Каллиграфия: 10 самых известных исламских надписей

Что значит для мусульман письменный текст, какой он бывает — и самые знаменитые формулы для шрифтовых композиций

Подготовил Илья Зайцев

Коран — божественное откровение, ниспосланное людям через пророка Мухам­мада, — одновременно первая арабская книга, записанная и оформ­ленная в виде кодекса Кодекс — ранняя форма книги — листы папи­руса или пергамента (а потом и бумаги), скрепленные вместе и заключенные между двумя крышками переплета.. Принято считать, что первыми божественными словами, ниспосланными Мухаммаду, были слова первых аятов суры 96 Аят — минимальная единица в структуре Корана, стих. Сура — глава Корана.: «Чи­тай! Во имя Господа твоего, который сотворил, сотворил человека из сгустка. Читай, Господь твой — щедрей­ший, который научил каламу, научил чело­века тому, чего он не знал» (Коран, 96:1–5).

Таким образом, письмо и искусство калама (калам — тростниковая палочка, основной инструмент для письма в исламском мире) фактически приравни­вается к сотворению человека, по крайней мере сопоставляется с ним. Мусуль­мане верят, что письмо — видимое воплощение слова Бога, сакральное искус­ство, обязанное своим появлением божественному вмешательству.

Само арабское письмо происходит от наба­тейского алфавита, который, в свою очередь, восходит к арамейскому. Арабы увеличили количество букв наба­тей­ского с 22 до 28, поскольку их речь была богаче согласными звуками. Каж­дая из 28 букв имела три варианта написания в слове: в начале, в середине и в кон­це, — а также один изолированный вариант (представленный в алфавите). Наличие устойчивых сочетаний букв (лигатур) и диакритических значков (надстрочных и подстрочных точек) привело тому, что 28 знаков алфавита на письме давали 100 начертаний. Персидский алфавит, возникший на базе набатейского, содержал уже 32 графемы. Такое богатство графики стало одной из причин пышного расцвета каллиграфии. Свой вклад в разви­тие арабского алфавита внесли и турки, использовавшие персидские достижения.

Необходимость записи Корана для широкого его распространения привела к тому, что арабское письмо, видимо, уже к середине VIII века приобрело устойчивый вид и знако­мые нам сегодня черты.

Еще в омейядский период Омейяды — династия арабских халифов, осно­ванная в 661 году и правившая до сере­дины VIII века. (с середины VII века) в арабской письменности можно наблюдать появление разных стилей начертаний букв: с одной сторо­ны — угловатый и прямолинейный, с другой — криволинейный и округлый. Первый получил название куфи, или куфический, (по городу Куфа в современ­ном Ираке, с кото­рым традиция связывает его происхождение) — именно этим почерком были переписаны первые списки Корана (мусхаф). От второго тоже родилась широкая палитра почерков.

Впоследствии куфический почерк продолжал развиваться, однако стал приме­няться в основном в архитектурном декоре, для монументальных списков Корана или государственных печатей. Среди рукописных вариантов куфи существуют «арабский» (‘араби), «восточный» (машрики) и «запад­ный» (магриби), а среди эпиграфических (использующихся в эпитафиях и архи­тек­турном декоре) — «узловатый» (му‘аккад), «покрытый листьями» (муваррак), «усажен­ный деревьями» (мушаджжар), «переплетен­ный» (мушаббак) и более всего известный так называемый «цветущий» (музаххир).

«Голубой Коран». Предположительно, из Кайруана. Тунис, вторая половина IX — середина X века Образец аббасидского куфи. Пергамент окрашен в голубой цвет, использованы золотые чернила. Согласно преданию, «Голубой Коран» был заказан аббасидским халифом Абд ал-Мамуном для гробницы его отца Харуна ар-Рашида в иранском Мешхеде. По неизвестным причинам из Северной Африки в Иран он так и не попал.The Metropolitan Museum of Art
Со временем каллиграфически выполненные цитаты из Корана стали само­достаточными композициями, сочетающими эстетическую красоту и боже­ственную мудрость. Отдель­ные аяты Корана или целые суры выписыва­лись внутри и снаружи архитектурных сооружений, на стенах мечетей, в книгах и медальонах-оберегах, на надгробиях, ору­жии, посуде, становясь молитвами, обере­гающими верующих и напоминаю­щими им о величии Господа. Рассказы­ваем о деся­ти самых распространенных таких надписях.

«Во имя Аллаха, милостивого, милосердного»

1 / 3

Басмала. Современный каллиграф Мехмед Озчай. Турция, 1999 годFundación Cultural Oriente

2 / 3

Басмала в виде птицы. Современная персидская каллиграфияFundación Cultural Oriente

3 / 3

Басмала. Современный каллиграф Мехмед Озчай. ТурцияFundación Cultural Oriente

Самой популярной в исламской культуре формулой стала басмала — фраза «Бисмиллахи-р-рахмани-р рахим» («Во имя Аллаха, милостивого, милосерд­ного»), которой открывается Коран и начинается подавляющее боль­шинство его сур. Любое благое деяние мусульманин начинает с произнесения этой фор­мулы; ею начинают­ся все книги, молитвы и официальные речи мусульман.

«Верую: нет божества, кроме Бога, а Мухаммад — его пророк»

1 / 2

Шахада «Верую: нет божества, кроме Бога, а Мухаммад — его пророк». Современная каллиграфия

2 / 2

Флаг Саудовской АравииWikimedia Commons

Другая частая формула, которую используют исламские каллиграфы, — шахада, формула единобожия. Самый известный пример ее использования — флаг Королевства Саудов­ской Аравии.

«К нему прикасаются только очищенные»

Надпись на корешке переплета Корана. Палестина, XVII векИвановский государственный историко-краеведческий музей им. Д. Г. Бурылина
Некоторые суры Корана стали излюблен­ными для какого-либо одного вида предме­тов или ремесленных изделий. В частности, существует традиция помещать на перепле­тах Корана аят 79 из суры 56 («Падающее») «К нему прикасаются только очищенные» (نا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُون ), который напоминает о соблюдении ритуальной чистоты перед молитвой и чтением священной книги.

Символы ислама — восьмиконечная и пятиконечная звёзды

Восьмиконечная звезда — это ромб, наложенный на квадрат. В этих символах фиксировались знания об энергетических преобразованиях конструкции человека при его Духовном освобождении. Переход Личности из материального мира в Духовный. Круг в центре звезды — символ Души.

Пятиконечная звезда относится к группе позитивно работающих знаков. Знак пятиконечной звезды усиливает в человеке чувство правдивости, верности, честности, благородства, надежду на светлое будущее, на жизнь, а также содействует единению и братству людей.

Электронная почта АЛЛАТРА ТВ:

«Воистину, Мы даровали тебе явную победу»


Меч каскара. Судан, XIX век© Илья Зайцев
Первый аят суры 48 «Фатх» («Победа») — «Воистину, Мы даровали тебе явную победу» (إِنَّا فَتَحْنَا لَكَ فَتْحًا مُّبِينًا) — часто помещали на клинках мастера-оружейники. Эти слова были ниспосланы пророку по вполне конкретному поводу — заклю­чению мирного договора в 628 году в Худайбие близ Мекки между мусульмана­ми и язычниками, когда обе стороны согласились не воевать друг против друга в течение десяти лет, и пророк перенес паломничество на следующий после этого год Речь идет о важнейшем событии в мусуль­манской истории, когда в марте 628 года Мухаммад предпринял попытку совершить паломничество к Каабе — главной святыне сначала аравийского населения вообще, а затем и ислама. При первой попытке проро­ка и его общину не пустили в Мекку, но было заключено перемирие и со­глашение о том, что мусульмане смогут через год прийти в Мекку.. Помещенные на оружии, эти слова символизировали победу ислама.

История возникновения

Религиозного обоснования того, почему символ полумесяца в Исламе стал необходим в период Османской империи, не представлено, но часть ученых, исследовавших этот вопрос, считает, что это связано с тем, что мусульмане привержены лунному календарю. Существуют также мнение, что мусульмане выбрали полумесяц в качестве альтернативы кресту, когда завоевывали христианские территории, где повсюду возвышались кресты. Благодаря такому крашению здания мечетей и прочие мусульманские постройки стало возможным выделять среди остальных сооружений архитектуры.

История использования знака Ислама восходит к пятнадцатому веку, времени правления султана Мухаммеда II, который, готовясь к штурму столицы Византии Константинополя, увидел в небе перевернутый полумесяц и рядом с ним звезду. Султану показалось, что в этом знаке таится доброе предзнаменование, и он связал с его появлением свою победу в этот день, когда штурм города окончился успехом.

Османы и символ полумесяца

Относительно этого знака среди исторических обоснований чаще всего приводят историю, связанную с Османом, который в 1299 году был князем одного очень маленького государства в Малой Азии. Осману приснился сон, в котором он увидел серп Луны, распростершийся над землей с одного конца в другой. Осману показалось это добрым предзнаменованием, и он взял полумесяц за символ своей династии. Потомки Османа стали основателями огромной державы, и сон его сбылся – Османы прославились как величайшие владыки и мусульманские халифы, за всю исламскую и мировую историю.

Завоевав Константинополь в 1453 году, Османы заимствовали у города его символ – сочетание звезды и полумесяца, и со временем оно стало символизироваться с военными победами Османов. На всем протяжении истории Ислама полумесяц со звездой стал использоваться и как знак мусульманских культурных достижений, а постепенно стал восприниматься как символ самого Ислама.

Османская империя стояла во главе мусульманского мира на протяжении нескольких сотен лет, и постепенно символ Османов в виде полумесяца со звездой стал восприниматься как знак всего Ислама и его приверженцев.

Знак полумесяца в современном мире

В современном мусульманском мире знак Ислама в форме полумесяца и звезды мусульмане носят в качестве подвески на цепочке, но не стоит придавать такой подвеске какой-то сакральный смысл, поскольку она не является ни идентификацией религиозной принадлежности хозяина, ни аналогом подобных знаков, используемых в других религиях – креста в христианской религии.


С течением времени значение символа неоднократно претерпевало изменения. Он ассоциировался с изобилием, богатством и могуществом верховной власти, постепенно перейдя на флаги и гербы многих мусульманских государств. Сейчас его можно встретить на флагах Пакистана, Мавритании, Турции, Алжира, Туркменистана, Коморских островов, Турецкой республики Северного Кипра, Туниса, Мальдивской республики, Ливии, Узбекистана.

В двадцатом веке связь данного символа укрепилась еще больше: в этот период по образцу Красного Креста был создан Красный Полумесяц.

«И напоил их напитком чистым»

Фонтан в ханском дворце в Бахчисарае. 1764 год© Илья Зайцев
На зданиях бань и на фонтанах-источниках мастера часто помещали аяты, связан­ные с водой, которая в Коране упоминается почти всегда в картинах рая. Например, сура 76, аят 21: «И напоил их [райских юношей] напитком чистым» (وَسَقَاهُمْ رَبُّهُمْ شَرَابًا طَهُورًا); или сура 76, аят 18: «[Праведные будут пить воду] из ис­точ­ника, называемого Сельсебиль» (عَيْنًا فِيهَا تُسَمَّى سَلْسَبِيلًا) — имеется в виду, что они будут пить ее в раю. Именно эти строки помещены на нескольких фонта­нах Бахчисарайского дворца, в том числе на знаменитом Фонтане слез.

Знак полумесяца в других религиях

Данный знак появился на тысячелетия раньше, чем появился сам Ислам. Существуют исторические упоминания, что звезда и полумесяц были символами богини Дианы из греческой мифологии и богини Танит, которую почитали карфагенцы.

Этот знак можно встретить и на православных храмах: там они расположены в нижней части креста.

Из результатов всех этих исследований можно сделать вывод, что символ полумесяца и звезды – это результат смешения исламской традиции с теми верованиями, традициями и стереотипами, которые его окружали на всем протяжении его развития.

Полумесяц используется в индуизме, в религии с тысячелетней историей, и он является атрибутом бога Шивы, одного из верхних богов, у которого полумесяц украшал его прическу. В индуизме он ассоциируется с контролем над своим умом и своими ментальными процессами.

Древняя египетская богиня Иштар также ассоциировалась со знаком полумесяца, который в египетской мифологии символизировал рост и процветание.

У многих народов Азии был культ Луны еще в период язычества, а в античном мире этот символ появился во время греко-персидской войны.

Жители Тюркского каганата использовали такую символику очень широко: они изображали ее и на монетах, которые были в обращении.

Персидская империя Сасанидов применяла полумесяц в качестве своего одного из главных символов, украшая им даже короны своих правителей.

«Не знает душа, на какой земле она умрет. Поистине Аллах всезнающ, всеведущ»


Надгробие. Конец XVI века© Илья Зайцев
Для погребальной тематики Коран также давал необычайно много. На над­гро­биях мусульман всего мира помещали как нази­дание и напоминание о неиз­беж­­ном конце плоти, например, такие аяты: «Сказал Аллах Преславный и Все­вышний: „Не знает душа, на какой земле она умрет. Поистине Аллах все­знающ, всеведущ“» (Коран 31:34, окончание). Или: «Сказал Аллах Преблаго­словенный и Всевышний: „Каждая душа вкусит смерть“» (сура 29, аят 57). Эти аяты мы ча­сто встречаем в средневековых эпитафиях мусульман Волжской Булгарии, Золотой Орды и татарских ханств.

«Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их»


Парафраз из Тронного аята. Техника выдавливания ногтем по бумагеFundación Cultural Oriente
Одним из самых популярных в каллиграфии стал так называемый Трон­ный аят: сура 2 «Аль-Бакара» («Корова»), аят 255 «Ал-Курси». Он называется Трон­ным потому, что в нем упоминается трон Аллаха: «Аллах — нет божества, кроме Него, живо­го, сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон; Ему прина­длежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их; поистине, Он — Всевышний, Великий».

Полумесяц в архитектуре

Полумесяц отдельно или вместе со звездой, стали украшать на мечетях еще при Османском государстве, когда появилась необходимость дать символ в архитектуре, отличающий мусульманские строения от сооружений христианства. Практика украшения мечетей изображения месяца распространилась с течением времени, но никакого сакрального смысла этому знаку не придавали.

В архитектуре некоторых народов его использовали для того, чтобы зафиксировать время, когда было окончено строительство здания всей мечети или ее отдельных минаретов: в форме месяца фиксировали фазу Луны, на которую приходилось окончание строительства. Именно с этим связано то, что форма месяца и его поворот отличается на разных мечетях, а есть и такие архитектурные примеры, когда навершия выполнены в форме круга, то есть полной Луны.

В настоящий период времени такой символ применяется в геральдике не только исламских государств, но и на гербах и флагах западных стран: в геральдике Англии и Канады полумесяцем изображают второго сына или младшую линию.

Споры относительно знака Ислама не утихают, и по-прежнему есть те, кто принимает полумесяц как символ Ислама, и есть те, кто категорически не приемлет в Исламе какие-либо символы. Окончательное решение принимает для себя каждый мусульманин сам.

«Аллах — един, Аллах, вечный, не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!»


Сура 112 на современной схеме для вышивания
В качестве самостоятельного текста распро­странен еще один фрагмент Кора­на — сура 112, которая имеет несколько названий: «Очищение [веры]», «Едино­божие» или «Вечный» (по эпитету Аллаха): «Во имя Аллаха мило­сти­вого, мило­сердного! Скажи: „Он — Аллах — един, Аллах, вечный, не ро­дил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!“ Первый дошедший до нас русский перевод фрагмента коранического текста суры, сделанный непосредственно с ориги­нала и точно датированный 1572 го­дом, — это как раз сура «Очищение [веры]».

Древний Египет и знак АллатРа, круг и полумесяц. Аналитика и фотоподборка.

В ушедшем 2016 году на сайте появилось немало публикаций, посвященных Древнему Египту и вероятно неспроста, если учитывать упомянутое также ранее здесь загадочное предсказание о голове Осириса — ландшафтном очертании в географическом расположении города Киева. Сегодня мне хотелось бы продолжить тему и попробовать провести наглядную параллель между Древним Египтом и современным Киевом, или если выразиться точнее, между седыми эпохами строительства пирамид и принесенными в мир сегодня Ригденом Джаппо Исконными Знаниями. Как многие догадались, речь пойдет о знаке «АллатРа», о котором мы уже ранее писали в аналитической статье «Круг и полумесяц». Немного напомню предысторию, в книге «АллатРа» имеется несколько изображений, подсказывающих нам, что этот знак «круг и полумесяц» был почитаем также в Древнем Египте во времена правления династии фараонов, хотя, бесспорно и задолго ранее.

Итак, что мы имеем?

  • Первое, знак АллатРа (круг и полумесяц) — рабочий знак, занимающий главенствующее место в принесенных Ригденом Джаппо Исконных Знаниях. Он находится на обложке одноименной книги.
  • Второе, известный факт: город Киев — точка, где 21.12.2012 была закончена автором Анастасией Новых работа над книгой «АллатРа». К этому можно прибавить предсказание Нострадамуса про 50-ый градус духовной Свободы, указывающее на город, находящийся на 50-ой параллели, а используя подсказку 48-го градуса из другого его пророчества, становится очевидным, что это Киев. Еще одна ссылка на недавнюю статью о документальном фильме «Секретный код египетских пирамид».
  • Третье, таинственная связь Древнего Египта и Киева, ландшафт которого каким-то странным образом напоминает очертание головы Оси́риса — бога возрождения, царя загробного мира в древнеегипетской мифологии и судьи душ усопших.
  • Четвертое, попробую высказать допущение, что Ригден Джаппо и Осирис — это имена одного и того же высокодуховного существа, бодхисатвы, Учителя человечества, время от времени посещающего землю для обновления духовных знаний.
  • Наконец, пятое, возникает естественный вопрос, был ли знак АллатРа (круг и полумесяц) столь же популярен за тысячелетнюю историю Древнего Египта (во времена правления Осириса или позже), подобно тому, как в ныне в Киеве, во время пришествия Ригдена Джаппо?

Город Киев, Украина, географический ландшафт.

На этот вопрос я и попробую ответить себе и читателям. Правда, прежде следует непременно уточнить, что привязывать бога Осириса к «временам строительства пирамид» было бы грубейшей ошибкой, ведь хорошо известно, большие пирамиды в том виде, котором мы их лицезреем, дело рук Имхотепа, о нём много написано в книге «Сэнсэй-4» и неоднократно упоминалось на этом сайте, однако конечно же, здесь уместно вспомнить о богинях Исиде и Хатхор, которые пронесли знак «круг и полумесяц» в своих образах сквозь тысячелетия, будучи обожествляемы в тогдашних народах, подобно тому, как в нынешние времена обожествляема Дева Мария, которая также несёт его,знак, на своих многочисленных иконах. Кстати, прекрасный материал для будущей статьи.

Богиня Исида и ГорБогиня ХатхорДева Мария

Мало кому удается при жизни побывать в Египте и увидеть этот знак воочию на богато расписанных наскальных барельефах, однако получить подтверждение наглядно можно при очень небольшом желании, всего лишь используя обыкновенное любопытство, интернет под рукой и площадку www.rgdn.info.

Смотрим:

Просмотрев фотографии, можно с уверенностью утверждать, что данному знаку — кругу и полумесяцу (АллатРа), — древние египтяне уделяли особое сакральное значение, что снова подтверждает, Знание — едино. Напрашивается новый логический вопрос, почему ему уделяется такое большое значение много тысяч лет назад и сегодня?

Ригден: В этом отношении я бы обратил особое внимание современного человечества на знак — «АллатРа». Его изначальное изображение — пустой круг, который снизу окаймлён полумесяцем рожками вверх. Он является одним из 18 первоначальных древнейших рабочих знаков. Название этого знака — «АллатРа» говорит о качестве его силы. Дело в том, что на заре человечества, благодаря исконным Знаниям, люди ведали о Едином (о Том, Кто создал всё), обозначая Его проявления звуком Ра. Созидательную силу Ра — божественное женское начало, Праматерь всего сущего, изначально называли Аллат. Оттуда и пошло среди посвящённых в духовные Знания наименование этого исконного знака — «АллатРа» как обозначение созидательной силы Того, Кто создал всё. Кстати, в древности эти сведения о священном Первичном звуке люди относили к сакральным знаниям о мироустройстве Вселенной в контексте сведений о человеке, как сложном и нестабильном в выборе субъекте этого мира. А вот у современных людей звук Ра в лучшем случае ассоциируется исключительно с мифами Древнего Египта о боге Ра.

Тем не менее знак «АллатРа» как проводник созидательной силы Бога люди использовали с давних времён. Он является постоянно активным и взаимодействует с видимым и невидимым миром, оказывает влияние на энергетическую конструкцию человека, независимо понимает человек это или нет. Но всё-таки основное действие знака зиждется на выборе человеческом. Если в человеке доминирует Духовное начало, этот знак воздействует на него в качестве дополнительной духовной силы. То есть знак входит как бы в резонанс и усиливает созидательную, духовную силу человека. А если в человеке доминирует Животное начало, то этот знак остаётся по отношению к нему нейтральным. Негативного человека, как правило, подпитывают совершенно другие знаки, работающие на активацию материального, Животного начала. Знак «АллатРа» больше всего проявляет своё воздействие (созидательную духовную силу) в группе людей, которые в каждом дне действительно работают над собой, объединяют свои усилия в совместных духовных практиках (молитвах, медитациях и так далее). (книга «АллатРа», стр. 472)

Более подробно читайте как в аналитической статье, указанной в начале, так и в самой книге «АллатРа».

Подготовил: А…

«Сказал пророк, да будет над ним мир…»

Достоверный хадис «Кто не благодарит людей, тот не благодарит и Аллаха». 2010 год© kalem-guzeli.org
Кроме цитат из Корана источником вдохно­вения для каллиграфов были хадисы — пре­дания о деяниях пророка Мухаммада и его словах (факти­чески прямой речи Аллаха, ниспосланной через пророка), — дошедшие до наших дней благодаря пись­менной фикса­ции устной традиции. Хадисы сводили в спе­ци­аль­ные сборники, в том числе и темати­ческие. Каждый хадис начи­на­ется со слов «Сказал пророк, да будет над ним мир…». Далее идет непо­сред­ственно текст предания, например «Эта жизнь есть час, употребляйте его на слу­жение [Богу]» или «Кто не благо­дарит людей, тот не бла­годарит и Аллаха».

О чём мечтали пророки

Ольга Проценко: Сейчас мы хотели бы также анонсировать одно очень важное и радостное событие — общечеловеческую глобальную конференцию «Созидательное общество. О чём мечтали пророки», которая пройдёт 20 марта 2021 года.

Как показывают нам артефакты, знак «АллатРа» существовал во всех культурах и религиях. Во все времена у всех народов была информация о том, как построить Созидательное общество, как создать мир с истинно человеческими ценностями. О таком мире говорили все пророки. Они говорили об отношении и любви людей друг к другу.

И возникает вопрос: почему же мы до сих пор не живём в таком обществе? Ведь практически каждый человек на планете мечтает жить именно в Созидательном обществе. Это подтверждают миллионы соцопросов, которые уже были проведены на протяжении нескольких лет и каждый день продолжают осуществляться волонтёрами по всему миру.

Трейлер конференции «Созидательное общество. О чём мечтали пророки»

Алла Москаленко: Сегодня мы вместе рассмотрим, какие же значения знака «АллатРа» сохранились на разных континентах, в разных культурах, религиях и легендах.

И начнём мы с древней религии зороастризм. Почему? Потому что именно на религии зороастризм базируются почти все религии мира.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]