Чертог Девы и богиня Джива в славянском гороскопе.


Чертог Девы – шестнадцатый или по некоторым источникам первый дом Сварожьего Круга. Начинается 30 августа, заканчивается 22 сентября. Люли, рожденные в этом чертоге, уравновешены, трудолюбивы, жаждут любви и семейного уюта.

Период:30 августа – 22 сентября
Бог покровитель:Джива
Священное дерево:Яблоня
Номер дома в круге Сварога:1 (по некоторым источникам – 16)
Количество дней / длина зала:24/2,66 (2 дня 16 часов)

Общее описание славянского чертога девы

В этом чертоге рождаются сильные и волевые люди, использующие для познания мира все доступные им методы и средства. Дев отличает жизнелюбие, целеустремленность и находчивость.

Для мужчин

Мужчины, рожденные в этом Чертоге отличаются крайней уравновешенностью. Они видят и снисходительно принимают все недостатки окружающих их людей, смиряясь с существующими несовершенствами и слабыми сторонами характера своих спутников, друзей и всего окружения. Вывести из себя мужчину почти невозможно. Он взвешивает все «за» и «против», а после окончания этой процедуры остывает.

Мужчин-дев отличают такие характерные особенности:

  1. Трудолюбивы. Деньги – это не единственное, что волнует Дев. Им важны карьерный рост и признание коллег по работе. Для получения признания они готовы днями и ночами находиться на рабочем месте.
  2. Хорошие организаторы. Они умеют делегировать полномочия, находить действительно ответственных исполнителей среди коллег, потому очень быстро становятся начальниками. Но если мужчина находится не на начальствующей должности, то подобная способность ему только мешает. Руководство, отметив его ответственность, начнет перекладывать на плечи подчиненного то, чем само не хочет заниматься.
  3. Большие спорщики. Обсуждать какую-то одну волнующую их проблему могут несколько дней подряд. Но без агрессии, что делает их довольно приятными собеседниками.

Есть в характере и отрицательные черты, например, своеобразный юмор. Шутить Девы не умеют, сказанное ими нередко вводит людей в ступор и даже кажется обидным.

Для женщин

Девушки-Девы хорошие хозяйки, настоящие хранительницы семейного очага. Они точно знают, как создать в доме уют, нередко украшают жилье милыми вышивками и картинами собственной работы. Кроме того, женщина:

  • Дружелюбна и спокойна, редко впадает в панику не закатывает истерик, легко находит общий язык с противоположным полом.
  • Умеет поддерживать гармоничные отношения с любимым мужчиной.
  • Уважает чужой выбор.

Женщины, рожденные в этом Чертоге, живут творческой жизнью, выбирая профессию, связанную с посещением выставок, музеев, регулярными командировками.

Особенности для мужчин


Значение чертога Девы для мужчин:

  • мужчины этого знака обладают мягким характером, они редко раздражаются, понимающе относятся к чужим недостаткам;
  • при очевидном перевесе в техническую сторону, среди Дев также много мужчин, выбирающих творческую специальность;
  • чертог Живы очень трудолюбивый народ, его представители видят в карьере не только заработок денег, а возможность вырасти как личность, завоевать уважение окружающих;
  • данному знаку нравится затрагивать «горячие» темы, обсуждать политику, в особенности конфликты, они могут часами дискутировать на спорные темы;
  • организаторские способности помогают Девам продвигаться по службе, им не привыкать к ответственным должностям, так что с нагрузкой они справляются отлично;
  • к сожалению, лидерские качества иногда мешают им, нередко Девам приходится выполнять работу своих начальников, которую те делегируют на них как на самого ответственного сотрудника;
  • они добродушные и дружелюбные, но никогда не откажутся подшутить над собеседником, иногда не замечают, что перегнули палку и обидели друга.

Значение для женщин


Значение чертога Девы для женщин:

  • они созданы для семейной жизни, для них это самый комфортный стиль жизни, Девы напоминают волшебниц – и матери они хорошие, и жены замечательные, все им легко удается;
  • дети Живы любят создавать атмосферу уюта, это именно те женщины, благодаря которым в доме появляется тысяча удобных мелочей, делающих повседневную жизнь проще и приятнее;
  • Девы уважают выбор других, даже если сами так делать не хотят, они всегда поддержат и не станут спорить о том, как правильно жить;
  • обитательницы яблочного чертога тяготеют к творческим занятиям, а когда делают паузу в любимых занятиях, то читают блоги других творческих людей, черпая оттуда вдохновение;
  • спокойствие и доброжелательность – это неизменная линия поведения Дев, они считают, что нет такого человека, с которым нельзя подружиться, все дело в подходе;
  • в отношении с мужем проявляют терпение, не грызут мужчину по мелочам, стараются идти на компромисс, чтобы сохранить в отношениях гармонию.

Характер рожденных в чертоге

По странному стечению обстоятельств название славянского чертога совпадает со знаком Зодиака (зодиакальным созвездием). С 24 августа по 23 сентября согласно восточному гороскопу рождаются Девы. Древние славяне верили в то, что тех, кто ходит под покровительством Дживы никому не удастся сбить с пути. Их нельзя подавить или использовать в корыстных целях. Крепкий внутренний стержень не позволит таким людям скатиться в пучину отчаяния и пороков. Считается, что Девы обладают небольшим магическим даром.

Девам важно всегда блюсти золотую середину, научиться прислушиваться к чужому мнению, уважать его. Освоив этот навык и усмирив в себе дух спорщика, они быстро идут в гору по карьерной лестнице. Характер неспокойный, но большая часть родившихся в Чертоге Девы, быстро учится контролировать собственные эмоции.

Символ знака

Символ Чертога девы напоминает своей формой остроконечную звезду, помещенную в круг. Острые углы, подобно солнечным лучам, направлены во все стороны. Их число равняется девяти. Круг, который окружает символ, поделен на 16 составных частей. Они являются олицетворением Сварожьего круга, поделенного на сектора. Середина символа представляет собой магическую геометрическую фигуру, в которой, главным образом, выделяется треугольник.

Данный символ очень помогает в жизни тем, кто рожден под его покровительством. Женщины никогда не имеют проблем с зачатием ребенка, они обладают очень хорошей плодовитостью. Чертог девы очень эффективен в сохранении женского начала, поэтому он может способствовать и укреплению внутрисемейных отношений.

Мужчины, рожденные под этим знаком, обладают веселым нравом и добротой. Они живут по совести и стараются избегать всякого рода конфликты. Чертог девы помогают представителям мужского пола реализовать себя в творческих профессиях. Очень часто такие мужчины становятся талантливыми поэтами или музыкантами. Любовь к прекрасному гармонично переплетается с целеустремленностью. Эти люди с особым энтузиазмом достигают поставленных целей.

Бог покровитель

Покровительствует Чертогу Богиня Джива или как еще говорят «Дева Жива», «Сива».

Изображали ее в виде молодой девушки со светлой кожей и длинными золотистыми волосами. Она – богиня, символизирующая вечную жизнь и юность. Окружающий Дживу ореол света прогоняет тьму, оживляя все вокруг.

Это также и богиня любви. Покровительствуя людям, она вселяет в их сердца пламенную надежду на лучшее, смягчает черствые души, смиряет гордецов, заставляя их видеть в людях лучшее. В Чертоге Девы рождаются чрезвычайно влюбчивые люди. Амулеты с изображением Богини помогали нерешительным влюбленным набраться храбрости для выражения своих чувств.

Аналогичные талисманы дарили роженицам, особенно девушкам, вынашивающим первенца. Считалось, что размещение их в изголовье женщины позволит ей избежать родовых мук и быстро разрешиться от бремени, произведя на свет здорового младенца.

Мужчинам Богиня также помогала. Им она дарила смирение, заставляла принять свой жизненный путь, каким бы тяжелым он ни был. В прошлом вырезанную из дерева фигурку Живы дарили людям, долгое время не могущим зачать ребенка.

Кем была богиня Джива у славян и Чертог богини Дживы по дате рождения

Сила, Дива, Джива – имена богини, под чьим покровительством находится Чертог Девы. У наших предков она ассоциировалась с вечной жизнью, перерождением и материнством. Согласно древним легендам именно Сила выбирает для души подходящую плотскую оболочку и встречает ее обратно после мирской смерти.
Также наши пращуры верили, что нет ничего красивее Дивы. Она не только обладает неземным очарованием, но и способна наделить этим же качеством все, к чему она прикоснется.

Помощи у данного божества можно просить женщинам, находящимся в ожидании ребенка и во время родов. Она способна помочь молодой маме уберечь свое дитя от сил зла. Подопечный Дживы никогда не знает, что такое ссоры и скандалы. Богиня тщательно следит за тем, чтобы вверенный ей человек жил в мире, спокойствии и гармонии.

Дерево чертога

Покровительствует Чертогу яблоня. Это дерево приносит добро. Во многих славянских сказках именно яблоня спасает главного героя от неминуемой гибели. Так, своими ветвями она укрывает детей от лебедей, насланных Бабой Ягой, яблоко, катящееся по тарелочке, показывает другого человека или место, то есть явь такой, какая она есть.

Это дерево – также символ зрелости и удачливости, потому плодами его часто украшали свадебный стол. Изображения яблони появлялись на скатертях, простынях, рушниках. Из веток делали свадебные обереги, увивая ими постель молодоженов, потому яблоню обязательно сажали возле жилого дома. Было крайне важно, чтобы защитный талисман был изготовлен из своего дерева.

Славяне верили в то, что яблоня, в том числе и ее изображения, способна наделять молодых силой созидания, способствовать появлению в них не свойственной возрасту мудрости.

Популярные стили для татуировки Дева

Крупные татуировки в виде символа Дева, Телец, Лев обычно выполняются в стиле реализм. С помощью такой татуировки получается передать характер, стремления и цели обладателя тату. Благодаря использованию нескольких оттенков удается создать целостных образ. Татуировки Дева отлично смотрятся в таких стилях как:

  • ориентал
  • дотворк – особенно актуально для девушек
  • нео-традишнл
  • акварель – смотрятся эффектно и ярко на мужском теле: на груди, на спине
  • графика
  • скетч стайл

Каждый эскиз индивидуально обговаривается с мастером. Профессиональные мастера способны создать татуировку любой сложности, повторить то изображение, которое предложит клиент. В фото-подборке в конце обзора вы найдете 70 эффектных идей для татуировок Дева как для мужчин, так и для женщин.

Подходящие камни

Людям из Чертога Девы более других камней подходит малахит. Из него делают бусы и кулоны на цепочке, которые носят на уровне солнечного сплетения. Оберег защищает от плохих глаз и болезней. Но чаще всего такой талисман рекомендуют носить влюбчивым натурам или тем, кто пытается найти себе пару, но пока без особого успеха.

Малахит – это один из самых надежных помощников в любовных делах.

Зеленый камень позволяет установить прямую связь с Богиней, все мысли человека станут ей доступны, так же как и самые потаенные сердечные секреты. Регулярное ношение малахита помогает человеку познать себя, лучше понять собственные действия. Он развивается духовно, открывает в себе новые грани, о наличии которых ранее даже не подозревал.

Значение тату Дева в астрологии

Знак зодиака Дева выглядит как буква M с завитушкой на конце. Визуально этот символ смотрится вполне симпатично и часто используется без каких-либо дополнений. На мужчинах символ Девы символизирует энергетический баланс между носителем и космическими потоками. Созвездие Девы покровительствует интуиции, удачи в финансах.

С зодиакальной точки зрения символ Девы означает открытый канал к неиссякаемому творчеству. Девы красноречивы, они прекрасные ораторы и рассказчики. Люди, родившиеся под знаком зодиака Дева, харизматичные лидеры, любимчики окружающих.

В астрологии символ Девы имеет образ уравновешенного стратега и тонкого тактика. Тату Девы на женщине поможет ей раскрыть свой потенциал и таланты, подарит привлекательность и юношескую легкость. Тату на зрелых женщинах поможет ощутить мудрость и опыт, накопленный на всю жизнь.

Оберег – чертог девы, его фото и значение

Чертогу Девы соответствует оберег Зайчик и великий символ Алатырь. Эти обереги делают из дерева или серебра. Обычно это просто деревянная или серебряная пластины, на которые нанесены соответствующие символы. Можно связать между собой две яблоневые палочки и повесить на шею.

Амулеты делают для себя или для близкого родственника, друга. Для чужого человека его лучше не создавать. Если посторонний человек вручает такой оберег, то принимать его не следует, особенно, если одариваемый не уверен в искренности дарителя. Если же талисман все же принят, то перед использованием его следует очистить. Для этого:

  • В полнолуние амулет опускают в емкость с солью.
  • Серебряный талисман на сутки зарывают в землю вблизи дома.
  • Металлические амулеты опускают в освященную воду (с деревянными этого делать не следует).

Потеря или поломка талисмана признак того, что он выполнил свою функцию – отвел зло и защитил от опасности.

Носите ли вы оберег чертога?

Изготовление талисмана своими руками

Покупать оберег не обязательно, можно изготовить его в домашних условиях.

  1. Возьмите деревянную дощечку овальной или круглой формы. Размер определите по назначению: в зависимости от того, как будет использоваться талисман — будете носить его как подвеску на шее или руке, разместите в доме и т. д.
  2. По центру нужно вырезать символ чертога ножом или выжечь огнем.
  3. По завершении работы талисман нужно активировать. Для этого отнесите его в церковь и положите возле свечей, которые ставят за здравие. После этого попросите священника освятить его и можете сразу надевать на тело.

Если вы решили изготовить талисман из дорогих металлов, вам потребуется помощь специалистов. Сила талисмана, выполненного из серебра, увеличивается в несколько раз. Такой оберег улучшает здоровье и способствует увеличению денежных средств.

Тату с чертогом

Руна символ чертога напоминает треугольник, к вершине которого прикреплена буква «Е» перевернутая вех лучами. Татуировка может быть выполнена в виде рисунка женщины с поднятыми вверх руками. Изображение на тело следует наносить только в том случае, если носитель верит в славянский Сварожий Круг. В этом случае рисунок на коже поспособствует развитию сверхъестественных способностей.

Картинку с изображением руны можно наносить и представителям других чертогов. Тату позволит обрести желаемое благополучие, семейное счастье. Человек становится более спокойным, ранее мучившие его противоречия исчезают.

Также можно использовать знак Алатырь в качестве татуировки:

Богиня Жива, покровительница чертога

Чертог девы неспроста замыкает великое коло. После смерти душа каждого человека возвращается в исходную точку, к истоку зарождения, здесь Жива выбирает дальнейший путь:

  • вернуть в земную жизнь для выполнения новой миссии;
  • пустить по пути духовного развития и просветления.

Какие черты достались представителям чертога девы от их покровительницы:

  • доброта, отзывчивость, способность прощать;
  • стремление к гармонии и любви;
  • ценители всего светлого, прекрасного, совершенного;
  • способность чувствовать настроение других людей.

Семья и брак

Семья для Девы – оплот стабильности, который они тщательно оберегают от внешних воздействий. Со вступлением в брак может оттолкнуть друзей, если они несут угрозу любовной идиллии. Спутнику жизни дарит нежность, заботу и всестороннюю поддержку. Любит, когда интересуются ее делами и здоровьем. Обычно хорошо зарабатывает и ведет семейный бюджет. Любовь выражает не дорогими подарками, а комфортом и уютом в доме.

Добавьте в семейную жизнь романтику.Подарите любимому человеку без повода цветы, устройте ужин при свечах, сходите в кино или проведите отпуск на заграничном пляже. Зацикленность на практичных целях приведет к тому, что в конце жизни вам будет нечего вспомнить.

Какие родители

Дева находит в детях источник счастья. Она заботится о них, оберегает от ошибок, но делает это деликатно и ненавязчиво. Считается с их мнением и редко заставляет отказаться от него в угоду своим прихотям. За непослушание может строго наказать, поставив в угол и ограничив общение со сверстниками. Любит вмешиваться в личную жизнь повзрослевших наследников.

Дружба

Дева придирчива к потенциальным друзьям. Ими обычно становятся проверенные люди, знакомые с детства. В них ценит ум, хорошее чувство юмора и открытость. Любит болтать ни о чем. Не склонна идеализировать товарищей. Твердо знает, чего и от кого можно ожидать, и наперед продумывает сценарии дальнейших событий. Когда друг попадает в передрягу, безжалостно критикует его, и только потом – протягивает руку помощи.

Научитесь сочувствовать друзьям. Проникайтесь их проблемами, переживаниями и не пытайтесь учить жизнь в тяжелые моменты. Выступая в роли циничного судьи, вы подорвете их доверие.

Увлечения и хобби

Круг интересов Девы обширен. С детства ее притягивает изобразительное искусство, техника и природа. Для поддержания физической формы обычно занимается спортом. Окружает себя недорогими, но полезными вещами, и без проблем сделает ремонт в своем доме или устранит поломку в автомобиле. Любит путешествовать, открывать для себя новые места. Дорогим отелям и авиаперелетам предпочтет палатку и велосипед.

Растения-талисманы

Использовать растения в магических целях просто. Из дерева можно вырезать амулет, цветы посадить рядом с домом или сшить подушечку. Многие из растений обладают целебными свойствами, что будет полезно вдвойне.

Среди других представителей зодиака дева имеет наиболее сильную энергетику, которая благотворно влияет на растения. У неё всё хорошо вырастает. Выбор растений-талисманов для неё большой.

сосна помогает найти цель в жизни и следовать ей. Талисман ограждает от неудач, убирает препятствия. Сосна сделает жизнь девы лёгкой. Амулет поможет отсеять второстепенное. Но общение с сосной нужно ограничить, поскольку знак девы становится ещё более импульсивным, вспыльчивым, что негативно скажется на отношениях; ива – мистическое дерево. Дева с его помощью раскроет интуицию и экстрасенсорные способности. Ива станет оберегом против колдовства; липа – талисман для женщин. Амулет усилит все женские качества – обаяние, находчивость, умение приспосабливаться, хитрость, интуицию. Липа создаёт вокруг себя атмосферу доброты, уюта

Это особенно важно в семьях, где отношения стали прохладными; астра успокаивает, приводит нервную систему в равновесие, помогает строить отношения с другими людьми. Астра раскрывает чувственность, романтичность; гвоздика усиливает упорство. Но нужно знать границу и как только упорство переросло в упрямство, амулет убирать подальше; лилия – символ богатства, роскоши, но люди становятся обидчивыми и ранимыми; маргаритка – для знака девы может быть амулетом, который можно носить без ограничений

Это символ чистоты, невинности. Маргаритка сделает этот знак зодиака мягким и гибким.

Но нужно знать границу и как только упорство переросло в упрямство, амулет убирать подальше; лилия – символ богатства, роскоши, но люди становятся обидчивыми и ранимыми; маргаритка – для знака девы может быть амулетом, который можно носить без ограничений. Это символ чистоты, невинности. Маргаритка сделает этот знак зодиака мягким и гибким.

Также талисманом девы могут стать мать-и-мачеха, мак, хризантема, дельфиниум. Опасаться стоит лишь увядших цветов и растений-вампиров. В качестве талисмана нельзя использовать искусственные цветы. Они высасывают энергию из владельца, несут с собой кладбищенское настроение. При этом украшения в виде цветом использовать можно.

Словарь русских мифических дев

Арысь поле

Существо в славянской мифологии. Девушка, превращённая ведьмой в зверя и возвращавшая себе человеческий облик три дня в неделю, чтобы вскормить своего ребёнка. Муж Арысь-поле похитил у ведьмы некий волшебный предмет, который позволил прекратить эти циклы «оборотничества».

Белая Змея

Олицетворение летнего, белоснежного, т.е. озаренного солнечными лучами, облака, и потому в преданиях стоит в близкой связи с другим олицетворением дождевого облака — белою женою: и та, и другая стерегут живую воду; и белые жены нередко принимают на себя змеиный образ. Вкусить мясо белой змеи — то же, что испить воды мудрости и услышать вещие глаголы грозовых птиц и животных.

Белые жены и девы

Прекрасные нимфы вод (т.е. дождевых источников); являясь в летнюю пору в легких, белоснежных облачных тканях, озаренных яркими лучами солнца, в зимние месяцы они одеваются в черные, траурные покровы и подвергаются злому очарованию. Они осуждены пребывать в заколдованных (захваченных нечистою силою) или подземных замках, в недрах гор и в глубоких источниках, оберегают сокрытые там клады — несчетные богатства в золоте и драгоценных каменьях, и нетерпеливо ждут своего избавителя. На избавителя накладывается тяжелое испытание: он должен держать деву за руку и хранить строгое молчание, не устрашаясь дьявольских видений; поцелуем своим он уничтожает влияние колдовства. В известные дни года жены и девы эти показываются невдалеке от своих жилищ очам смертных, преимущественно невинным детям и бедным пастухам, показываются они обыкновенно весною, когда цветут майские цветы, в такое время, с которым соединяется мысль о грядущем или уже наступившем пробуждении природы от зимнего сна.

Берегиня

(баба-гормнинка, баба-алатырка, врегина, перегиня) — облачная дева. Древнейшее значение слова «брег» — «гора», а потому название «берегиня» могло употребляться в смысле горыни (горный дух), и вместе с тем служит для обозначения водяных дев, блуждающих по берегам рек и потоков (старославянское «прегыня» — «холм, поросший лесом», но вероятно смешение со словом оберег»; слово «врегина» известно в лужицком языке как название злого духа). Паисьевский сборник и рукописи новгородского Софийского собора упоминают о требах, поставляемых рекам, источникам и берегиням. Берегини охраняли человека — дома и в лесу, на суше и на воде. Позднее они получили собственные или собственные групповые имена (русалки, домовые и т.п.).

Болотница

(омутница, лопатница) — водяная дева. В зависимости от того, где живут водяные девы, они получают соответствующие названия. Водяную деву, живущую на болоте, называют болотницей. Любительницу омутов — омутницей. По поведению и характеру они сходны с русалками.

Бродницы

Относятся к берегиням, охраняющим броды. Это водяные девы, предпочитающие селиться в тихих заводях. По преданиям, они мирно сосуществуют с бобрами. Бродницы строят из хвороста броды и содержат их в полном порядке. Если врага почуют, незаметно разрушат брод, запутают и заведут в омут. «…И водяные Бродницы, плавая тихо, волновали синие воды и, чаруя глубокие недра, призывали навое из темных могил» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).

Вещие Лебединные девы

Водяные девы, их можно узнать по мокрым краям платья и передника. Лебединые девы, по первоначальному своему значению — олицетворения весенних, дождевых облаков; вместе с низведением преданий о небесных источниках на землю, лебединые девы становятся дочерьми Океан-моря и обитательницами земных вод (морей, рек, озер и криниц). Они состоят под началом у дедушки-водяного. Лебединым девам придается вещий характер и мудрость; они исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе самую природу. Птица лебедь — одно из древнейших олицетворении белого летнего облака. Вещие девы часто являются на водах белыми лебедушками: присвоенное им предвиденье есть дар бессмертного напитка, которым они обладают; пляска, музыка и пение (метафоры крутящихся вихрей и завывающей бури) составляют любимые занятия, утеху и веселье всех водяных духов; волнения рек и водовороты народ объясняет себе как последствие их танцев. Всеми этими признаками: вещею силою и наклонностью к пляскам, музыке и песням они сближаются с воздушными существами бурных гроз.

Велини

Вилины кони, с помощью которых добрый молодец (Перун) добывает себе златовласую красавицу. Это чудесные кони грозовых туч; они дышат пламенем, летают по воздуху с быстротою стрелы, не боятся непогоды и опасностей, и наделены вещим характером: человеческим словом, предвиденьем, мудростью.

Виленик

Человек, в которого ударила вила стрелою и потом сама же исцелила.

Вилы

(само-вилы, морские пани, само-дива, лихоплеси) — одно из прозваний облачных дев; вила (само название от слова «вить») прядет облачные кудели и тянет из них золотые нити молнии. Вилы изображаются и вещими пряхами, прядущими нить жизни. Их называют также лихоплеси (т.е. плетущие лихо — жизненные беды и смерть). О суеверном почитании вил упоминается в старинных рукописях: «Веруют в Перуна и в Хорса… и в вилы, их же числом тридевять сестрениц глаголют невгласи и мнятъ богинями, и тако покладывахуть имъ теребы». Вила родственна светлым духам, и потому ее имя сопровождается постоянным эпитетом «белая». Вилы представляются юными, прекрасными, бледнолицыми девами, в тонких белых одеждах и с длинными распущенными косами; в этих косах — их сила и даже самая жизнь; тело у них нежное, прозрачное, легкое, как у птицы, очи блистают подобно молнии, голос — приятный, сладкозвучный. Но беда человеку, который прельстится вилою! Ему опостылит весь мир и жизнь будет не в радость. Наравне с русалками, вилы обитают на горных вершинах, в лесах и воде, и потому различаются на горных, лесных и водяных. Вила роднится с лебедиными девами, которые постоянно купаются в озерах и источниках. О вилах, блуждающих по лесам и рощам, рассказывают, что они имеют козьи ноги и конские копыта. Вилы не всегда ездят на чудесных вилиных конях, они иногда носятся на быстрых оленях, заузданных и погоняемых змеями, т.е. молниями.

«Расскажи, какое ты творенье: Женщина ль тебя породила Иль богом проклятая Вила?» (А.С. Пушкин. «Песни западных славян»).

Вильвы

(родственны вилам) духи, населяющие облачный мир, носящиеся по воздуху в виде крылатых змеев и посылающие на землю дождевые ливни и плодородие. У каждой страны есть своя вильва-защитница. Охраняя свои земли, вильвы часто сражаются между собой в воздухе, и по исходу битвы — в подвластных им странах устанавливается хорошая или плохая погода.

Водяны

(водявы, воденицы, водяники, моряны, водяницы, дунавки, шутихи, шутовки) — водяные жены и девы. Смотря по тому, где они живут, их называют: водяны — обитают в реках, озерах и колодцах; моряны — в море. Они любят селиться обществами и по преимуществу в пустынных местах — в омутах, котловинах и под речными порогами, устраивая там гнезда из соломы и перьев, собираемых по деревням во время Зеленой недели. По другим поверьям, у них есть подводные хрустальные чертоги, блестящие внутри (подобно волшебным дворцам драконов) серебром, золотом, драгоценными камнями, разноцветными раковинами и кораллами. У чехов водяная панна — высокая, красивая, но бледнолицая. Живет она под водою во дворце из чистого серебра и золота. Характер водян сходен с русалками. «Вылезли на берег водяники, поснимали с себя тину, сели на колоды и поплыли» (А.М. Ремизов. «Сказки»).

Волосыни

(Волосожар, Весожары, Висожарм, Стожары, Власожелищи, Власожелы, Бабы) — мифологизированный образ созвездия Плеяд. Волосыни — небесное созвездие — понимается как образ небесного стада, пасомого Солнцем или Месяцем. В Тульской губернии овчары выходили на улицу, становились на руно (шерсть) и пели, призывая звезду осветить «огнем негасимым белояровых овец», умножить их приплод (чтобы овец было больше, чем звезд на небе). Волосыни толкуются и как жены Волоса. Образ Волосынь связан, таким образом, с мифом о Громовержце и его противнике (Волосе). Сияние Волосыни предвещает удачу в охоте на медведя. Поскольку души умерших часто представляются в виде стада, пасущегося в загробном мире, образ Волосынь, хотя и косвенно, связан с мотивом смерти.

Девы негласные

Вещие служительницы при неугасимом огне Перуна. Они являются с священными атрибутами судебной власти: с досками правдодатными, на которых начертаны законы, и с мечем-карателем кривды, символом бога-громовника и его разящих молний; они собирают и голоса в народных собраниях; перед ними горит пламя, поведающее правду, и стоит вода очищения, которая смывает всякое неправедное подозрение и очищает невинного от ложных обвинений.

Дева Кан

Прекрасная дева, которая является по вечерам в села, приманивает детей лакомствами, одевает их облаком и увлекает с собою.

Дева Снегов

На языческой древней Руси кружево метелей и белые бури олицетворялись с девой снега. Чаще всего она представлялась дородной, величественной. С эпитетом белая отождествлялись блеск, сияние, красота. Позднее она представлялась в сказках то доброй Матушкой-зимой, то злой мачехой. Являлась в образах седой чародейки и юной Снегурочки. Так и продолжают жить раскрасавица русская зима и её легендарная предшественница — снежная баба. Предполагается, что на Руси снеговики почитались как духи зимы, и что к ним, возносили просьбу о помощи, милосердии и уменьшении длительности холодов. Возможно, поэтому в «руки» снеговику придавалась метла — чтобы он мог взлететь в небо. Не исключено, что на Руси некогда верили, что воздух населён небесными девицами, повелевавшими туманами, облаками, снегами, и поэтому в их честь устраивались торжественные ритуалы, включая лепку снежных баб. Скорее всего, снеговик (снежная баба) представляет собой амбивалентную фигуру в архетипической структуре мифа Истинное значение снеговиков давным-давно забыто. Их лепка из мистического действа превратилась просто в веселую зимнюю забаву. В общем катайте их себе и детворе на радость.

Дева Солнце

Взирая на весеннее солнце, выступающее в грозовой обстановке, древние поэты рисовали это явление в двух различных картинах: с одной стороны, они говорили о Деве-Солнце, которая в виде белого лебедя купалась в водах облачного моря; с другой — сами облака изображали лебедиными девами, а солнце их воинственным атрибутом — блестящим щитом.

Дева Судьбы

Воспламеняют таинственный светоч, с которым связана нить жизни новорожденного, и наделяют его своими дарами, т.е. определяют его будущее счастье. Являясь во время родов, девы судьбы принимали ребенка и исполняли обязанности повивальных бабок.

Дзивожены

(дикие жены, дивьи жены) — обитательницы лесов, родственные русалкам. По рассказам гуцулов, дикие жены живут в пещерах, на неприступных местах; ночью они собираются толпами, бегают по полям и лесам, хлопают в ладоши, и, завидя путника, бросаются на него и начинают щекотать. Гуцулы представляют их высокими, худощавыми, с бледными лицами и длинными, растрепанными волосами; вместо пояса они обвязываются травою. Дзивожены боятся цветов, называемых колокольчиками, т.е. собственно обнаруживают страх перед Перуновым цветом, распускание которого сопровождается всепотрясающим звоном грома. Они подменивают некрещеных младенцев и вредят родильницам; чтобы противодействовать их замыслам, под подушку родильницы кладут нож — символ разящей молнии. Если ребенок явится на свет мертвым, в этом виноваты дивьи жены.

Золотая Баба

Легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири. Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавских сагах. В 1023 году викинги, которых вел знаменитый Торер-Собака, совершили поход в Биармию. На реке Двине им удалось узнать местонахождение святилища Юмалы и тайно проникнуть в него. Пораженные викинги увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землей. О поклонении населения древнекоми Золотой бабе упоминается в русских летописях в связи с сообщением о смерти Стефана Пермского (1396 год). Более подробные известия о Золотой бабе появляются в книгах западноевропейских путешественников и писателей XVI века о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. В «Сочинении о двух Сарматиях» (1517 год) М.Меховский помещает идола за Вяткой «при проникновении в Скифию». У последующих авторов (С.Герберштейн, 1549 год; А.Гваньини, 1578 год; Д.Флетчер, 1591 год) Золотая баба находится уже вблизи устья Оби.

В описаниях идола Золотой бабы говорится об: — о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок — внук (С.Герберштейн); — об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок — внук (А.Гваньини); — о скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках (Д.Флетчер). Изображение статуи с ребёнком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba) имеется на некоторых западноевропейских картах Русского государства XVI в. в нижнем течении Оби. В работах русских учёных XVIII века. (Г. Ф. Миллер, И. И. Лепехин) появляется сообщение о том, что Золотая баба — древнее божество коми, статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься язычниками коми.

Каменные Бабы

Облачные девы на юге России; во время бездождья поселяне идут к Каменной Бабе, кладут ей на плечо ломоть хлеба или рассыпают перед нею хлебные зерна, затем кланяются ей в ноги и просят: «Помилуй нас, бао-бабусенько! Будем кланяться еще ниже, только помози нам и сохрани от беды». «—Я баба не простая, я Каменная Баба, — провещалась Баба,— много веков стою я в вольной степи. А прежде у Бога не было солнца на небе, одна была тьма, и все мы в потемках жили. От камня свет добывали, жгли лучинку. Бог и выпустил из-за пазухи солнце. Дались тут все диву, смотрят, ума не приложат. А пуще мы, бабы! Повыносили мы решета, давай набирать свет в решета, чтобы внести в ямы. Ямы-то наши земляные без окон стояли. Подымем решето к солнцу, наберем полным-полно света, через край льется, а только что в яму — и нет ничего. А Божье солнце все выше и выше, уж припекать стало… Тут и вышло такое — начали мы плевать на солнце. И превратились вдруг в камни» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»)

Кикимора

Дворовый дух, который считается злым и вредным для домашней птицы. Обычное место поселения — курятники, те углы хлевов, где садятся на насест куры. В курятниках вешают камни, т.н. «курячьи боги» для того, чтобы кикиморы не давили кур. Занятие кикимор прямое — выщипывать перья у кур и наводить на них «вертун» (когда они кружатся, как угорелые, и падают околевшими). Кикиморы треплют и сжигают куделю, оставленную у прялок без крестного благословения. Кикимор представляют безобразными карликами или малютками, у которых голова — с наперсток, а туловище — тонкое, как соломинка. Они наделены способностью являться невидимками, быстро бегать и зорко видеть на далекие пространства; бродят без одежды и обуви, никогда не стареются и любят стучать, греметь, свистать и шипеть. В Вологодской губернии за ними числятся и добрые свойства: в летнее время сторожат гороховища, умелым и старательным хозяйкам покровительствуют, убаюкивают по ночам маленьких ребят, невидимо перемывают кринки и оказывают разные услуги по хозяйству. Наоборот, ленивых баб они ненавидят и пугают. Имя кикиморы, сделавшееся бранным словом, употребляется в самых разнообразных случаях: так зовут и нелюдимого домоседа, и женщину, которая очень прилежно занимается пряжей. «— Га! — прыснул тонкий голосок,— ха! ищи! а шапка вон на жерди..: Хи-хи!.. хи-хи! А тот как чебурахнулся, споткнувшись на гладком месте!.. Лебедкам-молодухам намяла я бока… Га! ха-ха-ха! Я Бабушке за ужином плюнула во щи, а Деду в бороду пчелу пустила. Аукнула-мяукнула под поцелуи, хи!.. — Вся затряслась Кикимора, заколебалась, от хохота за тощие животики схватилась» (А.М. Ремизов. «Сказки»). «В заколдованных болотах там кикиморы живут, Защекочут до икоты и на дно уволокут» (В.С. Высоцкий. «Песня о нечисти»)

Лаумы

облачные девы, властительницы гроз, бурь и дождевых ливней. По различному влиянию этих небесных явлении, то благотворных, то разрушительных, лаумы представляются частью светлыми нимфами несказанной красоты, частью безобразными и демоническими злобными старухами. Бог-громовник преследует в любовном экстазе полногрудых облачных нимф, быстро убегающих от его губительных объятий, разит их своими молниеносными стрелами, и, проливая на землю молоко-дождь, разносит на части летучие облака-груди. Лаумы живут в лесах, полях и в воде. Характер их двойственен. Когда лаума показывается в зеленой одежде — это знак будущего урожая, если же она облекается в красное платье, то предвещает кровавую, губительную войну, а если в черное, то сулит всеобщий голод и мор. Соответственно их представляют то благотворными юными красавицами, то злобными и безобразными старухами. Они также крадут и подменивают новорожденных младенцев, налегают на сонных людей, давят их в грудь или живот, и любят заниматься пряжею и тканьем. Если они найдут неубранную прялку, охотно садятся за работу, готовую же пряжу уносят с собою. Как ни искусно прядут и ткут лаумы, сами они не умеют ни начать, ни кончить своей работы — чем существенно и отличается их механический, бесцельный труд от разумного труда человека.

Лесные девы

облачные нимфы, олицетворение зеленых дубрав.

Летавица

(Ветренница, Прелестница, Дикая баба) — дух, который слетает на землю падучей звездою и принимает на себя человеческий образ — мужской или женский, но всегда юный, прекрасный, с длинными желтыми волосами. Сила Летавицы в ее красных сапогах, с помощью которых она также летает. Исчезает она с первыми лучами солнца. «Слышали вы о Летавице? Красота ее еще краше всех, лицо ее девичье, вольные волосы золотые до самой земли. Всякую ночь приходит она: или ложится в ногах, или станет и смотрит всю ночь и. лишь ветер подует под утро, исчезнет. Слышали вы о Летавице? Я оставил мой дом, бросил все и пошел. И, как лист в непогоду, скитаюсь по белому свету — только б ее из сердца прочь. …Шли мы горохом — порх! — и наткнулись: лежит такая кра-си-вая! Золотые волосы всю с головой опутали, глаза, словно колодцы, а сапоги на ней красные…» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).

Лисунки

(лешачихи, дивожены) — лесные девы и жены, то же, что лешие, только в женском олицетворении (первоначально тождественны облачным женам). Народное воображение наделяет их такими огромными и длинными грудями, что они вынуждены закидывать их за плечи и только тогда могут свободно ходить и бегать. Это предание указывает в лисунках облачных нимф, которые постоянно изображаются полногрудыми, так как сами облака уподоблялись женским грудям, проливающим из своих сосцов обильное молоко-дождь. В Польше они отличаются диким и злобным нравом, тело их покрыто волосами, длинные распущенные косы развиваются по воздуху, груди так велики, что, стирая белье, они употребляют их вместо вальков, на голове носят красные шапочки.

Лобаста

Русалка, живущая в болоте в камышах. Особенно опасна встреча с ней на Русальную неделю — в это время ни одна девушка не решится пойти в лес, не прихватив с собой подружек, из боязни попасться в руки Лобасте. «Ростом Лобаста, как эта осина, тело белое, что заячий пух, а ручищу, словно крылье с красным когтем, словит да этим когтем, хоть и нежен он, что костяника, а защекочет до смерти» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).

Мавки

(гречухи, малки, майки) — тождественны русалкам; порода русалок-детей; народная фантазия представляет их в виде девочек-семилеток с русыми, кудрявыми волосами, в белых сорочках — без пояса. Обитают на горных вершинах. Как девы дождевых источников мавки носятся над нивами и полями, и с одной стороны, напояя их влагою, дают богатый урожай, а с другой, посылая несвоевременные ливни и бури, повреждают зреющие жатвы. В Малороссии рассказывают, что они ежегодно приходят на землю в то время, когда хлеб начинает колоситься и может служить им надежным убежищем. Называют их и гречухами — от гречи, в которой они любят прятаться. Мавки стараются мстить живым людям за то, что допустили их умереть некрещеными и лишили небесного царства. В летнее время они плавают в ночные часы на поверхности рек, источников и озер и плещутся водою, а на Русальную неделю бегают по полям и нивам с печальным возгласом: «мене маты породыла, нехрещену схороныла!» У гуцулов майки — прекрасны, .стройны и резвы, носят тонкие, прозрачные платья и убирают свои длинные, распущенные по плечам косы весенними цветами. Они заботятся о благосостоянии полей и стад, и как только растают снега — являются в горы и долины, засевают травы и даруют урожай. Они воруют по ночам лен, прядут кудели, ткут и белят полотна, и вьют венки.

Моровая дева

Причисляется болгарами к самодивам и самовилам (см. Самовилы).

Морские девы

Девы морских вод, морские русалки.

Моряна

(Морская царевна, Царь-девица) — дева морских вод, дочь морского царя. Катается по морю в золотом челноке; блестящая красота ее так ослепительна, что на чудную деву нельзя взглянуть сразу, а надо помалу приучить свои очи, иначе сомлеешь и сгинешь. В прекрасном образе Морской царевны или Царь-девицы сказки сочетают представления о богине Зоре и богине-громовнице. Большую часть времени плавает в глубинах моря, превратившись в рыбину, играет с дельфинами. Выходит на берег в тихие вечера, колышется на волнах, плещется, перебирает морские камешки-голыши. Когда поднимает шторм разгневанный царь морской, успокаивает его, унимает бурю. В русских сказках Моряне близок образ Марьи Моревны. «Скоро-скоро забрезжит. И пойдет, осыпаясь, прощаться дикая роза — друг-поводырь. Легкий ветер уж веет. Там Моряна волны колышет» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).

Мраченка

Облачная дева, олицетворение черной тучи. В летнее время Мраченка выходит из колодцев и возносится к облакам, неся с собой воду, которою потом орошают землю, и тем самым даруют урожай.

Обида

Облачная дева, которая плескалась на синем море лебедиными крыльями. «Въстала Обида в силах Дажъбога внука, вступилъ девою на землю Трояню, въплескала лебедиными крылы на синем море, у Дону плещущи» («Слово о полку Игореве»). Название Обида согласуется с теми собственными именами, какие приданы небесным воинственным девам, например, Распря, Победа и пр.

Полудницы

Тождественны с солнцевыми девами и белыми женами; в полдень показываются у колодцев и расчесывают свои длинные косы. В южной части Сибири знают под этим именем мифическую старуху с густыми, всклоченными волосами, одетую в лохмотья; она живет в бане или в кустах крапивы и оберегает огороды от шаловливых детей. В Архангельской губернии Полудница — охранительница полей, засеянных рожью: «Полудница во ржи, покажи рубежи, куда хошь побежи!» Рассказывают о лесных полуденицах, которые в полдень летают в крутящихся вихрях и воруют маленьких детей. Полудница носит белое платье и от двенадцати до двух часов ходит по нивам, держа в руке серп, останавливаясь неожиданно перед тем, кто замешкается в полдень на полевой работе, она начинает подробно расспрашивать: как обрабатывается лен и приготавливается пряжа и полотно. Кто не сумеет ответить на ее вопросы, тем свертывает голову или, по крайней мере, наказывает их тяжкою болезнею. Только молитвой на «изгнание беса полуденна» можно кое-как от нее отделаться. Полудница имеет свойство подменивать маленьких детей, оставленных без присмотра, на своих собственных. Смотря по тому, как обходятся в семье с подменышем, точно также хорошо или худо бывает и похищенному Полудницей ребенку.

Роженицы

(чистые, белые девы и жены, живицы, суженицы, судицы, рожаницы, кресницы) — девы судьбы, присутствующие при рождении детей; вещие предсказательницы судьбы новорожденных и помощницы в родах. Они подходят к постели только что разрешившейся матери; каждая из них держит в руках по горящей свече — знамение того светоча, которым возжигается пламя жизни, почему и называют их кресницами (возжигательницами, от «крес» — «огонь»). Эти мифические девы стоят в таинственной связи со звездами. Рожаниц было две или три, позднее — семь. «Наконец пламя осветило и углы, в одном из них — за очагом — показалось глиняное возвышение, а на нем деревянные фигуры Перуна и Волоса и небольшое бронзовое, покрытое прозеленью изваяние Роженицы — голой женщины со сложенными на животе руками» (С.Д. Скляренко. «Святослав»).

Рось

Дочь Днепра, русалка, прародительница русских.

Русалки

(криницы, лоскоталки, земляночки) — водяные девы; души усопших: детей, потонувших или утопившихся девушек. Русалки — представители Царства смерти, тьмы и холода, поэтому-то, с наступлением весны, хотя они и оживают, но обитают все-таки в темных недрах земных вод, еще холодных весною. С Троицына дня русалки оставляют воды и живут в лесах на деревьях, служащих, по верованию древних славян, жилищем мертвецов. У западных славян и малороссов русалки — веселые, шаловливые и увлекательные создания, поющие песни восхитительными и заманчивыми голосами; в Великороссии — это злые и мстительные существа, растрепы и нечесы: бледнолицые, с зелеными глазами и такими же волосами, всегда голые и всегда готовые завлекать к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и потопить. В образе русалок народная фантазия соединила представления о водяных и лесных девах: русалки любят качаться на древесных ветвях, они заливаются злым хохотом и щекочут на смерть завлеченных к себе неосторожных путников. Русалки живут также и в горах и любят бегать по их скатам. На отождествление русалок с душами усопших указывает также их прозвание земляночками, т.е. обитательницами подземного мира мертвых.

Суденицы

Девы жизни и судьбы, которые определяют судьбу человека при его рождении. Хорутане рассказывают, что едва народится младенец, являются в избу три сестры, садятся за стол и в кратких изречениях определяют судьбу новорожденного. Произнеся свои предсказания, они тихо удаляются. Если на ту пору светит сквозь окно месяц, то озаренные его лучами бывают видны их легкие, воздушные образы и радужные покровы. То, что присуждено ими, нельзя не изменить, не устранить никакими силами. «Посмотри, вон… Русь, ее повзыскала Судина, добралась до голов:там, отчаявшись, на разбой идут, там много граблено, там хочешь жить, как тебе любо, а сам лезешь в петлю» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).

Судицы

Облачные девы, которые заведовали судом, мечем-карателем неправды и святочудною водою, обличающей людскую кривду.

Судички

Вещие девы, три белые жены. В полночный час являются они под окно избы или в самую комнату, где лежит новорожденное дитя, и совещаются о его будущей судьбе; при их приближении все, что обитает в доме, погружается в глубокий сон. Они держат в руках зажженные свечи и тушат их не прежде, как произнеся свой непреложный приговор. В некоторых деревнях думают, что судички садятся ночью на кровле дома, возле дымовой трубы, и предсказывают судьбу младенца по звездам.

Урисницы

(орисницы, наржчницы) — вещие девы. В первую ночь после родов приходят урисницы в дом разрешившейся от бремени матери и предвещают ее младенцу: сколько лет он проживет, какова будет его жизнь, с кем вступит он в брак, какими болезнями будет страдать и какою смертью умрет. Есть три урисницы добрые и три злые, те и другие никогда не бывают согласны и ведут между собою вечную борьбу. Из трех добрых урисниц первая дает младенцу ум и знание грамоты, вторая наделяет его здоровьем, красотою и даром слова, а последняя руководит его в продолжении всей жизни, учит ремеслам и доставляет случаи разбогатеть. Показываясь взрослому человеку, они предостерегают его от угрожающего несчастья. Всех урисниц много, они всегда юны и прекрасны и живут на небе; они нисходят за душой умирающего человека в туманах и вихрях. Большею частью урисницы являются в дом невидимо, но иным удавалось и видеть, и слышать их.

Фараонки

В русском фольклоре название полурыб-полудев. Название связано с вторичным осмыслением традиционного образа русалки под влиянием легендарного цикла, сложившегося вокруг библейских мифов. Фараонки в русской деревянной резьбе, иногда сопровождаемые персонажами мужского пола — «фараонами», воспринимались как представители египетского воинства, преследовавшего уходивших из Египта евреев и чудесно потопленного в водах Чермного моря. Согласно русской легенде, известной с XVI века, египетское войско в воде превратилось в полулюдей-полурыб, а их кони — в полуконей-полурыб.

Холера

Существо, родственное с облачными девами. На Руси ее представляют старухою, с злобным, искаженным страданиями лицом. В Малороссии уверяют, что где она ни остановится переночевать — не останется там живых. В некоторых деревнях думают, что холера является из-за моря и что это три сестры, одетые в белые саваны.

Чудинко

(пуганко) — относится к роду кикимор. По поверью, Чудинко в виде маленькой куклы, тряпичной или деревянной, с целью наведения порчи на дом могли подложить под нижнее бревно дома при его строительстве. Избавиться от него можно только одним способом — уничтожив эту куклу. Крестьяне в этом случае, устав от проказ Чудинки, тыкали вилами в нижние бревна дома, приговаривая: «Вот тебе, вот тебе за то-то и вот это».

Чума Самодива

(Моровая язва, юда-самовила, самодива. Куга, смертница, кума) — существо, родственное с облачными девами, и подобно им, бывает доброй или злой. По рассказам болгар, она — вечно озлобленная, черная жена, посылающая на людей и животных огненные ядовитые стрелы. Чума может оборачиваться кошкою, лошадью, коровою, птицею и клубком пряжи; где она покажется — там начинают выть собаки, туда прилетает ворон или филин, и садясь на кровлю, криком своим предвещает беду. В одном из сказании ее представляют огромной женщиной в белой одежде (в саване), с растрепанными волосами. Своею костлявою рукою она веет на все четыре стороны красным (кровавым) или огненным платком — и вслед за взмахом ее платка все кругом вымирает. У сербов у Куги — козьи ноги. Блуждая по вечерам, она останавливается под окнами и пускает внутрь жилья свой злочестивый дух, отчего и погибает все семейство.

Юды — Самовилы

(юды, самодивы) — жены с длинными косами, живут в глубоких озерах и водоворотах; выходя на берег, они любят расчесывать волосы, а если завидят кого в воде, то оплетают и удавливают его своими косами. Самодивы признаются за падших светлых ангелов; низвергнутые с неба, они населили воды, а иные остались в воздухе. Самодивы поют и пляшут по лугам и оставляют на траве большие круги, состоящие из узкой, убитой их ногами дорожки. Если человек, заслыша их пение, осмелится приблизиться к их хороводу, они или убивают его, или навсегда лишают языка и памяти.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]