Шаманские символы
Вся шаманская атрибутика плотно пронизана символами. Любители шаманских диковинок всегда найдут, что посмотреть на Алтае. Ведь здесь культура имеет корни настолько древние, что ими буквально пронизана бытность местного населения, вне зависимости от того, относится оно к шаманскому племени или нет. И логично, что шаманизм, зародившийся здесь, вобрал в себя символы и значения прошедших эпох. Об этом говорят наскальные рисунки и мифология, легенды и обряды, исследования и явления, доступные неискушенному взгляду туриста.
Мифология прочно вошла в шаманскую символику. Она везде: в способах изготовления инструментов для камлания, в мельчайших деталях одежды и назначении предметов для обрядов. Здесь мифы — часть обыденности. В том числе это вера в три уровня мироустройства, уверенность в необходимости соблюдать гармонию, поклонение и одушевление природы.
Неудивительно, что и шаманская атрибутика весьма символична. Способы изображения, обозначения и символика шаманских (и не только) верований схожи со схематичными наскальными рисунками, которые на Алтае можно встретить повсюду: в Калбак-Таше, Елангаше, Кызыл-джаре, Туру-Алты, Куюсе, Ак-Узюке и т.д.
Ученые считают, что наскальные рисунки означают не только сцены из быта предков алтайцев. Помимо охот, войн, кочевья на скалах высечены иллюстрации к мифам. И несмотря на новейшие методики исследования, многие из сцен остаются по сей день непонятными. На высеченных рисунках археологи опознают родовые тамги, шаманские мистерии, юрты, священных животных и священные деревья.
Так, в турах по Алтаю на шаманских атрибутах нередко можно встретить изображения вертикальной стрелы. Она обозначает Мировое Древо, которое, согласно преданию, соединяет Верхний мир (небеса), Нижний мир (подземное царство) и Средний мир (земной). Растет Дерево из самого . На Алтае роль и символ Древа может заменяться горой, упирающейся вершиной в небеса. «Пупом мира» здесь называют гору Белуху. Также графическое изображение стрелы на инструментах для камлания называют Стрелой шамана. Она символизирует Ось мира.
Изображенные на бубнах и других атрибутах шаманизма звезды обозначают небо, или принадлежность к Верхнему миру. Посредниками между земным миром и небесным являются птицы. Именно их духов призывают помочь камы, если миссия призывает получить ответ или покровительство у божеств Верхнего мира.
«Когда были созданы синее небо и бурая земля, между ними были созданы люди». И Люди, животные и деревья традиционно изображаются под небом и на земле. Они — необходимый элемент природной гармонии. Люди должны четко понимать свое место в поднебесном мире. Расположение символов на рисунках и предметах дают общую картину Мироздания, которую видят алтайцы.
Животные тоже несут некие символы в алтайской мифологии, и, как следствие, шаманизме. Самые ранние петроглифы на Алтае (14 тыс. лет до н.э.) изображают быков, лошадей и оленей. В более поздних встречаются козлы, верблюда, бараны и лоси. Параллельно на скалах выбивались фантастические зооморфные персонажи, своеобразные химеры: бык-лошадь, олень-бык, бык-козел.
Для шаманов животные по сей день не потеряли своего значения. Не зря шаманы надевают шапки с птицами cверху, обтягивают бубны шкурами животных и изготавливают амулеты из когтей и перьев. У каждого шамана есть свои животные-покровители, и число их разнится в зависимости от возможностей кама. Существует даже понятие «тотемного» животного, то есть были целые племена, поклоняющиеся ему. Поэтому достопримечательностями Алтая являются также сказания и легенды, повествующие о животных. Они — часть алтайской картины мира и полноправные его члены.
Каждое животное имеет свои характеристики с точки зрения шаманизма:
- тотем Волка широко распространен и несет в себе много положительных качеств. Он олицетворяет собой свободу и самостоятельность, бесстрашие и благородство, нравственность и преданность.
- Медведь символизирует Силу и мужество, мудрость и справедливость, храбрость, доброжелательность, гармонию и терпение.
- Олень обладает такими качествами, как скорость, мягкость, спокойствие, интуиция и боевой дух.
- Лошадь олицетворяет выносливость и верность, осторожность и силу, независимость и выдержку.
- Лисы символизируют хитрость и мудрость, маскировку и единение, приспособляемость и обман.
Подобными характеристиками в шаманизме обладают не только все звери и птицы, но и растения. Например, можжевельник (по-алтайски арчын) в особом почете у населения. Его дымом окуривают помещения для очищения от скверны, изгнания болезней, для благополучия домочадцев. Кедр также считается священным. Его орехи используются в пищу и служат сырьем для извлечения масла, а из веток делаются настои от головной боли. К кедрам, как и березам, привязывают дьяламы. Береза является родовым деревом для множества алтайских племен. Ее позволительно срубать только для свадебного обряда и при рождении ребенка, чтобы сделать ему березовую колыбель.
Часть II. Политеистические религииГлава 4. Шаманизм
У народов, практикующих шаманизм, нет единого представления относительно происхождения и устройства мира. Однако можно выделить некоторые характерные черты, свойственные представителям подобного мировоззрения.
Мир, безусловно, признается имеющим некое начало. Характерным в этом отношении является миф алтайцев о сотворении мира Ульгенем214
. Однако при этом утверждается, что Вселенная испытала на себе воздействие «конкурента» Ульгеня –
Эрлика215
– бога подземного царства, который сначала помогал в сотворении мира, а затем стал вредить Ульгеню. Данный космогонический миф принадлежит алтайским народностям. У других народов представления о происхождении мира более размытые. Тем не менее приведенный пример обнаруживает характерные для шаманизма представления о возникновении и устройстве Вселенной.
Показательно, что у истоков мироздания стоят могущественные существа, противоположные в нравственном отношении. Они оба включены в бытие мира и, соответственно, в культ шаманизма.
В обществах, практиковавших шаманизм, бытовали две версии представления о составе мира. Одна версия утверждала двухчастное деление мира, другая – трехчастное.
Двухчастное деление мира – более архаичное. Оно предполагало существование мира людей и мира духовного.
Со временем двухчастный вариант мироустройства уступил место более сложному – трехчастному. В результате этого процесса духовный мир оказался как бы рассеченным, расколотым надвое. Каждая из половин обрела свои нравственные свойства, местоположение и влияние на ход жизни людей. Соответственно, трехчастный мир состоит из подземного мира
,
мира людей
и
небесного мира
.
При этом три сферы бытия мира тесно связаны друг с другом и имеют некую точку контакта. В ней при определенных условиях может состояться «прорыв», позволяющий обитателям неба или подземного царства проникнуть в мир людей. Либо, напротив, существование этой «точки» дает возможность человеку (в данном случае шаману) попасть в иной мир.
Образно говоря, три сферы бытия подобны трехслойному пирогу, в центре которого находится ось, соединяющая сферы воедино. Поскольку эта ось соединяет три мира, ее называют осью мира
–
axis mundi216.
Точку, в которой ось мира соединяет три сферы бытия, именуют
земли – omphalos217
.
Если проанализировать древние мифы различных народов, то можно увидеть, что роль оси мира чаще всего выполняют два вида предметов218:
– Мировое Древо
Так, например, известны монгольские мифы о дереве Замбу, растущем на горе Сумер (явное влияние индийской культуры; см. гл. «Индуизм»). Утверждается также, что небесные духи питаются его плодами, а злые демоны смотрят на них с завистью из расщелин возле корней. Другие народности хранят предания о древе, достигающем кроной небес, а корнями уходящем в глубь адских обителей. Наиболее сложной конструкцией является представление о трех Мировых Деревьях: одно растет на небе, и человеческие души обитают на нем подобно птицам, ожидая урочного часа для отправления на землю, другое находится на земле, а третье – в преисподней.
– Мировая Гора
Среди сибирских и дальневосточных народов существует представление о том, что верховный – уранический219
– бог восседает на вершине Золотой Горы, возвышающейся посреди неба. У некоторых народностей она именуется «железной», ей дается наименование Сумер или Сумур. Ряд мифов описывает ее многоярусной, состоящей из трех, четырех или даже семи ярусов. Существует также представление о непосредственной связи Мировой Горы и Полярной звезды, которая воспринимается как «пуп Неба». Иначе говоря, это точка соприкосновения вершины и небесного центра, небесный
omphalos220
.
В некоторых случаях оба эти символа – символ Мирового Древа и Мировой Горы – совпадают. М. Элиаде пишет о легендах, которые бытуют среди различных малых народов: «В легендах абаканских татар на вершине Железной Горы растет белая береза о семи ветвях. Монголы представляют себе Мировую Гору в виде четырехгранной пирамиды с Древом в центре: как и Мировой Столп, оно служит богам в качестве кола для привязывания лошадей»221.
Представления о «пупе земли» как центре мира и определяющих его предметах – Мировом Древе и Мировой Горе, имеют распространение не только в шаманизме, но и в более сложных религиозных мировоззрениях. Данные идеи являются одним из самых распространенных религиозных архетипов
– фундаментальных религиозных образов, хранящихся в сознании человечества222.
Примечательно, что мир в архаических сообществах мыслится неким общим домом для всего человечества. Люди считали, что устройство мира подобно устройству человеческого жилища. И наоборот, человеческий дом должен по своему устроению копировать, воспроизводить устройство Вселенной.
Подтверждением этому служат космологические парадигмы, отражающие образ Вселенной как жилища.
В случае с шаманизмом это чум либо юрта.
Народы Сибири представляют себе небо в виде шатра, в котором Млечный Путь считается «швом», а звезды – отверстиями для света.
Иногда звезды именуются «окнами мира», служащими для проветривания различных сфер неба. Время от времени боги открывают шатер, чтобы посмотреть на землю, и так рождаются метеоры. Небо представляется также в виде крышки: случается, что на краях земли она плохо прилегает, и тогда через щель дуют сильные ветры. Сквозь эту щель могут проникать на небо шаманы и другие избранные существа. Полярная звезда описывается как «Гвоздь неба» или «Звезда-гвоздь», потому что она, точно кол, поддерживает небесный шатер. Другие ее наименования: столб, «Железный столп», «Золотой столп» или даже «Солнечный столп».
При этом именно через осевую линию осуществляется общение различных частей Вселенной. Это не значит, что это место всегда воспринимается как географический пуп Земли, ее геометрический центр. Но это всегда означает, что здесь происходит явление священного: божества (духи) проникают через это место в мир людей, и здесь же специалист (шаман) либо избранный (герой) может совершить проход в мир потусторонний. Иначе говоря, какое-то место или предмет становятся
центром мира, потому что здесь произошло соединение двух реальностей: мистическое, таким образом, определяет географическое, а не наоборот223.
Знаки Судьбы: секреты шаманов
Судьбу можно изменить. Судьба влияет на нашу жизнь и каждый день посылает нам знаки, указывающие верный путь, нужно только уметь их читать. Для этого есть несколько способов.
Эти знаки нужно уметь замечать. Они рождаются в мелочах, которые окружают нас всюду. Практически всё об этих знаках знают маги, провидцы и шаманы, которые отдают изучению судьбы все свое время. Это можно назвать эффективными приметами — не просто народной мудростью, а нечто уникальным, что известно лишь немногим личностям. Теперь мы можем поделиться этими тайнами с вами.
Особые знаки судьбы
Больше всего шаманы уделяют внимания такому знаку судьбы как несчастью или проблемам. Если в вашей жизни появляется много проблем или случается несчастье, то знайте, что это судьба хочет повернуть события иначе. Если проблема касается непосредственно вас, то вам нужно изменить свой путь, выбрав другую дорогу.
Обычно, шаманы воспринимают проблемы как подарок судьбы, потому что самые опытные из них считают, что неурядицы предвещают еще большие проблемы. Больше нужно переживать, когда все тихо и спокойно. Перед бурей, как говорится, всегда затишье.
Не гневайтесь на судьбу, если вам не повезло в чем-то. Дело не в том, что за относительно мелкими невезениями стоит удача или неудача. Секрет судьбы состоит в том, что мелкие проблемы берегут нас от больших провалов. Они словно говорят нам: «Не расслабляйся». Не ругайте жизнь и Вселенную за то, что вас обрызгала грязью проезжающая машина или за то, что вы опоздали на работу. Так было нужно, потому что так должно быть.
Есть еще кое-что, на чем шаманы концентрируют свое внимание — это трудности. Различия между трудностями и проблемами многие люди не видят. На самом деле, они огромны. Когда вы достигаете своей заветной цели, но с приложением больших усилий, чем обычно, это нормально. Это означает, что судьба к вам благосклонна, а удача на вашей стороне. Помните, что легко бывает только тем, кто ничего не делает.
Тревога — это самый назойливый член команды проблем. Тревоги являются нашими собственными проблемами, а не посланиями судьбы. Они рождаются у нас в сознании и выходят наружу, когда разум ослабевает или затуманивается наш рассудок. В этом случае нужно больше медитировать и расслабляться, чтобы повышать энергетику. Сами по себе тревоги ничего не значат, но их последствие тоже могут быть очень негативными. Постарайтесь налаживать контакт со своим внутренним миром как можно чаще. Мечтайте, смотрите приятное кино, читайте книги и больше уделяйте времени любимоу хобби.
Советы шаманов
Помогайте другим людям. Делайте это безвозмездно, чтобы очищать свою карму и преобразовывать судьбу. Делайте это от чистого сердца, а не просто так. Истинное добро необъяснимо и обладает невероятной силой. Только добрый человек заслуживает больше, чем кто-либо другой. Зло может подарить вам деньги, славу и признание, но оно не даст вам счастья. Слава закончится, деньги уйдут тоже. Останется лишь пустота. Так что всегда находитесь в поиске добра в своей душе.
Не причиняйте вред никому. Это касается не только людей, но и животных. Более того, это относится даже к засорению окружающей среды. Природные проклятия самые сильные. Не бросайте мусор в водоемы и около них. Вода — источник жизни и энергии жезни. Идите по пути созидательному, а не деструктивному. Причиняя вред окружающему миру, вы разрушаете свою судьбу.
Любите. Влюбляйтесь и не расстраивайтесь, если у вас что-то не получается. Расставания — это неотъемлемая часть нашей жизни. Они учат нас тому, что иногда счастье нужно уметь ждать. Любите всем сердцем и избегайте ненависти. Это обратное чувство которое разрушает все хорошее в человеке.
Если вам что-то не нравится, то измените сначала себя, а мир изменится сам. Всегда начинайте с себя. Если вам грустно — спросите себя о том, почему это происходит. Может, вы обращаете слишком много внимания на то, что не заслуживает его. Если вы хотите много денег, то научитесь мыслить так, чтобы деньги сами шли к вам. Помните, что мысли материальны.
Следите за своим здоровьем. Шаманы говорят, что здоровое тело всегда привлекает удачу, так как энергетика такого тела всегда находится на высоком уровне. Судьба людей, занимающихся спортом, всегда строится лучше, чем судьба тех, кто выбирает неправильный образ жизни, жирную пищу, сигареты и алкоголь. В здоровом теле — здоровый дух.
Не сомневайтесь. Прочь сомнения. Они мешают судьбе направлять вас по правильному пути. Выше было уже упомянуто, что любая мысль может превратиться в реальность. Сомнения разрушают мечты, отпугивают успех. Потом люди жалуются на судьбу, хотя все проблемы начинаются с мыслей.
Не завидуйте. Страшнее зависти только ненависть. Каждый имеет то, что заслуживает. Если вам кажется, что судьба несправедлива, то начните делать что-то для ее изменения. Мы живем в динамичном и изменяемом мире, так что не ограничивайте себя прямой линией. Судьба дает нам шансы поворачивать на перекрестках.
Помните, что жизнь — это нечто прекрасное. Даже если ваш путь усеян трудностями, он все равно уникален и по-своему красив. Повышайте свою энергетику, пользуясь аффирмациями на каждый день. Так ваши мысли помогут вам построить счастье и научат смотреть в будущее только с улыбкой.