Что символизирует гора в искусстве на примере «Красной Фудзи» Хокусая

Гора является символом уверенности, устойчивости, неизменности и нерушимости. В фольклоре народов, живших в непосредственной близости от горных пиков, бытовало представление о них как о чем-то священном, близком к небу и богам. Например, обиталищем славянского языческого бога Свентовита были так называемые Ясные Горы.

Позднее скалы стали считаться убежищем дьявола, местом, где колдуны и ведьмы творят свои шабаши. Индусы верят в существование волшебной горы Меру о трех вершинах: золотой, серебряной и железной, которая является троном Брамы, Вишну и Шивы. Согласно древней легенде, она расположена в самой середине Мира, под Полярной звездой. Именно там и происходят встречи богов со смертными людьми. Скандинавы же верили, что Вальгалла — место, куда отправлялись на пир с Одином погибшие воины, — также находилась на горе. Кроме того, на скале Химингбьёрг, возле самого входа в жилище богов Асгард, живет страж Биврёста Хеймдаль.


К. Хокусай. Гора Фудзи в ясную погоду


Джотто. Св. Франциск высекает воду из скалы

В исламской традиции упоминается о горе Каф, которая находится в средоточии дискообразной Земли и отделена от нее непреодолимой пропастью. Этот пик полностью создан из изумруда, и его сияние может ослепить человека. Именно здесь и проходит граница между видимым и невидимым мирами, которая служит символом истинной глубины правды о сущности природе человека. Также на Кафе находится гнездо сказочной птицы Симург — советчицы и помощницы царей и героев. Средневековый трувер Вольфрам фон Эшенбах в своем романе «Парсифаль» описал таинственную гору Монсоваж, на вершине которой находится Святой Грааль. Позже это произведение легло в основу оперы Вагнера.

Король под горой


Статуя императора Фридриха I Барбароссы. Мемориал на горе Куфхойзер

В легендах и сказаниях многих народов мира гора являлась местом, где в таинственных пещерах спят короли или герои, чтобы однажды проснуться и освободить отечество от врагов. Таковы, например, предания о короле Артуре, Карле Великом и Фридрихе Барбароссе. Обычно о месте упокоения героя никто не знает, пока его не обнаруживает какой-нибудь пастух, разыскивающий пропавшее животное. Как правило, герой спрашивает нашедшего его усыпальницу: «Орлы (или вороны) все еще кружат над вершиной горы?» — «Да», — отвечает пастух. «Тогда уходи прочь! Не пришло еще мое время». После этой встречи пастух начинает быстро стареть и чаще всего умирает, завершив рассказывать свою историю кому-либо.

В сказочной повести Джона Рональда Руэла Толкиена «Хоббит» титул Короля Под Горой носит царь гномов Торин Дубовый Щит, в могилу которого был воткнут волшебный меч, светившийся при приближении врагов.


Мемориал на горе Куфхойзер в Германии. Общий вид

Словарь символов

ГОРА — распространенный во всем мире символ близости к Богу. Она возвышается над повседневным уровнем человечества и достигает сферы неба. Закрытая облаками вершина волнует фантазию, а вулканы преимущественно рассматриваются как жуткие, внушающие глубокое благоговение места перехода в нечеловеческий мир. Священные горы или горы божественного откровения (Фудзияма, Эльбрус, Синай, Хо рив, Фавор, Кармил, Гаризим, Кайлас, Олимп) уже во многом стали символами божественной силы и нашли свое отображение в изобразительном искусстве.

Космос также во многих случаях изображается в виде горы с террасо подобными уступами, например гора мира Меру в индийском искусстве, и передается в виде ступенчатых пирамид (например, Бо робудур, Ява). Горами богов были также зиккуратные архитектурные сооружения Древней Месопотамии. Паломничество к священным горам символизировало постепенное освобождение от повседневности и духовное вознесение. Так, испанский мистик Хуан де ла Крус (1542—1591) называет свой путь к Богу «восхождением на гору Кармил».

Гора: Божество на вершинах горы. Деталь аккадской печати, ок. 2500 г. до н. э.

Широко распространены поездки паломников в горы; в Каринтии обычно принято совершать утомительное «паломничество к четырем горам», в Японии на вершину Фудзисан (Фудзияма) ежегодно поднимаются около 200000 паломников или же люди делают пожертвования у подножья горы в одном из многочисленных святилищ синто. В Древней Мексике известна гора Тлалок в массиве ИцтакСиаутль, на которой стоял идол одноименного бога дождя; на его голову складывались семена всех зерновых культур, чтобы вызвать плодородие. Таким образом, с одной стороны, гора ближе к небу, чем окружающая местность, и уже поэтому может быть представлена местом обитания богов, а с другой — на ней часто собираются облака, из которых низвергается дождь.

Вершины гор представляются символами «возвышения» над «повседневностью», и, как гора на Крайнем Севере под Полярной звездой, вокруг которой вращаются другие звезды, также в большой степени напоминает о воображаемой оси мира. Древнекитайская картина мира знает пять святых вершин, которыми обозначены четыре стороны света и центр. Особенно почитаемой была горная страна Куньлунь с «девятью этажами». На изображениях мира горы с облаками символизируют сушу, на которой попеременно правили инь и ян.

Зубцы из облаков и фризы из звездного неба увенчивали неоднократно также храмовые пирамиды доколумбовой Мексики, воспринимавшиеся как искусственные горы, на которых жили боги. В христианской иконографии Судия мира в конце времен часто изображается, сидя на заоблачной горе. Однако все остальные горы должны быть символически удалены, что, возможно, следует понимать как сознательный отход от языческих культов гор. Неудивительно, что после миссионерства в Центральной Европе древние высотысвятилища стали рассматриваться как места сборища злых духов; на них, по поверьям, ведьмы, предводительствуемые дьяволом, выполняют свои кощунственные ритуалы (например, на Блоксберге или горе Брокен в Гарце). Однако, чтобы отменить дохристианские культы, на вершинах гор во многих случаях были построены церкви или часовни.

Гора: Моисей принимает скрижали Закона на горе Синай. Иллюстрация к Библии Гольбейна Младшего, 1530 г.

Кресты на вершинах в наше время также являются выражением чувства близости к Богу в таких местах. См. Пещеры, Скала, Пуп, Паломничество, Камень. Библейской священной горой по преимуществу является «гора Синай» во время откровения Бога Моисею. Последний получает приказ: «И проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука, [когда облако отойдет от горы,] могут они взойти на гору» (Исх 19:12—13).

В Библии холм Сион в зоне прежнего города иевусеев Иерусалима, покоренного израильтянами, также имеет ранг места обитания Господа Бога. После страшного суда говорит Господь Саваоф: «Возревновал Я о Сионе ревностью великою… обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа — горою святыни» (Зах 8:2—3). Однако для религиозной общины самаритян это место заняла гора Гаризим, поросшая лесом и богатая источниками, высота, сравнимая с раем. С точки зрения символики для сторонников обеих групп соответственно их вершина, «гора дома Господня будет поставлена во главу гор» (Ис 2:2). В средние века в легенде о Граале место увенчанной замком горы для Бога занимала гора МонтСоваж (Монтсальватж).

Источник: Ганс Бидерманн « Энциклопедия символов», 1996 г.

Священные горы китайцев

Издревле китайцы почитали пять великих гор, которые географически были расположены в форме креста и служили своеобразной основой для мифологического мировоззрения населения Поднебесной. Восточная гора Тайшань была наиболее почитаемой, в святилище на ее вершине приносил жертвы император.


Схема расположения священных гор Китая

Дух северной горы Бей Хэншань управлял водами и зверями. Повелитель западной горы Хуашань ведал обработкой металлов. Дух южной горы Нан Хэншань повелевал пахотной землей, звездами и рыбами. На центральной горе Суншань стоит знаменитый монастырь Шаолинь. С распространением в Китае буддизма приверженцы новой религии признали пять старых святых гор и ввели четыре новых, которые образуют треугольник. Его восточный угол образует гора Путошань, на основании расположена гора Цзюхуа-шань, западный угол — гора Эмейшань, а вершина треугольника — гора Утай-шань.

Пэнлай

Ранее мы уже рассказывали вам об островах-призраках. Однако Пэнлай – это не просто остров. Это остров-гора, достаточно известный в китайской мифологии. Вообще Пэнлай является не единственным мифическим островом. Он считался одним из 3 священных островов у древних китайцев. Они верили, что на этих островах и, в частности, на Пэнлай обитают бессмертные существа, или, если переводить дословно, небожители.

Древние китайцы считали, что Пэнлай находился в океане, а точнее – двигался по волнам, вместе со своими «спутниками» Фанчжан и Инчжоу. Но Пэнлай все же считался самым главным, а от того и самым знаменитым.

Как правило, Пэнлай плавал в районе Восточного моря или в его заливе Бохайе. Остров считался невероятно большим, около 15 тысяч км в диаметре и 4.5 тысяч км в высоту. Китайцы верили, что все постройки там сделаны из золота и нефрита, что там существуют все животные, птицы и растения, которые когда-либо существовали на земле. А самое главное – там есть плоды, которые дарят бессмертие и останавливают старение.

Постоянное плавание надоело бессмертных, и тогда великан Лун-бо поймал несколько гигантских черепах, чтобы они поочередно носили на своих головах острова. Впоследствии, великие китайские императоры неоднократно посылали экспедиции, с целью обнаружить хоть один из этих островов, но ни одна экспедиция не завершилась успехом. До сих пор некоторые китайцы верят, что острова существуют и поныне, но они сразу же уходят под воду, едва люди приближаются к ним.

Гора Арарат

На протяжении многих веков гора Арарат являлась духовным центром армян, которые отвели ей значительное место в своем изобразительном искусстве. Также, согласно Ветхому Завету, к этой горе причалил ковчег Ноя после окончания Потопа.


Созвездие Корабля, изображенное в виде Ноева ковчега


Гора Арарат. Вид из космоса. Фото НАСА

Мандара

А эта гора часто упоминается в индуистской мифологии и религии. Первые упоминания о ней встречаются в Пуранах, однако значение горы остается неопределенным, т.к. она считалось местом, где обитали дэвы, асуры и наги.

Сейчас принято верить, что Мандарой, на самом деле, является небольшой холм (250 м в высоту), расположенный на дороге между Бхагалпуром и Думкой. Эту теорию позволили породить находки древних скульптур и изображений, которые были найдены на его вершине. Древние же индусы верили, что на истинной Мандаре должен сохраниться отпечаток стопы Вишну, а на этом холме он не был обнаружен.

Гора Олимп

Согласно греческой мифологии, гора Олимп расположена в Фессалии и служит местом обитания богов. На ее вершине находятся дворцы Зевса и других божеств, которые были построены и искусно украшены Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают горы, когда боги выезжают на золотых колесницах. Эта легендарная гора символизирует верховную власть нового поколения богов-олимпийцев, одержавших победу над титанами.


Н. Монсо. Боги на Олимпе


Вершина Олимпа. Современное фото

Поделиться ссылкой

Асгард

Не много в реальной истории можно перечислить гор, которые получили свои имена из мифологии, однако Асгард, расположенный на Баффиновой Земле и обладающий двумя пиками является как раз таким примером. Собственно, свое название гора получила в честь скандинавского города, в котором обитали боги-асы.

Несмотря на то, что точного ответа о том, как гора получила свое название, нет, можно предположить, что она действительно как-то связана с мифическим Асгардом. Но опять же, это теория, которая отбрасывает нас далеко назад во времени, но об этом мы писали ранее, в предыдущих статьях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]