Белобог – светлый бог, живущий рядом с тьмой


Эта статья о славянском боге. О горах в Германии см. Bieleboh.

предполагаемое славянское божество благоприятной судьбы
День и ночь
, современное изображение Белбога и Чернобога, Максим Сухарев.

Belbog

или
Bielbog
[а] (букв. «Белый Бог», реконструирован как
* Белобогъ
или
* Белъ Богъ
, от
* белъ
(«белый») +
* болото
(«Бог»)[1]) — вымышленное имя предполагаемого бога благоприятной судьбы, которому поклонялись Полабские славяне. Его имя было получено по аналогии с Чернобог (букв. Черный Бог), упомянутый Хельмодом в
Chronica Slavorum
, который является богом невезения. Пара этих богов часто представляется как свидетельство «славянского дуализма», хотя их подлинность вызывает споры.

Источники

Chronica Slavorum

Немецкий монах и летописец Helmold, сопровождавший Христианизация миссии против Эльбские славяне, описывает в своем Летопись славян

культ Чернобога:[1]

Также у славян странное заблуждение. На своих пирах и пирушках они ходят вокруг чаши, над которой произносят слова, я бы сказал не о посвящении, а о проклятии, во имя [двух] богов — хорошего и плохого — исповедующих что всякая благоприятная удача создается добрым богом, а неблагоприятная — плохим богом. Следовательно, также на своем языке они называют плохого бога Дьяволом, или Цернебохом, то есть черным богом.

Латинский исходный текст

Est autem Slavorum mirabilis error; nam in conviviis et compotationibus suis Pateram Circumferunt, in quam conferunt, non dicam concrationis, sed execrationis verba sub nomine deorum, boni scilicet atque mali, omnem prosperam fortunam a bono deo, adversam a malo dirigi profitentes. Unde etiam malum deum lingua sua Diabol sive Zcerneboch, id est nigrum deum, апеллянт.

— Helmold, Chronica Slavorum

Хотя название «Белбог» нигде в Хроника

Многие исследователи по аналогии с линейкой невезения Чернебогом реконструируют линейку удачи Белбога.

Более поздние источники

Впервые Белбог упоминается непосредственно в 16 веке. В 1538 году померанский летописец Томас Канцов в его Хроника Померании

написал:[1]

Я до сих пор рассказывал обо всех проявлениях неверности и идолопоклонства, которыми они занимались до времен Германской империи. Еще раньше их обычаи были еще более языческими. Они поставили своих царей и правителей, которые хорошо правили, выше богов и почитали упомянутых людей [как богов] после их смерти. Кроме того, они поклонялись солнцу и луне и, наконец, двум богам, которых они почитали больше всех других богов. Одного [из них] они назвали Биалбуг, то есть белый бог; его они считали добрым богом. Другого [звали] Зернебуг, это черный бог; его они считали богом, который причинил вред. Поэтому они почтили Биалбуга, потому что он сделал им добро и чтобы он мог [продолжать] делать им добро. Зернебуг же, напротив, почитали, чтобы он не причинил им вреда. И они умиротворяли упомянутого Зернебуга, принося в жертву людей, поскольку они считали, что нет лучшего способа успокоить его, чем человеческая кровь, что на самом деле верно, если бы они только увидели это в правильном свете: что Зернебуг не ищет ничего, кроме смерть тела и души Человека.

Немецкий исходный текст

Ich hab hiezuvor mannigerley unglawben und abgoͤtterey angezeigt, so sie bei Zeiten des Teutzschen keiserthumbs gehapt. Aber zuvor seint sie noch viele heidnischer gewest, haben yre khonige und hern, so wol geregiret, vor Goͤtter aufgeworffen, und dieselbigen nach yrem totte geehret. Darneben haben sie Sonne und Mon angebetet, und zu letzst zween Goͤtter, die uͤber alle ander Gotter wehren, gemacht. Einen, den sie Bialbug, das ist den weissen Got, genennet; den hielten sie vor einen gutten Got; den andern Zernebug, das ist der schwartze Got, den sie vor einen Got hielten, der schaden tette. Darumb ehreten sie Bialbug deshalben, das er ynen guts tette und thun solte; Zernebug aber ehreten sie darum, das er nicht schaden solte. Und demselbigen Zernebug pflagen sie offt menschen zuslachten; dan sie meinten, er wurde nyrgentz durch besser gestillet, wan durch menschenblut; Welchs дан zwar wahr ist, wan sie es nhur recht verstanden hetten; дан Zernebug sucht nicht anders, дан des Menschen tot an leib und sele

— Томас Канцов, Хроник фон Поммерн в niederdeutscher Mundart

потом Себастьян Мюнстер, в Cosmographiae universalis

1550 г., описывает ритуал сбора урожая, связанный с Световит и продолжает: «В целом они (ругиане) поклонялись двум богам, а именно Белбаку и Зернебаку, как если бы белый и черный бог, добрый и злой. гений, Бог и сатана, как источник добра и зла, согласно заблуждению Манихеи». Работы Канцова и Мюнстера, вероятно, независимы друг от друга (различные формы записи имени Белебога,
Хроника Померании
был впервые опубликован, но не публиковался до 19 века), но они используют общий источник, которым, по мнению Мирославы Знаенко, мог быть архив аббатства Белобоки [], где был выкован Белебог. Дэниел Крамер, теолог и профессор из Щецин, вероятно, держал в руках копию летописи из этого архива или видел цитату из него, потому что в его
Pommerisches Kirchen-Chronicon
он, вероятно, перефразировал часть этого:[1]

Этому монастырю они (монахи-основатели) дали название Белбуг, [вернее] Белбук, что на языке вендов буквально означает «белый бог», чтобы дать [славянам] понять, что, в отличие от их (славян) ) предки-язычники, христиане не знали ни одного черного бога. Имя [Белбуг] также хорошо подходит к одежде премонстратов, которые [всегда] ходили в белом. Основание монастыря произошло в 1163 году.

Немецкий исходный текст

Diesem Kloster haben sie den Namen Belbug gegeben, так что viel als Bialbuck welches в seiner Wendischen Sprach soviel heist als den Weissen Gott, damit zu verstehen zu geben, daß die Christen von keinem schwarzen Gott wie ihre heidnische worfahrah. Welcher Nahm sich dann zu der Praemonstratenser Kleidung, welch in Weiß gekleidet giengen, wol schicket. Diese Fundation Des Klosters Belbuck ist geschehen Anno 1163

— Дэниел Крамер, Pommerisches Kirchen-Chronicon

Belebog также фигурирует в анонимной История Caminensis

как бог Вандалы, который основан на произведении Мюнстера (в обоих произведениях говорится об «ошибке манихеев»). Belebog также появляется в других, более поздних, второстепенных текстах.[1]

Белобог – всевидящий бог

Как же выглядел Белобог? Чаще всего его представляли в образе мудрого старца, облачённого в белоснежные одежды. Чтобы почтить Белобога, народ также надевал белые платья в день почитания божества. Во время сложностей и испытаний, в моменты сомнений и замешательства люди обращались за помощью ко всезнающему Белобогу.

Часто путники, заблудившиеся в лесах, всю ночь молили бога о покровительстве, ведь в ночное время свою власть над миром простирал Чернобог, однако и он не мог причинить зло тому, в чьём сердце жил свет, подаренный Белобогом. Во всём облике Белобога самой запоминающейся деталью были яркие глаза. Ярко-голубые, они словно пронизывали каждого, кто оказывался перед ним или его изваянием.

Особенным видением бог мог узнать, что на душе у человека – свет или тьма. Кстати, в Белоруссии Белобога называли Белуном. Известны предания, в которых рассказывалось о встрече бедняков с этим богом. Если человек соглашался вытереть нос «старику», с которым сталкивался в поле, Белобог награждал того щедрыми дарами.

Когда же лучи солнца прорезали тьму, наступало время правления светлого божества. По сути, в образе Белобога соединялись черты многих положительных богов – справедливого Сварога, доброй Лады, могучего и воинственного Перуна.

Но почему же такой бог ни разу не упоминается в мифах о сражении божеств со злыми силами? Конечно, сам Белобог постоянно противостоял темноте и её сторонникам. Но он выступает не конкретным персонажем, а скорее абстрактным образом добра, что живёт не только среди богов, но и в людях.

Если Чернобог представлен вполне определённой личностью, творящей зло и бесчинства, то Белобог наделён гораздо большей силой – он находится всюду, а значит, не нуждается в отдельных упоминаниях, как тот же солнечный свет или наступление рассвета.


Белобог неразделим со своей противоположностью – Чернобогом

Интерпретации

Среди исследователей нет единого мнения о подлинности культа Чернобога и Белебога. Некоторые исследователи считают, что оба бога являются изобретением Хельмода, некоторые предполагают возможность существования этих богов, некоторые предполагают, что Чернобог и Белебог — это прозвища для других богов. Согласно с Александр Гейштор, боги — не полное олицетворение, а ипостась зла и добра.[2]Веселин Чайканович, основываясь на названиях сербских мест и изречений, полагал, что Белебог на самом деле Перун.[3]

Аргументами в пользу подлинности Белебога служат названия мест в разных частях Славянского края: соседние села Белбожице [] и Черниковице в Чехия, которые должны доказать дуализм, Białobonica in Украина, Бела Црква («Белый Церков»), сказать Бело Брдо («Белая горка») в Сербия.[3] Есть также два места, известные в местном масштабе как «Белые боги» (Белые боги

) около Радонеж (Московский регион), один из которых, возможно, служил языческим местом поклонения.[3][1] в
Анналы Премонстратенции
утверждалось, что имя Белобоки [] происходит от «Бельбок, идол померанцев, что означает бог белого и добра». Однако историки не уверены в этимологии этого места, и многие предполагают, что название происходит от слова
бук
(«бук») или
бок
(«сторона»).[4]

Некоторые авторы также использовали Mount Bieleboh (и Czorneboh) в Верхняя Лужица, где предполагалось поклоняться богам, но имена, скорее всего, были созданы только в наше время из-за популярности богов в культуре региона.

Основные статьи: Bieleboh и Czorneboh

В сербском фольклоре есть выражение «не видеть белого бога», а по-болгарски «взывать к белому богу», что, вероятно, означает то же, что и небо или небесный бог.[3] В болгарском фольклоре также есть выражение «У меня нет Белого Бога от этого человека», что может означать отсутствие доброй воли.[2]

Вечная гармония жизни

Неужели Род не мог создать лишь доброго бога? Здесь я считаю необходимым обратиться к философии наших предков. Древние славяне верили, что добро и зло – не просто две разные грани мира, но и чаши невидимых весов. Одно не может существовать без другого.

Если человек будет получать лишь дары и счастье, то он никогда не оценит этого. Если же в его жизни радость будет сменяться печалью и испытаниями, то преодоление трудностей станет настоящим светом, что озарит душу человека. Здесь мне поневоле вспоминается Булгаковский Воланд из «Мастера и Маргариты», который отмечал, что у всякого земного предмета должна быть тень. Именно такой тенью Белобога и является Чернобог.

Как Белобог, так и Чернобог является хранителем гармонии, царящей во Вселенной. Светлый бог дарил жизнь и процветание, тёмный – распространял горе и смерть. Однако в древности люди воспринимали физическую гибель как один из переходов. Жизнь словно не заканчивалась, а лишь меняла форму. Впрочем, идеи о бессмертии души живы и поныне во многих мировых религиях.

Творцы мира – Белобог и Чернобог

Одно из самых интересных преданий рассказывает о появлении мира, к которому были причастны и Белобог, и Чернобог. Согласно мифу, ещё до появления земли и всего живого, над бескрайним океаном мироздания летели три сокола. Главным был Род, а его спутниками – светлый и тёмный боги.

Решил Чернобог превратиться в селезня, чтобы увидеть дно океана. Ловкой птицей нырнул он в волны, а в небо поднялся с камнем, зажатым в клюве. Бросил он его вдаль, после чего превратился камешек в Остров Буян, стоящий посреди бескрайних морских просторов.

Стараниями Белобога появились на острове растения, а в центре его вырос могучий дуб, ставший Древом Жизни. У подножия дерева находился волшебный Алатырь-камень. Род взглянул на него и приказал своим помощникам сотворить души людей с помощью чудесного камня.

Стали Белобог и Чернобог великанами и по очереди гигантскими молотами начали бить по гладкой поверхности. Алатырь сыпал искрами, напоминающими золотые звёзды, когда по камню бил Белобог. Когда же Алатырь касался молот Чернобога, от нега отделялись тёмные змеи, что расползались в стороны. С тех пор и верят люди, что светлая душа напоминает живую искру, а тёмная похожа на мрачного зверя, живущего в тени.

Священным символом и оберегом, дарующим защиту Белобога, считалось начертание трёх линий, соединяющихся в одну. Они называются «Руной Мир» и, как в том самом старинном предании о сотворении жизни, три начала воплощают весь мир, что окружает человека. Славяне верили, что человек, почитающий Белобога, непременно достигнет успеха в любом деле, познает счастье и процветание.


В.Иванов. Белобог и Чернобог

Предания о Белобоге открывают нам гораздо больше, чем простое описание этого божества и его характера. Наши предки передали нам частицу великого знания о том, что светлые и тёмные стороны всегда существуют в мире, ведь являются его неразрывными частями. День сменяется ночью, а радость – печалью, но именно в таком бесконечном движении и заключается великая гармония, подаренная Белобогом и его противником.

Белобог в пантеоне славянских Богов

Белобог является сыном Рода Прародителя. Задумал Род явить такого Бога, который бы отвечал за созидание, сохранение истины, Мiра развитие, движение вперед. У светоносного Бога есть еще брат – Бог Чернобог, что властвует над Навью, а сам постоянно смотрит в Правь. Два брата – два представителя Света и Тьмы. Никак нельзя оценить значимость Света, покуда не вкусишь Тьмы. Куда приходит разрушение, всегда там хочется все наладить, создать нечто новое, доброе.

Чистота души Белобога заключена в любви к правде, истине. Посему его еще прозвали такими именами – Святовит, Свентовит, Бог Белого Света. Нет в нем ни одной капли зла, тьмы, неправды. Он сам верит всегда только в доброе и светлое, у него есть постоянное желание найти выход, решение для какого-либо дела.

Посмотрите здесь «Родословную славянских Богов».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]