Дерево жизни является неоспоримым символом мироздания. В любой культуре изображение имеет определенные каноны: толстый прямой ствол переходящий в корни и крону обладающие зеркальным изображением и переплетающиеся в единый круг. Круг образованный корнями и кроной олицетворяет бесконечность жизни, постоянное перерождение и развитие, а также связь всех времен.
Древо жизни — основа законов мироздания.
Использование изображение в качестве оберега оказывает положительное влияние на каждого.
Значение оберега дерево жизни
Оберег может быть выполнен в любой технике.
Славянское дерево жизни — символ гармоничного развития и непрерывного роста. Олицетворяет бесконечное развитие и преобразование старого изжившего себя в что-то более новое, молодое.
Значение в обережной магии выходит за рамки простого покровительства богов. Это олицетворение связи с предками, богами и вселенной. Оберег обладающий родовой памятью доступен в использовании для малышей от рождения.
Он может быть использован как обще семейный: пано с изображением, резьба, изделия из глины или метала, вышивка и нанесение на стены или ткань.
Изображение дерева жизни считается мощным оберегом.
В качестве личного талисмана подходит ношение в виде кулона, кольца, браслета, сережек или других украшений.
Оберег «дерево жизни» обладает колоссальной энергией схожей с энергией символа «звезда Руси
».
- Помогает обрести гармонию с внутренним миром;
- способствует правильному внутриутробному развитию ребенка при ношении беременной женщиной;
- при проблемах с наступлением беременности помогает зачатию и рождению здорового малыша;
- гармонизирует семейные отношения;
- защищает семью от сор, непонимания и обид;
- привлекает удачу;
- сохраняет здоровье;
- защищает от сглаза, порчи и негативной энергии.
Оберег дерево жизни подходит для новорожденных детей.
Как посадить и вырастить семейное дерево?
Для него выбирают открытое, хорошо освещенное, свободное от других растений место. Площадь свободного пространства должна соответствовать размерам «взрослой» кроны. Дерево сажают как солитер (одиночное растение) на газоне, лужайке. Некоторые виды можно сажать на мощеных площадках с открытым грунтом в приствольном круге (при условии, что корневая система не разрушит мощеную поверхность). Лучше размещать саженец на удалении от дома, других строений, объемных ландшафтных композиций. Чаще семейное дерево сажают в глубине территории, по центру участка или у его дальних границ.
Посадочный материал может быть любым. Некоторые виды можно вырастить из семечка, но это занимает много времени (на 3-4 года больше). Чаще используются молодые саженцы — достаточно взрослые, чтобы можно было судить о форме ствола и жизнестойкости растения. Для некоторых видов возможна посадка крупномеров (взрослых растений).
Чтобы семейное дерево прижилось и хорошо росло, обеспечивают регулярный уход. Сотрудники рекомендуют выполнять периодическую санитарную стрижку, подрезку кроны, сезонное внесение удобрений, защиту от вредителей, своевременное лечение.
Дерево жизни своими руками
Картина — оберег защищает дом и всех членов семьи от негатива внешнего и внутреннего.
Оберег обладает большой энергией если сделан своими руками или в дар близким и родным людям.
Материалом могут быть:
- дерево;
- металл (предпочтительнее серебро);
- камень;
- дерево;
- натуральные нити;
- бусины или бисер;
- глина;
- проволока.
татуировка — оберег
Способ изготовления домашнего или личного талисмана зависит от мастерства и может быть выполнен в любой технике.
Самый простой способ изготовления амулета будет зависеть от мастера, можно вышить картину или на одежде родных, нарисовать красками на деревянной основе, расписать окна в технике витражная роспись, связать крючком в виде игрушки, связать узор на детский плед, одеяло или кофту, вырезать по дереву.
Для создания подвески-кулона из проволоки и бисера вам потребуется:
- проволока тонкая для плетения корней да ветвей,
- бусины или бисер,
- кольцо-основа (можно сплести и самостоятельно из проволоки или купить готовое).
Оберег своими руками из проволоки и бисера можно использовать кулона или брелка.
Ход изготовления:
- тонкую проволоку нарежьте отрезками примерно 15-20 см в количестве кратном 3;
- наматывая на кольцо сформируйте корни,
- соедините все проволочки в единый ствол,
- от ствола сделайте ответвления на ветки, которые еще разделите на более мелкие в произвольном порядке, оставьте концы свободно,
- на «ветви» можно надеть бусины или бисер,
- каждую веточку вплетайте в общий круг.
- Готовый оберег можно использовать в качестве подвески на шею, над кроваткой, в детской комнате.
Древо жизни — значение и символика
Древо жизни имеет много разных значений и символики для разных культур и религий по всему миру. Это один из самых известных и распространенных символов. Обычно этому символу приписывают значение вдохновения, спокойствия и заземленности. Этот символ связывает разные культуры и религии.
В современной культуре дерево жизни обычно представляет собой большое дерево с длинными и протяженными ветвями и корнями. Дерево обычно помещается в круг.
Древо жизни, безусловно, является одним из старейших существующих символов в мире и восходит к истокам человечества. Его значение и символика разнообразны. Существует множество интерпретаций его значения, и это позволяет каждому выбрать то значение, к которому оно относится больше всего.
Смысловая нагрузка образа мирового дерева
Дерево жизни прочно укоренилось в разных культурах, оно символизирует устройство мироздания. Корни — мир нави (подземный мир), ствол — мир яви (реальный мир) а крона символизирует правь — мир богов. Используя мировое дерево, растущее на камне алатырь, расположенном на острове буяне многие герои фольклорных произведений путешествуют по мирам в поисках своей правды. Ведь дерево — ось, соединяющая все миры в одно целое.
Еще одно значение — связь времен: прошлое — корни, настоящее — ствол, будущее — крона.
Образ мирового дерева также является символ рода, родовой памяти, где корни это наши родители (и все прошлые поколения), ствол — это мы сами, а ветки и листочки олицетворяют наших потомков (дети, внуки, правнуки).
Считается что чем мощнее родовая связь (корни), тем сильнее крона (дети и внуки), не зря историю рода изучают составляя генеалогическое дерево.
ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ (TREE, TREES)
Особый статус деревьев (даже отдельных) в Библии отчасти объясняется фактом, что в Палестине засушливый климат и деревьев мало. Деревянные здания там не норма (как в западном мире), а роскошь. В этом мире даже посадка отдельного дерева (Быт. 21:33) или чье-то погребение под дубом (Быт. 35:8) заслуживает упоминания. Когда древесины как строительного материала мало, она становится признаком превосходства: в царском жилище кровля из кедра и потолки из кипариса (Песн. 1:16). Поэтому 250 общих упоминаний о деревьях в Библии следует воспринимать не как свидетельство их обилия (за исключением распространенной маслины), но как признак особого статуса деревьев там, где они являются редкостью.
Образы природы и изобилия
. В Библии деревья – это прежде всего образ, связанный с природой. Они восемь раз упоминаются в истории сотворения мира, где прежде всего свидетельствуют о жизнетворной силе, пронизывающей повествование. Этот образ сохраняет свое значение в последующих частях Библии, например, в описании хорошо орошаемого дерева, посаженного у потоков воды, листья которого остаются зелеными даже во время засухи (Пс. 1:3; Иер. 17:8). Дерево как символ жизненной силы появляется в апокалиптических видениях Иезекииля (Иез. 47:12) и Откровения (Откр. 22:2), где деревья каждый месяц приносят разные виды плодов, а их листья используются «для исцеления народов».
Как объекты природы деревья также обозначают Божье провидение, в двояком плане. Они сами – объект заботы Бога: «Насыщаются древа Господа» (Пс. 103:16). Кроме того, деревья показаны как средство Божьего обеспечения людей и животных; например, на деревьях, орошаемых Богом, «гнездятся птицы: ели – жилище аисту». Деревья могут быть образом изобилия, как в описании фруктовых деревьев, вовремя приносящих плоды (Пс. 1:3) и «не перестающих приносить плод» (Иер. 17:8). Смоковница (более сорока упоминаний) и маслина (более двадцати упоминаний) занимали важное место в экономике библейского мира.
Дерево как символ
. Библейская история спасения начинается и заканчивается упоминаниями о символических деревьях. В Едемском саду растут древо жизни и древо познания добра и зла (Быт. 2:9). В Книге Откровение снова появляется древо жизни, в последнем эсхатологическом видении нового Иерусалима (Откр. 22:2); его листья исцеляют народы, и проклятия больше нет. Древо жизни, возможно, символизировал золотой светильник скинии. Со своим вертикальным стволом, тремя ветвями с каждой стороны и чашечками в форме «миндального цветка с яблоками и цветами» (Исх. 25:34) он производил впечатление стилизованного дерева (см. СВЕТИЛЬНИК). Деревья в Едемском саду несли в себе потенциал как благословения (бессмертия), так и проклятия (плод, ведущий к смерти). Отсюда мы видим двойственность символа дерева в Библии.
Между Бытием и Откровением есть еще одно дерево – крест спасения, высшее проявление одновременно проклятия и благословения, суда и исцеления. Апостол Павел (Гал. 3:13) говорит о проклятии принявшего на Себя грех Спасителя, «висящего на древе», и эту тему подхватывает апостол Петр (1Пет. 2:24). Это продолжение традиции Ветхого Завета (Втор. 21:23), согласно которой казненный на древе человек проклят Богом. Проклятие Христа привело к гибели смерти и возрождению жизни и бессмертия через Евангелие; все это пришло к нам посредством «древа».
Весь спектр библейской символики дерева можно обнаружить в сравнении Ассирии и Египта с ливанскими кедрами (Иез. 31). Здесь мы наблюдаем образы величия (Иез. 31:2), красоты (Иез. 31:9), опоры (Иез. 31:4) и защиты (Иез. 31:6). Но, несмотря на эти положительные качества, дерево здесь символизирует также гордость (Иез. 31:10) и суд (Иез. 34:12, 18).
Образы благословения, благости и полноты
. Иногда в Библии упоминаются эстетические качества деревьев. В Быт. 2:9 сказано, что они были «приятны на вид». У ливанских кедров «красивые ветви» (Иез. 31:3). Возлюбленный в Песни песней сравнивает свою любимую со стройной пальмой (Песн. 7:8).
Укрывающая от солнца листва – символ безопасности и покоя. Возлюбленной нравится сидеть в тени своего любимого, который сравнивается с плодоносящей яблоней (Песн. 2:3). В толковании сна Навуходоносора Даниилом царь уподобляется огромному дереву, с прекрасной листвой на ветвях, которое дает много плодов, под которым укрываются полевые звери и на котором вьют гнезда птицы (Дан. 4). Подобный образ мы наблюдаем, когда рост Царства Небесного сравнивается с горчичным зерном, которое очень мало, но из него вырастает большое дерево, дающее кров птицам (Мф. 13:31).
Древо жизни – символ счастья и благополучия. Метафорически «древо жизни» четырежды появляется в Притчах, где сопоставляется с мудростью (Притч. 3:18), Плодом праведности (Притч. 11:30), исполненным желанием (Притч. 13:12) и кротким языком (Притч. 15:4). Долголетие и нерушимость – неотъемлемые характеристики дерева: «Дни народа Моего будут, как дни дерева» (Ис. 65:22). Иов противопоставляет беспомощность человечества перед лицом смерти замечательной способности высохшего пня поваленного дерева расцвести при наличии воды (Иов. 14:7–10). Дерево – это ветхозаветное соответствие американской мечты об автомобиле в каждом гараже и цыпленке в каждом очаге: «В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу» (Зах. 3:10).
Дерево, выживающее даже во время засухи, благодаря мощным корням, – прекрасная иллюстрация постоянства верующего в любых обстоятельствах, хороших или плохих. Человек, верующий в Господа, – «как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен» (Иер. 17:7–8; см. также Пс. 1). В псалмах благочестивый человек также сравнивается с деревом: «А я как зеленеющая маслина в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» (Пс. 51:10). Обновленный Израиль, получивший Божье благословение, подобен плодоносящему дереву: «И пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, – и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана. Возвратятся сидевшие под тенью его» (Ос. 14:6–8).
Сам Бог изображен как дерево в Ос. 14:9: «Я буду как зеленеющий кипарис: от Меня будут тебе плоды». Завет Бога Израиля – источник всяческого плодородия, физического и духовного. Деревья играют важную роль в славных эсхатологических благословениях последних времен. Они символизируют обновленное творение в целом, прославляющее Господа за Его праведный суд: «Да ликуют все дерева дубравные пред лицом Господа; ибо идет… судить землю» (Пс. 95:12–13). В пустыне снова вырастут кедр, акация, мирт, маслина, сосна, ель и кипарис (Ис. 41:19). Все деревья будут рукоплескать, когда на месте терновника и крапивы вырастут кипарис и мирт (Ис. 55:12–13). Это воплощение природы должно побуждать все человечество откликнуться на славное откровение Господа.
Образы суда, гордости и проклятия
. Однако качества, связанные с деревьями, – сила, мощь, слава, богатство, почет – таковы, что греховное и непокорное человечество легко может злоупотреблять ими. Неудивительно, что эта темная сторона человечества и все вытекающие из нее последствия также могут символизироваться деревом.
Один из наиболее катастрофических результатов грехопадения – это отождествление творения с Творцом. Обожествление человечеством природы вследствие извращения религиозных инстинктов привело к возникновению отвратительных оргий культа природы, которые оскорбляли израильскую религию откровения. Пророки осуждали Израиль за поклонение идолам под всеми раскидистыми деревьями и под каждым дубом (Иез. 6:13). Фраза «всякий высокий холм и всякое тенистое дерево» стала стандартной для описания мерзостей Израиля (3Цар. 14:23).
Человеческое высокомерие и склонность к самовозвеличиванию отражены в образе гордых и высоких деревьев: «…и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские» (Ис. 2:13). Могущественные аммонитяне были уничтожены Господом, хоть они были высоки как кедр и «крепки как дуб» (Ам. 2:9). Метафору развивает образ рубки деревьев как акта суда. Иоанн Креститель говорил, что топор уже близок к корням дерева (Мф. 3:10); бесплодное дерево следовало срубить и уничтожить. Бесплодие было одним из проклятий завета (Лев. 26:20), и нечестивые люди описываются Иудой как «осенние деревья, бесплодные, дважды умершие» (Иуд. 1:12).
Этот суд относится как к общественному и национальному, так и к индивидуальному уровню, и образ деревьев здесь также используется. Фараон, царь Египта, и его войска сравниваются с ливанским кедром (Иез. 31), который Господь срубит. Царство Навуходоносора будет низвергнуто, как срубленное дерево, но пень останется, что указывает на надежду возможного возрождения (Дан. 4). Уничтожение ассирийской армии уподобляется великому лесному пожару, после которого остается лишь несколько древесных пней. Гибель Ассирии также описывается как воздействие мощного топора Всемогущего. «И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего» (Ис. 10:34). Общее пророчество о суде над врагами Израиля мы читаем в Зах. 11:1–2: «Отворяй, Ливан, ворота твои, и да пожрет огонь кедры твои. Рыдай, кипарис; ибо упал кедр, ибо и величавые опустошены; рыдайте, дубы Васанские, ибо повалился непроходимый лес».
Деревья персонифицированы в притчах Иофама (Суд. 9:15) и Иоаса (4Цар. 14:9). Основная идея этих притчей – неправильные отношения между терновником, виноградной лозой, маслиной, смоковницей и кедром. Неверный выбор не приводит ни к чему, кроме раздоров. Так мы видим, что слава и позор человечества, Божье благословение и проклятия Его завета – все это отражено в разных аспектах очень гибкой метафоры дерева.
См. также: АДАМ, ДРЕВЕСИНА, ДРЕВО ЖИЗНИ, ЛИВАН, ПАЛЬМА, СМОКВА.
ДЕСНИЦА. См. ПРАВАЯ СТОРОНА.
ДЕТИ. См. РЕБЕНОК.
Мировое дерево в славянской мифологии
Дерево жизни в славянской мифологии — модель мировой структуры.
В славянской мифологии мировое дерево олицетворяет мироздание, в кронах расположен Ирий (рай) где обитают светлые боги, корни являются миром нави — вотчиной Чернобога
,
Мары
и других богов тьмы.
Ствол является символом земной жизни, местом обитания людей и различных зверей, да птиц.
Часто встречается в обрядах где олицетворяет приход нового года, ствол является прообразом дороги жизни, также дерево — это мощный символ олицетворяющий плодородие, продолжение рода, мудрость.
В древние времена все капища и храмы строились вокруг мощного дерева, крона которого возвышалась над крышей, символизирую небесную твердь.
Славянское дерево жизни — центр вселенной соединяющий все миры. Смысловая нагрузка — бесконечность развития и перерождения, связь света и тьмы, людей и богов, живых и мертвых.
Присутствует описание традиции строительства дома с использованием образа мироздания. Молодое дерево садилось в центр будущего жилья и оставалось внутри до окончания застройки. После завершения строения выкапывалось и пересаживалось в другое место.
Кому подойдет такой талисман
Оберег Древо Жизни – едва ли не самый универсальный, которые только можно отыскать. Этот образ встречается во множестве религий. Причем, не только в староязыческих, но и в относительно молодом христианстве. Именно такое повсеместное распространение и позволяет использовать амулет людям практически любого вероисповедания, не нарушая ни законов совести, ни устоев принятой веры.
Оберег подойдет людям любого возраста и пола.
Священное Мировое Дерево символизирует одновременную связь со всеми поколениями – настоящими, прошлыми и будущими. Поэтому носить такой оберег может человек любого возраста, включая даже самых маленьких детишек. В плане пола какие-либо ограничения также отсутствуют, ведь Древо Жизни заключает в себе гармоничную энергетику, одинаково хорошо совместимую как с мужским, так и с женским полом.
Символ может использоваться в качестве персонального амулета, но также станет отличным семейным оберегом, улучшая атмосферу дома и защищая его обитателей.
Мировое дерево в разных культурах
Дерево жизни часто встречается в мифах разных культур. Оно всегда символизирует мироустройство и прочную связь как миров (настоящего, подземного и небесного), так и поколений.
- Скандинавская культура. Иггдрасиль как символ мудрости и тайных знаний, научило Одина многим тайнам, подарило руническую письменность.
- В Египте священная акация является проводником между миром живых и умерших.
- В Персидской культуре олицетворяет плодородие, считается источником всего живого, как и самой жизни.
- В учении алхимиков дерево олицетворяет бессмертие.
- У Кельтов священный дуб символизирует центр всего мироздания. Осуществляет связь между всеми мирами.
История и легенды о древе жизни у разных народов
Древо жизни
Дерево жизни, корни которого находятся глубоко в земле, является мифологемой, которая встречается в традиции каждого народа. Во всех культурах этот древнейший символ наделяется идентичным значением.
- Корни, уходящие глубоко в почву, – это предки, основоположники рода. Они питают все древо, дарят свою энергию и делятся своей мудростью.
- Ствол и крона – это члены семьи, которые живут сейчас. Они получили свою жизнь благодаря своим предкам, о чем нельзя забывать.
Справка! В славянской традиции преемственность поколений ценилась очень высоко, что и отразилось в символическом подтексте оберега.
Древо жизни встречается и в других традициях. В Каббале оно является символом мироздания, а также и знаком связи особенных сущностей – сефирот. Они появились на Земле еще с момента её сотворения, а задача ныне живущих – сохранить их в целости и сохранности. Древо жизни зиждется на трех столпах – воля, милосердие, справедливость.
Основные идеи Каббалы, воплощенные в мифологеме, показывают важность сострадания, мудрости и осознанной жизни. Они отражают вечность Бога и его лояльное отношение к каждому живому существу.
Образ Древа жизни встречается и в древней кельтской мифологии в виде Мирового древа Иггдрасиль. Согласно верованиям древнего народа, оно является центром мироздания. Основной особенностью такого священного дерева является то, что корни и ветви замыкаются в круг. Это указывает на бесконечность жизни, преемственность поколений.
Справка! В традиции кельтов Древо жизни соединяет мир мертвых с миром живых, объединяет все существующие формы жизни.
Изображение на предметах и оберегах
Схема вышивки или вязания оберега для всей семьи. Древо может быть дополнено другими узорами и символами.
Изображение дерева можно встретить на всех предметах быта, одежде, постельных принадлежностях, личных и домашних талисманах.
Вязанный плед с узором древо станет отличным оберегом для новорожденного ребенка.
схему для вязания можно использовать любую понравившуюся или нарисовать самостоятельно.
Схема для вязания крючком.
Вязанное крючком дерево жизни станет прекрасным элементом декора дома.
Для сына
Дуб — дерево, олицетворяющее жизнестойкость и дух сильного и непобедимого воина. Дуб считался покровителем князя и его дружины. Мальчикам давали имена и посвящали во взрослую жизнь именно под дубом. Он также являлся священным деревом Перуна-громовержца, поэтому дубовые рощи были заповедными, а клятва, данная под дубовыми ветвями, была одной из самых крепких.
Вяз — исключительно мужское дерево, которое помогает обрести истинные мужские качества, реализовать мужское предназначение. Он дает силы идти до конца, не раскисать. В средневековье рыцари делали из вяза копья, так как считалось, что такие копья вселяют в воина отвагу и приносят удачу в сражении.
Ясень — проводник между мирами, помогает понять свое предназначение, пробуждает способность к ясновидению. Ясень обладает мужской энергетикой, но не агрессивной, хотя из него часто изготавливали оружие, а скорее духовной силой. Из ясеня делали четки, обереги, руны.
Лещина (орешник) — влиятельное дерево с сильным характером, одно из основных его качеств — справедливость. Оно пробуждает разум, поэтому его сажали для мальчика, чтобы он умел отличить правду от лжи. Лещина остерегает от необдуманных действий и поступков, учит проницательности.