Погружаясь в удивительный мир славянской мифологии, мы знакомимся с самыми разными божествами. Самыми могущественными среди них являются боги Белого Света – такие, как, к примеру, Святовит, о котором и пойдёт речь. Некоторые исследователи считают его одним из воплощений доброго Белобога, другие – самостоятельным божеством.
Несомненно, Святовит играл важную роль в мирозданье и ежедневном жизненном цикле. Мы не можем представить нашу жизнь без дня и ночи, без света и тьмы, что сменяют друг друга. Однако сам Святовит был необычным светлым богом. Он выступал покровителем войны и честного сражения Какие же функции исполнял древнеславянский бог? Что сохранилось о нём в старинных источниках?
Имя Святовита
В фольклоре западных славян встречаются самые разные вариации имени Святовита. К примеру, можно увидеть формы Свентовид или Световид. Несмотря на различия в написании и звучании, речь идёт об одном и том же божестве. Конечно, происходит имя бога от славянских слов.
Первая часть его сразу же указывает на принадлежность Святовита к светлой стороне. Вторая же часть имени вызывает вопросы исследователей. Корень “вит” может указывать на родство со словами “витязь”, “воин”. Если такая трактовка верна, то Святовит – это “светлый воин”, что совершенно точно характеризует бога.
Святовит был не только воином, но и богом, дарующим процветание и плодородие Павел Васильевич Ильин «Свентовит»
Облик божества
Как же выглядел Святовит? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, поскольку ни одно из старинных изображений бога не дошло до наших дней. В некоторых источниках упоминается об Арконском храме, где располагался идол Святовита. Внешне он напоминал могучего воина. Крепкие доспехи защищали тело бога, под ним был добрый конь, что напоминал богатырского скакуна.
Однако в облике Святовита была одна необычная деталь. У него было четыре головы. Каждая из них была обращена в свою сторону и увенчана шлемом. Вероятно, именно благодаря такой способности видеть весь мир Святовит мог вовремя противостоять тёмным силам
Как мне кажется, именно город Аркона был центром культа этого бога. По крайней мере, так часто, как в отношении этого населенного пункта, Святовит нигде более не упоминается. В «Деяниях данов», созданных Саксоном Грамматиком в XIV веке, есть упоминание о храме бога:
“Посреди города (Арконы) была площадь, на которой стоял храм из дерева, изящнейшей работы… Внешняя стена здания выделялась аккуратной резьбой, грубой и неотделанной, включавшей формы разных вещей”.
У Святовита было четыре головы. Каждая из них была обращена в свою сторону и увенчана шлемом Виктор Анатольевич Корольков «Световид»
Отрывок, характеризующий Святовит
Наташа с утра этого дня не имела ни минуты свободы, и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей. В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла всё то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях. Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Всё смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу, равномерный гул голосов, шагов, приветствий – оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «charme de vous voir», [в восхищении, что вижу вас,] так же встретили и Ростовых с Перонской. Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее, и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь? – Charmante! [Очаровательна!] – сказал он, поцеловав кончики своих пальцев. В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее. «Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас» – подумала она. Перонская называла графине самых значительных лиц, бывших на бале. – Вот это голландский посланик, видите, седой, – говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых, обильных волос, окруженного дамами, которых он чему то заставлял смеяться. – А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен. – Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены. Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью. – Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи. – Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый! Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого то. Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров. Но, не дойдя до них, Безухой остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим. – Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? – сказала Наташа, указывая на князя Андрея. – Помните, он у нас ночевал в Отрадном. – А, вы его знаете? – сказала Перонская. – Терпеть не могу. Il fait a present la pluie et le beau temps. [От него теперь зависит дождливая или хорошая погода. (Франц. пословица, имеющая значение, что он имеет успех.)] И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него. – Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами. Вдруг всё зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли Польской, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас…» Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары Польского.
Почитание Святовита
Аркона была одним из главных культурных и политических центров балтийских славян, в частности, племени руян. Не исключено, что для них Святовит занимал главное место в пантеоне, затмевая могущество знаменитых Перуна или Сварога. К изваянию божества приносили подношения дважды в год – видимо, речь идёт о празднествах, посвящённых Святовиту. Саксон Грамматик отмечает особенные аспекты в облике бога:
“В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Кроме того, этот бог имел также храмы в многих других местах. Кроме того, при нем был конь, совершенно белый…”
Город Аркона был центром культа Святовита Александр Борисович Угланов «Рассвет Арконы»
Бог с особыми атрибутами
В этом описании можно отметить две важных детали. Святовит был не только воином, но и богом, дарующим процветание и плодородие (на это указывает рог). Кроме того, интересным символом является наличие четырёх голов. Это – не только четыре стороны света, но и четыре грани мира, четыре времени года. По сути, Святовит олицетворял собой весь мир, что был бескрайним и единым, поскольку соединялся в одном боге.
Меч в руке Святовита указывает на его принадлежность к светлому воинству, а также на связь с грозами. Обителью божества считалась небесная высь. Согласно преданиям западных славян, во время грозы происходила битва Святовита и тёмных духов, что желали захватить наш мир. Конечно, добрый бог одерживал победу.
Святовит – это светлый воин Дывоока Васильева «Световид»
Примечания
- [www.vostlit.info/Texts/rus/Gelmold/framegel3.htm Гельмольд, I-52]
- [www.vostlit.info/Texts/rus/Gelmold/framegel4.htm Гельмольд, I-83]
- [www.vostlit.info/Texts/rus/Gelmold/framegel1.htm Гельмольд, I-6] и [www.vostlit.info/Texts/rus/Gelmold/framegel5.htm Гельмольд, II-2]
- Wilhelm Gottlieb Beyer. [dlib.uni-rostock.de/servlets/YearbookInquiry?docid=839 Seitenblicke auf Rethra und Arkona]// Jahrbücher des Vereins für Mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde, 1867, p. 147.
- Иванова-Бучатская Ю. В.
Plattes Land: Символы северной Германии (славяно-германский этнокультурный синтез в междуречье Эльбы и Одера). — СПб: Наука, 2006. — С. 49. — ISBN 5-02-026470-9.
Функции и способности бога
Святовит, как рассказывают предания, появлялся над миром каждую ночь. Именно он был защитником света, который стремились поглотить враги. Святовит храбро сражался с любой нечистью и мрачными божествами. В «Славянской хронике» Гельмольда и вовсе указывается, что он занимает наивысшее место среди прочих богов:
“Среди множества славянских божеств главным является Свентовит (Zuantewith), бог земли ранской, так как он — самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают”.
Особое место при храме Святовита занимал конь бога. Его отбирали среди самых лучших лошадей. За животным тщательно ухаживали, давали ему лучшими кормами. Рассказывали, будто именно на этом коне бог каждую ночь совершает своё путешествие по небу. Как говорили в народе, случалось такое, что конь, оставленный на ночь в загоне, к утру был взмыленным и уставшим. Этот священный конь Святовита помогал предсказывать будущее.
С его помощью даже гадали. Животное жрец вёл под уздцы. Всё зависело от того, какой ногой и как переступит конь порог храма. Если первый шаг в святилище зверь делал с правой ноги – это сулило удачу. Если же спотыкался – следовало ждать трудностей и бед.
Всеволод Борисович Иванов «Храм бога Свентовида»
Святовит не так известен как Перун или Велес, однако для племён западных славян этот бог был главным в пантеоне. Он олицетворял собой свет, хотя оставался воином. Святовит был истинным защитником, витязем, что вынужден был каждую ночь вступать в битву с тьмой – во имя прихода нового дня, победы света.
На обложке: Казимир Перковский «Святовит»
Ссылки
Духи места Банник • Болотник • Водяной • Дворовой • Домовой • Леший • Морской царь • Овинник • Полевик • Хозяйка медной горы • Шубин Заложные покойники Вила • Дрекавац • Кикимора • Мавка • Русалка • Упырь • Шуликуны Мифические существа Алконост • Асилки • Баба Марта • Баба-яга • Бабай • Берегиня • Бес • Блуд • Бука • Ведьмак • Верлиока • Вечорка • Вий • Волколак • Гамаюн • Дабог • Денница • Доля • Заря • Злыдни • Змей Горыныч • Иван-да-марья • Караконджул • Клобук • Коргоруши • Коровья смерть • Кощей • Лихо • Лихорадка • Мороз • Неделя (воскресенье) • Ночница • Огненный змей • Полудница • Пятница • Рарог • Рожаницы • Сирин • Соловей-разбойник • Судженицы • Чёрт • Чугайстер • Чудо-юдо • Шишига • Юда Ритуальные персонажи Божич • Герман • Додола • Коляда • Кострома • Кострубонька • Купала • Марена • Масленица • Ярила Мифические места Алатырь • Беловодье • Буян • Ирий • Калинов мост • Китеж • Лукоморье • Лысая гора • Смородина Река • Тридевятое царство См. также Славянское язычество • Языческие святилища древних славян • Литература по славянской мифологии Примечания: 1 историчность божества спорна; 2 божественный статус спорен.