Обитающая в воде рыба всегда толковалась как лунный символ, олицетворяющий жизнь, любовь, плодовитость и богатство. Во многих культурах по всему земному шару рыбу приносили в жертву подземным богам, а приготовленные из нее блюда ели в определенный день недели. Свойство размножающейся икрой рыбы производить бессчетное потомство сделало ее атрибутом богини любви и плодородия Афродиты, она стала символом беременности и женской плодовитости. Так как водная стихия была опасна и недоступна для человека, рыба всегда ассоциировалась с тайной. Кроме того, в античности рыбы считались спутниками морского бога Посейдона.
Рыба и якорь — символика первых христиан. Рельеф в римских катакомбах.
Первые христиане в римских катакомбах. Картина Ж.-Э. Лежневе
В Древнем Китае рыба была символом любви, изобилия, плодородия и счастья. Две рыбы символизировали двух счастливых супругов. В Индии считали, что бог Вишну в облике рыбы спас мир от потопа. В буддизме рыба ассоциировалась с безграничной свободой, и тот, кто хочет следовать за Буддой, должен быть подобен рыбе, освободивших от страстей и привязанностей.
В европейской алхимии рыба обозначала тайную субстанцию, а пара рыб на алхимической картине мира, которые плывут в одной реке, символизировала раствор серы и ртути.
К. Витц. Чудесная рыбная ловля. После огромного улова Христос сказал своему первому ученику рыбаку Петру: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков».
А. Эльсгеймер. Товия и архангел Рафаил. В неканонической книге Ветхого За ве — та «Товит» описано совместное пу те — шест вие юного Товия и архангела Рафаила в поисках средств излечения отца юноши. Архангел помог поймать рыбу, при помощи которой Товий из гнал демонов и вылечил отца от слепоты
«Рентгенографическое» наскальное изображение рыбы-тотема, выполненное аборигенами на полуострове Арнхемленд — в центре древней культуры Австралии
Созвездие Рыб
Однажды дочери прорицателя Нерея нереиды гуляли по морскому берегу. Одна из них, красавица Галатея, как-то отстала от сонма сестер и встретила Акида, высокого и статного сына Семетиды. Галатея и Акид полюбили друг друга. Однако у Галатеи был еще один поклонник — страшный циклоп Полифем, который преследовал ее повсюду. Девушка очень боялась Полифема и старалась избегать его. Однажды Полифем заметил Акида и Галатею, уединившихся в гроте. Он бросился к ним, и от его топота задрожала земля и разволновалось море. В страхе влюбленные кинулись в море и превратились в двух рыб, а в знак любви между рыбами возникла связующая их лента.
Созвездие Рыб. Иллюстрация из астрономического атласа «Уранография» Я. Гевелия
С. Ламберт. Венера и Купидон
LiveInternetLiveInternet
Есть символы, которые сопровождают нас всю жизнь и таинственным образом влияют на нее, хотя мы не всегда ощущаем это. Вот один из таких символов. В детстве мы как зачарованные слушаем сказку о золотой рыбке, которая исполняет три любых желания, но и воздает по заслугам.
В награду за добро Емеля получает в помощники щуку, благодаря которой женится на царской дочке. Сказка знает чудо-рыбу: у женщины, отведавшей ее, рождаются богатыри. Героя может проглотить огромная рыба, но он обязательно возвращается преображенным: начинает понимать птичий язык, находит богатства или открывает сокровенные тайны; а может в чреве рыбы перенестись в мир иной. В юношеские годы, зачитываясь мифами Древней Греции и Рима, мы узнаем, что рыбы, символизируя силу вод, являются атрибутами не только морских божеств Посейдона и Нептуна, но и богинь красоты и любви Афродиты и Венеры, рожденных из пены морской. Как элемент воды рыбы связаны с Богиней-Матерью, прародительницей всего живого.
Рыбные блюда в качестве жертвоприношения подносились всем богам подземного мира и лунным богиням вод, а также любви и плодородия. Этим связаны сирийская богиня Атаргатис — ее сын Ихтис был священной рыбой, — ассиро-вавилонская Иштар, египетская Исида, римская Венера, скандинавская Фрейя. В их честь по пятницам ели рыбные блюда. Древнеиндийские мифы рассказывают, что бог Вишну во время великого потопа обратился в рыбу и спас праотца людей Ману. В Древнем Китае рыба считалась символом счастья и изобилия. В Японии разные виды рыб соотносятся с разными значениями. Например, карп, способный преодолевать встречные течения и водопады, — это воплощение мужества, выносливости и выдержки. И ко Дню мальчиков, который приходится на 5 мая, перед домами, где есть мальчики, вывешивают стяги, на которых шелковыми нитями вышиты карпы. Вступая в пору зрелости, задумываясь о смысле жизни, пытаясь найти свое предназначение, мы порой обращаемся к астрологии, алхимии, религии. И здесь нас ждут новые открытия. Как 12-й знак Зодиака Рыбы знаменуют окончание одного цикла и начало следующего. Родившимся под знаком Рыб свойственны, например, стремление к братству и миру, совершенству, предупредительность, «кропотливое корпение», а также «неукротимая плодовитость». Под знаком Рыб часто рождаются рыбаки и мореплаватели. В алхимии две рыбы в одной реке символизируют первичную материю и два элемента — серу и ртуть в растворенном виде. Прошедшие 2000 лет человечество жило в эпоху Рыб, которая началась с рождения Христа. Было замечено, что если сложить первые буквы слов «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель» (написанных по-гречески), то образуется греческое слово IXOYS, «рыба». Изображение рыбы, которая стала символом Христа, находят на печатях и светильниках в римских катакомбах и на саркофагах. Оно считалось тайным знаком первых христиан, находившихся во враждебном окружении язычников. Существует также аналогия между ловлей рыбы и обращением людей в новую веру (отсюда и «кольцо рыбака», которое носит Папа Римский). Христос называл апостолов «ловцами человеков», а обращенных «рыбками». Как и во многих мировых и более ранних религиях, рыба с хлебом и вином в христианстве является священной пищей. Недаром мы часто видим рыбу на изображениях Тайной вечери. В христианском символе рыб соединились не только астрологические, но и языческие значения. Еще в древности человек связывал рыбу, обитательницу водной стихии, с зарождением жизни на земле. Рыба могла приносить ил со дна первозданного океана, и из этого ила создавалась земля. А могла служить опорой земле, которая в этом случае держалась на одной, трех или семи рыбах, плававших в мировом океане. Стоило рыбе махнуть хвостом, и начинались землетрясения. Рыба была связана и с миром предков. Многие народы считали, что, умирая, душа человека переселяется в рыбу и, чтобы душа вновь могла воплотиться в ребенке, надо просто съесть рыбу. Рыба также участвовала в обрядах, связанных с посвящением во взрослую жизнь. Входя в чрево «рыбы» (входы в специальные хижины, где проводились инициатические обряды, часто делались в виде пасти рыбы, кита или крокодила), неофит символически умирал, попадал в царство мертвых, а затем, выходя обратно, символически рождался к новой жизни. Теперь, обогащенный новыми священными знаниями (ведь мертвые знают больше живых), он мог вступить во взрослую жизнь. Петроглифы, наскальные рисунки, многочисленные каменные и металлические украшения в виде рыб из археологических раскопов — весточки нам из тех далеких времен. Да и сегодня мы, не зная всех этих подробностей, как древние люди, окружаем себя изображениями или стилизованными фигурками рыб. А как утверждают психологи, наши сновидения довольно «густо» населены рыбами, которые выступают как символ бессознательного и созидательных внутренних миров нашей души. А значит, этот древний символ еще живет, и с его помощью мы можем разобраться в самих себе — надо только включиться в диалог с рыбами.
Известно. что у многих народов Рыбы — тотемное существо предков. Рыбы в фольклоре разных народов.
В древних русских сказах и сказках такое обилие названий рыб, что можно с полной уверенностью сказать: жителей своих водоемов население древней Руси знало прекрасно. Они хорошо отличали мирных рыб от хищников,описывая особенности щуки, ерша, карасей, язя, леща, налима, окуня, осетра, плотвы, семги, сигов, сома,калуги и прочих. У многих народов рыбы употреблялись как символы, некоторых из них выделяли особо. Лосось символизировал изобилие у американских индейцев, ирландцев и финно-угров. Карп почитался в Китае,а в Японии выведенные кои-карпы с яркими красными пятнами символизируют силу и храбрость, а также упорство в борьбе. Сазан у многих древних народов Азии играл особую роль в шаманских ритуалах при изгнании злых духов. У островитян акула была образом зла и смерти . Главные храмы Стрибога, как известно от древних славян, находились на островах, близ устьев рек, где часто останавливались рыбаки и купцы. Одним из таких островов считался Березань в устье Днепровско-Бугского лимана. К острову, перед выходом в открытое море, подходили корабли русов, чтобы принести Стрибогу богатые дары. Ведь, по преданию, Стрибог вместе с Перуном повелевал громами и молниями. Много сыновей и внуков имел Стрибог.Ими были ветры — Посвист, Подага и Погода. Посвист — старший ветер, бог бури, живет в горах на Севере,Подага — жаркий, иссушающий ветер. Он живет на юге в пустыне. Пагода — теплый, легкий ветерок — бог приятной погоды. До XVI в. не только моряки, но и ученые считали, что в море живет рак-великан, пожирающий рыбаков, упавших в море.“Во время одной из своих поездок в Страну золота (Индонезия) капитан Исмаилуйя приблизился к суше недалеко от Алмери (северная часть острова Суматра), так как ему понадобилось остановить корабль, который получил повреждение. Когда моряки бросили большой якорь, судно по никому не известной причине продолжало плыть дальше. “Спустись по якорному канату и узнай, в чем дело!” — приказал Исмаилуйя водолазу. Но водолаз, прежде чем нырнуть,заглянул в глубину и увидел, что якорь зажат между клешнями рака, который, играя им, тащит корабль. Матросы стали кричать и кидать в воду камни; наконец они вытянули якорь и бросили его в другом месте”. Как похожа эта сказка, родившаяся на берегах Индийского океана, на океанийский миф о гигантском моллюске,поглощающем суда со всей их командой! Оба сказания отражают, хотя и в фантастической форме,бесчисленные трудности и опасности, с которыми сталкивались моряки древности. Удивительную историю о судах, чуть не ставших жертвами чудовищного рака, еще в Х в. поведал в своей книге “Чудеса Индии”Бузург ибн Шахрияр. “Люди верили, что Бог Тимбабанту посылал рыбакам хороший улов, но он же прогнал рыбу от берегов. Страхи со всех сторон окружали деревню. Страх таился в чаще лесов, страх подползал в болотных туманах,страх повсюду подкарауливал путника. Страх повсюду стонал, вопил, рыдал, щелкал челюстями, ревел, мяукал среди темной ночи, шелестел листьями, завывал сокрушительной бурей, грохотал раскатистым громом, полыхал молниями… И пылал жертвенный огонь, трещали и шипели тела сжигаемых людей и животных. Тимбабанту пожирал жертву за жертвой и ненасытный, требовал жертв еще и еще…”. Легенды наших пращуров о подводном мире появились в V-I тысячелетии до н.э. Это был период, зарождения собственно славянского эпоса, который выделялся из эпоса индоевропейских народов. С этого периода до нас дошли некоторые археологические памятники.Тогда же родилась у праславян легенда о Морском змее. Черноморский змей живет на дне морском во дворце белокаменном — чудо те палаты украшены янтарем, кораллами, жемчугом. Окружают его стражи лютые — раки-крабы с огромными клешнями. Тут же рыба-сом с большим усом, и налим-толстогуб-губошлеп-душегуб, и севрюга, и щука зубастая, и осетр-великан, жаба с брюхом — что жбан, и всем рыбам царь — Белорыбица! Черномору дельфины служат, и поют для него русалки, играют на гуслях звончатых, и трубят в огромные раковины. Русы-мореходы еще в глубокой древности покорили морскую стихию. Они освоили не только Черное моря, но и Средиземно¬морье. Бог ветров Стрибог почитался моряками и рыбаками. Он, обратившись в птицу Стратим, мог вызвать, и укротить бурю. Русы придумали руль, якорь и парус. Они хорошо знали повадки морских рыб, кого вылавливали неводами, а кого — ставными сетями. Период былин и священных текстов о рыбах был с середины второго тысячелетия до н. э. и длился до III-IV веков н. э. С этого “времени древних царств” запомнились имена многих вождей и князей, а многочисленные археологические памятники дополняют историю этой эпохи. У различных народов сохранилось много былин, где значительную роль отводили рыбам и рыбообразным чудовищам. У народов Севера олицетворял подземное царство налим. Ведь он нерестится и проявляет свою активность — жор,открывая для этого “страшный зев”, когда в Заполярье царствует полярная ночь. “На дворе морозы злые, а налиму — веселее”, — гласит народная пословица. Вот как рассказывают современные рыбаки о зимнем лове налима: “Тащишь в потьмах из-подо льда страшилище какое-то, вроде водяного лешего, скользкое, покрытое липкой слизью, из-за чего его невозможно удержать в руках. Вытащенный на лед налим в трескучий мороз трепыхается, шевелится, изворачивается, поднимает свою большую голову и раскрывает пасть…” И можно было представить нашего пращура, который вышел на лед для рыбалки ночью, после посещения местного колдуна или жреца. Чаще у жертвенного места произносились молитвы, о даровании удачи, устрашались враги. Эти сцены и сохранились в эпосе северных народов. В “Калевале” многие сцены связаны с борьбой с подводными чудовищами, представленными то щукой, то налимом. Чтобы добиться расположения будущей тещи — хозяйки Похъемы, жених Ильмаринен должен сделать много добрых дел — вспахать змеиное поле, победить медведя и волка и, наконец, поймать и справиться с огромной рыбой из Туони или Маны — подземного мира, олицетворяющих злые силы. Известия о глобальные событиях, происходившие на Земле, доходит до нас, потомков,в виде сказаний и мифов. Вот например, Всемирные потопы. Рыбы в мифах разных народов выступали как спасители жизни. Некоторые историки считают, что на памяти людей было пять больших потопов: “Платоновский” (7500 до н. э.), “Атлантический” (5500 до н. э.), “Всемирный” (3100 до н.э.),“Девкалионовый” (1400 до н. э.) и “Библейский” (800 до н. э.). Потопы связаны с землетрясениями, таянием ледников, прорывами вод, скопившихся в долинах, извержениями вулканов и падением небесных тел. У всех народов , где существуют мифы о потопах, в Иране, Закавказье, Сирии, Турции, Палестине, существовал культ рыбы как спасителя людей и Земли. Отголоски находим в текстах разных сохранившихся до наших дней документов. Вот у шумеров есть текст, переведенный как “Дом рыбы”. Это монолог, в котором сказано, что для безопасности рыбы строится специальный дом — храмовый бассейн. Храмовые бассейны для рыб — атрибут многих обязательных строений на Ближнем Востоке, в Закавказье, Египте. Такие священные бассейны были известны еще у древних индоевропейцев — ариев, живших несколько тысяч лет назад на севере Европы. Обнаруженное святилище Белеса(Белобога) или Беловодское святилище ариев у Сейд-озера (по саамски “Святое озеро”) тоже имело на горе Нинчург священный колодец . В древнем ливийском городе Сива священный бассейн Аммона-Ра до сих пор наполнен водой, хотя он был построен жрецами города Аммония в годы жизни фараона Эхнатона ІV (1419-1400 до н. э.). В России до наших дней почти каждая местность имеет свое Святое озеро, взгляните на карту любого крупного региона. Небольшая карповая рыба, имеющая кроме местных грузинских названий — пичхули, калуги, капвести, луджа, капуети, имеет и другое — храмуля, то есть храмовая рыба . Это самая ценная рыба у грузин. Только в самых торжественных случаях она готовится к столу. В древнем Китае разведение аквариумных рыб — следование древним поверьям .У Китайцев очень много легенд, где карась выступает прародителем той или иной семьи. В бассейнах и аквариумах разводят серебряного карася. В Китае есть три разновидности карасей: куродзи или черный карась (Carassius carassius), гиндзи или горбатый черный карась (С. a. gibelio) и дзи — китайский серебряный карась (C. a. auratus). Первые же сведения о разведении оранжевых или золотых рыбок появились задолго до Конфуция (551-479 до н. э.). Их изображения встречаются в самых ранних письменных памятниках, на гербах знатных семей. Они становятся неотъемлемой частью буддизма. Каждый буддийский храм имел бассейн с золотыми рыбками. Рыба выступает как земное начало у китайцев эпохи Шан (Инь) в ХVI-ХI вв. до н. э. На бронзовых сосудах размером около 1 м, выполненных по восковой модели, отмечалось четыре продольных шва, которые служили символами четырех сторон света. Декор сосуда имел горизонтальные деление на три пояса. Самый нижний заполнялся стилизованными волнами с изображением плавающих рыб, символизирующих стихию воды. Средний слой — мир земли, заполнялся двигающимися животными, а верхний — небо и горы — показывался треугольником. У иранцев и их соседей рыба-спаситель бога — чистое существо. Известно, что когда один кафир выпустил стрелу из лука в небо, чтобы поразить бога, рыба закрыла его своим телом. После этого у нее образовались раны — жабры. Видимо, поэтому и у славян-индоариев не было в обычае приносить в жертву рыбу. В “Велесовой книге”, На одной из дощечек записано древними жрецами: “Боги русов не берут жертв людских и не животных, единственно плоды, овощи, зерно, молоко, сырное питье (сыворотку) на травах настоенное, и мед. Никогда живую птицу и не рыбу…” . Чтобы не обидеть рыбу, выработался ряд ритуалов, связанных с рыбной ловлей. У осетин, предков алан, бог Домбетыр запрещает ловить рыбу, когда она мечет икру. У северных славян,был бог моря, которого называли Perdoatys. Он был богом рыбы и рыбаков. Перед выходом в море, рыбаки приносили жертвы, а жрец становился перед толпой рыбаков, с предсказанием успеха, повелевал куда, по какому ветру и когда должна отплыть каждая лодка. Народы Северной Сибири считают, что в воде живет “волосатый отец”, который пасет рыбные отары и помогает рыболовам. Асях-Торум не только бог верхней Оби, но и распорядитель рыбными богатствами . У нивхов или гиляков хозяин моря, живущий под водой, распоряжается икрой рыб, поддерживает их численность. Близкий миф есть у японцев. Богиня пищи Укэмоти постоянно беспокоится о том, чтобы в море всегда была рыба, которая нужна ей для поддержания жизни подвластного ей народа. Ацтеки верили, чтобы не исчезнуть с лица земли во время потопов, люди превращаются в рыб. Бог Тескатлипок превращает себя в Солнце, а землю населяет людьми, сотворенными из пепла. Остальные боги сделали так, чтобы все было смыто водой, а люди превратились в рыб. В китайской версии потопа Гунь принимает после гибели облик рыбы, а из его тела возникает Юй, которому удается укротить воды. Рыба в Китае была одним из символов богатства. Магическое значение рисункам рыб придали хевсуры и другие горцы Кавказа, а также жители Средней Азии. До сих пор можно видеть “рыбные” мотивы в орнаменте построек, на посуде, на вышивках женской одежды и полотенцах. На многих древних рисунках можно видеть, как рыбы и киты выполняют роль опоры Земли. Сами же они плавают вводах безбрежного океана. При резком движении плавающей рыбы, как свидетельствует бурятский эпос,начинаются землетрясения или, как утверждает алтайский миф, наводнения. Такие же Объяснения этим явлениям природы можно найти у японцев и айнов. В индийских верованиях рыба фигурирует в качестве ездового животного — Солнце объезжает в своей ладье, запряженной рыбами, Землю. Интересное представление о мире существовало у скифов. Основание мира выполняла большая рыба — пластинка из золота. Рыба разделена по боковой линии. Внизу — изображения маленьких рыб, вверху, над боковой линией, высечены животные в зверином скифском стиле. На хвостовом стебле заканчивает боковую линию изображение летящей птицы. Золотая пластинка рыбы использовалась как застежка на поясе.. Рыба выступала и как символ силы. В древнееврейской традиции она связана с демоном Асмодеем, особнно в его борьбе с Соломоном и Товией. Товия с помощью рыбы одолевает демона. Религиозное табу на рыбу и священные водоемы В связи с тем, что рыбы были у многих народов священными животными, выработалось табу на употребление в пищу некоторых видов. Хотя рыба могла быть ядовитой сама по себе как вид или являлась быстро портящимся продуктом питания. Известно, что у европейских рыб — усача, маринки и др. — икра в период созревания становится ядовитой. Не зря усач у украинцев и белорусов называется марена, что у древних славян означало царицу Смерти. Слизь многих морских рыб также ядовита. Иногда неправильно приготовленная рыба, например фугу — деликатес японской кухни, может быть причиной отравления. В библии читаем (гл. 47): “И сказал Господь Моисею и Аарону… Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя… А все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли или реках, из всех плавающих в водах и из всех живущих в водах, скверны для вас. Они должны быть скверны для вас; мяса их не ешьте, и трупов их гнушайтесь” (Левит, гл. II, Библия о животных чистых и нечистых). В Коране, священной книге мусульман, из 107 айят 21 суры некоторые изречения (сура 16 и др.) связаны с запретом ислама потреблять в пищу свинину и есть рыбу без чешуи … “это — скверна, или нечистое…” Запреты были нужны , чтобы уберечь людей от отравления. Ведь в жарких и особенно пустынных районах при отсутствии в то время способов длительного хранения продуктов пищевые отравления— обычное явление. Бактерии ботулизма размножаются в первую очередь в быстро портящихся продуктах. А рыба, не имеющая чешуи, раненная гарпуном или покусанная хищником, быстрее могла испортиться. То же относится и к быстро портящейся на жаре свинине. Рыбы объявлены священными, поскольку принадлежали к храму. А жрецы и другие служители культа, посвященные в сакральные тайны, запрещали употреблять их в пищу. У буддистов это были золотые рыбки, как священная корова у индусов. В древнем Египте среди многих священных животных — кошек, крокодилов и других — была и небольшая рыбка — слонорыл нильский. У многих народов рыба воплощает душу умершего человека, выступает как некое существо нижнего мира — царства мертвых. Чтобы воскреснуть, нужно там побывать. У монголов и других буддистов Будда выступает как рыбак — ловец душ. Поэтому и сейчас озера Монголии обильны рыбой, так как она практически не используется местными жителями. Не случайна и “рыбная” символика Иисуса Христа. Формально греческое слово рыба (Ячхыт) расшифровывается как аббревиатура “Иисус Христос — божий сын, спаситель душ”. С рыбой связан воскресший бог плодородия, в афро-евразийском мифе об Иштар. Основой культа Иштар является Ниневия, что означает “Дом рыбы”. Лукиан (120-190 гг.) в своем трактате “О Сирийской богине” рассказывает о прекрасном юноше Комбабасу, который жил в Гиераполе. Он оскопляет себя сам,а фаллос бросает в воду, который проглатывает рыба. Похожие варианты египетского мифа об Осирисе есть и в грузинской сказки “О девяти сыновьях царя”. Младший сын грузинского царя берет живую воду из источника, принадлежащего женщине-рыбе. Когда юношу убивают и расчленяют, женщина-рыба собирает тело и, обрызгав водой из источника, воскрешает его Чудесное воскрешение библейского Ионы, как известно, происходит после того, как он был проглочен рыбой. Попадание человека в желудок рыбы, а затем его вызволение известно и у других народов. В русской сказке Ивана проглатывает щука-рыба, которая затем сама его и изрыгает. Такая же сказка есть и у меланезийцев, где героем был Камакаджак. Не случайно на многих древних памятниках в Китае, Индии и Египте изображалась рыба, символизирующая новое рождение в потустороннем мире. В ранней христианской литературе Иисус Христос назывался “Рыбой” — символ веры, чистоты девы Марии, а также крещения и причастия. Иногда в дарах рыба заменяла хлеб и вино. Евангельский мотив сочетает рыбу и хлеб. Христиане-рыбаки Петр и Андрей — святые; их Иисус обещает сделать “ловцами человеков” (Матф. 4, 19). Древние люди понимали заботу о природе рядом с домом, что чистая вода является основой жизни. Содержание в чистоте озер и рек является темой многих сказаний. Праславяне и другие индоевропейцы поклонялись чистым родникам и ручьям, создавали колодцы, чтимые всеми, кто жил рядом и пользовался водой. Древнегреческий философ Фалес Милетский (624-547 до н. э.) писал: “Самодвижущей силой стихии является вода, из которой произошло все, что есть, что было и что будет”. На островах Океании практически нет млекопитающих. Основа пищи — кокосы и хлебное дерево. Хлебное дерево считается священным. Существует легенда, в которой рассказывается, как слуги одного из вождей преследовали богиню Папу. Богиня скрылась от преследователей на хлебном дереве. Она знала, что это дерево нельзя рубить и ломать его ветви. Даже отскочившая щепка может убить человека. Его рубят только тогда, когда нужно сделать изображение богини. Но прежде хлебному дереву принесут жертву — черную рыбу, красную рыбу и черную свинью. Целительные свойства рыб в древних мифах В древности знали не только строение многих рыб, но и их лечебные свойства. В клинописных табличках, найденных в Месопотамии, среди десятка названий лекарственных средств упоминается рыба-кузовок. По мнению вавилонских и ассирийских врачей, целительными свойствами обладали ее внуренние органы. Эти рецепты подтверждаются современной медициной. Приготавливаемые из кузовка лекарства помогают при тяжелейших заболеваниях, таких как проказа, эпилепсия, болезнях сердца. Уже более двух тысяч лет лекарства из рыбы-кузовка японцы используют для поднятия общего тонуса и при различных заболеваниях. Древние китайцы и корейцы изготавливали вытяжку из ядовитых рыб. Особенно ценился экстракт из морского судака (Lateobrax japonicus) и атлантического пуффера (Sphoeroides spen-gleri). А римляне и греки исцеляли головную боль и подагру с помощью электрических ударов от скатов (отр. Torpediniformes) и электрических сомов. Славяне издревле использовали линя (Tinca tinca), прикладывая к голове свежую рыбу для избавления от лихорадки. О широком использовании рыб в лечении различных заболеваний свидетельствует Плиний Старший (23-79 гг.)в “Естественной истории”, где упоминается более 300 рецептов при-готовления лекарств из различных видов рыб. В VI веке до н. э. в мидийском городе Экбатане существовала легенда, что печень, желчь и сердце рыбы, выловленной в Тигре, обладают волшебством. С помощью курения высушенных этих органов изгоняли многие болезни.Считалось. что желчь лечит больные глаза. Большое значение придавалось в мифах Вавилона и Закавказья богам-рыбам, исцеляющим больных. Рыбообразного бога Эа устанавливали у постели больного ребенка для того, чтобы прогнать демонов. Фигуркам рыб, их изображениям часто придавали магические значения для исцеления больных. Форель в Грузии и Армении — необходимый атрибут при лечении бесплодия и различных болезней, для этого достаточно было проглотить живого малька. Об этом же говорилось и в славянском лечебнике “Книги Коляды”, в котором дается такая рекомендация: “кто съест волшебницу Щуку, сразу от нее забеременеет: ибо то не обычная щука — то сам Род приплывает по бурным водам” . Выловили Щуку златоперую. Выловили, после приготовили. Лада — супруга Сварога Щуку златоперую съела, ее косточки на Землю бросила, а небесная корова Земун и коза, рожденная Родом — Седунь, кости те подлизала, и от щуки той забеременела Лада — богородица, мать богов, Мать сыра Земля, и Земун с Седунью. Родила тогда Лада-матушка трех дочурок: Лелю — радость и любовь златокудрую, Киву — весеннюю деву огненную, богиню жизни, Марену холодную — царицу смерти. А еще трех сыновей: Перуна — великого Громовержца, Туле — кузнеца, бога грозного, и Водного Ильма — царя морей, покровителя моряков и рыбаков.
«Рыбий пузырь»
Геометрическая фигура Vesica piscis, что переводится как «рыбий пузырь», была составлена пифагорейцами. Соотношение высоты и ширины (265:153) этой фигуры равно 1,73203. Это число почиталось как священное и получило название рыбья мера. Согласно евангелисту Иоанну, 153 — это число рыб, которых вытащили во время чудесной рыбной ловли Иисуса Христа. Развернутый вертикально «рыбий пузырь» является символом женского полового органа, а горизонтально — знаменитой рыбой ранних христиан.
Vesica piscis,или «рыбий пузырь» — древний символ пифагорейцев
Христианские символы Святой Троицы, составленные из рыб и «рыбьих пузырей»