Что значит кельтский символ Триквестр — для разных народов

Трикветр, что это такое и каково его значение? Своеобразный трилистник, который еще с древности различные народы мира наделяли сакральным смыслом. Однако наиболее часто он упоминался и использовался в культуре кельтских поселений.


Трикветр имеет различные значения для каждой нации и вероисповедания

Смысл и значение

Значение Трикветр символизирует равновесие добра и зла в человеческом мире, а также бесконечное течение бытия. В кельтской культуре и мифологии знак символизирует гармонию единения физического и духовного начала человека.

Каждая часть трилистника олицетворяет определенный отрезок жизни:

  • младенчество, детство — восход;
  • юность, молодость — зенит;
  • взрослость, старость — закат.

Троичный узел используется в качестве оберега, так как способен наделить своего владельца решительностью, сберечь от сглаза и порчи, а также притянуть удачу.

Внешний вид амулета

Несмотря на то, что трилистник называют триглавом, он принадлежит богу Велесу. В сознании людей закрепилась ассоциация с могучим сонмом трех богов Триглавом, хотя именно Велес – властитель трех миров.

Трилистник представляет собой пересечение трех лепестков с заостренными концами, заключенных в круг. Они нарисованы единой линией, один лепесток направлен вверх, а два другие глядят вниз.

Они символизируют три мира: реальный, в котором живут все люди – Явь, небесный, где обитают боги – Правь и подземный мир Навь, в котором покоятся умершие души.

То, что лепестки-миры переплетены друг с другом одной линией и помещены в окружность означает гармонию трех миров.

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ! Благодаря трилистнику, распространился похожий символ – трехлистный клевер, заключенный в круг. Он использовался в магических обрядах и обладал огромной защитной силой.

История символа Трикветр

Точное время происхождения кельтского символа Трикветр до сих пор вызывает споры в круге историков. Существуют официальные данные раскопок, которые свидетельствуют о том, что символ использовали еще в каменном веке.


Трикветр используют несколько тысяч лет

Помимо этого, символика триглав Трикветра была найдена на:

  • рунических талисманах скандинавов;
  • древнегерманских, норвежских и шведских монетах;
  • могильных крестах и надгробиях кельтов;
  • на обложке Келлской книги, которая является древнейшим и одним из значимых работ монахов Ирландии;
  • шлемах, щитах и другой военной атрибутике викингов.

Самые ранние изображения троичного узла были найдены на территории северной Британии и датируются 3000 годом до н. э.

Правила ношения

Носить оберег Трилистник можно людям, которые достигли половозрелого возраста. Если его будет применять ребенок, то болезней и отставания в развитии не избежать.

Чтобы знак Трилистника принес своему обладателю желаемое, нужно выполнять правила.

  1. Снимать амулет на ночь — спать в нем запрещается. В противном случае он впитает назад ту энергию, которую отдал на протяжении дня. Если поместить оберег на тумбочку возле кровати, то произойдет его насыщение энергетикой земли.
  2. Скрывать символ от посторонних глаз. Не стоит оберег передаривать или даже давать другим поддержать его в руках. Талисман признает только одного хозяина и при неправильном обращении с ним может начать работать не на пользу, а во вред.
  3. Не сочетать амулет с рунами темных богов, потому что талисманы будут нейтрализовать действие друг друга. С другими символами использовать не запрещается.

Трикветр у народов мира

Историки утверждают, что кельтский символ Трикветр для каждого народа имеет разное назначение и применение.


Для каждого народа символ имеет разные значения

В традициях христианства

В славянской мифологии есть свидетельства почитания знаку Трикветр, значение которого символизирует триединство миров.

Этот союз составляют земной мир — яви, божественный — нави и загробный — прави. Так же славянины считали покровительницей символа богиню Тригла.

С принятием на Руси православия многие языческие верования потеряли силу своего убеждения.

В буддистской культуре

О том, что такое Трикветр в буддистской культуре, хорошо объясняют найденные на территории Китая и Японии предметы быта и военной атрибутики.

Троичный узел в Азии носил название Мусуби Мицугашива и изображался на обмундировании воинов императорских армий. Фамильный герб японской королевской династии тоже имел кельтский Трикветр.

В неоязычестве

В современном мире люди все больше стали возвращаться к язычеству, наука даже дала этому явлению термин — неоязычество. Вера основывается на поклонении богине-матери.

Согласно неоязычеству Трикветр — это символ, олицетворяющий:

  • деву, то есть невинность;
  • женщину, то есть мать;
  • старуху, то есть мудрость.

Помимо этого, неоязычники трактуют знак Трикветра как разделение мира на морское, небесное и земное.

Пакт Рериха. Мир через Культуру


Знак Знамени Мира – знак Триединства – один из древнейших символов человечества. Н.К. Рерих выбрал его не случайно. В ходе многочисленных археологических раскопок, проводимых в различных регионах планеты, в результате изучения памятников искусства разных времён и народов он обнаружил, что этот знак прошёл через историю и культуру многих народов мира: «Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединённое кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всём этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.

Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдёте то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несёт тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахуля, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на буддийских знамёнах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия».

ЗНАМЯ МИРА «PAX CULTURA». 1931
Н.К. Рерих. ЗНАМЯ МИРА «PAX CULTURA» 1931 Бумага на картоне, темпера. 15 х 23 Частное собрание
В 1930 году, ещё до подписания Пакта о защите культуры, Н.К. Рерих писал, что Пакт «предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами».

Когда главы 20 государств Северной и Южной Америки подписывали в 1935 году Пакт Рериха, Николай Константинович ещё раз напомнил всем о значении и эволюционной сути Знамени Мира, символа этого Пакта. «Пусть Знамя развевается над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается и над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели и пустыни. Знамя поднято. В духе и в сердце оно не будет опущено. Светлым огнём сердца процветёт Знамя Культуры. Да будет!»

Символ Знамени Мира никогда не обозначал принадлежность к какой-либо нации или религии. «Этот Международный Флаг Культуры для охраны Искусства и Науки никого не умаляет и не нарушает ничьих мирных интересов, – отмечал Н.К. Рерих. – Наоборот, он подымает мировое понимание эволюционных сокровищ. Он помогает ценностям грядущего творчества и в существе своём ведёт к великому понятию Прогресса и Мира».

Художник призывал «повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего».

Тогда, в те тревожные предвоенные годы, не все правительства считали Пакт Рериха чем-то важным. Не подписало его и правительство СССР. Человечеству планеты понадобилось пройти через огонь и разрушения войны, через уничтожение ценностей культуры, чтобы понять, как важен был Пакт Рериха, какой большой смысл в себе заключал символ Знамени Мира.

ТРОИЦА. 1932

Андрей Рублёв. ТРОИЦА. 1420


Н.К. Рерих. ЗНАК ТРОИЦЫ 1932
Н.К. Рерих связывал выбор знака Триединства для Знамени Мира с тем впечатлением, которое произвела на него икона Андрея Рублёва во время посещения Троице-Сергиевой Лавры. В письме председателю Парижского Комитета Пакта Рериха барону М.А. Таубе он писал 13 февраля 1932 г.: «Наконец-то я могу Вам послать домашний снимок с моей последней картины, посвящённой смыслу значения знака Знамени. <�…> Скажите всем невеждам, пытающимся подставить какие-то свои своекорыстные или злонамеренные объяснения, о смысле этого Изображения. Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщённому христианству и так прекрасно претворённой в иконе Рублёва «Святая Живоначальная Троица» Свято-Троицкой Сергиевской Лавры. Именно этот символ – символ древнейшего христианства, освещённый для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублёва».

В гениальной «Троице» Андрея Рублёва как бы незримо присутствует круг, символизирующий триединство Божества. Рерих в своей картине «Знак Троицы» (1932), выявляя этот круг и сближая нимбы ангелов, получает ясную композиционную формулу. Знак Знамени Мира раскрывается здесь через знак Троицы. Согласно мифологическим представлениям, на вершине мировой горы, куда Рерих помещает Троицу, находится Дом Божий. Сияя на фоне небесного Иерусалима, знак Троицы – знак Знамени Мира с чашей Христа – славит гармонию высших сил и высшую любовь в её жертвенном подвиге.

МАДОННА ОРИФЛАММА. 1932
Н.К. Рерих. МАДОННА ОРИФЛАММА. 1932 Холст, темпера. 173,5 x 99,5 Музей Николая Рериха США. Нью-Йорк
Картина «Мадонна Орифламма» или, как её называл сам художник, «Владычица Червонно-Пламенная» символизирует всё движение за мир. Здесь Мадонна, изображённая сидящей, держит в руках развёрнутое Знамя Мира. За окнами на заднем плане виднеются города, храмы, замки, и Мадонна в неусыпной страже над святыми ценностями, собранными в них за многие века. За её фигурой виден далёкий пейзаж с высокими небесами, наполненными светом. Такой же свет исходит и от мадонны. Взгляд её потуплен, а лик её столь же чист, целомудрен и красив.

Орифламма (алая боевая хоругвь французских королей) призывает здесь не к сраженью, а к охране всей красоты мира. Мафорий на голове Владычицы отмечен тремя кругами, как украшали обычно корону Богоматери художники XV века.

Лучшим пояснением к этому трогательному и величественному образу служит стихотворение «ВЛАДЫЧИЦА ЗНАМЕНИ МИРА», написанное Н.К. Рерихом в 1936 году белым стихом:

Владычица червонно-пламенная! Владычица Знамени Мира! К Тебе, Владычица, мы прибегаем. Кто же поднимет Знак Мира, Знак Сохранения Высших Сокровищ? Кто же, кроме Тебя, придёт нам на помощь Знамя поднять, знак созиданья народам? Бурно море и губительны вихри, но Ты Знамя поднимешь и наполнишь сердце людское сознаньем о священном Хранении Духа. Ведь Ты знаешь, насколько нельзя отложить этот Знак. Ведь Ты знаешь, сколько уже разрушений землю унизило. Знаешь Ты все поношения самого лучшего, самого нужного людям. Если стадо не знает опасности, то ведь Ты, Пастырем будучи, Мирное Знамя поднимешь.И ветры нагорные повсюду Приказ пронесут Твой: Хранить, и строить, и складывать Светлое Завтра. Твой Пламень Червонный тьму разгоняет. Дыхание Твоё исцеляет все раны и Рука Твоя разве не строит, легко прикасаясь к созидательным камням творенья? Вот мы и просим Тебя поднять этот Знак Триединости Мощной. Знаем мы, что Ты не откажешь, ибо противно Тебе разрушенье и уничтоженье прекрасных начал. Ты не терпишь хаоса, Ты не терпишь смятения. И потому Ты поднимешь, и сохранишь, и укажешь народам Знак Охраненья мирных прекрасных Сокровищ! Знак Путеводный для каждой творческой Мысли!Знак Утвержденья и Света.Помоги, Владычица Знамени Мира!

В какой-то мере «Орифламма» явилась откликом Рериха на женское движение за равноправие. В обращении к «Обществу единения женщин» художник писал в 1931 году: «Женщины, ведь вы соткёте и развернёте Знамя Мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжёте у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте… Вы произнесёте священное слово Культура».

СОФИЯ-ПРЕМУДРОСТЬ. 1932

Н.К. Рерих. СОФИЯ-ПРЕМУДРОСТЬ 1932 Холст, темпера. 107,5 x 153 Музей Николая Рериха США. Нью-Йорк
В 1932 году Н.К. Рерих создаёт картину «София-Премудрость», где изображает царственное женственное существо, реющее над миром на огненном коне. «Среди почитаемых древних икон имеется образ глубокого значения: «Святая София – Премудрость Божия». В часы вашего высшего вдохновения эта Мудрость шепнёт вам: «Творите неутомимо, знайте, как давать. Только в даянии мы получаем!» На огненном коне, в сверкании пламенеющих крыльев представлена несущаяся в Пространстве Святая София, Мудрость Всевышнего». (Н.К. Рерих)

«София-Премудрость» ведёт свои истоки от православных христианских образов. Вместо спокойного и торжественного образа традиционных икон Софии Рерих создаёт произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила – воеводы-предводителя светлых сил. Вместо нимба Софии – диск солнца. Она сама как посланец солнца, как воитель Света.

В основном художник строго придерживается иконописных правил, кроме одного бросающегося в глаза отличия. София держит список не в левой руке, а в правой, и этот список раскрыт. На списке изображён символ Знамени Мира – три круга в окружности и написано трижды по-древнегречески слово, что значит «свято». В картине это Знамя развевается над соборами и дворцами, библиотеками и музеями. Все они представляют один мировой город за общей, кремлевской стеной, как бы, символизируя единство созданий человеческих рук.

В образе героической Софии Н.К. Рерих воплощал свою веру в наступление эпохи Матери Мира и возлагал большие надежды на женщину в дальнейшем развитии человечества. Он призывал: «Пусть теперь женщина – Матерь Мира – скажет: Да будет Свет! Каков же будет этот Свет и в чём будет заключаться огненный подвиг? – В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано – Любовь, Знание и Красота».

Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придёт новый мир.

МАДОННА ЗАЩИТНИЦА. 1933

Н.К. Рерих. МАДОННА ЗАЩИТНИЦА (SANCTA PROTECTRIX). 1933 Холст, темпера. 173,5 х 99,4 Музей Николая Рериха США. Нью-Йорк
На картине «Мадонна Защитница» изображён город, который покрывает своим плащом Святая Мадонна. Эта картина была написана в 1933 году в связи с Пактом Рериха, провозглашающим защиту культурных ценностей. На ней город символизирует творческое достояние людей, которое нуждается в защите, покровительстве. И такая защита приходит в образе Мадонны, осеняющей своим покровом город. Мадонна как бы отождествляется с ним, становится с ним одним целым.

Рерих не случайно связывает город и высокое Женское Начало. В древности города чаще всего посвящались какому-нибудь женскому божеству, без их покровительства невозможно было успешное существование города. Понимание значения женского божества как богини-градохранительницы, защитницы города от «врагов яростных» коренится в глубокой древности. Древние знали, что именно творческая сила космического Женского Начала созидает мир, творит мироздание, создаёт в нём порядок, гармонию и красоту, а также защищает и хранит его от наступлений хаоса.

Н.К. Рерих, хорошо знавший западноевропейское искусство, часто использовал знакомые сюжеты, усиливая и акцентируя некоторые их стороны. Для картины «Мадонна Защитница» он использовал образ Мадонны делла Мизерикордиа (Милосердия), часто изображавшейся на картинах художников эпохи Возрождения. «Мадонна Защитница» раскинула свой плащ, охраняя храмы, дворцы и соборы всего мира. Под защитой плаща Мадонны изображены архитектурные шедевры Европы – соборы во Владимире, Реймсе, Сиене и Шартре, Архангельский собор Московского Кремля, собор Святого Петра в Ватикане и некоторые другие. На груди Защитницы большая фибула со знаком Знамени Мира.

БЕЛЫЙ КАМЕНЬ. 1933

Н.К. Рерих. БЕЛЫЙ КАМЕНЬ. 1933 Холст, темпера. 80 х 103 Музей Николая Рериха США. Нью-Йорк
Во время Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) на территории Монголии и Тибета Н.К. Рерих встречал изображения Белого коня Эрдени Мори – Коня Счастья, несущего на спине Сокровище Мира – волшебный камень Чинтамани. В 1933 году легенду о Чинтамани, запечатленную на каменной глыбе, художник перенёс на холст в картине «Белый камень». Сокровище изображено в виде знака Триединства на седле коня без всадника в языках стилизованного пламени в окружении священных символов.

По народным преданиям, в давние времена из созвездия Орион упал на Землю чудесный Камень, посланный на помощь людям. В культурах разных народов всех веков встречается упоминание о камне или его символе. Осколок чудесного камня был вставлен в перстень древнееврейского царя Соломона, символом верховного жреца друидов был пояс со вставленным в него белым камнем, в Откровении Иоанна Богослова побеждающему в награду обещан «белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает».

Е.И. Рерих в своих письмах поясняла: «Камень Белый в Откровении, конечно, может относиться к основному телу Камня, находящемуся в Твердыне Света, а также означать и появление осколка, находящегося в миру и сопровождающего Новое Провозвестие».

Н.К. Рерих писал: «На Гималаях, в Тибете и в Монголии постоянно приходится встречаться с упоминанием об этом сокровенном чуде. <�…> О нём сложены всевозможные предания и песни. <�…> Легендарный, испокон известный чудный камень, посещающий особо замечательные местности в особо нужное время».

«Издавна ходит Эрдени Мори, и светит его сокровище. На восходе и на закате солнца затихает всё, значит, где-то проходит великий конь белый, несущий сокровище». Николай Константинович также отмечал, что в сказаниях многих народов белый конь принадлежит герою (белые кони святого Егория, святых Флора и Лавра, литовского бога Световита, Гэсэр-хана и других). Ему предоставлено право ходить и одному, принося великую весть. Появление Эрдени Мори, несущего на себе волшебный камень Чинтамани, напоминало людям о неизбежном приходе Новой Эры.

ЧИНТАМАНИ. 1935–1936

Н.К. Рерих. ЧИНТАМАНИ 1935–1936 Холст, темпера. 91,8 х 116,9 Центр-Музей имени Н.К. Рериха Москва. Россия
В творчестве Н.К. Рериха особое место занимает образ чудесного камня, воплощения высшей мудрости. Этот камень известен разным культурам. В буддизме он носит имя «Чинтамани» – «Драгоценный камень мысли» и символизирует духовные сокровища, которыми способен овладеть просветленный ум. На иконах-тханках его изображают на спине белого или бледно-серого коня. Такое изображение Чинтамани нанесено на знаменитую тханку Шамбалы, которую Рерихи провезли по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928).

Белый конь с Чинтамани на спине изображён на сотнях и тысячах тибетских молитвенных флагов, развевающихся над опасными перевалами Гималаев, – этот конь спешит на помощь путникам.

Н.К. Рерих писал: «На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он бросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от Великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдёт конь одинокий, и на седле его вместо всадника будет сиять Сокровище мира: Норбу Римпоче – Чинтамани – Чудесный Камень, Мира Спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли нам конь одинокий Сокровище Мира?»

Согласно эзотерической традиции Востока, Камень этот был послан на Землю из созвездия Орион, и на месте его падения была основана Обитель Учителей Знания и Света – Шамбала. Там он пребывает и по сей день, являясь связующим звеном между Землёй и Дальними Мирами, а его осколок путешествует в мире, появляясь на пороге великих событий.

Вот что записал о нём Н.К. Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции: «В прекрасных символах старый путник расскажет вам, как в незапамятные времена из других миров упал чудесный камень – Чинтамани индусов или Норбу Римпоче тибетцев и монголов. И с тех пор часть этого камня блуждает по земле, возвещая новую эру и великие мировые события. Будет сказано, как некий владыка владел этим камнем и как тёмные силы пытались похитить сокровище.

Ваш друг, слушая эту легенду, шепчет вам: «Камень этот черен, необуздан и пахуч и зовётся Началом Мира. И он шевелится, как одухотворённый. Так завещал Парацельс».

А другой наш спутник улыбнётся: «Камень изгнанник, блуждающий камень Вольфрама фон Эшенбаха». Но рассказчик у костра продолжает свой сказ о чудесных силах камня; как камень проявляется и как он указывает мировые события. «Когда камень горяч, когда камень дрожит, когда камень изменяет свой цвет, – этими явлениями камень предсказывает владельцу будущее и даёт возможность знать врагов и опасности или счастливые события».

Слушатель спрашивает: «А не этот ли камень на башне Ригден-Джапо? Не он ли даёт лучи, проникающие все океаны и горы на благо людей?»

Рассказчик продолжает: «Чёрный камень скитается по земле. Знаем, что китайский император и Тамерлан владели камнем. Знающие люди говорят, что великий Соломон и Акбар владели сокровищем, давшим им чудесные силы. Сокровище мира – так называется камень».

Картина Николая Рериха «Чинтамани» – символ высочайшего значения: она не только отражение гималайской легенды, но и знак того, что с высот духа всему человечеству посылается чудесное сокровище Мудрости, приход которого знаменует собой новую страницу Космической Эволюции.

МОНГОЛИЯ. 1938


Н.К. Рерих. МОНГОЛИЯ. (СВЯТЫЕ КАМНИ. ШАРА-МУРЕН).1938 Холст, темпера. 47 x 79 Из коллекции Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Москва. Россия


Фото 1935 г. из Маньчжурской экспедиции Н.К. Рериха

В своих путешествиях по миру Рерих постоянно обращал внимание на петроглифы, которые встречались ему на горных путях, копировал их, а затем создал на основе своих наблюдений целый ряд произведений. Так, в 1935 году Рерих встречает изображение знака триединства на скалах Шара Мурена. Шара-Мурен – местность во Внутренней Монголии (Китай). Николай Константинович вместе с сыном Юрием побывали там летом 1935 года во время Маньчжурской экспедиции (1934–1935). В Шара-Мурене находился одноименный буддийский монастырь. По некоторым сведениям, позднее монастырь был разрушен. Есть и река с таким же названием (кит. Силамулуньхэ).

В своей статье «Везде», посвящённой знаку Знамени Мира, Николай Рерих писал: «Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях – везде тот же знак.

Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нём нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить – одинаково нужны».

Знак также связан с восточными преданиями о Коне Счастья – Эрдени Мори и Сокровище Мира – Чинтамани. «…Ночью горят все звёздные палаты. Сияют все чудные знаки. Открыта Книга Величия. За горою полыхнул луч света. Кто там? Там кто прошёл? Не Эрдени Мори?

На скалах Шара-Мурена знаки сокровища. Наран-Обо притаил камень чудесный. Везде прошёл Эрдени Мори». (Н.К. Рерих)

ПОРТРЕТ Н.К. РЕРИХА. 1939

Первым живописным увлечением Святослава Николаевича Рериха был портрет, и он написал их множество. «Когда я пишу портрет, меня главным образом интересует характер человека, и я стараюсь писать портреты с тех людей, которых знаю». Одни из лучших его портретов – портреты родителей.

До 1947 года Святослав Николаевич создал более 30 портретов отца – Николая Константиновича Рериха. В 1935 году С.Н. Рерих писал: «Когда Отец вернется сюда [в Кулу из Маньчжурской экспедиции (1934–1935)], я напишу несколько его портретов в «традиционной» манере. Когда-нибудь они пригодятся как портреты Создателя «Пакта Мира». Имея эти портреты, позднее мы поработаем над тем, чтобы разместить их».

Через несколько лет художник пишет превосходный портрет отца, стоящего на фоне гор. В нём выражены непреклонность духа и спокойная мудрость. Величественный гималайский пейзаж с высокими крутыми пиками, который так любил Николай Константинович, глубоко созвучен с духовной сущностью портретируемого.

Горы Гималаев и Тибета хранят много знаков, связанных с легендами и философией местных народов, с их богатым фольклором, который много изучался Николаем Константиновичем. Не случайно Святослав Николаевич изображает отца рядом с камнем, где нарисован конь с Сокровищем Мира.

Магические свойства символа

Согласно кельтской и скандинавской мифологии кельтский узел Трикветр обладает мощной космической энергией, поэтому часто используется в магии.


Троичный узел имеет сильно-выраженные магические свойства

Трикветр обладает следующими свойствами:

  • притягивает удачу;
  • наделяет уверенностью, чтобы с легкостью достигать поставленных целей.;
  • пробуждает умственные способности;
  • улучшает здоровье;
  • нормализует психоэмоциональное состояние;
  • помогает найти выход из трудной жизненной ситуации.

Амулет Трикветр особенно подходит творческим личностям и путешественникам.

Как правильно носить и использовать символ

На шее человека расположены все чакры. Именно поэтому правильным вариантом ношения оберега является это место. Таким способом будет достигнуто энергетическое равновесие в организме.

При ношении амулета важно помнить три правила:

  1. Запрещено носить оберег вместе с нательным крестиком или иконой; христианство несовместимо с языческими знаками.
  2. Нельзя носить Триглав со шкурами, клыками убитых животных.
  3. Амулет носят на серебряной цепочке или в виде брелока, изготовленного из дерева.


Оберег Триглав из дерева.
Для того чтобы талисман приносил пользу, его необходимо активировать при помощи огня, земли или воды. Любая из этих стихий способна зарядить оберег. Триглав опускают на три часа в родниковую воду, а после обязательно высушивают в естественных условиях. Далее его необходимо носить трое суток подряд. Только так раскроются все магические свойства амулета.

Как изготовить оберег своими руками

В качестве оберега чаще всего применяют кулон Трикветр.

Необходимые материалы

Для изготовления амулета используют:

  • ткань из натуральных нитей;
  • кожаные ремешки;
  • черный маркер (для расписывания тканей);
  • древесина;
  • благородные металлы;
  • эфирные масла.

Также можно использовать крупною соль, предпочтительней морскую.

Инструкция, как изготовить оберег

Пошаговая инструкция изготовления подвески:

  • сшить из ткани небольшой мешочек светлого оттенка;
  • нарисовать на нем темным маркером кельтский символ;
  • пометить внутрь цветки ромашки, лаванды и немного морской соли;
  • перевязать мешок кожаным ремешком.

Сверху можно побрызгать оберег эфирным маслом или соком цитрусовых.


Помимо тканевого амулета можно приобрести сразу готовый серебряный или золотой кулон

История появления знака Трилистника

В четвертом веке нашей эры Патрикий Ирландский проповедовал христианство среди язычников. По легенде, он использовал клевер в качестве иллюстрации христианской Святой Троицы:

  • Отец.
  • Сын.
  • Святой Дух.

Также три элемента могли символизировать богословские добродетели:

  1. веру;
  2. надежду;
  3. любовь.

Трилистник из-за своей исключительной исторической важности стал символом ирландского народа.

Символическое значение клевера является знаком святого Патрика и его духовной силы.

Неизвестно, насколько правдива эта легенда, ведь тому нет никаких подтверждений. Зато есть сведения, что кельты использовали схематическое изображение трехлистного клевера задолго до времен проповеднической деятельности Патрикия в Ирландии. Символ фигурировал как в жреческих обрядах, так и в быту.

Древние славяне также наделяли магическими свойствами символ Трилистника или Триглава. Идеальная завершенность формы этого знака предопределила мистическую символику клевера и у этого народа.

Значение татуировки с изображением символа трикветр

А вот оберег в качестве татуировки стоит использовать с осторожностью.

Тату с троичным узлом крайне не рекомендуется набивать на тело в области груди и шеи.

  • Для мужчин. Символ в качестве татуировки будет означать ответственность, отвагу и креативный ум. Знак наделяет уверенностью и помогает добиваться неприступных высот.
  • Для женщин. Трикветр как тату будет значить добродушие, обаяние и привлекательность. Дамам символ помогает притянуть удачу и любовь, найти заботливого и любящего партнера.

Трикветр в искусстве тату

Нанесение на кожу узора в виде кельтского узла стала сегодня популярной процедурой как на Западе, так и на Востоке. Для большинства людей это не только дань боди-арту, но и желание самовыразиться, защититься от невзгод, привлечь благостную энергию.

Наиболее подходящие части тела для тату мужчин — шея, грудь, плечи. Нежная кожа в этих местах способна отлично принимать положительные вибрации извне. Некоторые мужчины дополняют изображение трилистника крестом, подчеркивая свою любовь в Всевышнему.

Среди женщин предпочтение отдается мелким символам на запястье или затылке. Для придания черному символу соблазнительности, иногда прибегают к синему обрамлению. В качестве привлекательных дополнений выбирают обычно изображение цветка или птицы Феникс.

Татуировка в виде тройничного узла может означать:

  • циклы бытия (жизнь — смерть — воскресение);
  • супружеские обязательства (любовь — честь — защита);
  • единство семьи (отец — мать — ребенок);
  • ход времен (прошлое — настоящее — грядущее).

Иногда люди вкладывают в тату трикветр скрытые смыслы, имеющие значение только в их жизни.

Можно ли сочетать с другой символикой

Эзотерики советуют сочетать Трикветр, опираясь на астрономию и астрологию. Поэтому нередко знак нужно комбинировать с символикой знаков Зодиака.

Девушки предпочитают сочетать символ с растительной тематикой, отдавая дань кельтским друидам, которые поклонялись природе. Мужчины же выбирают более брутальную тематику, добавляя военную атрибутику.


Символ помогает оградить себя от негатива

Как выглядит

На вид амулет или просто символ трилистника — это лист клевера. Он может быть в виде кулона, кольца, сережек или брошки. Также подобный аксессуар вешают на сумку в качестве брелка, изображают на бамперах телефонов или даже рисуют на ногтях.

Изображён символ всюду по-своему. Кто-то просто рисует обычный клевер. Но по сути, символ трилистника изображается тремя углами и тонко переплетенными между собою линиями, которые образовывают круг. Это создает видимость плотной и неразрывной связи.

Интересные факты

За всю многовековую историю Трикветр заимел множество интересных фактов своего значения, применения и отражения в массовой культуре:

  • группа Led Zeppelin на обложку своего четвертого альбома поместила знак троичного узла как олицетворение своего успеха;
  • трилистник является самым известным символом современной Ирландии;
  • популярный немецкий мистический сериал имеет прямую отсылку на тройственность бытия человеческого мира, а Трикветр как раз-таки и помогает главным героям путешествовать между этими параллельными мирами;
  • завязывание «тройничного узла» галстука было основано на форме трилистника.

Трикветр сразу после своего появления до сегодняшних дней практически не терял своей востребованности.

Кельтский троичный узел Трикветр не просто обычный узор без смысла, значение и сила его очень мощны для энергетики человека. Влияние знака помогает добиться жизненных целей и отгородить себя от внешнего негативного влияния темной магии.

Кому подходит оберег с трилистником

Для того, чтобы носить оберег триглав, нужно обладать добрыми помыслами и использовать его только во благо. Возраст и пол в использовании амулета не имеет значения. Он подойдет не только взрослому человеку, но и ребенку.

Благодаря своей идее мирского равновесия, он наделит спокойствием и позитивом, поможет найти правильный путь в жизни.

ВАЖНО! Не все славянские амулеты могут сочетаться с христианскими атрибутами. Триглав из тех, кто не должен пересекаться с православными символами. Если носить амулет и крестик одновременно, то это приведет к плачевным последствиям.

Амулет прекрасно подойдет:

  • людям, которые любят путешествовать. Он защитит в дороге и подарит вдохновение;
  • творческим людям он поможет не терять силы в себя и всегда наделит вдохновением на создание нового;
  • учащимся амулет поможет найти себя в жизни, тягу к знаниям, что упростит учебный процесс;
  • потерянным и отчаявшимся на пути амулет покажет путь;
  • людей опасных профессий обережет от несчастных случаев;
  • домочадцам поможет обрести гармонию друг с другом, защитит дом от злых сил и людей;
  • людям из сферы бизнеса принесет удачу в делах;
  • людям, занимающимся магией, поможет приоткрыть завесу тайны, усилит интуицию и укрепит волшебную силу.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]