С древнейших времен люди поклонялись идолам- деревянным и каменным изображениям богом, которые покровительствовали на охоте и рыболовстве, охраняли домашний очаг, скот и детей. Постепенно мировоззрение менялось, но в некоторых религиях сохранились миниатюрные изображения божеств, которые приносят верующим различные блага: удачу, счастье, деньги, здоровье, любовь. В качестве объектов для поклонения могут выступать как изображения людей, так и птиц и животных, и мифических существ, а также предметов неживой природы.
Нэцкэ «Эбису с большой рыбой»
0
Смотреть все фото в галерее
Размер 45/40 мм Материал слоновая кость Период Мейдзи
С древнейших времен люди поклонялись идолам — деревянным и каменным изображениям богов, которые покровительствовали на охоте и рыбалке, охраняли домашний очаг, скот и детей. Постепенно мировоззрение менялось, но в некоторых религиях сохранились миниатюрные изображения божеств, которые приносят верующим различные блага: удачу, счастье, деньги, здоровье, любовь. В качестве объектов для поклонения могут выступать как изображения людей, так и птиц и животных, и мифических существ, а также предметов неживой природы.
Значение нэцкэ Тигр
Тигр является символом бесстрашия, мощи, мужества, благородства и власти. На Востоке особо почитаются два качества, которыми обладает тигр — это сила и хитрость. Все эти качества позволили тигру стать хозяином джунглей и повелителем зверей.
В китайской книге Судеб и Предсказаний «И Цзин» одна из гексаграмм гласит: «Наступи на хвост Тигра и, если он не укусит тебя — впереди свершение». Поэтому в восточных странах Тигра одновременно и почитают, и боятся. Ведь он — это скрытая энергия и огненная стихия.
История происхождения нэцкэ
Нэцкэ – это вырезанные из дерева, кости или металла фигурки – талисманы, которые защищают своих владельцев и приносят им все желаемое. Но они не всегда выполняли такие возвышенные функции. Исследователи считают, что Страна Восходящего Солнца позаимствовала их в Китае. Там подобные фигурки называли Чжуй- цзы. Это миниатюрные предметы, которые крепились к поясу, к этим предметам привязывались ножичек, кисет, ключи, предметы гигиены. Все эти необходимые постоянно мелочи нанизывались на один шнурок, а второй конец шнурка продевался сквозь полое отверстие в середине костяной или деревянной фигурки . В начале 14 века Япония переняла у Китая манеру носить одежду и, в частности, использование пояса, как своеобразного кармана. Но здесь искусство вырезания нэцкэ достигло такого высокого уровня, что теперь эти миниатюрные статуэтки превратились в предметы коллекционирования и поклонения. В самом начале своего появления эти фигурки не представляли ничего особенного, они скорее напоминали небольшую рисовую лепешку. Но к середине 14 века они стали преобразовываться. Появились маленькие лакированные коробочки, затем камеи и театральные маски. Искусство развивалось, видоизменялось. Своей кульминации искусство изготовления нэцкэ достигло в 19 веке. Тогда их вырезали по индивидуальному заказу. Если раньше изображали различных богов и мифические сюжеты, то теперь в основу стали ложиться сцены городского и сельского быта. В этих миниатюрных панорамных картинах можно наблюдать и женщин, выполняющих домашнюю работу, и актеров, развлекающих сельскую публику, и мужчин, веселящихся в корчме. Некоторые нэцкэ прославились на весь мир, к ним стали слагать стихи и сочинять музыку.
История появления нэцкэ
По меркам истории это искусство зародилось совсем недавно в XVI–XVII веках. Но стало популярным только лишь в XIX веке, когда полностью изменилась трактовка образов фигурок. В то время Япония находилась под управлением военного правительства, курс которого был направлен против роскоши, на сохранение структуры общества со строгим разграничением сословий. Вышедшие законы строго регламентировали образ жизни каждого сословия, в том числе из какой материи должно быть сшито платье, какое количество этажей может иметь дом.
Когда нэцкэ только появились, они не были окутаны мистикой, тайной и легендами и не рассматривались как объект поклонения. Они выполняли роль обычного брелока для пояса и считались просто декоративным элементом в одежде. Традиционная культура японского костюма не предусматривает наличие карманов, но там обязательно присутствует пояс. Поэтому для переноса ключей, кисета, трубки или лекарств использовались небольшие сагэмоно (мешочки, коробки, корзинки), которые подвешивали к поясу посредством нэцкэ.
С помощью шнурка фигурку связывали вместе с крохотной плетёной корзинкой или деревянным коробочком следующим образом:
- Завязанный в кольцо шнурок просовывался за пояс;
- Нэцкэ вставляли в петлю, расположенную над поясом;
- Сагэмоно закреплялся в нижней петле. Узелок шнурка прятали внутри нэцкэ, поэтому украшение смотрелось всегда аккуратно.
Актуальны японские фигурки нэцкэ и сегодня. Их используют в качестве брелоков для ключей, носят с собой повсюду как талисман наудачу, украшают интерьер.