Старинные крестики (энколпионы, тельники и другие кресты)


Крест у разных народов

Несмотря на простую форму, символ имеет огромное значение в развитии человеческого общества. Некоторые источники утверждают, что официальная история его возникновения начинается в древнем Египте и происходит от иероглифа, означающего слово жизнь.

Если копнуть ещё глубже, то первым изображением, напоминающим крест, можно считать наскальные рисунки в виде человечка с расставленными руками, принадлежащие к эре позднего палеозоя.

Многочисленные находки археологов доказывают, что знак использовался во всех языческих обрядах с поклонением стихиям природы задолго до возникновения христианства.

  1. Народности Южной Америки считали, что с его помощью изгоняются злые духи. По этой причине они укладывали под него новорождённых детей.
  2. У индийского бога Кришны крест изображался на руках. Он также является главным религиозным символом в христианской церкви.
  3. Народы, исповедующие древнюю религию тюрков, до сих пор носят его на лбу в виде татуировки или нарисованный краской. Это означает покорность великому богу Тенгри — хозяину Вечного неба.

В мире насчитывается огромное количество видов и названий знака. У ассирийцев он означал солнце и был заключён в круг. Изображение египтян добавляет к нему кольцо или петлю, называя рисунок узлом жизни.

У индоевропейских народов он больше известен в виде свастики, которая символизирует счастье и вечность. Свастика с лучами, направленными по часовой стрелке, часто встречается в индуизме и буддизме. Крест также часто использовался в эмблемах и гербах орденов и великих правителей.

Православный крест как оберег

Православные христиане относятся к кресту, как к защитному амулету от всякого зла. В одной из святых книг написано, что это «великий божий знак благодати».

Правда ли обереги с крестами отгоняют опасность и борются с напастями?

Люди, которые носят нательный крестик, защищены Создателем. Он имеется у всех крещенных – во время таинства Крещения священник надевает на шею крестильный крест.

А вот атеистам крестик не дает никакой защиты, что в очередной раз доказывает – амулеты и талисманы помогают лишь тем, кто верит в их беспрекословную силу.

Ни в коем случае нельзя воспринимать данный оберег, как обычное украшение! Это связующий элемент человека с Богом. Его нельзя показывать другим людям, поэтому не стоит носить крест поверх одежды. Взгляд посторонних может повлиять на энергетику православного талисмана.

Верующие считают, что крестильный крестик нужно носить всю жизнь. Снимать его нельзя даже с умершего человека – вместе с нательным оберегом душа должна перейти в иной мир.

Некоторые предпочитают маленькие крестики, некоторые – выбирают массивные. Это символ настоящей и искренней веры в Господа. Верующие люди уважают его и просят о помощи в сложных ситуациях.

Было создано множество поверий и сказаний, связанных с оберегом. По легендам он может предсказать опасность и дать возможность своему обладателю справиться с трудностями.

Каждый православный знает, что ни в коем случае нельзя пользоваться чужим крестиком. Вместе с талисманом вы можете забрать порчу, страшную болезнь или навлечь на себя неприятности.

Чудодейственные свойства крестов можно увеличить при помощи молитв и заговоров.

Если человек терял свой крестильный оберег, это было предупреждением – вскоре произойдет что-то очень плохое. Возможно, это будет болезнь или несчастный случай. Верующий сразу должен обратиться к своему духовному наставнику, покаяться и поставить свечку в храме.

Сила знака у славян

Основная группа исследователей, изучающих графическое значение пересечения двух линий, пришла к выводу, что для наших далёких прародителей такое расположение лучей указывало на взаимодействие неба и земли.

Вертикальная линия — небо, горизонтальная — земля. Четыре образовавшихся направления указывали на наличие главных элементов, существующих на планете:

  • огонь;
  • воздух;
  • земля;
  • вода.

Славянские веды с самых древних времён считают крест знаком, несущим в себе огромный сакральный смысл. Они уверены, что слово произошло от корня «крес», означающее огонь, который добывался трением крестообразно сложенных палочек. Доказательством служит название инструмента для добывания огня — кресало.

Это утверждение полностью противоречит христианской идеологии. Там такая эмблема — символ мук и страданий, а не знак священного огня. Приверженцы Христа носят их на теле, пытаясь доказать Богу свою любовь и почитание. Взамен ждут защиту от любого зла.

Четыре направления креста указывают на основные стихии, существующие на Земле

У славян крест показывает на взаимодействие между духом и материей. Он означает символическое движение планет вокруг солнца, а также саму солнечную систему, вращающуюся вокруг центра галактики. Энергии, циркулирующие в теле человека и вокруг него, по представлению славян, тоже располагаются в четырехстороннем направление лучей.

Применение символа для защиты

С самых давних пор этот узор использовали при вышивке одежды и в строительстве жилищ из глины, дерева, камня. Всевозможные украшения в виде крестов или украшенные таким символом, найденные при раскопках древних славянских поселений, представляют собой серьги, браслеты, кольца и ожерелья, в рисунках которых обязательно присутствовали поперечные линии.

В славянской культуре известно более 100 вариантов изображения креста, где используется разнообразная форма и цветовая гамма знака. Все они имеют определённое магическое значение и созданы для применения во многих жизненных ситуациях.

В основном такое украшение носили женщины, стараясь привлечь помощь своих предков и высших сил. Мужчины надевали его на тело для обретения мудрости, крест защищал их и дарил физическую силу.

Крест для славян является главным защитным талисманом, оберегающим того, кто его носит, с четырёх сторон света. Изображение знака с элементами различного орнамента делает его символом плодородия и показывает отличительные черты каждого Рода.

Небесный крест

Талисман Крест Тамплиеров

Этот талисман выполняет роль барьера, оберегающего от злых сил потустороннего мира. Он притягивает, словно магнит, негативную энергетику и трансформирует его. В результате – образуется шар из положительных энергетических зарядов.

Никакая порча не способна причинить вред обладателю такого амулета. Дурные сплетни, завистники и недобрая молва – все теряет силу перед Крестом Тамплиеров.

Оберег наполняет человека силой, хорошим настроением и добрыми желаниями. Повышает работоспособность, воспитывает трудолюбие.

В некоторых источниках упоминается о его связи с денежной энергетикой. И, наверное, самое важное свойство оберега – он помогает найти свое предназначение в жизни.

Часто символ используется в ритуалах. В нем содержится пентаграмма, а значит он имеет огромную магическую силу.

Виды крестов для амулетов

Оберег в виде креста был самым важным и обязательным атрибутом у славян. Он являлся символом целого рода и давал носящему постоянную поддержку со стороны предков.

Любой амулет имел дополнительную защитную силу, переданную мастером, который его создал. Известно несколько вариантов вещиц, где использовался такой рисунок. Все они имели свою особенную силу, которой делились с тем, кому принадлежали. Выделяют 7 основных видов славянского креста.

  1. Ящур (Солнечный или Солярный крест) — обладает самой мощной защитой, объединяющей силу предков и энергию солнца. Используется для защиты дома и всех, кто в нём живёт. Ящур также носят те, кто хочет раскрыть свои способности в ясновидении или стать целителем.
  2. Пращур (Небесный крест) — полная противоположность Ящура, но обладает не меньшей силой, значение такого символа это мощь предков их защита. Предназначен для помощи со стороны живых и ушедших на небеса представителей рода, даёт покровительство высших сил.
  3. Перунов крест — мужской талисман, дающий мощь, богатство и плодовитость всему роду его владельца. Наделяет мужчин отвагой и решительностью.
  4. Талисман Сварога — амулет в виде звезды, соединяющий восемью лучами мужской крест и женский в один. Является символом бесконечности и числом жрецов (волхвов). Он нейтрален, поэтому его носителю необходимо заряжать амулет своими руками или солнечной энергией. Звезда Сварога защищает обладателя, принимая на себя энергетический удар. Время от времени талисман чистят, опуская в святую или родниковую воду.
  5. Громовник — имеет шесть лучей, заключённых в шестигранник или круг — талисман воинов с защитой от молнии.
  6. Колокрес — изображение находится в круге. Является знаком солнца и не пропускает зло.
  7. Квадрат — линии, делящие квадрат на четыре части. Знак земли, приносящий плодородие.

LiveInternetLiveInternet

В.А. Чудинов

В данном случае меня интересует эволюция крестов, которые по размерам напоминаю те, что мы носим на груди. Ни в какой работе мне не попадалось изображения крестов, связанных с периодом ведизма (язычества), поэтому я очень обрадовался, когда вдруг обнаружил такие изображения.

Серия крестов, связанных со славянскими божествами. Эту серию я неожиданно обнаружил в книге А.А. Бычкова. Автор пишет о крестах следующее: «КРЕСТ — символ бога солнца, перешедший к христианам. Языческие кресты имели разное количество концов, у четырехголового Святовида крест был четырехконечный, у семи- или восьмиголовых кресты соответственно были гораздо более сложными. Крест, имевший более 11 концов, мне не встречался. Стало быть, более головастых богов у нас не было» (БЫЧ, с. 152).

Рис. 1. Языческий крест с ликами Макоши

Здесь важно отметить соотнесенность креста с солнцем в качестве его символа. Однако объявление Святовида четырехголовым основано на недоразумении, что я понял лишь за год до написания данной книги. На самом деле слово «святовид» обозначает не славянского бога, а способ размещения богов — по одному с каждой из четырех сторон каменного столба. В таком случае объяснение становится другим — не изображение солнца, а развертка каждой из сторон святовида. В другом месте он пишет: «Интересны кресты языческого времени с четырьмя ликами. Такие «Святовитовы кресты» уходят в глубокую древность, некоторые из них относятся к периоду IV-V веков до Рождества Христа. То есть, ЯЗЫЧЕСКИЕ КРЕСТЫ НАМНОГО ДРЕВНЕЕ ХРИСТИАНСКИХ» (БЫЧ, с. 262). Мысль вполне естественная, однако, редкие исследователи отваживались высказывать подобные суждения.

Действительно, он с полным право аттестует данные изображения «святовидовыми», поскольку на них имеется по четыре лика, правда, только одного бога, а именно того, которому принадлежит данный крест. Вместе с тем, А.А. Бычков приводит ряд изображений крестов просто как иллюстрацию своих положений о древности языческих крестов и не обращает внимания на то, что каждый из крестов связан со своим богом. Какому именно богу посвящен данный крест — это уже наша проблема.

Крест Макоши. Начнем анализ с креста, на котором можно найти изображение Макоши, рис. 52. Собственно говоря, на дальних лопастях креста мы видим изображение зооморфного образа Макоши в виде головы белой медведицы; тогда как в ближних кругах находятся 4 антропоморфных лика.

Рис. 2. Языческий крест с ликами Мары

Здесь читаются также надписи: наверху — слово КРЕСТ (букву Е можно увидеть, если повернуть изображение на 90 0влево, а часть этой буквы образует С), правее, в виде столбца — слово ДРЕВНИЙ (после буквы Д курсивного изображен знак руницы Ь — РЕ, а затем можно прочитать оба знака вместе, перевернутыми на 1800, как букву В; чуть ниже находится буква Н, правее — И, и над Н — буква Й в виде 1). На првой лопасти читается слово МИНИ, то есть,НЕБОЛЬШОЙ. На нижней лопасти читается слово МАКОШЬ (буква К раздвинута весьма сильно, буква Ь — тот же знак, что и буква А). Итак, полная надпись гласит: МАКОШЬ, ДРЕВНИЙ МИНИ КРЕСТ. Таким образом, мы теперь знаем, как назывался данный языческий символ.

Крест Мары. Это — наиболее пышный крест, несущий только антропоморфные лики Мары в виде лица юной девушки; кроме ликов мы видим 12 изображений цветов. Это можно понять, если вспомнить, что славянская богиня Мара являлась не только богиней болезней и смерти, но и хозяйкой загробного мира, славянского рая.

Рис. 3. Языческий крест с ликами Рода

Слово МАРА можно составить как из наиболее крупных знаков, так и прочитать на ободке внутреннего круга. Вообще-то у Мары существует и зооморфный облик в виде козлика, однако здесь, на кресте, он не представлен.

Крест Рода. Крест Рода имеет наиболее узкие и длинные лопасти по сравнению со всеми другими крестами; на его дальних частях изображена плетенка, а на ближних Род представлен как седой старик с длинной белой бородой и усами.

В отличие от предыдущих крестов надписи здесь помещены в центре; здесь можно прочитать слова РОД ИГРАЕТ С ВРАГОМ. Возможно, что под «врагом» понимается некая нечистая сила, однако в целом надпись неясна.

Рис. 4. Тот же крест из работы современного археолога

Крест из Милана. Совершенно неожиданно я встретил весьма похожие изображения в статье хорошо мне знакомого археолога Владимира Ивановича Кулакова, занимающегося исследованиями в Калининградской области, бывшей Восточной Пруссии. Свою статью он озаглавил «Европейские универсальные обереги VII-IX веков» (КУЛ). В этой статье он, в частности, прослеживает историю крестов с человеческими лицами.

«Впервые мужские личины появляются на крестах в Северной Италии в VII в.н.э. Они вырезались ножницами из золотой фольги и нашивались на погребальную одежду или на головные покрывала лангобардских аристократов. Если в раннемVII в. изображался четырехкратно повторенный (отштампованный на костяной или иной матрице) безбородый персонаж анфас (так называемый «Крест Гизульфа») из погребений на Пьяцца Паоло Диаконо в Цивидале), то в VIII в. известны изображения бородатого мужчины («Крест из Милана», рис.4). Оба эти изобразительных типа объединены тем, что мужчина представлен длинноволосым, с полуоткрытым, «вещающим» ртом, его личина повторена четырежды и нижней своей частью всегда ориентирована на центр креста. Эти предметы наряду с другими крестами из золотой фольги, несущими оттиски монет, «варварских» брактеатов, плетеного орнамента, украшенные псевдожемчужным орнаментом, справедливо считаются оберегами, сочетающими древнегерманские языческие (изображения) и романо-византийские, то есть, христианские (форма креста) традиции (MEN, S. 177). Появление лангобардских крестов, являющихся, в сущности, универсальными (прежде всего — интерконфессиональными) оберегами является результатом реакции германского язычества на начало в 612 году из альпийского монастыря Боббио ортодоксальной христианской миссии к лангобардам. Являясь внешне признаком правоверного почитателя Христа, нашитый на одежду в соответствии с традициями эпохи Каролингов золотой крест при ближайшем рассмотрении оказывается наполненным языческой символикой» (КУЛ, с. 19-20).

Хотелось бы обратить внимание на методику работы археологов с известными им древними предметами. На текст, сопровождающий изображения, они не смотрят — их больше интересуют картинки. В этом они весьма напоминают детей, различающих книжки именно не по надписям, а по картинкам.

С другой стороны, рисунок в работе археолога имеет более высокое качество, чем рисунок в работе А.А. Бычкова, и на правой лопати креста у него можно прочитать слова КЪРЕСТ ЯРА (вверху) и СЕ ЯРА (внизу). Зато центр креста оказался прорисованным хуже, так что надпись Рода на нем прочитать практически нельзя. Поскольку Яр являлся более поздней ипостасью Рода, никакого противоречия с предыдущей надписью две вновь обнаруженные надписи не содержат: перед нами — крест Рода-Яра.

Вместе с тем хочу обратить внимание читателей на то, что В.И. Кулаков дает уже фрагмент изображения в обращенном цвете (в виде негатива), так что и профессиональная археология медленно приближается к освоению новых возможностей компьютера (помечено цифрой 1А на рис. 4). Хочу отметить, что тут превосходно читается словоЯР, не замеченное исследователем.

Но, работая по картинкам далее, конечно же, ничего больше как «мужское лицо» выделить не удается. Как быть с крестами Мары и Макоши, рассмотренными мною чуть выше? Они В.И. Кулакову не попались. Не хотелось бы ехидничать, но атрибуция Рода-Яра как результата реакции германского язычества на начало в 612 году из альпийского монастыря Боббио ортодоксальной христианской миссии к лангобардам выглядит, честно сказать, странно. Зачем германскому духовенству прибегать к защите Яра и Рода? Почему, например, не Одина и Фрейи? Я много раз разговаривал с Владимиром Ивановичем по поводу присутствия славян в Западной Европе в Средние века, и он мне всегда категорически заявлял, что эта моя версия «археологически не подтверждается». Разумеется, если балтийских славян считать «лангобардами», а Яра — длинноволосым, с полуоткрытым, «вещающим» ртом, мужчиной, то тогда — да. Иными словами, если встать на германскую точку зрения и всю славянскую историю приписать германцам, то тогда следов славян можно не заметить не только в Германии и Италии, но и на территории Руси.

Страниц: 1

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]