Коляда — бог молодого солнца, и посвященный ему праздник зимнего солнцестояния

Коляда – Бог Молодого Солнца, Бог Зимнего Солнца, рожденный в ночь зимнего солнцеворота, в самую длинную ночь года. Есть несколько версий происхождения имени Бога Коляды:

  • Этимологический словарь славянских языков определяет происхождение слова «Коляда» от названия обряда, связанного с началом года;
  • Происхождение от слова «колед», что значит «вокруг идущий», либо от слова «коледа», т.е. «круговые яства» (версия Дмитрия Щепкина);
  • Пётр Бессонов считает, что имя Коляда произошло от слова «колода» и связано с традицией сжигания пня во время празднования Коляды;
  • По версии Николая Костомарова, «Коляда» происходит от «Коло», что означает круг.

Во всех версиях мы видим, что имя славянского Бога Коляды так или иначе связано с празднованием рождения Молодого Солнца после самой долгой ночи в году. По поверьям, перед Колядой наступает Корачун — ночь, когда старое солнце умирает. Читайте подробнее в большой статье: «Карачун – кто это?».

Бога Коляду славяне почитают как Бога Волхвов, принесшего мудрость, воплощение Вышнего Бога, Бога, направляющего людей по дороге Прави. С его приходом связывают не только свет солнца, которое начинает прибывать после Зимнего Солнцестояния, но и свет мудрости, знаний.

Кто это такой в славянской мифологии?

Божественный пантеон у древних славян очень непрост. Порой его изучение затрудняет отсутствие исторических источников. Современные исследователи предлагают разные версии расположения младших богов на иерархической лестнице. А именно к ним относится славянский бог Коляда, сын Даждьбога.

Сохранились упоминания о нем в летописях, в фольклоре. По одной из версий мифологов, Майя Златогорка родила Коляду в пещере, поэтому некоторые ученые именно его считают прототипом Иисуса Христа. День рождения бога зимнего солнца приходится на 21 декабря, а Рождество христианский мир празднует 25 декабря, разница в датах небольшая.

Коляда – один из небесных творцов. Он поведал людям третий закон жизни: рассказал 60-ти великим волхвам о Дне и Ночи Сварога, о времени, о календаре (первый закон жизни дал Род, второй – Велес). Древнеславянский бог пришел в мир, чтобы дать людям знания, веды.

Коляда в северной традиции гадания и магии

На славянской Резе Бога Коляды символ Колядник, о котором мы писали выше.

Номер Резы – 34.

Реза Коляды приходит в гадании, когда для Спрашивающего наступает период активных действий. Именно сейчас можно многое сделать, чтобы улучшить жизнь, укрепить свое положение. Когда отвечает Реза Бога Коляды, нельзя медлить и сомневаться, нужно действовать.

Со славянским Богом Колядой связаны обряды, которые традиционно проводят на праздник Зимнего Солнцеворота. В это время проводят один из четырех готовых солнечных обрядов защиты дома, семьи, всего нажитого человеком.

Подробнее о значении Резы Бога Коляды в гадании в статье «Реза Рода Коляда».

Коляда — бог чего?

Родившись в день зимнего солнцестояния, Коляда символизирует начало нового годового цикла, когда прибывает день и постепенно отступают силы темной ночи.

Как бог времени, он отвечает за гармоничное движение колеса жизни, в котором свет сменяет тьму, смерть сменяет жизнь, все пребывает в постоянном движении.

Бывает, так что человеку не хватает времени на дела или, наоборот, он все успевает и живет в ладу и гармонии со своими желаниями, возможностями. Все зависит не только от самих людей, их жизненной энергии, настроя, мудрости, но и от бога Коляды, который может даровать или отобрать время. Так считали наши предки.

Бог зимнего солнца считается также покровителем волхвов, жрецов, так как он принес людям знание, посеял зерна мудрости, наставил людей на истинный путь для последующего перерождения.

Особо почитают Коляду ратные люди, воины, казаки. Ведь он дал им казачью силу, храбрость и умение вести переговоры.

Также Коляда считается божеством веселья, пиршества, еды, за что почитаем молодежью.

Дар календаря

Особенностью календаря, который даровал бог Коляда было меньшее количество месяцев и сезонов. В старом календаре было только 9 месяцев, они были распределены между весной, осенью и зимой. Такое разделение было обосновано длительным периодом холодов, продолжительной осенью.

Лето являлось полным годовым кругом. В современных рамках григорианского летосчисления каждый сезон разбивается на ранний и поздний период с коротким срединным промежутком. Особенности климата царившего в средней полосе Киевской Руси налагали свои коррективы. Весна смещалась в область летних дней. Таким образом, славянский бог Коляда ориентировал свое исчисление по реалиям наших широт.

За что отвечает?

Подарив людям мудрость, знание о законах времени, календарь, молодой бог обеспечивал непрерывное и гармоничное движение жизненных циклов.

Если Перун вращает небесное колесо, звездное небо, то Коляда поддерживает это вращение, отвечая за смену времен, цикличность, постоянство. Ему подвластно пребывание мира в гармонии и равновесии, ускорение или замедление течения времени.

Также бог зимнего солнца обеспечивает открытие врат верхнего и нижнего миров на стыке времен, когда старое светило заходит за горизонт в последний раз, а новое рождается на заре.

Гипотезы о происхождении божества

В поздних работах исследователей (А. Н. Астафьев, Б. О. Арефьева) бог Коляда выступает, как женское божество. Однако исследователь историк А. Ф. Журавлев опровергает это утверждение, поскольку в славянской мифопоэтике культовое значение обновления и жизненного цикла прежде всего исходит от мужских божеств.

Путаница возникает из-за влияния христианской культуры и трансформации имени в народном творчестве. Основные сведенья подтверждают древнее происхождение божеча и его мужское начало.

Атрибуты

Изображения Коляды, как и многих других богов, у славян обычно сопровождались специальными атрибутами.

Эти предметы на его одежде, в руках или рядом на картинке имели свой смысл:

  • Ключ, открывающий врата межмирья и нового годового цикла;
  • Книга (календарь);
  • Ковш с живой водой, пробуждающей землю от спячки;
  • Посох с колом сверху. Этим посохом бог мог разогнать нечисть, пытавшуюся проникнуть в день открытия врат между мирами. Этим же атрибутом или символизировавшей его дубовой веткой в праздник Коляды трижды ударяли в доме, изгоняя нечисть из хозяйства.

Также Коляду могли изображать с огнем или с солнечными лучами. Одним из его атрибутов является колесо, надетое на ось, украшенное во время праздничного колядования.

В центре колеса поджигали пучок соломы. Он ярко освещал колядующую процессию темными зимними ночами. Христиане в своих традициях позже заменили этот атрибут на посох с Вифлеемской звездой.

Как отмечали Колядки

Праздник бога Коляды в старину был одним из самых шумных. Проходил от с 22 по 25 декабря. Причем волхвы праздновали его на протяжении всего срока, в то время как мирные жители – только 22 числа. Дело не обходилось без песен, вкусной выпечки и гаданий.

Молодежь ходила по домам и пела колядки, чтобы получить сладости. Считалось огромным неуважением, если человек не открывал дверь или не давал ничего взамен за исполнение рождественских праздничных песен. В качестве угощения чаще всего служила выпечка в виде животных. Иногда можно было получить деньги. Все угощения отдавали мехоноше, которая занималась распределением выручки после праздника между колядующими.

Считалось, чем интереснее ты оденешься на шествие, тем больше ты сможешь привлечь удачи в свой дом. Само переодевание символизировало плодородие. Также значение имел и шум. Он помогал отпугивать злые силы.

Как проявлялся для славян?

Дух Коляды глубоко укоренился в жизни славян. Люди, живущие в гармонии со всеми богами и божествами, чествовали и почитали их всех, в том числе и бога зимнего солнца.

Помимо главного праздника Коляды, приходившегося на 21 – 25 декабря, молодого бога задабривали и в другое время года, ожидая хороших урожаев, плодородия. Ведь именно он научил пахарей премудростям земледелия.

Проявления молодого бога могли отмечать охотники, земледельцы, когда наблюдали непривычное течение времени, запаздывание сезонных работ, когда возникала очевидность требы.

Каким образом готовились?

Для древних людей Коляда являлся самым большим и важным праздником, к которому готовились заранее и очень тщательно:

  1. наводили порядки в домах;
  2. отпаривались в банях;
  3. готовили наряды для колядования;
  4. готовили большое количество мясных блюд.

Славяне перед праздником старались закончить все важные дела, раздать долги, решить спорные вопросы. По поверью считалось, что в ночь накануне Коляды человек должен быть чист помыслами.

Праздник Коляда еще с древних времен приравнивался к волшебному. Ведь именно в это время происходило все самое загадочное, необъяснимое и таинственное. Люди верили, что в это время в дом можно привлечь:

  • счастье;
  • удачу;
  • семейное благополучие.

Незамужние девушки обязательно в этот день гадали – выйдут ли они замуж в ближайший год.

К сожалению, в наше время этот праздник отмечается не так торжественно. Большинство традиций забыто, а на их место пришли новые.

Имена

Древнеславянский бог Коляда имеет созвучные имена у разных народов. У восточноевропейских славян это Колодий, Каледа (означающий годовой оборот), у персов – Календа, в Индии – Кали, божество времени.

Коло – означает солнечный круг. Языковеды предполагают, что одним из древнейших имен солнца было именно «коло».

Этому находят подтверждение в корнях различных славянских языков и наречий:

  • колодец
  • кольцо
  • колокол
  • колесница
  • колобок
  • колдовство.

С учетом замены звуков «о» и «а» видят прямую связь в слове календарь, «Коляды дар». На санскрите «кала» означает время, период, срок, судьба.

Пение песен


Благодарность Богу Солнца люди выражали пением колядок. Колядки – это обрядовые песни, которые народ пел на особые праздники. В основном песни исполняли молодые девушки (будущие невесты). Обычно колядки исполняли не в самом доме, а на улице под окнами. Колядующие пели песни с просьбой о добром будущем, с пожеланиями здоровья, счастья, хорошего урожая и богатства. За это они получали разные вкусности и деньги.

Мифы и легенды

Сведения о славянском боге Коляда, собранные мифологами из исторических источников, а также все о нем, что известно из альтернативных источников, в том числе из фольклора европейских народов, проливают свет на его рождение, судьбу, роль в религии.

Он появился на свет в день зимнего солнцеворота. Согласно легендам, боги повернули время вспять, чтобы родился Коляда. От любви Даждьбога и Златогорки появились Коляда и его брат Овсень.

По одной из версий Сварог послал бога Семаргла поклониться юному богу зимнего солнца. Семаргл прилетел к пещере, где увидел мать Майю Златогорку, это время у ее младенца в руках была книга Вед. Они хотели пить. Семаргл волшебным образом напоил всех живой водой.

К пещере пришли волхвы от сорока народов, принесли дары. Вырос Коляда богатырем, женился на Радунице, дочери Хорса. Родился у них бог Радогост, почитаемый в землях лютичей, западных славян.

Вам может быть интересно

Кто такой домовой дух и как с ним общаться?

Кто такой банник – дух бани – и как с ним найти общий язык?

Как выглядит кикимора? Всё о духе читайте в нашей статье.

К чему появляется прыщ на щеке? Узнайте тут.

Тайны мира и человека

11 006

(Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Калёнда, Кадм(перс)) — Бог Коляда — Бог, давший Родам переселившимся в западные земли: Календарь (Коляды дар) и свои Мудрые Веды. Бог-Покровитель землепашцев и Чертога Ворона во Сварожьем Круге. «Шестый Коляда, ежу же праздник прескверный бяше декабрия …» («О идолах Владимировых» ППЯ) Коло- древнейшее название солнца, круга (Кол также одно из народных названий полярной звезды) и Коляда означает круглый . От колo-круга произошли и такие слова как колесо, колач, колобок. Коляда- древнейший бог Ас, который олицетворяет собой возрождение зимнего солнца и природы , в Персии (Перуна сияние) его почитали под именем Митра ( Мини –минимальное , т- то , Ра – сияние). Колядки празднуются с дня зимнего солнцестояния, когда день «на воробьиный скок” прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, и до дня Велеса. А так как по некоторым источникам считалось что Коляда сын Даждьбога то иначе праздник Коляды ещё назывался Даждьбожий день (в это время также была и самая длинная ночь поэтому она называлась ночью Карачуна т.е. укороченой). Это был день пиршеств, еды, веселья, жертвоприношений :

«Уродился Коляда Накануне Рождества. За горою за крутою Да за речкою быстрою Стоят леса дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят палюшие, Вокруг огней люди стоят, Люди стоят колядуют: — Ой, Коляда, Коляда, Ты бываешь, Коляда, Накануне Рождества!» Всем известно, что «колядовать» — петь праздничные песни, получая за это угощение и подарки, принято на Рождество. И как-то принято считать, что колядки связаны с Новым годом. Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре, они в декабре праздновали Рождество Коляды — рождение юного бога света и тепла.

Происходило это на нынешний день солнцеворота (21-25 декабря), когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок — «щедровки»? Знаком Коляды было колесо с восьмью раскрашенными в яркие цвета спицами — знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь — пук соломы, свеча или факел. Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла. Коляду почитали также как бога который подарил людям новый кален- дарь (Коляды дар, а до этого пользовались круголетом Числобога).

Славянское Лето делилось на три времени года: Оусень, Зима, Весна. В каждом времени года было по три месяца. Сейчас в григорианском календаре 12 месяцев. У древних славян было 9 месяцев (высшее простое число). До падения на землю луны Фаты все месяцы имели продолжительность в 40 дней, а год составлял 360 дней.

Эти события нашли отражение в легендах древнего Египта, куда после катастрофы переселились с погибшей антлантиды рода антов (современные украинцы): «Рхея (египетская Богиня земли) была женой Гелиоса (солнца). В неё был влюблён Бог Хронос, на чувства которого она ответила взаимностью. Когда Гелиос обнаружил неверность своей жены, он разгневался и наложил на неё проклятье, говоря, что она не сможет родить ребёнка ни в каком из дней существующего года. В расстроенных чувствах Рхея обратилась за помощью к Богу Тоту, который тоже любил её и он придумал хитрость, с помощью которой это проклятье можно было обойти. Тот отправился к Селене, Богине Луны и предложил ей сыграть с ним в игру, ставкой в которой со стороны Селены был её свет. Селена поставила на кон семидесятую часть своего света от каждого своего появления (в то время Фаты и Месяца) и… проиграла. Это привело к тому, что сила её света уменьшилась (луна Фата была разрушена). Из света, выигранного у Богини Луны, Тот создал пять дней, которые он добавил к существующему году (год тогда состоял как мы видели из трёхсот шестидесяти дней). И в эти пять дней Рхея родила пять детей. Озирис родился в первый день, Хорис — во второй, Сет — на третий день, Изида родилась на четвёртый день и Немфис — на пятый» (смысловой перевод). Мы также знаем что по преданиям древний Египет создали девять Белых Богов (так чернокожее население относилось к нашим предкам), четверо из них пришли с севера, а пятеро с запада из земли, которая погрузилась во глубину Великих Вод (земля родила после катастрофы пять детей). Так же из приведённой легенды следует, что до описываемых событий в земном году было триста шестьдесят дней (т.е. девять славянских месяцев по 40 дней). В результате планетарной катастрофы, которая случилась 13 016 лет назад, была уничтожена Луна Фата и её осколки упали на Мидгард-Землю, и вызвали изменение наклона оси планеты.

Это хорошо известный факт. Но упавшие осколки Луны Фаты не только изменили ось наклона, но изменили и скорость вращения самой Мидгард-Земли. Луна Фата в то врем была ближайшей к Мидгард-Земле луной, с периодом обращения в 13 дней. Поэтому она, в силу своей близости, довольно сильно влияла своим притяжением на Мидгард-Землю. После уничтожения Луны Фаты, её притяжение перестало влиять на Мидгард-Землю. В результате этого Мидгард-Земля стала обращаться вокруг своей оси несколько быстрее и поэтому число дней в году стало триста шестьдесят пять, и в древнеславянский календарь пришлось внести изменения (пять месяцев из 9 стали по 41 дню). Четные месяцы были продолжительностью 40 дней, нечетные — 41. Каждое 16 лето объявлялось Священным и все его месяцы были продолжительностью 41 день. Таким образом продолжительность лета была 365,25 суток (реальная продолжительность 365,2422).

Коляда кроме того что дал людям календарь считался и богом который несет мир, он содействует жизни между народами в полном согласии. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему день 21-25 декабря, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с враждебными племенами. Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев — иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие. Бог Коляда также является родоначальником многих славянских родов. Казаки например, считают его своим батькой. В сказе опубликованном Ю.Миролюбовым (списанным как и «Велесова Книга» с буковых дощечек) прямо указывается на божественную родословную казаков: «Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда (сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна) с матерью Даж-землею в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. Та и заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и дал брата своего Хорса на сторожу казачеству тому характерному, чтоб бе­регли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, — такую червонную, аж багряную, як сполох небесный».

1. А вот что написано о Коляде М. Забылиным в 1880 году в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». «По словам нашего знаменитого историка Карамзина, Коляда был бог пиршеств и мира и хотя по созвучию можно производить Коляду от Римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. ……Значение слова Коляды у разных народов различно: У Виндийцев Коледа почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками.

У Чехов, Болгар и Сербов Kolėda, а также wanoenj pиsnиeky значит — святочная песнь, chodиtи po Kolėde, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что может дать. Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat — благословлять дома….. Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год…. . Наконец от слова колядование произошло слово «колдование». Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе богов Владимировых; но Св. Димитрий Туптала (митр. ростов.) в своей Четьи Минеи упоминает о Коляде, как о шестом боге, боге празднеств. ….

Коляда, в южной и западной Руси, собственно кануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба — каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году….

Профессор Снегирев говорит (См. Русс.. Прост, празд. и суев. обряды. Вып. 11, 1837 г., стр. 29 ) что под Москвою был обычай называть сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сейчас — не знаем. Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ея имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие Великороссийския губернии в XV веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: „Шла Коледа из Новогорода»-… и проч…..

Въ Великороссии святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовыхъ надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в средние века было мнение, будто, в продолжении 8 дней после Рождества Христова, дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что oнe своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которыя их носят. Но так, как маски по объяснению Нантскаго собора — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня (вообще то на праздник Коляды накладывается и более древний праздник, это когда через врата междумирья Бог Перун проник в Пекло и освободил из плена нищих пращуров, а с ними на землю попали и жители Пекла. Они некоторое время бродили по земле и выпрашивали себе у людей пропитание, пока Перун не отправил их обратно. Обычай наряжаться в личины, это как раз проигрывание той ситуации).

В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряженными по городу в те дома, где выставляемы были зажженныя свечи на окнах и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками.

В Тихвине о святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку сидели окрутники. Те же окрутннки и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями.

Во время поезда они пели, играли на разных инструментах, и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем.

В Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Торопце Псковской губернии святки слывут «Субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедныхъ вдов, которыя делают к тому нужныя приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свеч. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин.

Девушки как богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашённых, тогда ворота до сих пор запертые, отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые изстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которыя потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный с своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины (Карамз, И.Г.Р.т.9, 2 издание)

Петр любил, святочные игрища, в которых сам принимал, участие, как было выше нами замечено. В его время святочный игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где Царевны святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями.

Гадание. В состав святочных обрядов входить гадание, где по каким либо особенным знакам искусственным или естественным стараются пред узнать человеческий жребий, свое будущее.

В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения: но когда язычники стали переходить в христианство то гадание стало преследоваться под видом ворожбы и если гадание и осталось в народе, как сила привычки по праву давности, то как народная забава ….. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером, или ночью.»

источник

Кому покровительствует?

Коляда защищает всех мужчин сильных профессий.

Даруя разумный баланс между умом и силой, он покровительствует воинам, а также всем людям, нуждающимся в силе духа, решимости, продвижении. Также помогает он бравым мужчинам при ведении межобщинных, межгосударственных переговоров, при дипломатических действиях, направляя отношения в мирное русло добрососедства.

Знак Коляды вешали на виду в тех домах, где подрастали юноши – будущие воины. Считалось, что таким образом, бог наградит молодежь военной мудростью, спокойствием и уравновешенностью, оградит от безрассудного буйства.

Просить защиты у Коляды могли и женщины, когда нуждались в мужских качествах в трудную минуту, когда нужна была решимость и хладнокровная взвешенность поступков.

Знахари, колдуны, ведуны, владеющие тайными силами, умеющие обращаться с энергией природы, носили амулеты Коляды, чтобы управлять течением времени.

Особо покровительствует Коляда людям, похожим характером на него самого: спокойным, уравновешенным, одиноким, решительным.

Боги рождаются и умирают!

Вот такой вот Бог Коляда! Славный да мудрый! Теперь и ты знаешь, милый человек, откуда Бог Солнца Зимнего корнями пошел, да чему род людской научил. И ты можешь род свой научить, все в силе твоей. Ты поди и не знал, что Боги разные бывают, что рождаются и умирают они аки люди в миру? А вот так все и было и есть, правду тебе говорю!

Коли хочешь чего еще спросить про Бога Коляду, ты спрашивай меня, старую, не скупись на вопросы, да на похвалу, коли сказ мой по нраву тебе!

Во благо!

Общение с богом Колядой. Ритуалы. Дары.

Кроме главного праздника Коляды, длящегося несколько зимних дней, славяне могли общаться с богом нового солнца и в другое время. В его помощи и покровительстве нуждались землепашцы, планируя сезонные работы по календарю.

К нему обращались воины перед ратными делами, прося о силе духа и добром разрешении конфликтов. К нему обращались и жрецы, желающие усилить действие магических ритуалов.

Общение происходило через заговоры, дары, требы. Зачастую в избе имелись статуэтки, идолы бога (как и других богов), вырезанные из дерева. К ним за помощью по нужде обращались славяне, принося символические дары – зерно, блины, узорное печенье, яйца, кутью, узвар и другие.

Карачун

Согласно славянской мифологии, Карачун – это повелитель тьмы, холода и мрака. По легендам, бог царства теней всегда был окружен спутниками:

  • волками;
  • медведями;
  • птицами.

На картинках он изображается в виде старика с суровым и леденящим взглядом, длинной седой бородой и морозящим посохом. Он ходил по ночам по селам, полям и лесам и насылал ужасные морозы. Согласно древней славянской мифологии, основным предназначением Карачуна было завершение старого ода.

Карачун – это удивительный праздник, на который выпадает самый короткий день в году и самая длинная ночь.

Праздник Карачуна не отмечали, но за три дня до Коляды проводили обряды, для очищения и освобождения от всего ненужного.

Карачун выпадает на момент солнцестояния, когда земля принимает большой поток творческой энергии. Древние славяне использовали это время для духовных практик.

Зимнее солнцестояние – праздник рождения нового солнца, с этого момента наступал астрономический новый год у славян. Длинные ночи заканчивались, день – увеличивался, происходил переход от старой жизни – к новой. Русский народ тщательно готовился к Карачуну и проводил различные обряды. За несколько недель до солнцестояния люди избавлялись от всего ненужного:

  • очищали дома и делали генеральные уборки;
  • топили бани, чтобы очиститься физически;
  • прощали старые обиды;
  • делали пожертвования;
  • отдавали долги.

Русский народ верил, что в новую жизнь надо идти налегке и с чистой душой.

Согласно народным традициям, женщины пекли караваи в виде солнца, тем самым притягивая его энергию в свой дом. Считалось, что аромат свежего хлеба выгонял злых духов и наполнял дом хорошей энергией.

В самую длинную ночь в году, люди выходили на улицы и жгли костры. Они надевали страшные маски и костюмы животных, чтобы отогнать нечисть и злых духов. А для задабривания Карачуна, ему неслись дары: на пеньках и возвышенностях люди складывали творожную кутью, пироги и другую пищу.

Со дня солнцестояния и до Коляды, древние славяне старались не выходить по ночам на улицу без крайней необходимости. А чтобы отпугнуть Карачуна, они оставляли на ночь в домах горевшие лучины, свечи. Другими словами, они зажигали все, что можно было зажечь.

Время грозного Карачуна длилось три дня, именно в этот период считалось, что старое солнце уже ушло, а новое – не родилось. Наши предки считали, что дни Карачуна перед Зимним Солнцеворотом являются самыми опасными.

Символика, обереги и амулеты

Как и у любого божества, у Коляды есть свои знаки, символы. Они олицетворяют его покровительство и силу.

Главный символ Коляды – солнечный круг с восемью спицами – лучами, концы которых загнуты против движения солнца.

Его называют Колядник и носят, чтобы привлечь успех, достаток, обрести мудрость и дипломатичность, оградить себя от несчастий. У Колядника есть парный женский символ – Ладинец, его лучи загнуты в другую сторону.

Другой символ Коляды – Черное солнце мира Нави.

Это очень сильный знак, который могут носить только жрецы, осознающие всю энергию темных сил, способную обуздать законы природы.

Обереги с символами Коляды носят с целью нейтрализации всех негативных посылов, постоянной защиты от любой опасности, дурных мыслей, нападений. Амулеты обладают несколько иным действием, создавая вокруг хозяина магическую ауру доброй энергии, притягивая и перенаправляя на хозяина светлые силы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]