Толэзё – всё, что надо знать о древнем удмуртском символе


Особенности

Удмуртский орнамент возник еще задолго до появления отдельной нации. Но изучать его начали только с конца 18 — начала 19 веков. Экземпляры более раннего периода практически не сохранились. Первым исследователям особенностей удмуртской культуры было непривычно видеть на тканях яркие сочные цвета. Практически все удмуртские узоры и орнаменты выполнены красными или черными нитками, коричневыми или золотыми.

Преобладание пестрых оттенков объясняется очень просто. Удмурты жили замкнутой жизнью в лесной глуши. Недостаток света они воплощали в своих рисунках. Ритм цвета придает движение узорам, наполняет их жизнью и радостью.

Достоинства и недостатки трафаретов, выполненных своими руками

Широкое использование трафаретов обусловлено их особыми преимуществами:

  • с помощью одного вида узора можно создать целую композицию на стене;
  • применяются комбинации оттенков;
  • простота в применении и доступность большого количества вариантов узоров;
  • нестандартное декорирование стен и ;
  • шаблоны используются для любых поверхностей, независимо от структуры и фактуры;
  • с помощью образцов для росписи выполняется небольшой косметический ремонт, так как облицовка стена орнаментами сильно меняет внешний облик помещения.

Шаблоны применяются не только для оформления декора, но и для создания разнообразных открыток, коллажей и . Трафарет необходим для разнообразных декоративных работ. Он помогает создать оригинальное пространство, объем и глубину, а также служит вдохновением для творчества. Это бюджетный способ привнести в жилище что-то красивое без финансовых трат.

Орнамент трафарет — это приспособление для правильного и четкого нанесения узора. В дизайне помещений сегодня не обойтись без современных аксессуаров, создающих яркий и насыщенный интерьер. Даже если стены дома или офиса окрашены однотонным цветом, живописный орнамент, созданный с помощью трафарета, создаст колоритную палитру и выделит часть стены элементом достойным восхищения.

Украшение с помощью трафаретов орнаментов и узоров

В современном обществе принято удивлять и поражать изысками, оригинальностью, тонкой чувственностью композиций. Наиболее популярные виды дизайнов помещений, созданных при помощи трафаретов орнаментов и узоров, мгновенно становятся особенными, создают характерность стилистики, привносят штрихи необычности, придавая интерьеру оттенок неординарности. Поэтому повсеместно в России создаются следующие виды декора:

  • Скандинавский.
  • Лофт.
  • Ампир.
  • Модерн.
  • Винтаж.
  • Ар-деко.
  • Поп-Арт.

Стили интерьера подбираются согласно предпочтениям хозяев и основываясь на общем дизайне жилплощади. Например, Морской стиль приобретает изысканную и дополненную композицию, если на стенах будут расположены волны, рыбы, океанические водоросли, пляжные композиции, песок. Для стиля Авангард прекрасным дополнением станут картины с неординарными изображениями людей, птиц. А в смешанном стиле интерьеров, Хай-тек и Эклектике удачно будут смотреться фантастически красивые растения, орнаменты и узоры.

Чтобы создать прекрасный вид собственного жилья или рабочего кабинета, совершенно не обязательно быть дизайнером помещений. Достаточно трафарет орнамент купить в и построить изысканный, эстетически привлекательный, художественный мир по собственным эскизам и разработкам. Это позволяет человеку совершенствоваться, воплощать самые смелые идеи, зажигать воображение, основанное на организации пространства.

Приобретение трафаретов орнаментов и узоров

Несомненно, стильный предмет интерьера, способный акцентировать внимание, достоин своего почетного места. Качественные и недорогие трафареты орнаментов и узоров станут приятным дополнением для создания собственного вида декора у вас дома. Стены приобретают законченный внешний вид. Обстановка кажется более утонченной и необычной.

Обращайтесь в «Олстик»! Наши специалисты помогут с выбором!

Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры. Множество изображений потрясающей красоты дошло до нас еще из глубины веков. У каждого народа присутствует свой неповторимый почерк, зависящий от многих факторов. Нарисовать казахский, чувашский, хантыйский, осетинский, дагестанский, марийский орнамент или узор в картинках не сложно, они считаются самыми красивыми. Свою роль играет культура, местоположение на планете и индивидуальные особенности каждого мастера. Нельзя не радоваться тому, что эти национальные графические и этнические орнаменты и узоры — искусство, добравшееся до наших дней, и не исчезнувшее до сих пор, это как раскраска.

Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры

Тенденция держать дома посуду с народной росписью, украшать интерьер орнаментами и удмуртским узорам, с каждым днем больше входит в моду. Даже если не быть художником, можно приобрести трафареты или распечатать их с помощью бумаги, лист а4. Затем уже готовые шаблоны использовать так, подскажет внутренний голос. Например сделать детские цветные открытки.

Народные мастерские, в которых можно заказать такие трафареты или пригласить художника, обычно существуют в глубинке. Но и в столице можно при желании можно найти мастеров, которые могут нанести как простой орнамент или узор, так и более сложный. Украсить, к примеру, комнату ребенка такой росписью – большая радость для детей.

Есть орнаменты геометрические, не несущие никакого подтекста. Есть такие, которые содержат в себе какие-то значения и символы.

Мотивы орнаментов

На вышитых полотенцах чаще всего встречаются простые геометрические фигуры: ромбы, треугольники, квадраты. Более поздний орнамент удмуртский уже имеет цветы. Появление красных маков, роз и других растений объясняется увеличением влияния украинской культуры.

Наиболее распространен в вышивке силуэт водоплавающей птицы. Этот элемент присутствует у многих народов Урала. С ним связан один древний миф. В нем говорится, что птица может нырнуть на дно океана и принести кусочек земли, из которого много веков назад возникла суша.

Мотив водоплавающей птицы обязательно присутствовал на рукаве свадебной рубахи девушки. Позднее он начал выглядеть как крылья утки.

Удмуртия

В настоящее время Удмуртия является республикой в составе Российской Федерации. Входит в Приволжский федеральный округ. Республика находится на Среднем Урале. С двух сторон её окружают реки Кама и Вятка. Соседями республики являются Пермский край, Кировская область, Татарстан, а также Башкортостан.

Территория делится на 25 районов. Главный город – Ижевск. Городское население преобладает над сельским. Для жителей села основным занятием является охота, пчеловодство и животноводство. Основу экономики составляет промышленность и сельское хозяйство. Хорошо развита черная металлургия, машиностроение, деревообработка. Выращиваются кормовые и зерновые культуры, разводятся овцы и крупный рогатый скот.

Население республики составляет 1545 тысяч человек. В Удмуртии проживают татары, башкиры, украинцы, белорусы, азербайджанцы и другие. Титульной нацией являются удмурты, их численность в республике составляет около 30 %. Русских, проживающих в Удмуртии, приблизительно 60 %. Всего здесь насчитывается около ста национальностей. В республике действуют два официальных языка: удмуртский и русский.

Символика цветов

Как и многие народы, удмурты представляли себе мир трехчастным. Согласно их верованию, создатель мира Инмар поделил Вселенную на три составляющие: небо, землю и подземный мир. Небо символизировал белый цвет, землю – красный, что олицетворяло кровь, жизнь и солнце. А подземный мир – черный. Позднее это сочетание перешло в символику флага Удмуртской республики.

Удмуртский орнамент прекрасно отображает то, как народ воспринимал мир. Например, женский нагрудник чаще всего вышивался так: посередине был большой красный треугольник, под ним находился черный или темно-синий. Сверху вышивались различные орнаменты светлыми цветами.

«Толэзё» – всё, что надо знать о древнем удмуртском знаке

Основу традиционного удмуртского искусства составляет геометрический орнамент, многие элементы которого имеют давние традиции и прослежены в археологическом наследии народов Камско-Вятского региона.

Среди них встречаются узоры, широко распространенные и относящиеся к явлениям общетипологического свойства. К таким относится знак восьмиконечной звезды
толэзё
‘лунный узор’, – один из главных удмуртских символов.

В наше время он представлен на гербе и флаге Удмуртской Республики и трактуется как восьмиконечный солярный знак, оберегающий от несчастий

.

Знак звезды толэзё ‘лунный узор’ составляет один из важных и популярных орнаментов в удмуртском искусстве XIX–XX вв.

Лунный узор

чаще всего использовали
северные удмурты
для украшения тканых, вышитых, резных, кружевных и вязаных частей женской одежды: концов полотенчатых головных уборов весяккышет, женской косынки куиньсэрго, нагрудников, подолов рубах, тканых поясов, краев рукавов.

Мотив лунного знака выявлен также в рисунках ковров, покрывал, вышитого ворота праздничной мужской рубахи, в резных узорах на прялках и деревянных подголовниках/изголовьях кроватей (йыразьпу

).

Как правило, каждая девушка и женщина на втором этаже кеноса

(летнее жилище удмуртов) имела отдельное место, в углу которого стояла широкая кровать или нары с резным или расписным изголовьем (
йыразьпу
) в форме скоса, клавшегося на кровать или нары под подушку.

Нередко такое изголовье было украшено орнаментом восьмиконечной звезды

.

В южных районах лунный узор встречается реже, им оформлены концы женских головных полотенец чалма, края передников и девичьего колпака, ковров, детское покрывало для люльки (кокы шобрет

), тканые заплечные люльки (
ныпъет
), прялки, вязаные женские чулки и рукавицы.

Как мы можем заметить, знак толэзё

востребован для украшения предметов, имеющих отношение к женщине и женской сфере деятельности – изготовлению женских нарядов, свадебной атрибутики, интимной жизни, рождению и воспитанию детей.

В археологическом наследии средневековых удмуртов выявлено множество орнаментальных мотивов, связанных с небесной сферой.

Это округлые штампы, разнообразные розетки, спиралевидные украшения, кресты, заключенные в круг и пр. Чаще всего такие узоры рассматриваются в качестве солярных знаков, однако, вполне возможно, что часть из них могла быть связана с символикой Луны

.

Что касается анализируемого нами мотива, то самое раннее резное изображение восьмиконечной звезды в нашем регионе относится к IX–XIII вв.

Обнаружено оно на костяном пряслице из раскопок А. П. Смирнова на Кушманском городище в бассейне р. Чепцы. Этот предмет связан с женскими домашними промыслами, входит в категорию предметов женского обихода.

Отметим интересный аспект, связанный с этим узором. Во время экспедиционных поездок по разным районам Кировской области в 2004– 2007 гг. в краеведческом музее с. Всехсвятское (Белохолуницкий р-н Кировской обл.) наше внимание привлекли два экспоната: вязаные ажурные шали, украшенные восьмиконечными звездами.

Более того, сходный орнамент был частью декора палисадника одного из жителей села.

До этого времени мы проехали десятки районов и посетили большинство музеев Кировской области, однако лунный узор

встретили лишь на удмуртских женских нагрудниках кабачи удмурток-ватка Слободского и Унинского р-нов.

Позднее вспомнилось, что окрестности с. Всехсвятского прежде входили в состав бывшей Сырьянской волости Слободского уезда Вятской губернии, в которой проживало удмуртское население.

В середине XVI в. они первыми приняли христианство и обрусели. Данный факт позволяет предполагать, что: Образ/мотив восьмиконечной звезды оказался воспроизведенным местными жителями на уровне архетипов сознания

, на уровне генетической памяти.

Удмуртское понятие толэзь (коми – тӧлысь) имеет общепермское происхождение и имеет три значения:

  1. небесное светило
  2. мифологизированный космический объект, требующий к себе особого почтения
  3. календарный месяц

В удмуртской мифологии Луна ассоциируется с женским образом, существуют представления о матери Месяца
/ Луны Толэзь Анай . В многочисленных фольклорных произведениях сохранились уподобления Солнца отцу/мужчине, а Луны – матери/женщине.

В основе архаичного удмуртского традиционного календаря лежит определение астрономического времени по лунным фазам. Не случайно, астрономический объект и номинация времени обозначается одним словом: толэзь

.

Начало удмуртского месяца совпадает с 15–20 числом православного численника. Следовательно, астрономическое время связано с биологическими фазами прибывания и убывания Луны

и потому короче времени, устанавливаемого по Солнцу.

Сохранились отголоски влияния лунного календаря на земледелие крестьян Вятской губернии в XIX – начале XX в. Луне небезосновательно приписывали свойство влиять на все растущее.

Так, в середине XIX в. русские и удмурты бывшего Глазовского уезда Вятской губернии вывозили навоз под зерновые культуры «на старом Месяце», а для удобрения трав – в первой половине месяца, при растущей Луне.

Еще в 1920-е гг. удмурты были уверены, что при «новом Месяце» навоз на поля вывозить не следует, не будет пользы, потому что при «растущей Луне» происходит наиболее активное сокодвижение снизу вверх, следовательно, пойдут в рост и сорняки.

Среди народов Среднего Поволжья и Приуралья мотив восьмиконечной звезды распространен неравномерно.

Он встречается у проживающих в контактной удмуртско-марийской зоне луговых и восточных марийцев

в составе узоров передников, концов свадебных полотенчатых подвесок, по краям женских головных платков, подолов рубах.

В чувашском изобразительном искусстве знак восьмиконечной звезды встречается реже и, скорее всего, связан с финно-угорским наследием в культуре чувашей.

Верховые чуваши

лунными знаками украшали женские налобные повязки, вышитые концы свадебного покрывала невесты, края свадебного платка жениха, а низовые чуваши – концы женских полотенчатых уборов сурпан, фабричные изделия XX в.

Сложенный в треугольник свадебный платок жениха (т. н. «платок зятя») вышивала невеста при свете Луны перед замужеством. В чувашском пантеоне божество

, олицетворяющее Луну, называли
Уайхтура
, почитались также жена и дети бога Луны.

В искусстве коми

этим узором орнаментированы концы вышитых полотенчатых уборов и тканые пояса, подолы женских рубах, у
башкир
– женские налобные повязки harayыc этнографической группы айлинцев, паласы.

Следует отметить, что такой орнамент не характерен для узоров искусства тюркоязычных этносов региона (татары и башкиры).

Мифологический персонаж, олицетворяющий Луну, у марийцев имеет сходное с удмуртами название Тылызе

.

В марийской мифологии небесное светило Тылзе Ава

(мать Луны) ассоциируется с
загробным миром
, областью смерти. Луна почиталась как ночное светило, как планета, определяющая ритмику времени в жизни людей.

Марийцы пользовались лунным времяисчислением при ведении сельского хозяйства, животноводства, в охотничьем промысле, в личной жизни.

Считали, что от луны зависят способность к деторождению, здоровье детей, приплод скота, урожаи хлебов и овощных культур.

Семантика ночного небесного светила довольно противоречива и варьируется в культурах разных народов. В большинстве случаев Луна является религиозным символом, означающим власть ночных сил.

«Символ постоянных трансформаций

и преобразований формы, она считается силой, управляющей превращениями в природе»

В народных верованиях славян Луна, Месяц устойчиво ассоциировались с загробным миром

и областью смерти и противопоставлялись Солнцу, как источнику дневного света, тепла и жизни.

Отмечалась также переменчивая природа Луны, которая в македонских поверьях может иметь два пола, быть то мужчиной (новолуние), то женщиной (полнолуние). Особо значима связь Луны с женским началом

(соответствие лунных фаз и женского месячного цикла) в народной медицине.

Лунное время – традиционная система счета времени, ориентированная на лунные фазы, регламентирует время в пределах месячного и недельного циклов (ср. совмещение значений ‘месяц, отрезок годового времени’ и ‘светило’ в славянском слове месяц).

Лунное время оказывается более органично включенным в общую систему традиционного мировоззрения. Это связано с такими свойствами Луны, как изменчивость и сравнительно короткий наблюдаемый цикл.

Благодаря этому Луна стала в народных поверьях символом биологического жизненного цикла

от рождения до смерти.

Вся повседневная хозяйственная деятельность, а также бытовое поведение, семейные обряды и ритуалы определяются фазами Луны, хотя предписания на этот счет нередко противоречивы: одна и та же фаза может оцениваться то как благоприятная, то как неблагоприятная (опасная) для того или иного предприятия.

Новолуние, молодой растущий Месяц, растущая Луна, Луна в прибыли, полнолуние, Луна на убыль, Луна на ущербе, безлуние.

Луна – весьма почитавшееся древнее божество во многих цивилизациях.

В доисламской Аравии и других семитских культурах поклонение Луне даже преобладало над культом Солнца. «Солнце отвечает за огненную активность и жизнь явленного мира, а Луна, в которой преобладающим является пассивный женский аспект, рассматривается как проводник к скрытым, неявленным феноменам жизни и природы.

Если в ряде древних традиций Луна представляла женские божества

или пассивный принцип творения, то в тевтонских, арабских и татарских мифах она олицетворяла
мужское начало
».

Полумесяц был священным символом вавилонской и халдейской Астарты, египетской Исиды и греческой Артемиды, римской Дианы. Позднее этот знак использовался в символике, связанной с Девой Марией.

В христианской мистике Мария с серпом означает женский принцип, привносящий свет во тьму ночи. Месяц использовался как символ безопасности в Византийской империи времен Константина.

Затем символ был перенят турками, после победы мусульман

над христианами и использовался султаном как
знак его могущества
.

Полумесяц стал символом
ислама
, противопоставленным кресту. Серп нарождающейся Луны обозначает и лунный день, и лунный элемент – серебро.

Новолунию приписывались магические свойства, например, способность исцелять болезни

, поэтому к нему приурочивались культовые действия и моления. Напротив, полнолуние считалось временем
активизации темных сил
.

На протяжении Средних веков лунная традиция продолжала ассоциироваться с женщиной

. В народных песнях и балладах женщинам советовали просить что-либо для себя не у Бога, а у своего собственного божества, лунной богини, которой они давали свои обещания.

Женщины христианской Европы во время праздников Луны выпекали лунные лепешки croissants, или «полумесяцы» «Луна из-за явной связи с менструальным циклом, “лунной” кровью, которая, как предполагается, дает жизнь любому человеческому зародышу в чреве, повсюду стала главным символом Богини-матери

».

Современные научные изыскания подтверждают связь цикличности Луны с жизненными циклами женщины.

Знаком Луны считалось серебро

. В Средневековье считали, что женщина должна молиться своему божеству, Луне при помощи кусочка серебра. Из этой легенды исходит распространенное суеверие, что женщина должна перевернуть серебряную монету, когда загадывает желание.

Даже в Библии упоминалась способность предсказывать будущее с помощью серебра. Иосиф Флавий использовал для этого серебряную чашу, которая символизировала Луну или «источник вод познания

».

Серебро – благородный блестящий серебристо-белый металл символизирует определенный уровень богатства. Символ защиты от порочных взглядов, мыслей и поступков. Символ верности, дружбы и любви, из серебра изготовляют кольца, нательные кресты и др.

Блеск серебра ассоциировался с лунным сиянием.

Соответствовала подобным воззрениям и исключительно важная роль серебра в удмуртских обрядах

и представлениях. Непременным атрибутом женского костюма при молениях на священных местах являлись серебряные серьги и перстень. Серебряные культовые пластины, другие серебряные изделия широко использовались в культовой деятельности.

Монеты, в том числе серебряные, выполняли функции желанных подарков в отношениях между отдельными индивидами и лучших жертвенных приношений божествам всех уровней и рангов, душам умерших предков.

Им приписывали очищающие и защитные свойства, умение охранять от злых сил и влияний. Эти предметы являлись памятными знаками, способствовали благополучному возвращению домой из дальних (реальных и мифических) странствий, способствовали плодородию.

В обрядах гаданий они служили средством, позволяющим предсказывать будущее, а в колдовской практике символизировали знаки особых сакральных знаний

и умений.

А в целом, серебряные изделия служили знаком богатства, престижности, высокого социального статуса владельца.

Они способствовали плодородию природы, усиливали плодоносящие силы человека, скота, обладали очищающими и оберегающими свойствами, использовались во время гаданий как средство, способствующее прогнозированию будущего. Их металлический звон и блеск защищали людей и скот от сил зла, болезней и других напастей.

Фольклорные тексты свидетельствуют, что наличие на пальце серебряного кольца рассматривалось удмуртами как признак счастливой жизни и достатка. Серебряные кольца выступали также знаками особого сакрального знания.

Обратимся к происхождению лунного знака.

По результатам изысканий искусствоведа К. М. Климова, орнаментальный мотив – восьмилучевая звезда

, являет собой устойчивый образконцепт в культурной традиции многих народов Евразии – Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока, Средней Азии, Центральной и Восточной Европы.

Его используют в области архитектурного декора, в декоративно-прикладном искусстве и нумизматике.

Климов выявил, что самые ранние находки восьмилучевой звезды сделаны на Ближнем Востоке, в Передней и в Центральной Азии. Так, в бассейне р. Иордан на поселении Телль-эль-Рассуль IV тыс. до н. э. известна фреска, на которой изображены люди и птицы и большая звезда, в ней помещены еще две восьмилучевые звезды, одна в другой.

Однако, обратим внимание на отличие этих звезд от удмуртского знака.

На отмеченной выше фреске представлены октаграммы, на которых расстояние между всеми лучами восьмиконечной звезды одинаковое. На удмуртском знаке толэзе восемь лучей сгруппированы попарно, при этом четыре сдвоенных луча образуют форму креста

.

Аналогичный удмуртскому узор выявлен на глиняной чаше из поселения Чонг-депе в Центральной Азии (Южная Туркмения) и относится к эпохе энеолита IV–III тыс. до н. э.

На чаше обозначен орнамент, состоящий из четырех козликов, между которыми располагаются крупные кресты, заключенные в ромбические полихромные картуши. В пределах крестов даны изображения восьмилучевых звезд.

К. М. Климов очертил ареалы распространения этого образа в культуре и искусстве разных народов. Приведем некоторые примеры. Восьмилучевые фигуры на печатях Двуречья и Ирана были связаны с символикой созидания и плодородия, являлись символом месопотамской богини Иштар

.

В Средней Азии керамика с поселения Сапалли (Южный Узбекистан), украшенная налепными восьмилучевыми звездами по тулову и плечикам, предназначалась для ритуальных целей

, служила свидетельством поклонения небесным светилам и понималась «как солнечный символ».

В дворцовом комплексе АйХанум (узб. «Госпожа Луна») раскопан мозаичный пол в банном помещении с изображением восьмилучевой звезды. Близкие изображения встречались в Парфии, Анатолии.

В начале I тыс. н. э. во времена Византийской империи мотив восьмиконечной звезды, именуемый «Бейт Лехем» – Вифлеем, получил широкое распространение в оформлении христианских храмов Святой Земли и Византийской империи IV–XV вв.

В декоративном искусстве местного населения Палестины лунный знак используют для украшения изделий, предназначенных для проведения свадебного обряда

. Он здесь связан с идеей плодородия, символикой света и жизни.

Этот мотив популярен во всем арабском мире Ближнего Востока, как среди мусульман, так и среди христиан.

Этот знак встречается у турок-киприотов, в ковроделии Турции и Азербайджана и других народов, на Балканском полуострове, у финно-угорских народов Восточной Европы (венгры, прибалтийские финны, карелы, вепсы), у белорусов, украинцев, на Русском Севере, в западных областях России (Белгородская, Курская, Смоленская области)

Откуда и каким путем мотив лунного знака из Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока и Средней Азии проникает в наши края и, в частности, к удмуртам?

Можно предполагать, что этот орнаментальный элемент особенную популярность приобретает в период могущества Византии и широко распространяется в регионах, входящих в сферу ее влияния (Балканы, Прибалтика, Украина).

Процессы христианизации способствовали тому, что этот знак проникает далее, в северные и северовосточные ареалы – Восточная Европа, Скандинавия.

Возможно, что на Русский Север и в наши края образ восьмилучевой звезды мог попасть в связи с распространением православных идей и приобрел широкую популярность в декоративно-прикладном искусстве народов, в которых геометрический орнамент занимал господствующие позиции.

Таким образом, восьмилучевая звезда – один из самых древних

и многозначных символов, имеющий возраст около VI тысячелетий.

Мотив имел широкое распространение в культурной традиции многих народов Евразии.

Следует отметить при этом мозаичность распространения этого знака (он хорошо представлен в орнаментике одних народов, редко или почти не встречается в орнаментике других) и противоречивость его семантики (лунный знак у одних народов связан с мужским началом, а у других – с женским).

В Камско-Вятском регионе лунный знак встречается со времен средневековья и демонстрирует несомненную связь с женским началом.

Он ярко представлен на разных частях женской одежды, на бытовых изделиях и предметах интерьера, очерчивающих женскую сферу деятельности от подготовки к свадьбе до рождения и воспитания детей.

Приведенные данные позволяют реконструировать семантику узора восьмилучевой звезды как символ счастья

, благополучия, изобилия, знак плодородия и воспроизводства.

По какой-то причине лунный знак играет более значимую роль в удмуртской среде, чем у соседних народов нашего края.

Этот образ-концепт издавна был воспринят культурной традицией удмуртов, включен в базовую геометрическую основу декоративно-прикладного искусства, творчески переработан и стал одним из главных национальных удмуртских символов.

Автор статьи


Надежда Ивановна Шутова

cоветский и российский учёный, историк, археолог, этнолог. Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, профессор, Заслуженный деятель науки Удмуртской Республики.
Источник – Вестник Удмуртского университета, 2015, т. 25, вып. 4.

Источник: Дом Дружбы народов

Мировое дерево

Образ мирового дерева характеризует удмуртский национальный орнамент. Поскольку жители населяли в основном лесную местность, неудивительно, что с деревьями связано многое. Так, удмурты верили, что после смерти человек может обратиться в дерево. Каждый ствол с кроной имел свою душу, с ним можно было поговорить или помолиться ему. Больше всего удмурты поклонялись сосне, ели, рябине и березе.

Позднее мировое дерево перевоплотилось в образ богини плодородия, которая изображалась с поднятыми вверх руками. По бокам обязательно изображались ветки с листиками. Мать Солнце называлась у удмуртов Шунды-Мумы и не только являлась покровительницей небесного светила, но и отвечала за плодородие земель.

Звериные орнаменты

Удмуртский народный орнамент содержит много изображений зверей. Традиционно вышивались кабаны, бараны, рыси, орлы и соколы. Начиная уже с самых ранних этапов развития культуры, удмурты изображали коня. Если он был вышит на полотенце, то этот предмет обязательно нужно было взять с собой в путешествие, а на головном уборе невесты вышивали лошадь, желая счастливого семейного пути.

Другим популярным образом является медведь. Его чаще всего изображали без одного пальца. Такая традиция берет начало с ритуалов погребения шаманов. Когда умирал уважаемый человек, у него отрезали большой палец, который хранили в семье для благословения богов.

Солярные мотивы и свастика

Удмурты тесно ассимилировали с пермяками. Начиная с этого периода, орнамент удмуртский начинает приобретать солярные мотивы. Сначала различные изображения солнца используются в резьбе по дереву, изготовлении украшений, а позже переходят в вышивку.

Самым важным солярным мотивом является свастика. Этот элемент встречается у разных народов, в том числе и у удмуртов. Свастику вышивали на рушниках, одежде. Она выполняла защитную роль – отгоняла злых духов — и означала возрождение, рождение новой жизни, семьи.

Исследователи выделяют мотивы «питыри» (кружок с дыркой в середине) и «питырес» (кружок с орнаментом). Первый был обязательным элементом узора свадебного платка невесты, а второй всегда присутствовал на головных уборах женщин.

Восточные узоры: в гости к сказке

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность. Чаще они используются для росписи тканей, шелка, больших полотен. Восточный орнамент основан на ритме и построении элементов, на абстракции и стилизации реальных вещей. Корни этого искусства уходят в культуру Персии и Месопотамии. Каждый из узоров что-то символизирует.

К примеру, обычная розетка — символ вселенского круговорота. Выполненная в форме цветка, она имела множество разновидностей. Это только один из немногих расшифрованных символов. Что скрывают в себе другие узоры, может остаться вечной тайной.

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность

Самые частые мотивы восточных узоров — это растительный мотив, волшебные птицы и Мировое древо. В последнем соединяется масса символов наравне с реальными деталями. Восточный узор имеет еще одну особенность. Это ковровое заполнение. На поверхности узора сложно найти незанятое место. Линии, листочки, шишечки, колоски, травинки — ими заполнено все пространство. В частности это прием применяется в архитектуре, изготовлении декоративной посуды и одежды.

Еще некоторые узоры

Орнамент удмуртский очень поэтичен. В нем отображены основные верования, связанные с мифами и легендами. Не менее поэтично звучат и некоторые другие характерные мотивы. Например, радуга, небесная роса. Орнаменты, связанные с животными, – ястреб, след кошки, голова лягушки.

Ромб чаще всего изображался для пожелания порядка в доме. Несколько ромбов в ряд несли информацию о количестве сыновей в семье. Ромбы в мотивах более поздних вышивок обозначали пряник как символ достатка и благополучия.

Еще прямоугольник мог вышиваться с лучами, тогда он уже становился символом солнца. Это был обязательный элемент в оберегах от злых духов, болезней и сглазов.

С 15 века можно проследить еще одну тенденцию. На женских нагрудниках все чаще появляется еще один космический символ – луна. Ее изображали в виде восьмиконечной звезды, вокруг которой находились ромбовидные лучи. Без такого символа нельзя было справлять свадьбу. Считалось, что луна – покровитель ночи, и у молодых не будет детей, если знака не будет на одежде.

Сакральный смысл вышивок

Удмуртские орнаменты связаны и с религиозными представлениями народа.

Кроме того что расшитые ткани выглядели богато, каждый символ имел свое сакральное значение, связанное с верованиями и религиозными взглядами народа, отражал окружающие реалии. Они должны были призывать удачу, здоровье, плодородие, а также милость богов, которые представляли силы природы, земли и космоса.

Верх одежды отражал связь с небом, место на груди, где находилась душа по представлению народа, нуждалось в особой защите от магических воздействий. Для этого вышивались орнаменты Радуга, Светец, Небесная роса, различные обереги.

Солнце является одним из важнейших символов в ведических и славянских традициях. Его изображение, называемые коловоротом или свастикой, было и одним из любимейших мотивов в удмуртских орнаментах на одежде, орудиях труда, предметах быта.

Женщины вышивали их даже в войну под угрозой ареста. Символ Солнца изображался также ромбом.

По шаблону удмуртского орнамента внизу одежды размещались узоры, посвященные силам земли, располагалось небесное древо жизни «куак».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]