Русская народная традиционная вышивка: символ в каждом узоре

Закончилась страдная пора, отгуляны все осенние праздники, наступила пора отдыха и рукоделия. Девицы и женщины садились за прядение, вышивание, ткачество, шитье. Какие узоры выходили из-под рук самобытных мастериц! Да и вышивались они не абы как, а со значением. Порой на рубашке можно было прочитать целый сказ.

Девица готовила себе приданое и вышивала милому рубаху. И уж как она вышьет свою судьбу, так та и сложится. Не зря покровительница рукоделия Макошь (великая земля родящая и богиня-ткачиха) держит в своей руки нити судьбы человеческой. Обычному веретену, иголочке придавалось магическое значение.

Стежок к стежку игла рисует

Сложнейший колорит шитья.

И вышивальщица рискует

Уйти за грани бытия…

Раиса Наумова

ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ— ГАРМОНИЯ»

Схема народной вышивки «Русский крест – гармония»

Символы народной вышивки:

  • мужской символ «крест»
  • женский символ «ромб»
  • знак благополучия и соединения мужского и женского начал «засеянное зерно»

Для кого: для женщины, желающей укрепить свой имеющийся брак.

Значение: гармония.

Особенность этой вышивки: активность земной мужской силы.

Действие на женщину: лад в семье, благополучие в отношениях с мужчиной, повышение собственной активности, энергии, напористости, если необходимо — призыв души ребенка, благополучное рождение.

Действие на мужчину: лад в семье, благополучие в отношениях с женой, активизация жизненного , отвечающего за жизненные силы.

ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ – ПРИЗЫВ»

Схема народной вышивки «Русский крест – призыв»

Символы народной вышивки:

  • мужской символ «крест»
  • женский символ «ромб»
  • знак благополучия и соединения мужского и женского начал «засеянное зерно»

Для кого: для женщины, желающей найти своего суженного и сделать правильный выбор.

Особенность этой вышивки: преобладание женских энергий, как в земной, так и небесной сфере, мужская энергия в этой вышивке «небесная», то есть речь идёт о мужчине, родственном по духу.

Действие на женщину: телесная энергия, повышение привлекательности, возвышение способностей к предвидению и выбору, запуск в пространство призыва для мужчины — суженного.

Основные правила выбора узора

При выборе орнамента нужно внимательно изучить значения символов, а также цветовую гамму. Также рекомендуется опираться на географическое положение, чтобы поддержать местных мастериц. Чаще всего девушке предпочитают большие узоры, в то время мужчины обращают внимание на небольшие символы.

В статье подробно разобран вопрос значения, истории создания традиционной русской вышивки. Сейчас вышивка чаще выполняется из-за гонки за модными коллекциями, однако рекомендуется при выборе обращать внимание на историю создания орнамента. Славянские традиции вышивки бисером помогут придать образу привлекательности.

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РОССИИ «РУССКИЙ КРЕСТ – ЛЮБОВЬ»

Схема народной вышивки «Русский крест – любовь»

Символы народной вышивки:

  • мужской символ «крест»
  • женский символ «полуромб»

Для кого: для женщины, желающей воспламенить любовь мужчины, и для мужчины, желающего быть любимым.

Особенность этой вышивки: преобладание «земных» энергий, как мужской, так и женской, причём речь не идёт о рождении ребёнка, а именно о земной любви между мужчиной и женщиной.

Действие на женщину: телесная энергия, повышение привлекательности, увеличение эмоциональной власти над мужчиной, возрождение чувств в женщине, которые «перекидываются» на мужчину. Действие значительно усиливается, если такой же орнамент нанести на подол свитера.

Действие на мужчину: телесная энергия, повышение привлекательности, увеличение эмоциональной власти над женщиной, возрождение чувств в самом мужчине, которые «перекидываются» на женщину.

Особенности древнерусской техники вышивания

Удивительными по красоте, удобству, формированию осанки были традиционные русские одежды. А уж какой яркой и говорящей вышивкой они были украшены! Одежда и вышивка на ней должна соответствовать статусу и возрасту женщины и мужчины. Да и жилище всегда было украшено живописью нитями. Она красовалась на занавесках, скатертях, подзорах, одеялах, полотенцах, рушниках.

Золотное шитье и шитье жемчугом — очень нарядное украшение нитями из настоящего золота и серебра, речного жемчуга и перламутра. Для декора одежды и предметов быта использовались льняные, шелковые нити. Крестьянские женщины использовали нити попроще: льняные, хлопковые, шерстяные. Жемчуг и перламутр тоже был им доступен — реки всегда были рядом. Традиционной вышивкой в народном костюме украшались подолы, воротники, запястья — в этих случаях искусство было обережным. Такие узоры как будто закрывали вход к телу наговорам, злобе, сглазам.

Методы украшения вышивкой в разных регионах различались, существовало много способов, особенностей узора и расположения. Декоры различались на рубахах и сарафанах девиц, молодиц, женщин, вдов. Из одежды очень нарядно золотыми нитями расшивалась епанечка. Головные уборы для праздников покрывались богатой отделкой золотым шитьем, перламутром, жемчугом. Традиционные цвета: красный; оранжевый – цвет солнца, зарождения жизни; черный – цвет земли родящей.

Исторические сведения

Каждая крестьянская женщина владела искусством вышивки. Изделия использовались для собственных нужд, и только в девятнадцатом веке, с отменой крепостного права, стали вышивать на продажу.

Наиболее древняя вышивка — это украшенная одежда из захоронения на стоянке Сунгирь, она выполнена из бусин. Археологи считают, что ей 25000 лет.

В музеях хранятся образцы вышивок белой нитью косым швом, которые датируются 15—16 веками. С конца 17 — начала 19 века сохранились столешники и занавески, вышитые сложными геометрическими узорами и орнаментами, в этих узорах уже применялись и другие методы вышивки.

Пока из найденных самым древним экземпляром золотого шитья считается находка из кургана Черная могила. Она датируется второй половиной 10 века. В археологических раскопках находят довольно часто образцы золотой вышивки, датируемые 12—13 веками. Сама нить представляла собой шелк с навитой на него золотой и серебряной фольгой. Но, скорее всего, само искусство существовало и гораздо раньше, так как нити из хлопка, льна, шерсти вряд ли сохранились бы в земле до наших дней.

В Государственном историческом музее хранятся более 60 экземпляров золотных вышивок из погребений в курганах 13 века.

Народные северные традиции

Из северных строчек выделяется два основных вида: счетные (по счету нитей в ткани), несчетные (по контуру). Счетная делилась на верхошвы и сквозные швы.

Верхошвы исполнялись цветными и белыми нитями, входили в ткань, не нарушая порядок переплетения.

Это большая группа швов, в нее входили:

  • роспись — тонкая цветная двусторонняя линия через три—пять нитей ткани, внутри тонкой росписи создавались яркие цветные мотивы;
  • счетная гладь — плотные параллельные стежки через определенное количество нитей ткани;
  • набор — узор как будто набирается на ткани швом вперед иголку;
  • косая стежка — счетный шов по диагонали;
  • атласники — готовая вышивка очень ровная и гладкая;
  • косичка — при переплетении нитей образуется косичка;
  • поддевчатый шов — стежок, расположенный вертикально, обвит нитью.

Еще один из видов счетной вышивки — это мережка. Нити из ткани выдергивались по утку или по основе. Свободные ниточки в образовавшемся пространстве стягивались самым причудливым образом.

Строчка — заполнение по заранее выдерганной сетке различными видами узоров. Узоры получались просто кружевными.

Узорам Севера была свойственна строгая геометрия и симметрия, продиктованные счетными швами.

Со временем и на Север пришли более легкие в исполнении швы: тамбурный и стебельчатый. Позже всех пришел крест.

Вышивка всегда была украшением одежды и предметов домашнего быта, а женские и девичьи головные уборы декорировались особо нарядно. Ведь женщина в замужестве полностью покрывала свои волосы, чтобы ни единый волосок не выбился. Для украшения корун, перевязок, кокошников, венцов, повойников, кичек и косников использовалось сажение по бели. Выкладывался контур рисунка шнуром (белью), а по нему и пространстве между контурами пришивался жемчуг, бисер, блестки. Это были очень красивые головные уборы.

Бранная вышивка — еще одна визитная карточка северян. Стежок плотно шел к стежку, узор выкладывался по горизонтали.

Из мотивов для северян характерны геометрия, звери и всадники, птицы и растения. Самая любимая птица пава — символ любви и счастья – изображалась с поднятым крылом и огромным хвостом. В цветах преобладают мягкий красный, розовый, брусничный.

Техники южных областей

Для Юга Руси характерна односторонняя и счетная гладь, косая стежка и цветная перевить. В отличие от строгого Севера здесь царило многоцветье. Из узоров — строгая геометрия. Квадраты и ромбы символизировали плодородную землю. При цветной перевити продергивалась нить по утку и основе. Прореженные столбики многократно перевивались разноцветной нитью. По верху шли геометрические орнаменты, иногда дополненные бисером и лентами. Получалась многоуровневая вышивка.

Еще один вид — стлань. Пустое пространство между продерганными нитями заполнялось вышивкой, наподобие переплетения холста.

В Орловской губернии для отделки праздничного костюма, рушников, подзоров, скатертей применялся орловский спис — причудливый орнамент, изображавший символическое древо жизни. Контур выполнен тамбурным швом, заполнен многоцветьем — оранжевым, синим, красным, желтым, зеленым, черным — в технике «набор». Не обошла птица-пава стороной и южную вышивку.

Образы женских фигур, зверей, всадников были связаны с древними верованиями славян. Например, изображение на подоле Рожаницы способствовало зачатию. В основном все изображения символизировали изобилие. Такие узоры можно было читать, как сказки.

Центр страны

В Центре перемешались Юг с Севером. Здесь использовали и строгий счет, и свободную роспись, перевить, тамбур, гладь, белая гладь, золотое шитье. Отдельно можно выделить белую строчку. Орнамент выполнен белым по полупрозрачной сетке. Мотивы — от геометрии до изображения зверей, птиц, людей. Все изображения имели древнее символическое значение.

Завораживала мастерская белая гладь. На тоненькой ткани расцветали белым разные цветы – букеты, гирлянды. Там же развивались знаменитые владимирские швы – крупная гладь яркого красного цвета с вкраплениями желтого, синего, зеленого.

Со временем в обережную вышивку стали входить бытовые сцены. Узор становился все более декоративным. Вышивку стали выполнять по образцу, на продажу. Но настоящие творческие мастерицы и в образцы вносили собственные дополнения.

СХЕМА НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ «ЛУЧШАЯ ДОЛЯ»

Название «Лучшая доля» — не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных здесь.

Схема народной вышивки «Лучшая доля»

Символы народной вышивки:

  • «Полрепья — Предок»
  • женский символ «Ромб»
  • женский символ «Небесная Оленуха – Прародительница»
  • знак Богини — Матери, Хозяйки судеб, Великой Макошь

Для кого: для девочки и девушки с пожеланием безопасности в родительской семье, для женщины, желающей сохранить и приумножить имеющееся.

Значение славянских узоров: просьба — уверенность в лучшей доле на будущее

Особенность этой вышивки: в схеме народной вышивки преобладающее присутствие божественных сил: предки со стороны матери (символ «Небесная Оленуха – Прародительница») предки со стороны отца (символ «Орепий»), присутствие Богини Судьбы Макошь — всё это рядом с земным ромбом, символизирующим женщину — просительницу.

Действие на женщину: лад в семье, благополучие, благосостояние, уважение окружающих.

Крестецкая строчка

Тип нанесения — сквозной орнамент. Получил популярность с 60-х городов XIX века. Вышивка выполняется на «ломаной игле» кружевного вида, имеет геометрический узор, насыщена украшениями, разнообразием — отличается от других типов строк.

Крестецкая фабрика пережила несколько подъемов, спадов. Великая Отечественная война, смена власти в 90-х — всё повлияло на состояние фабрики. Сейчас у неё сменился владелец, задача — восстановить музей, который открылся в 1930 году. Используется для украшения полотенец, одеял, простыней.

ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «БЛАГОПОЛУЧИЕ»

Название «Благополучие» — не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных на этой схеме вышивки.

Народная вышивка России «Благополучие»

Символы народной вышивки:

  • Знак Солнце – Девы, Веснянки, дарующей радость и жизнь
  • Знаки Прибогов, приносящих дары с Неба
  • Знак Богини Мать — Сыра Земля, дарующей благополучие
  • Знак Небесной Тучи – Оленухи

Для кого: для незамужней женщины, для замужней женщины, желающей новый уровень в жизни, обеспеченность, спокойствие и уважение
Особенность этой вышивки: вышивка, мягко влияющая на ситуацию, приводит в движение небесные силы, которые начинают работать на богатство и спокойствие. Небесное покровительство Богини Мать — Сыра Земля создает всеобъемлющее покровительство, остальные знаки поддерживают эту древнюю славянскую магию

Действие на женщину: чувство спокойствия, осознания своей красоты и привлекательности, спокойное принятие заслуженного благополучия.

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РОССИИ «ДОСПЕХИ ПРЕДКОВ»

Название «Доспехи предков» — не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных здесь.

Народная вышивка России «Доспехи предков»

Символы народной вышивки:

  • знак «Крючки — Кони»
  • знак «Орепий — Предок»
  • Бога Перуна «Перунов цвет»

Для кого: мальчика и мужчины с целью защиты от влияний внешней среды

Значение славянских узоров: знак Перуна, Покровителя воинов в светлом тоне означает небесное покровительство этого Бога, присутствие коней земного цвета означает быстрое приближение этого покровительства; причина покровительства — Орепий — Предок, то есть мужчина защищен силой своих предков.

Особенность этой вышивки: быстрое приближение небесного покровительства Перуна и Предков, так как именно кони, впряженные в божественную колесницу, земного цвета.

Действие на мужчину: защищенность от неблагоприятного воздействия внешней среды, как физического, так и энергетического.

Материал и расцветки

Для золотного шитья использовалась волоченая золотая или серебряная нить. Металл протягивали через отверстие и вытаскивали тонкую проволочку. Затем стали использовать шелк или лен с намотанным на нить металлом. Еще для вышивки применялась бить — плоская металлическая полоса и канитель — металл, скрученный в упругую пружинку. Так как такие нити имели немаленькую цену, да и поистреплется тоненький металл, если будешь все время протаскивать его через ткань, то вышивка делалась способом в прикреп. Металлическая нить укладывалась в рисунок, а закреплялась она простой льняной нитью. Такое шитье и до сих пор используется в предметах церковного обихода. Под золото использовалась привозная ткань: камка, атлас. Очень эффектно смотрелись древнерусские орнаменты на бархате малинового и красного цвета.

Известна сохранившаяся пелена запрестольная «Спас на убрусе с предстоящими», датируемая 1389 годом. Она вышита на тафте цветным шелком. Шитье этой пелены называют живопись иглой. Исследователи древнерусского искусства считают, что пелена выполнена в честь победы на Куликовом поле Дмитрия Донского.

Еще одним из важнейших произведений древнерусского шитья считается пелена «Суздальский воздух» 1410— 1413 годов, выполненная на шелке в золотых и серебряных нитях.

В нарядной и декоративной древнерусской вышивке применялись нити золотые, серебряные, шелковые.

Древнерусское узорочье выполнялось и на простых льняных тканях. Особенно обильно украшались головные уборы. Женский покрывной платок-ширинка расписывался по легкой светлой ткани золотой, серебряной нитью, шелком, кружевом, речным жемчугом, перламутром.

Народная русская вышивка писалась на легкой и добротной крестьянской ткани из льна, крапивы, конопли. Шилось льном, бумагой (хлопком), гарусом (шерстью), шелком. Основной цвет был белый и красный по белому фону. Со временем стало больше разного природного цвета: синий, зеленый, оранжевый, желтый, черный.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]