Зачем носить пояс, традиционный славянский оберег?
В народной среде прежде было распространено мнение о том, что выходить из дому без славянского пояса с обережным узором – к недоброму. И неспроста. Что мы знаем о традиции нанесения орнаментов? У всех славянских народов традиционная обережная вышивка всегда покрывала одни и те же части одежды: низ рукавов, подолы и горловину – крайние места в костюме. Считалось, что именно через эти «входы» к человеку может пристать все недоброе, и именно эти места укрепляли обережными символами для защиты. За ними сберегающую роль брала на себя сама ткань, служащая базовым оберегом всего тела.
Но если все прочие кольца из орнаментов защищали от недоброго отдельные части тела: руки, ноги, грудь – то узорный обережный пояс охватывал все тело целиком, сохраняя его за непроницаемым защитным коконом. Такие славянские пояса надевались под каждый отдельный элемент одежды, которых в разное время у женщин могло насчитываться и больше пяти. Наиболее ярким, украшенным славянским поясом, конечно, был самый верхний. Нижний же, нательный, часто представлял из себя лишь тонкую нить или веревку.
Издревле к нам пришло и слово «распоясаться», обозначающее поведение человека, противоречащее общественным нормам, созданным, как и большинство традиций, ради общей безопасности. Зачем носить пояс сызмальства знали славяне! Для защиты от зла, сохранения своей целостности, а ещё обережный славянский пояс помогает собраться внутренне, потому к работе без пояса тоже не приступали, даже находясь в одиночестве.
Плетение на дощечках
Я решил сделать подробнейшее описание своего опыта в виде фото-урока только потому, что на сайтах посвященных этому методу как-то всё очень поверхностно написано и самостоятельно, разобраться там – нелегко. Да ещё к тому же, на примере очелья с простеньким свастичным орнаментом, а не с каким-то непонятным рисунком.
Будем плести очелье
1.
Сделать 3-х миллиметровые деревянные пластины не у всех получится. Иногда предлагают сделать их из банковских пластиковых карточек или пивных подстаканников. Но думаю, что это не лучшая тема для плетения обереговой символики.
А посему предлагаю более простой подход к этой проблеме:
Взять обыкновенный картон формата А4 — расчертить его на 9 прямоугольных частей (7 на 8 см), заламинировать лист и потом разрезать его на эти 9 прямоугольников. Для удобства плетения, советую карточки нарезать как можно ровнее. И так сделать на всякий случай (ежели когда-нибудь придется плести пояс) 5-6 листов, т.е. будет 45-54 карточки. Хотя на ремень для бас-гитары мне потребовалось 60 карточек. Только повторяю, сначала расчертить, а потом, заламинировать. А не так как сделал я: сначала заламинировал, а потом по скользкому ламинату пытался расчертить. Затем дыроколом пробить 4 отверстия, но не в периметре прямоугольника, а в виде квадрата где-то 5 на 5 см. Дырокол желательно использовать острый т.к. чтобы внутренняя часть отверстий в карточке была гладкая, без ошмётков. А затем чуть притупить острые углы карточки. Потом как показано на фото, пронумеровать каждую карточку красным и черным маркером. Конечно же, со временем углы карточек сбиваются, и ламинат чуть отходит, но и таких достаточно, чтобы сплести очелья на большую семью и друзьям. А потом можно просто эти уголки подклеивать.
2.
Лучше всего для такого плетения подходят нитки, в коих меньше ворса. Я использую «Ирис». Клубки с нитками удобно положить в тарелки, и поставить их на пол слева от себя.
3.
В инете можно увидеть множество разных специальных конструкций для такого плетения. Но это, наверное, хорошо для тех, кто занимается этим профессионально. У меня же, другой способ, суть которого – обойтись тем, что есть практически в каждом доме. Тиски, письменный стол, струбцина, бельевые прищепки и 2 расчёски. Передний хвост закрепляю в тисках с расческой, а задний наматываю на струбцину. И плетение происходит не в воздухе (как в оригинале), а на столе.
4.
Закрепите тиски на 13-15см от края стола и хорошо зажмите в них расческу.
5.
Ложем карточку №1 лицом вверх. Теперь нарезаем 2 отрезка красных ниток и 2 из белых. Длина моего стола 1м, и поэтому длину ниток я беру 1м 80см. Теперь продеваем нитки в отверстия карточки: нитки того цвета, которым вы хотите сделать фон очелья (красные) продеваются в передние 2 отверстия, а нитки цвета орнамента (белые) — в задние.
Для того чтобы полотно очелья не было «поведённое» (кривая плоскость), надо в нечётные карточки все нитки продевать сверху, а во все четные продевать нитки снизу карточки. Или наоборот. В общем, важно чередовать способ протягивания
6.
Вот все нитки проведены сверху. Красные нитки (фон) впереди, а белые (орнамент) сзади. Теперь сложите передние кончики 4-х ниток вместе, и завяжите в узелок.
7.
Далее этот узелок вложите в расческу. Карточку отложите в сторону.
8.
Вот все нитки проведены снизу.
9.
Теперь закрепляем второй узелок в расческу рядом с первым, и ложем вторую карточку на первую.
10.
И так делаем все 19 карточек (не забывая чередовать способ протягивания ниток).
11.
Поскольку центровка всех карточек теперь находится несколько выше стола, надо подложить под них какую-нибудь подложку (2-3см). В общем, после натягивания ниток на струбцину, вы сами определите ту высоту подложки, которая необходима, чтобы карточки не болтались в воздухе.
12.
Теперь по бокам дабы карточки были в горизонтальном положении, обставьте их книгами на 1-2 см от них, т.е. не зажимать карточки, а просто, чтобы не падали.
13.
Теперь закрепите на другом краю стола струбцину так, что стержень её был по центру ряда узелков на расческе. Можно просто промерить сантиметром.
14.
Поскольку одним из важных условий качественного плетения является хорошее натягивание и отсутствие послаблений ниток, то необходимо весь задний хвост хорошо расчесать. Особенно хорошо надо расчесать участок ниток от карточек и за 20-30 см за струбцину. Расческу берите не густую. Натягивайте сильно, но конечно так, чтобы не выломать расческу.
15.
Сделайте 4-5 оборота и зажмите прищепками. Уберите книги от карточек.
16.
Сделайте от оставшегося ламинированного картона вот такую «фишку» и намотайте на неё нитки, которые вы используете в качестве фона очелья т.е. красные. Это будет УТОК. В прочем уток можно сделать в любой момент, а не именно сейчас. Например, до продевания ниток в карточки.
17.
Стяните проволокой, если необходимо, нитки до ширины не более 22-25 мм. Закрепите начало ниток какими-нибудь плашками. Например, у меня дубовые плашки. В сущности, особой необходимости в этих плашках сейчас нет, но мне, например, нравится, когда первый сплетённый ряд во что-то упирается.
18.
Теперь проложите уток между верхними и нижними нитками, и «подбейте» его линейкой к плашкам.
19.
Теперь приступаем непосредственно к плетению. Для этого с помощью программы GTT я создал свою программку очелья на 19 карточек:
Я намеренно не писал 2, 4, и.т.д. ряды т.к. они делаются в точности с предыдущим, т.е. 2-я как 1-я, 4-я как 3-я, 6-я как 5-я и.т.д.
В начале у нас все карточки расположены так, чтобы красная нумерация была наверху.
20.
1 и 2-ю карточки поворачиваем на 90 градусов по часовой стрелке.
21.
Затем с 3-й по 11-ю поворачиваем также на 90 градусов уже против часовой стрелки. Затем с 12 по 14 по часовой стрелке. С 15 по17 против часовой стрелки. И 18 с 19-й по часовой.
Небольшое отступление: Обычно принято делать квадратные карточки, а не прямоугольные. Но я предпочитаю прямоугольные т.к. допустим, когда вы делаете какую-нибудь строчку и вас отвлек, например телефон или ещё что-нибудь, то сев опять за стол, вы сразу видите, где вы остановились т.к. за счет прямоугольной формы карточек видно — какие стоят горизонтально, а какие вертикально.
22.
Сначала переплетение подбиваем пальцами.
23.
Затем поджимаем линейкой. Убираем линейку.
24.
Затем прокладываем уток между верхней и нижней нитками, опять берем линейку, прижимаем ей уток, и не сильно его натягиваем, т.е. до упора и не более. Необходимо на всём протяжении плетения очелья уток натягивать с одинаковой силой, чтобы ширина очелья была одинаковая, а не сужалась или расширялась в разных местах. Ну, этот опыт со временем придёт.
25.
Теперь делаем вторую строчку, т.е. в точности повторяем все переворачивания карточек первой строчки. И после этого также, подбиваем пальцами ладони — линейка — прокладываем уток, прижимая его линейкой.
26.
Теперь все карточки опять в горизонтальном положении, но уже черной нумерацией вверху.
27.
Далее делаем 3 строчку: с 1 по 8-ю поворачиваем против часовой стрелки, с 9 по 11-ю по часовой, 12-14 против часовой, 15-17 по часовой, и 18-19 против. Ну а далее, как и прежде: подбиваем пальцами — линейкой — прокладываем уток — натягиваем его и поджимаем линейкой. А затем делаем 4-ю строчку, т.е. повторяем 3-ю. И не забываем прокладывать уток.
28.
И вот так делаем до 12-й строчки (коия является, напоминаю — повтором 11-ой).
29.
Вот мы первый раз прошли всю программку и получили первый коловратик. Когда мы приступали к первой строчке, то у нас все карточки были красной нумерацией сверху и уток справа от очелья. Теперь перед выполнением программки второй раз, у нас опять должна красная нумерация быть вверху и уток справа. Вообще иногда проверяйте цвет нумерации всех карточек. Перед выполнением 1-й, 5-й, 9-й строчек все карточки должны быть красной нумерацией вверху. А перед 3-й, 7-й и 11-й — черной. Если у какой-либо карточки не тот цвет сверху, то вы допустили ошибку. А посему, надо срочно возвращаться, т.е. распутывать и обнаруживать место ошибки. А распутывать не просто, т.е. надо идти с места остановки и переворачивать все карточки обратно тому направлению, коие указано. В общем, распутывать и обнаруживать ошибку, не имея опыта это, как правило – триллер, где «Чужой» — отдыхает. Часто учащийся при распутывании ещё раз запутывается, и в итоге берет ножницы и всё кромсает. И вообще бросает это творчество. А посему, советую быть очень внимательным. Поначалу я даже музыку не рекомендую слушать т.к. она может отвлечь.
30.
В общем, таким образом, делаем 6-7 коловратов т.е. по сути 6-7 раз проходим всю программку. Из-за увеличения длины сплетённого участка, увеличивается сила натяжения нитей, и каждый новый коловрат получается несколько длиннее предыдущего. Но это не страшно, т.к. после замачивания в воде очелья, оно «сядет» и все коловраты выровняются.
31.
Обставляем (как и раньше на 1-2 см от карточек) книгами карточки.
32.
Отвязываем от струбцины хвост. Естественно после плетения и хвост переплёлся. Поэтому, отделяя группу ниток с каждой карточки от остального пучка, расплетаем её.
33.
Пододвигаем карточки вместе с подложкой и книгами ближе к тискам. Освобождаем расческу. И зажимаем в тиски между деревянными плашками часть сплетенного участка.
34.
Затем натягивая левой рукой задний хвост ниток, правой рукой отодвигаем подложку с карточками и книгами от тисков, т.е. на прежнее место (середину стола).
35.
Теперь, как и раньше, начинаем тщательно расчесывать хвост ниток, и прежде всего участок от карточек и до 20-30 см за струбцину. И опять наматываем на струбцину, и закрепляем хвост прищепками. Убираем книги. Поджимаем линейкой ослабший в процессе перестановки уток. И далее делаем ещё 6-7 коловратов.
36.
И таким образом надо сделать нужную длину очелья. Какая нужная? Замерьте длину окружности своей головы, и прибавьте 9-10 см. Это необходимо т.к. плетение после стирки «садится» где-то на 4-5 см. и плюс 4-5 см. в на хлёст. На «среднюю» длину головы надо где-то 27-28 коловратов.
37.
Теперь отрезаем очелье от остальных ниток. Оставшимися отрезками утка на концах очелья, чуть стягиваем эти кончики, и можно просто завязать их в узелок с ближайшей ниткой, дабы не расплетались.
38.
Затем на какое-то время погружаем очелье в воду. Потом достаем из воды, и ни в коем случае не растягивая его (а просто ладонями выравнивая плоскость), вешаем и дожидаемся полного высыхания
39.
Вот теперь, после полного высыхания мы уже можем не бояться, что плетение «сядет» и, отступив немного от концов очелья – прошиваем на машинке строчки. Плетение, выступающее за эти строчки — отрезаем.
40.
Затем крепления пришиваем в тех местах, чтобы очелье особо и не давило, но и не болталось на голове. Нитки для пришивания подбираем таким образом, чтобы на лицевой стороне (т.е. белый орнамент на красном фоне) они совпадали с цветом места их пришивания. На фото показано, что правый конец очелья ( с крючком) идёт в на хлёст на левый ( с петелькой).
41.
А дальше можно шепотом наговорить на него какой-нибудь заговор или Гимн-Правьславление. Например, вашего Бога-Покровителя, или Бога-Покровителя вашего Рода.
Вот и всё!!! Как вы уже поняли — всё очень не сложно. Главное – внимательность.
42.
Обратите внимание: на изнанке получилось всё наоборот, т.е. красная посолоневая вязь на белом фоне. И фон смотрится весьма грязно т.к. уток ведь — красный и он виден. А посему помните правило — какой цвет фона такой и цвет утока. Конечно, может быть кому-нибудь придёт в голову сделать здесь зелёный или серо-буро-малиновый уток. Ведь «на вкус и цвет — товарища нет». Но только я, во всяком случае — за чистоту цвета фона очелья. Так мне кажется – красивше.
43.
Если кому-то нужна не коловратная вязь, а посолоневая, то вот для такого очелья программка.
Очелье на 23 карточки.
Здесь можно скачать программу GTT V1.17 для составления орнаментов.
Успехов!!!
Борис Кульбака (Радамiръ) Севастополь
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- украшения, нарядности (1354)
- интересные самоделки, идеи, техники рукоделий (1007)
- МК (666)
- валяние, фетр (537)
- игрушки (208)
- декупаж (72)
- Открытки (63)
- батик- учимся! рисуем и красим ткани! (53)
- ссылки на сайты рукоделия (34)
- переделки из поношенного (24)
- Мидзухики — искусство плетения узлов. (21)
- лума (тенерифе) (19)
- плетение из лент, тесёмок, пакетов целофан (17)
- кракелюр (14)
- Кумихимо — японское плетение шнурков (12)
- красим. и майки!