оригинала 14 июня 2014 г.. Получено 17 июня, 2014. В скандинавской мифологии Мьёльнир (что означает «сокрушитель» или «измельчитель») — грозное оружие … 10 мая 2013 г. Департамент США по делам ветеранов незаметно внесла обновление в свой официальный список одобренных эмблем, добавив молот Тора, Мьёльнир.
  36. «Молот Тора». Антидиффамационная лига
    . Получено 29 мая, 2022.
  37. «Мы не можем позволить расистам переопределить культуру викингов». The Local.se
    . Получено 28 марта, 2022.

Татуировки с молотом

Многие тату – салоны предлагают эскизы с изображением мьёльнира. Как правило, он украшен причудливыми рунами, симметричен. Очень стильное тату. Однако, наносить рисунок на тело нужно с осторожностью. Будучи древним эгрегором, с многовековой историей, мьёльнир обладает мощной силой. Нанесение же без приведения будущего владельца в особое эмоциональное состояние, может иметь последствия.

Для того, чтобы мистический символ «работал», нужно точно определить для себя, с какой целью Вы наносите на своё тело изображение мьёльнира. Изображение метательного оружия с короткой рукояткой с нанесёнными рунами символизирует примерно следующее. Его божественный владелец – существо сильное, властное, мужественное, созданное для защиты земли и людей от всяческих бедствий. Поэтому символ мьельнира предохраняет от беды и разных неприятностей. Тату молота Тора подходит тем, кто хотел бы придать себе черты рыжебородого громовержца – целеустремлённость, силу духа, умение повелевать, а также чуть-чуть хитрости. Эксперты по татуировкам рекомендуют подобным натурам наносить именно такой узор.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]