Многие люди празднуют Пасху, выпекают куличи, красят вареные яйца и ходят на службу в церковь, чтобы освятить воду или продукты. К торжеству присоединяются даже те, кто не относит себя к православным. Настолько это светлый и веселый праздник.
Несмотря на то, что пасхальный кулич — признанный атрибут дня воскресения Христа, это не единственный символ Пасхи. Есть еще один — кукла-оберег Пасха. Сейчас эта лялька позабыта, но раньше, накануне Вербного Воскресенья, она появлялась в каждом доме.
Как выглядит пасхальная кукла-оберег? Можно ли ее смастерить самому? Как это правильно сделать? Сегодня вы узнаете ответы на эти вопросы.
Кукла Пасха: история и значение
Пасха — это один из самых ярких и радостных праздников. По веселью ему уступает разве что Масленица. Но если Масленицу было принято праздновать едва ли не всей деревней, то Пасха — более семейный праздник.
По традиции праздничные дни проводили в кругу близких людей. Не забывали и о дальних родственниках. Люди отправлялись друг к другу в гости, вместо обычного приветствия обмениваясь особыми фразами.
Пришедший в гости говорил: «Христос воскрес», а в ответ слышал — «Воистину воскрес». Этот обычай и в наши дни распространен в славянских странах, а у других народов такое приветствие отсутствует.
Практически каждый знает о таких атрибутах Пасхи, как пасхальный кулич и крашенки. Кукла Пасха же мало кому известна, но она все же остается важным пасхальным атрибутом. Пестрая, нарядная мотанка делалась накануне Вербного Воскресенья.
Кукла Пасха была важным пасхальным атрибутом у славян.
Сначала ляльку ставили на окно, чтобы показать, что семья ждет Светлого Воскресенья. Когда этот день наступал, ее переносили в красный уголок, где оберег стоял до следующей весны.
Есть несколько версий о том, что символизировала такая мотанка. Один из вариантов — ожидание весны, радость от возрождения Христа. Также есть мнение о том, что она олицетворяет женщину, идущую в церковь, чтобы освятить кулич и крашенки.
Мастер-класс по шитью игрушек: Традиционная народная кукла «Пасхальная»
Автор: Корнеева Ольга
Блог автора
Итак основа. За основу можно брать различные материалы. Это может быть скрутка из ткани, пластиковая или картонная трубка или, как у меня, полено (толстая ветка). Мне больше нравится использовать в работе толстые ветки. Основа получается более устойчивой и есть в этом что-то от старины: куколка на поленце. В этот раз я использовала ствол небольшой ели. Кто-то выкинул после нового года красавицу, вся осыпалась давно, а тут она мне на глаза попалась. Муж отпилил нужную мне длину, очистил от сучков и коры.
Вот готовая основа. Мое деревце хоть и пролежало несколько месяцев, но было еще свежим, смолистым, пахло елью. Ствол пришлось пару дней просушить. А вообще для работы подойдут старые поленца, с них кора снимается легко, смолы нет.
Ткани подобрали яркие, обязательно включили красный цвет. Тут дело фантазии и вкуса. Конечно желательно, чтобы цвета сочетались, ткани «перекликались» между собой. Важна, как сказала героиня служебного романа секретарь Верочка, комбинаторность, сочетаемость. Если бездумно, безвкусно использовать ткани, кукла будет выглядеть аляповато. Пусть это будут даже однотонные ткани, яркость и изысканность добавят детали: плетеный пояс, яркий платок, цветные кружева и т.п. Еще для работы помимо ткани и полена-основы понадобятся: синтепон, клей, суровые нитки, тесьма/кружево/ленты, сетка или органза для подъюбника, ну и другие украшения по желанию.
Как мы выбрали цветовую гамму для этой куклы? В этот раз все решил этот платочек с ярким традиционным русским орнаментом. Решено было, что он станет основным украшеним для куклы.
Итак начнем. Предупреждаю сразу, что я не буду указывать размеры, я лишь хочу показать этапы работы, как это делаю я. Хочу показать некоторые моменты, которые помогут вам, без ущерба для работы, упростить процесс изготовления. Совсем необязательно делать народные куклы как это делали наши предки в древности. Итак полено очищено, высушено. Само полено я оборачиваю куском бязи. Кусок размером достаточным обернуть полено.
Край бязи подгибаю и подклеиваю клеем.
Туго натягиваем на ствол, приклеиваем клеем к полену.
Ткань подклеиваем к стволу и, туго натягивая, к самой же ткани.
Открытый срез прячем внутрь. Верхний срез можно оставить открытым, он все равно скроется под головой.
Пару минут и наш ствол аккуратно обтянут тканью, при этом мы не использовали нити.
Теперь формируем голову. Я вырезаю круг синтепона. Размер зависит от высоты куклы. Вообще у этих куколок голова большевата относительно тела, хотя это как вы сами выберете.
Синтепон собираем на нитку, стягиваем, внутрь набиваем синтепон. Голову одеваем на ствол, подклеиваем горячим клеем.
Вырезаем квадрат из бязи, чтобы обтянуть голову. Я использую в работе суровые нитки.
Перед тем как примотать к голове кусок бязи, стараемся в области лица максимально расправить складки. Ткань притягиваем туго. Можно оставить лицо белым. Но у моей куклы белая блузка и, чтобы лицо и кисти не сливались с белой блузкой, я обтянула лицо еще одним куском бежевой ткани.
Руки у куклы также можно сделать по-разному. Наша куколка держит кулич, и чтобы руки не свисали плетьми, мы добавили им объема. Отрезаем два прямоугольника из бежевой/белой ткани, внутрь вставляем прямоугольники поменьше из плотной ткани. Закручиваем в трубочку.
Края трубочек приклеиваем горячим клеем, открытый срез прячем внутрь.
Ладони делаем из прямоугольников той же ткани. Просто сворачиваем их два раза в небольшие треугольники.
Открытый срез трубок подворачиваем внутрь, прошиваем швом вперед иголку, вставляем внутрь кисти рук и стягиваем.
Вот такие две толстенькие ручки у нас получились.
Руки приклеиваем по обе стороны, прямо под головой. Для груди отрезаем прямоугольник. Внутрь для объема можно положить плотную ткань или синтепон.
Прямоугольник прошиваем по периметру, стягиваем, посередине перетягиваем ниткой. Приклеиваем в районе груди.
Теперь рубашка/блузка. Складываем ткань вдвое, вырезаем подобие рубашки. Рукава должны быть на пару сантиметров длиннее рук.
Перед тем как сшить открытые срезы рубашки на рукавах я пришила кружево. Следите чтобы кружево на рукавах было пришито на одинаковом расстоянии. Тут же на фото лежит сшитый повойник, вернее имитация. На два вида кружева я пришила присборенный кусок красной ткани.
Повойник немного выглядывает из-под платка. Шьем его размером примерно от уха до уха, также и приклеим.
Штобы одеть рубашку делаем небольшой вырез на горловине.
Примеряем, все сидит отлично.
Можно обернуть куклу простыми кусками ткани, не обрабатывая открытые срезы. Но гораздо красивее и аккуратнее, если предварительно ткань сшить в кольцо, также можно пришить всевозможные кружева и тесьму.
Обязательный атрибут — фартук. Размер на ваше усмотрение. Можно сделать прямым и небольшим как у меня, а можно сшить фартук до пола с пышными складками.
Мне захотелось, чтобы юбки у куклы выглядели пышными. Поэтому под цветные юбки я одела еще одну из сетки.
Сетку сложила вдвое, прошила швом вперед иголку, стянула в кольцо и одела на куклу. В нескольких местах для надежности юбку подклеила горячим клеем.
Теперь одеваем наши пестрые юбочки. Шов на юбках должен быть сзади. И юбки лучше одеть на разную высоту, чтобы одна выглядывала из-под другой.
Вот так!
Привязываем фартук.
Косички я сплела из шпагата для сада/огорода. Завязала цветные ленты.
Клеим к голове повойник и косы.
Аккуратно приклеиваем платок к голове. В области подбородка я пришила янтарную брошку, будто платок на нее застегнут.
Открытый срез блузки подворачиваем внутрь, прошиваем швом вперед иголку и стягиваем.
Кисти подклеила одну к другой и кулич просто вложила. При необходимости его можно просто вынуть. Вот такая красавица к Пасхе у нас получилась!
Платок украшает янтарная застежка в виде цветка. Лежала-лежала вот и пригодилась.
В руках наша русская красавица держит самодельный кулич, свечу и вербу. Будто собралась наша красавица на Пасху к родным, поздравить со светлым праздником.
Под платком нарядный повойник. Повойник — старинный головной убор замужних женщин. В нашем случае — это имитация повойника.
Косы длинные, русые.
Кулич — папье маше, глазурь — пат из белой акриловой краски и крахмала, цветная посыпка — бисер. Для изготовления кулича просто формируем из газеты основу, обклеиваем бумажными полотенцами или салфетками. Дальше готовим пат: смешиваем в густую массу крахмал и акриловую краску, выравниваем наш кулич. Сушим. А пат разводим пожиже, как сметанку и поливаем кулич сверху, имитирую облитую глазурь, сразу же посыпаем цветным бисером. Сушим. Потом раскрашиваем кулич коричневой краской. Покрываем кулич акриловым лаком. Сушим.
Пасхальная кукла-оберег своими руками
Изготовление пасхальной мотанки — не такая уж сложная задача. Чтобы справиться с ней, достаточно понять технологию процесса. Знать, из чего можно делать ляльки, какие цвета выбирать, чему уделять особое внимание.
Отличительная черта куклы Пасхи — красный цвет головы и рук, который символизирует жизнь.
Разобраться во всем этом вы сможете без проблем, ведь славяне пользовались общими правилами для всех тряпичных куколок оберегов.
Однако в то же время некоторые из лялек имели свои отличительные особенности. Их разрешалось применять только к одной конкретной кукле.
Что нужно учесть:
- Настроение. Это важный момент, а потому игнорировать его не стоит. От того, в каком расположении духа работает мастерица, зависит результат работы. Болезнь, головная боль или просто плохое настроение заберет у оберега всю силу.
- Место работы. Наведя порядок в мыслях, позаботьтесь об организации рабочего пространства. Проведите влажную уборку, проветрите помещение, выставите за дверь кота и мужа. Можно также дополнительно очистить комнату, обойдя все углы со свечкой в руках.
- Материалы. Никакого пластика, пластмассы, синтетических тканей. Только натуральные нити и ткани, иначе из оберега кукла превратится в обычную игрушку. А тогда у нее пропадут все магические свойства.
- Традиции запрещали использовать иголки и нити во время работы над оберегом. Но сейчас на это мало кто обращает внимание. Ведь не всегда плотность ткани позволяет разрывать их руками на куски нужного размера.
- Безликость. Наверняка вы обратили внимание, что все славянские куколки не имеют лиц. Дело вовсе не в лени рукодельниц, а в древнем поверье. Согласно ему, в куклы с лицами могут вселяться злые духи. Поэтому Пасху и другие куколки оставляли безликими.
Вы ознакомились с самыми основными правилами, связанными с мотанием пасхальной куклы. Давайте теперь разберемся, чем же отличается кукла-оберег Пасха от других мотанок.
Характерные отличия пасхальной куклы:
- Красный цвет обрел особое место в славянском рукоделии. Он используется во многих оберегах, но в каждом из них обретает особое значение. Конкретно в пасхальной ляльке этот тон символизирует жизнь и красоту. Фигурке делают красные руки, лицо.
- Часто лицо ляльки перевязывают золотой лентой крест-накрест. Таким образом мастер показывает, что кукла не только встречает долгожданное потепление, но и радуется воскрешению Сына Божьего.
Вот так вот в пасхальной мотанке смешались два совсем разных верования — язычество и христианство.
Изготовление юбки
Для изготовления юбки разложить детали перед собой.
Верхнюю часть юбки сложить с нижней частью.
Перевернуть детали юбки вверх и приложить к линии талии куклы.
Обмотать детали юбки вокруг куклы и закрепить нитками.
Вывернуть юбку и расправить.